Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема урока: Современная теория эволюции.
Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку.
Тип урока: обобщающий урок с использованием технологии "критическое мышление"
Методические особенности: на уроке используется групповая форма работы; класс делится на 6 групп, каждая из которых получает домашнее задание, а затем презентует и защищает его
Задачи урока: а) образовательные

  • сформулировать основные положения современной теории эволюции

  • выяснить вклад российских и зарубежных ученых в развитие теории эволюции

б) воспитательные



  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы

  • воспитание уважения к мнению оппонента при обсуждении вопросов эволюции

в) развивающие



  • развивать познавательный интерес к вопросам эволюции

  • развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения противоречивых вопросов СТЭ

  • способствовать развитию рефлексии при оценке собственных результатов работы


План урока.
1. Вступительное слово учителя.
Современный мир живой природы очень разнообразен. Он представлен - вирусами и бактериями, растениями и грибами, лишайниками, животными и человеком. Откуда такое многообразие? Кто и как сотворил это чудо?

Креационисты утверждают, сиё - есть результат божественного сотворения. Доказать это с позиции науки невозможно, но и опровергнуть тоже, т.к. процесс сотворения был единожды. Оппозиционеры утверждают, что современный органический мир есть результат эволюционного развития. Первый ученый, который создал научную теорию эволюции был Ч.Дарвин. Давайте вспомним основные положения его теории.

Впоследствии эта теория была дополнена открытиями современных ученых. Ваша цель на уроке - сопоставить положения теории Ч.Дарвина с современными открытиями и попытаться составить современную синтетическую теорию эволюции.

Какие вопросы, по-вашему мнению, должны быть освещены в теории? ( на доске учащиеся записывают вопросы, которые по их мнению лежат в основе теории эволюции)



2. Работа в группах.

а) на втором этапе урока каждая группа выступает у доски, презентуя результаты домашней работы

Вопросы домашнего задания:
1 группа

Назовите единицу эволюции органического мира. Аргументируйте свой ответ.

Оформите результаты работы на листе А4.


2 группа.

Назовите причины эволюции органического мира. Покажите их роль в эволюции.

Оформите результаты работы на листе А4.


3 группа.

Выясните направления и пути эволюции органического мира. Дайте им краткую характеристику.

Оформите результаты работы на листе А4.


4 группа.

Выявите правила и закономерности эволюции органического мира. На конкретных примерах

раскройте их сущность. Результаты работы оформите на листе А4.


5 группа.

Назовите результаты эволюции органического мира. Объясните механизм их формирования.

Оформите результаты работы на листе А4.

6 группа - эксперты.

Изучите основные положения современной теории эволюции. Какие вопросы теории вам кажутся спорными?

Выясните их суть у специалистов каждой группы.

По результатам дискуссии сделайте вывод о правомерности полученных результатов СТЭ.

б) обсуждение результатов работы ( выступление учащихся от каждой группы (3-5 мин.), по окончании выступления рецензенты задают вопросы по спорным моментам выступления;
в) учитель предлагает учащимся сравнить СТЭ составленную ими, с теорией эволюции, которая имеет место быть в науке, оценить получившийся результат;
г) учитель: Какое значение имеет СТЭ в общенаучной картине мира? Какие положения теории научно не обоснованы и вызывают сомнения?

3. Итоги урока.

Оценка полученной теории.

Анализ выступлений учащихся.

Общий вывод по уроку:

До сих пор не утихают споры вокруг теории эволюции. Самым сложным остаётся вопрос о видообразовании, а именно он является основополагающим. Может быть в скором будущем, фундаментальные научные открытия позволят исправить этот недостаток. А пока можно сказать, мы изучаем, скорее философскую доктрину, а не научную теорию. Вопрос образования новых видов открыт! Наука нуждается в великих открытиях.


Оценки за урок:

Доашнее. задание: повторить формы размножения организмов.

Приложения.
1. Теория эволюции Ч. Дарвина


  • Единица эволюции – вид

  • Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

  • Приспособленность организмов, образование новых видов возникают в результате накопления видом мелких полезных изменений, которые оказываются полезными в новых условиях среды. Особи с такими изменениями сохраняются и в течение длительного времени, их количество внутри вида возрастает

  • Результаты эволюции: возникновение приспособлений, образование новых видов, многообразие видов в природе

2. Синтетическая теория эволюции



  • Минимальная единица эволюции – популяция

  • Мутации – это главные поставщики эволюционного материала

  • Миграции, волны жизни - это факторы, которые не направленно меняют генофонд популяций

  • Естественный отбор обеспечивает избирательное воспроизведение отдельных генотипов в популяции

  • Эволюция протекает тремя путями – арогенезом, аллогенезом, катогенезом

  • Эволюция протекает медленно и постепенно, не имеет финала, не обратима

  • Крупные таксоны образуются в результате макроэволюции под действием ароморфозов

  • В основе макроэволюции лежат микроэволюционные процессы

Современная теория эволюции

Цель урока: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку

45.97kb.

16 12 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу "Теория эволюции"

Понятие эволюции. Теория биологической эволюции. Предмет и цели. Этапы становления эволюционной теории. Современные проблемы теории эволюции

54.7kb.

14 12 2014
1 стр.


3-4 апреля 2012 г. Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика»

Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"

14.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Сборника «Шестоднев против эволюции» Москва, издательство

«Дарвин был неправ Теория эволюции, возмож­но, самая страшная ошибка, совершенная в науке» [цит по: 37, с. 48]

575.04kb.

14 12 2014
4 стр.


Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «теория эволюции»

С 34 Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Теория эволюции»: Арзамас: агпи, 2009. 36 с

584.89kb.

25 12 2014
4 стр.


Лекция Теория эволюции Ч. Дарвина

Креационисты считают, что организмы созданы изначально целесообразными, изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в

96.77kb.

14 10 2014
1 стр.


«Изменчивые формы вьюрков». Содержание урока: Додарвинские представления о происхождении и развитии жизни на Земле

Раскрыть движущие силы эволюции, роль наследственной изменчивости и естественного отбора в эволюции, вклад Ч. Дарвина в развитие учения об эволюции и развитие других наук

76.23kb.

16 12 2014
1 стр.


1. Космология, гравитация, внегалактическая астрономия. – 1

Современная космология и теория релятивистского гравитационного поля. Н. рук. – гл н с., д ф м н., проф. М. В. Сажин

82.8kb.

14 12 2014
1 стр.