Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 9» г.Чусового Пермского края

Урок по общей биологии
Тема: «Основные этапы эволюции человека»

Разработка преподавателя биологии высшей квалификационной категории

Журавлевой Нэлли Владимировны

Тема урока: «Основные этапы эволюции человека»

Тип: Получение новых знаний.

Метод: Проблемный, частично поисковый.

Цели урока:

Образовательные: Создание условий, чтобы учащиеся

-изучили основные этапы антропогенеза;

- смогли установить причины и движущие силы эволюции человека;

- смогли установить место человека в современной системе органического мира



Развивающие: Развитие познавательного интереса учащихся через наглядные и технические средства обучения.

Формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие устной речи.



Воспитательные: Воспитание у учащихся положительной мотивации к

учению. Воспитание умения слушать ответы других

учащихся.

Оснащение урока:




  1. Коллекция «Происхождение человека

  2. Таблицы по общей биологии «Происхождение человека».

  3. Самодельная таблица «Место человека в системе органического мира».

  4. Карточки с терминами по этапам эволюции человека.

  5. Набор диапозитивов для кадоскопа.


Ход урока




п∕п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационная часть занятия

Создание положительной мотивации

Восприятие информации преподавателя

Достижение взаимопонимания

2.

Актуализация опорных знаний учащихся

Организация беседы об истории взглядов на происхождение человека и доказательствах животного происхождения человека

Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов

Выход в ходе беседы на тему данного урока

3.

Сообщение темы, цели и задач урока

Организация сотрудничества,

выводящая на определение темы и целей урока



Восприятие информации преподавателя

Выход на первую проблему урока: «Каковы основные этапы антропогенеза»

4.

Восприятие нового осмысление учебного материала

а) Рассказ с использованием таблицы и схемы эволюции предков человека;
б) вывод на основе рассказа и нацеливание учащихся на продолжение решения первой проблемы;
в) Организация деятельности учащихся по обсуждению основных этапов эволюции человека с использованием заполненной учащимися таблицы (открыть таблицу на доске заполненную преподавателем заранее);

г) Постановка второй проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение



а) Осмысление материала и заполнение первой части таблицы с помощью преподавателя;

б) Сообщения учащихся (три выступления). Восприятие, осмысление материала остальными и заполнение трех оставшихся частей таблицы по ходу сообщений;

в) Участие в обсуждении прогрессивных черт во внешнем облике и образе жизни предков человека.

г) Участие в обсуждении вопроса о причинах и движущих силах эволюции органического мира по Дарвину и социальных факторах эволюции человека.



Начало решения первой проблемы, формирование навыков заполнения таблицы.

Накопление фактического материала для последующей беседы.


Завершение решения первой проблемы и выход на вторую проблему: «Каковы причины и движущие силы эволюции человека?» Определение степени усвоения учебных элементов.

Решение второй проблемы.


5.

Обобщение и систематизация знаний

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостную систему предмета.

Осознание решения поставленных проблем и места человека в системе органического мира.

Самоконтроль усвоения нового материала.

6.

Подведение итогов

Обобщение результатов работы на уроке

Осознание итогов урока

Рефлексия

7

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Осознание необходимости выполнения домашнего задания






Схема на доске.

человек умелый

горилла австралопитеки

шимпанзе


дриопитеки гиббон

орангутанг



парапитеки

Карточки-транспаранты с терминами



Древнейшие люди




Питекантроп




Синантроп







Древние люди




Неандертальцы










Первые современные люди




Кроманьонцы


Таблица. Положение человека в современной системе.


Империя

Клеточные

Царство

Животные

Тип

Позвоночные, хордовые

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Семейство

Гоминиды (люди)

Род

Человек

Вид

Человек разумный ( Homo sapiens)


Таблица. Основные этапы эволюции человека


Предки человека

Где и когда жили?

Прогрессивные черты во внешнем виде

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Исходные формы: австралопитеки (южная обезъяна)

Южная и восточная Азия и Африка

Рост 120-140 см объем мозга 500-600см2

Ходили на двух ногах, жили среди скал.

Использовали камни и палки

Древнейшие люди.

1.Питекантроп

2. Синантроп


Африка,

о. Ява, Китай

1млн-400

тыс. лет назад



Рост 150-160 см объем мозга 900-1200 см3 , низкий лоб,

надбровные дуги, нет под- бородочного выступа.



Жили стадами в пещерах, поль- зовались огнем.

Изготовляли орудия труда из камня, кости,

использовали палки.






Древние люди.

1.Неандертальцы



Европа, Африка, Средняя Азия.

150 тыс. лет назад



Рост155-165 см, объем мозга –

1400 см3 , низкий лоб,

Надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо.


Жили группами по 100 человек

в пещерах,

использовали огонь, одевали шкуры.

В общении использовали жесты и прими-

тивную речь.


Изготовляли из камня и дерева.

Первые современные люди.

1.Кроманьонцы



Повсеместно

30-40 тыс. лет назад



Рост 180 см, объем мозга1600см3 .

Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть



подбородочный выступ.

Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных.

Изготовляли из камня и дерева.

Основные этапы эволюции человека
61.46kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок №21: «Основные этапы эволюции человека».

Изучи более подробно последние 5 стадий антропогенеза и дай описательную характеристику всем представителям

33.07kb.

24 09 2014
1 стр.


Приложение 1 Комплект «Этапы эволюции человека»
66.35kb.

24 09 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу "Теория эволюции"

Понятие эволюции. Теория биологической эволюции. Предмет и цели. Этапы становления эволюционной теории. Современные проблемы теории эволюции

54.7kb.

14 12 2014
1 стр.


План Введение Психика как результат эволюции материи Основные этапы развития психики у животных Развитие высших психических функций у человека Заключение Литература

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает

153.97kb.

01 10 2014
1 стр.


3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции

Подобное совмещение в одном и том же элементе и конструктивной и художественно-выразительной стороны архитектуры придало греческому храму простоту и лаконичность, характерные для г

144.46kb.

01 10 2014
1 стр.


Современная теория эволюции

Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку

45.97kb.

16 12 2014
1 стр.


1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники

Деятельность человека всегда связана с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации

58.42kb.

12 10 2014
1 стр.