Уточнение представлений об осени но существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т. д.).
Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.
Различение и называние комнатных растений, деревьев, кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду (листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.
Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.
Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, размер, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.
Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.
Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка, еж), о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.
Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.
|
Наблюдения
Изменения погоды в солнечный и пасмурный день. Небесные светила (солнце, звезды, луна). Изменение цвета листьев на участке, в лесу, на лугу. Травянистые растения и деревья. Листья клена, дуба, березы. Линька кошек и собак.
Состояние водоема. Птицы, животные водоема, насекомые (улетают, исчезают, прилетают к нам; приспособление животных к условиям сезона). Экологическое состояние водоема (65, 52). Рыбки в аквариуме. Комнатные растения. Работы в теплице и огороде.
Целевые прогулки в лес, на луг, в сад, в огород, к водоему, по участку, в поле.
Рассматривание картин
Домашние животные (кролик с крольчатами, утка с утятами). Дикие животные (белка, еж). Времена года (в слду, на огороде и в поле осенью). Серия «Уход за комнатными растениями». Дети кормят рыбок. Серия «Наши птицы». Наша Таня. Ф.Толстой. Ветка крыжовника. П. Кончаловскии. Клубника.
Игры
Какая сегодня погода? (2, 32). Песенка из деревни (4, 54). Опиши, я отгадаю (10, 14). Продайте то, что назову (10, 21). Все по домам (10, 27). Найди такой листок, как нп дереве (10, 26). Кто скорее соберет? (8, 69). Горячо — холодно (8, 69). Кто что делает? (8, 72). Охотник и пастух (8, 74). Кто в домике живет? (8, 79). Так бывает или нет? (8, 82). Где спряталась матрешки? (10, 18). Детки на ветке (29, 146). Угадай, что съел (10, 13). Опиши, мы отгадаем (Ю, 14).
Труд на участке
Уборка листьев на участке, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений. Сбор овощей и фруктов на огороде и в саду.
Посадка чеснока под зиму. Перекопка грядок на огороде, окапывание деревьев и кустарников (совместный труд воспитателя и детей).
Подготовка игровой площадки к зиме.
Подкормка птиц, других животных.
В уголке природы
Украшение уголка природы красивыми растениями и цветами, осенними листьями, овощами, фруктами. Устройство выставок «Дары природы», «Осенняя фантазия».
Уход за рыбками (серебрянка, золотая рыбка, комета, вуалехвост, телескоп).
Уход за птицами, морской свинкой, кроликом, комнатными растениями. Подготовка корма для обитателей уголки природы. Замена воды в аквариуме (совместно с воспитателем).
Опыты
1. С кошкой (определить, хорошее ли обоняние у кошки; выяснить, хорошо ли слышит кошка).
2. С растениями (подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений).
3. С водой (вкус, запах) (65, 28).
|
Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр).
Выделение одновременно двух свойств фигур (форма и цвет, форма и размер, размер и цвет).
Выделение пространственных отношений (вверх—вниз, направо—налево, назад—вперед).
Счет однородных и разнородных предметов в доступных ребенку пределах. Количественный и порядковый счет.
Сравнение численности множеств: одинаково, больше, на один больше, на один меньше и т. д.
Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине, массе, составление упорядоченных рядов (5—7 предметов), моделирование отношений.
Различение контрастных и смежных частей суток, определение их последовательности: «вчера», «сегодня», «завтра».
Понимание схематического изображения позы человека.
|
Игры
Переполох (13, 189). Внимание (задания В-1,2,3,4; 49, 101). Что изменилось? (2, 28). День рождения куклы (2, 29). Запомни картинки (2, 29). Повторяйте друг за другом (2, 29). Чем похожи, чем различаются? Подбери пару (14, 52). Зверюшки на дорожках (6, 28). Мастерская форм (2, 24). Нарисуй картинку палочками (6, 35). Муравьи (3, 11). Спортсмены строятся (2, 25). Обед для матрешек (2, 25). Что бывает широкое, длинное и т.д. (11, 46). Какой предмет? (8, 89). Головоломки (2, 22). Игры с блоками Дьенеша (24, 76). Добавь слово (11, 44). Узнай, что изменилось (8, 66). Посади огород (6, 28). Что дальше? (11, 45). Когда это бывает? (8, 89; 11, 45). Разноцветная вода (2, 27). Цветные дома (2, 27). Цветные картинки (6, 31). Цветное домино (14, 49). Рыбки живые и игрушечные (70, 14-15).
|
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция).
Подведение детей к пониманию того, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый и т. д.).
Овладение умением располагать изображение на листе бумаги, строить планы по всему листу; и сюжетном изображении — передавать пространственную и временную взаимосвязь.
Освоение умений использовать формообразующие движения, проводить узкие, широкие полосы (концом кисти, плашмя), кольца, дуги, точки.
В декоративном изображении уметь нарядно украшать основу (чередование, простейшая симметрия цветовых пятен геометрического узора).
Создание нарядных декоративных обобщенных образов, соотнося их по цвету с фоном. Освоение умений пользоваться ножницами по прямой, диагонали.
Понимание назначения книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги.
Освоение в лепке операций: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей, прижимая и примазывая их.
Овладение умением создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, умением анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
Создание поделок из частей (из природного материала). Формирование умений соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, при рассматривании книжных иллюстраций — воспроизводить по ним текст рассказа или сказки.
тие в играх-имитациях, в хороводных играх.
|
Лепка
Волшебный комочек. Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат (5, 108). Овощи для магазина. Грибы в корзинках (5, 101). Как еж готовится к зиме. Вам знаком такой зверек? (Лепка по загадке про зайца). Курица с цыплятами. Котята (по стих. С.Маршака). Подарки ко дню рождения (5, 59). Веселые матрешки. Мое любимое животное. Забавные зверюшки (по Е. И. Чарушину). Лодочка с веслами.
Аппликация
Поспели яблоки в саду (коллективная). Угостим зайчиков морковкой. Поможем белочке заготовить на зиму грибы. Что где растет? Укроем землю листочками (коллективная). Осенний ковер. Утка с утятами. Теремок. Сказочный лес вокруг теремка (ели, сосны). Девочка в длинной шубке. Украшение костюма для клоуна Петрушки.
Рисование
Ромашки в траве или красивые цветы (47, 48). Радостная осень (15, 69). Кошкин дом (по песенке «Дон! Дон!»)
Кто живет в осеннем лесу? (15, 69). Птичий дом, птичий двор (15, 75). Грустная осень (15, 72). Салфетка для пирожного. Что ты, осень, нам в подарок принесла? Зайцы на полянке (32, 32). Зачем в книжках нужны картинки? (20, 36). Добрый сказочник Ю. А. Васнецов (20, 37). Знакомство с трудом художника (88, 29). Придумаем натюрморт (88, 31).
Конструирование
Гриб (из природного материала; 41, 43). Дедушка Мазай и зайцы (42, 18). Город мастеров (мебель для кукол; 42, 22). Теремок (по образцу; 41, 34). Преобразование домика в теремок (42, 31). Терем-теремок (41, 34). Заборчик (по условию; 41, 34). Ворота (41, 34). Сарайчики и гаражи для своей машины (по условию; 41, 35). Постройка сарая для различных животных (41, 36). Игра в волшебников (42, 65).
Ручной труд
Плетеный коврик (42, 68). Конура для собаки (41, 41).
Музыкально-театрализованная деятельность
Концерт «Осень разноцветная» (38, 60).
Инсценировки. «Лиса и заяц». «Как непослушный котенок обжег себе лапу» (придумывание). «Как у Наташи чуть не улетела птичка». «Оживим наши сказки» (14, 51).
Фланелеграф. Кто как от дождя спасается (38, 49). Театр игрушек. Про машину (38, 50). Почему они одинокие (38, 52). Кукольный театр. Лесная история (38, 57). Литературная викторина. Игры с пальчиками. Праздник урожая.
Развлечение: в гостях у детей гном Дрёма (ДВ, 1998, № 10, с. 148).
Художественная литература
Потешки, песенки
«Я по лесу, по зеленому бреду...» (33, 219). «Ножки, ножки, где вы были?..» (33, 219). «Ваня, Ванечкп! Куда ходил?..» (33, 214). Наш козел (ДВ, 1994, №4, с. 80). «Стучит, бренчит по улице...» (33, 217). Зайчишка-трусишка (33, 219). Во поле рябинушка (33, 214). Птичий двор (75, 151).
Считалки, загадки, скороговорки, сказки Привередница (обр. В.Даля; 33, 256). Жихарка (обр. И.Карнауховой; 33, 240). Лисичка со скалочкой (обр. М.Булатова). Три поросенка (английская, пер. С.Маршака; 33, 281). Ш.Перро. Красная шапочка (пер. с франц. А.Введенского; 33, 271). Э.Мошков-ская. Чужая морковка. Ю.Дмитриев. Что такое лес? Э.Блайтон. Знаменитый утенок Тим (пер. с англ. Э.Паперной).
Стихи
И.Бунин. Листопад (отрывок). «Осенние листья по ветру кружат...». А.Майков. «Кроет уж лист золотой...» (33, 295). Ю.Тувим. Овощи. Н.Егоров. Редиска. Тыква. Морковка. Горох. Лук. Огурцы. С. Черный. Кто? (36, 145). О.Дриз. Правая и левая (пер. с еврейск.
Р. Сефа). С.Михалков. Дядя Степа. Э.Мошковская. Добежали до вчера. И.Токмакова. Ветрено. Сосны. Д.Хармс. Игра.
Повести и рассказы
К.Ушинский. Бодливая корова. А.Введенский. О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке. Е. Казаков. «Чик-чик ножницами». Ю.Пермяк. Торопливый ножик. М.Пришвин. Журка.
|
Различение людей разного возраста и пола, выделение некоторых особенностей их внешности, одежды, обуви, рода занятий.
Сравнение разных ярко выраженных эмоциональных состояний взрослых и детей. Умение видеть проявление эмоционального состояния в выражении лица, жестах интонации голоса.
Углубление представлений о членах семьи и ближайших родственниках.
Представление о детях разного пола и возраста (об особенностях грудных детей, дошкольников, школьников).
Знание своего имени, фамилии, возраста, улицы, двора, квартиры.
Представление о некоторых особенностях своего организма (руки, ноги, уши, глаза, ресницы, нос).
Освоение способов ролевого поведения в игре, умения исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом развивающегося сюжета.
|
Угадай, кто это (мальчик, девочка). Кто веселый, грустный, сердитый? Узнай своих родственников (по фотографии). Как бы ты поступил? За что бы я сегодня себя похвалил? Баюшки-баю (14, 35). Кукольный детский сад (14, 36). Музыка для кукол (14, 39). Нас лечат врач-стоматолог и медсестра (14, 40). Что кому нужно для совместной работы (14, 40). Распутай путаницу (14, 41). Новоселье куклы (8, 63). Что кому? (8, 64). Где это можно купить? (8, 76).
Общение
Каким я был, какой я сейчас, каким я буду. Что нам осень принесла? Краски осени. Мы в автобусе, у врача, в кинотеатре. Мои любимые друзья. Мой хороший поступок. Как мы помогаем птицам. Как я играл. Вкусно — невкусно. Я — помощник. Мое любимое животное. Мой любимый цветок. Почему болят зубы? Чем мы можем помочь работникам прачечной?
Труд взрослых
Врач. Стоматолог. Прачка. Кастелянша.
Сюжетно-ролевые игры
Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача. Прачечная (выдача и прием белья).
|
Совершенствование координации движений, равновесия, умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях, лазать по гимнастической стенке, ловить мяч кистями рук.
Приобщение к народным играм.
Овладение навыками катания на велосипеде.
|
Подвижные игры
Пилоты. Цветные автомобили. Птички и кошка. Найди себе пару. Зайка серый умывается. Перелет птиц. Подбрось. Поймай. Кегли. Школа мяча. Мяч через сетку. Найди, где спрятано.
Игры-забавы
На площадке, на лугу, в лесу (31; 24, 92). Катание на велосипеде, самокате. Катание на качелях.
Народные игры
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (8, 77). «Гуси-гуси» (8, 81). Мыши (8, 78; 11, 34).
|