Перейти на главную страницу
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 года
2008 г.
Реализация настоящей Стратегии должна способствовать решению приоритетных задач, стоящих перед ОАО «ОАК» в области развития военной, гражданской и транспортной авиации России, в том числе:
Для достижения стратегической цели развития необходимо определить рыночные ниши (продуктовые и географические) для позиционирования российских самолетов гражданской и военной авиации, обеспечить их конкурентоспособность по отношению к продукции иностранных самолетостроительных компаний, а также реализовать активную и гибкую политику продвижения российских самолетов на внутренний рынок и на экспорт.
Достижение ожидаемого результата реализации Стратегии обеспечивается при условии создания, как во внешней среде, так и внутри отрасли, необходимых условий роста производства и продаж российской авиатехники.
В настоящее время Корпорация не является значимым игроком на мировом рынке. В условиях существующего технологического уклада доступны два основных типа конкуренции – выведение на рынок нишевых продуктов, обеспечивающих начальные позиции на целевых рынках и реализация тактики «последователя», заимствующего технологии и решения на взаимовыгодных условиях с целью создания необходимого базиса для новых проектов.
Для сохранения доли на традиционных рынках в 2008-2012 годах должны быть реализованы существующие проекты и разработки. При невозможности обеспечения коммерческой эффективности в реализации всех проектов в данный период должны остаться только проекты, обеспеченные ресурсами.
ОАО «ОАК» при поддержке государства должно разработать и реализовать в 2008-2015 годах программу создания критических технологий, необходимых для создания конкурентоспособных продуктов в 2015-2025 годах. Ключевыми факторами успеха будут являться доступность современных материалов и технологии их обработки.
Существующие научно-технологическая, конструкторская и производственная базы, выпускаемый типаж авиационной техники и позиция на рынке не позволяют достичь этой цели, поэтому необходимо решить следующие задачи:
Важнейшим элементом Стратегии ОАО «ОАК» является организация научных работ в обеспечение модернизации выпускаемых и разработки перспективных воздушных судов. При этом необходимо развитие фундаментальных исследований и поисковых работ, реализуемых и координируемых научным сообществом, объединенным в единый авиационный научный центр.
Для минимизации затрат, исключения дублирования работ и соблюдения требуемых сроков вывода продуктов на рынок, будут сформированы несколько крупных межпрограммных проектов, выполняемых в интересах разработки нескольких типов воздушных судов. К таким проектам, в частности, относятся:
В период действия Стратегии необходимо определить облик и необходимые научно-технические заделы для начала производства дальнемагистральных самолетов большой пассажировместимости в кооперации с другими авиапроизводителями.
Перспективные разработки позиционируются на достижение технических характеристик, превосходящих параметры самолетов, выпускаемых основными конкурентами. Превосходство технических характеристик должно компенсировать объективные барьеры для выхода на рынок нового игрока – размер и качество сервисной сети, худшую стартовую рыночную позицию и снижающееся в связи с ростом цен на топливо влияние цены собственно самолета на общий уровень эксплуатационных расходов.
Стоимость проекта современного гражданского самолета делает невозможной его реализацию при ориентации только на внутренний российский рынок, поэтому важнейшим элементом Стратегии ОАО «ОАК» будет привлечение к проектам иностранных участников при условии сохранения за Корпорацией роли системного интегратора. При этом не исключается участие ОАО «ОАК» в проектах зарубежных авиапроизводителей в качестве субподрядчика.
Уровень продаж к 2025 году – 260-290 самолетов в год.
Средний годовой рост объемов производства – 22-25% в период 2008-2025 годов.
Общий объем производства в период 2008-2025 годов – около 2 600 самолетов.
Доля поставок на экспорт – не менее 60%.
Доля выручки от поставок гражданской авиатехники в общем объеме выручки ОАК в 2025 году – не менее 50%.
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ
3.1. Цели и принципы реализации стратегии
Стратегической целью ОАО «ОАК» в области военной авиации является обеспечение потребности Вооруженных сил России в перспективных образцах авиационной техники и увеличение доли России на мировом рынке военной авиации до 15-16%.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить:
Существующие проекты и разработки для создания техники нового поколения должны быть реализованы в 2008-2015 годах для сохранения доли на традиционных рынках. При этом предполагается, что предусмотренные государственными программами закупки со стороны российских вооруженных сил новых образцов авиационной техники, обеспечат «стартовый заказ» и дальнейшее продвижение самолетов боевой авиации на внешнем рынке.
ОАО «ОАК» необходимо обеспечить безусловное выполнение задач по развитию стратегической авиации как неотъемлемой части стратегических сил сдерживания.
Для достижения стратегических целей в области военной авиации ОАО «ОАК» необходимо решить следующие задачи:
Основным проектом является создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), обеспечивающего решение стратегических задач Вооруженных Сил РФ и поддержание необходимого потенциала, предусмотренного концепцией обеспечения национальной безопасности страны.
К 2015 году должны быть завершены опытно-конструкторские работы и постановка на серийное производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Создание ПАК ФА и реализация межправительственного соглашения с Индией должны стать важными предпосылками усиления позиций России на международных рынках. Научно-технический задел ПАК ФА будет развиваться в проектах перспективной военной авиационной техники.
Важнейшим направлением развития военной авиации являются беспилотные авиационные комплексы (БАК). Интенсивные ОКР по их созданию должны быть развернуты в кратчайшие сроки.
3.3. Индикаторы реализации стратегии в области военной авиации
Целевой показатель – 15% ежегодных продаж на мировом рынке.
Уровень продаж к 2025 г. – 110-130 самолетов в год.
Ежегодный рост объемов производства – 10-12% в период 2008-2025 годов.
Доля выручки от поставок военной авиатехники в общем объеме выручки ОАО «ОАК» в 2025 году – 30-40%.
Общий объем производства в период 2008-2025годов – около 2 300 самолетов фронтовой авиации и учебно-боевых самолетов, комплексов БЛА, где значительная доля произведенной военной авиационной техники должна быть поставлена на экспорт и/или произведена в режиме международной кооперации.
4. СТРАТЕГИЯ РАВИТИЯ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ
Развитие продуктового ряда в сегменте военно-транспортной авиационной техники обусловлено ограничением традиционных рынков и длительным циклом смены модельного ряда. Рыночное позиционирование Корпорации в данном сегменте связано с необходимостью обеспечения стратегических интересов Вооруженных сил РФ и замещением выбывающих самолетов (в том числе украинской разработки).
Для коммерческого сектора транспортной авиации ОАО «ОАК» может стать одним из главных поставщиков, как в сегменте рамповых самолетов, так и в сегменте грузовых модификаций пассажирских самолетов (на базе Ил-96, Ту-204, Ил-114 и зарубежных моделей). В данном секторе возможно эффективное производство традиционных моделей с необходимыми технологическими усовершенствованиями.
Ограниченный размер рынка в данном сегменте определяет необходимость применения комбинированной стратегии – модернизация старых моделей, разработка не более одного полноценного нового проекта и большой объем услуг по ремонту и сохранению на рынке существующего парка военно-транспортных самолетов.
Особенностью развития сегмента транспортной авиации является историческое распределение конструкторских и производственных мощностей вне пределов Российской Федерации. Основу ранее сформированного парка составляют самолеты, разработанные или производимые в Украине (ГАК «Авиация Украины») и Узбекистане (ГАО «ТАПОиЧ»). Интеграция или формирование стратегических альянсов с традиционными разработчиками и поставщиками самолетов данного сегмента позволят ОАО «ОАК» расширить рыночные возможности и оптимизировать производственные ресурсы.
Для достижения стратегических целей Корпорации необходимо решить следующие задачи:
Сохранение за Российской Федерацией компетенции в производстве транспортных самолетов сверхтяжелого класса (семейство Ан-124) в условиях перемещения акцента с военного на гражданский сегмент рынка перевозок уникальных негабаритных грузов обеспечивается за счет формирования консолидированного заказа на модернизацию, достройку и производство новых самолетов со стороны операторов рынка гражданских перевозок.
В начальный период возможно использование самолетов Ан-124 ВТА ВВС для их последующей модернизации и передачи в эксплуатацию коммерческим операторам рынка перевозок и восстановление надежной системы кооперации по основным комплектующим.
Реализация данного этапа обеспечит формирование рынка для этих самолетов и принятие в 2010-2011 годах решения о возобновлении серийного производства Ан-124 или о начале альтернативного проекта, обеспечивающего доминирование Корпорации в данном сегменте.
В сегменте тяжелых транспортных самолетов предусматривается развитие семейства Ил-76 с переносом производства (финальной сборки) на территорию Российской Федерации. При реализации этого проекта будет осуществлен переход на современные технологии проектирования и производства и достигнут современный технический уровень моделей данного класса, что обеспечит возможности ценового и рыночного перепозиционирования.
Расширение рынка тяжелых транспортных самолетов обеспечит экономически эффективную производственную программу выпуска в объеме 10-12 самолетов в год, начиная с 2010 года, и сохранение позиций ОАО «ОАК» в данном классе воздушных судов на долгосрочную перспективу. Для поддержки и расширения рынка сбыта также будет осуществлена программа модернизации эксплуатирующегося в России и за рубежом парка самолетов семейства Ил-76.
В классе средних транспортных самолетов предусматривается вывод на рынок международного проекта МТА, где в качестве системного интегратора выступает ОАО «ОАК». Осуществление данного проекта предполагает реализацию положений межправительственного соглашения с Республикой Индия, включая совместное проведение НИОКР и обеспечение производственной программы выпуска самолетов.
Для организации конструкторских работ в условиях дефицита в России проектных мощностей предусмотрена разработка схемы участия и условий привлечения к проекту конструкторских ресурсов Украины, а также кооперации работ в данном сегменте с ведущими мировыми производителями самолетов ВТА (например, испанская компания CASA).
Для обеспечения потребностей российских ВВС и эффективного вывода на рынок нового легкого военно-транспортного самолета, разрабатываемого на платформе Ил-112, предусмотрено формирование риск-разделенного партнерства, партнерами в котором могут стать украинские компании. За счет привлечения партнеров предполагается обеспечить привлечение дополнительных финансовых средств при одновременном увеличении финансирования программы со стороны Министерства обороны России.
4.3. Индикаторы реализации стратегии в области транспортной авиации
Целевой показатель – 20-30% ежегодных продаж на мировом рынке.
Уровень продаж к 2025 году – 40-60 самолетов в год.
Общий объем производства в период 2008-2025 годов – 900-950 рамповых самолетов всех классов.
Доля выручки от поставок рамповых военно-транспортных самолетов в общем объеме выручки Корпорации в 2025 году – 10-20%.
Экспортные поставки могут составлять не менее 55-65% годового выпуска рамповых транспортных самолетов.
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Основными целями первого этапа являются мобилизация ресурсов, необходимых для реализации Стратегии и формирование ключевых научно-технических заделов, необходимых для обеспечения устойчивого развития. В отношении структуры активов ОАО «ОАК» потребуется проведение их частичной реструктуризации и организационных преобразований, обеспечивающих целевую структуру ведения бизнеса по основным направлениям в гражданской, военной и транспортной авиации.
Рыночное позиционирование Корпорации на этом этапе будет обеспечиваться за счет максимальной отдачи от традиционных рынков и продуктов, а приоритетным будет внутренний рынок как элемент формирования «стартового заказа». Проникновение на мировой рынок в сегменте гражданской и военно-транспортной авиации будет носить нишевый характер.
На первом этапе будет также осуществлен запуск инвестиционных программ в критических технологиях, начата реорганизация работы с поставщиками, проведены необходимые корпоративные преобразования и подготовлен выход ОАО «ОАК» на рынок капитала для первичного размещения акций.
Финансирование деятельности Корпорации будет обеспечиваться в рамках принятых государственных программ и бюджетных параметров 2008-2010 годов в режиме сильной государственной поддержки. Основными источниками собственных средств будут доходы от реализации традиционных продуктов с высокой долей экспорта.
Этап 2. Развитие ключевых проектов
Основными целями второго этапа являются реализация ключевых проектов в каждом сегменте бизнеса и построение современной индустриальной модели, обеспечивающей расширение производства на новой технологической основе и достижение рентабельности производства, соответствующей лучшим международным отраслевым показателям.
Рыночное позиционирование будет определяться выводом новых продуктов (отдельных проектов) на традиционные и новые рынки. В этот период будут сформированы устойчивые альянсы с зарубежными партнерами и потенциал присутствия Корпорации на международном рынке в качестве самостоятельного сильного игрока.
В новых проектах ОАО «ОАК» будут реализованы результаты созданных научно-технических заделов. Неэффективные элементы производственного цикла будут замещены путем приобретения технологий и развития аутсорсинга как в России, так и за рубежом. Для всех продуктов будет установлен эффективный контроль над всей цепочкой их создания и производства, включая поставщиков.
Финансирование деятельности будет осуществляться при умеренной государственной поддержке, ограниченной механизмами ВТО. За счет получения статуса публичной компании ОАО «ОАК» будет иметь возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов для своего развития.
Этап 3. Устойчивое развитие в новой модели
Основными целями третьего этапа являются достижение целевых позиций на рынке и глобальная диверсификация деятельности Корпорации.
Рыночное позиционирование будет определяться развитием продуктового ряда по всем выбранным направлениям с приоритетом продаж на мировом рынке. Для расширения объемов деятельности Корпорации возможен «выход в новые бизнесы», обеспечивающий дальнейшее развитие перспективных проектов и гибридных продуктов.
В развитии ресурсов произойдет концентрация на ключевых компетенциях в области системной интеграции и обеспечении критических технологий с одновременным расширением аутсорсинга.
Финансирование деятельности ОАО «ОАК» будет осуществляться преимущественно за счет собственных ресурсов и роста капитализации, в том числе путем слияний и поглощений.
5.2. Ресурсное обеспечение Стратегии
Объективная ограниченность ресурсов требует их концентрации на наиболее перспективных направлениях в соответствии с приоритетами, определенными в продуктовой стратегии ОАО «ОАК». При этом недостаточно перспективные направления деятельности должны быть закрыты. Перераспределение ресурсов между гражданским и военным секторами авиации осуществляется с учетом соблюдения принципа безусловного достижения целей развития в соответствующих секторах авиации, определенных в Стратегии.
Концентрация ресурсов на выбранных направлениях осуществляется путем координации использования ресурсов входящих в Корпорацию конструкторских бюро и заводов и реструктуризации ее активов; интеграции ресурсов авиастроительных комплексов стран СНГ; приобретения и интеграции других зарубежных активов; рационального аутсорсинга.
Создание необходимых ресурсов будет происходить поэтапно. Для достижения конкурентного уровня ряда ресурсов, в частности трудовых и инженерно-технологических, потребуются время и инвестиции, выходящие за пределы полномочий ОАО «ОАК».
Ключевыми ресурсами являются персонал, передовые технологии и организация бизнеса.
Наращивание ресурсов Корпорации будет происходить за счет опережающего роста инвестиций в новые программы и технологическое перевооружение, создания научно-технических заделов и приоритетного развития критических технологий.
Финансирование новых проектов и изменение динамики развития будет осуществляться за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников, альянсов со стратегическими партнерами и повышения инвестиционной привлекательности ОАО «ОАК».
Развитие профессиональных знаний и навыков будет обеспечено внедрением системы профессиональных стандартов и инновационных программ в профильных ВУЗах и средних специальных учебных заведениях (в том числе в рамках национального проекта «Образование»). Реализация Стратегии предусматривает привлечение в отрасль до 50 000 новых сотрудников и обновление состава персонала предприятий Корпорации на 70%.
Повышение престижа работы в отрасли подразумевает рост уровня оплаты труда. Существенное повышение базовой заработной платы возможно при росте эффективности, производительности труда и добавленной стоимости, создаваемой ОАО «ОАК».
Переход на новый технологический уровень потребует глубокой технологической и организационной реструктуризации путем внедрения индустриальной модели, основанной на системе центров компетенций и специализированных производств. В совокупности с другими мерами организационного характера, технологическая реструктуризация обеспечит конкурентоспособный уровень издержек и прибыльности основных программ Корпорации.
Важной особенностью реализации Стратегии в отрасли является региональный аспект. Концентрация конструкторских, производственных, научных, образовательных ресурсов в специализированных центрах («авиагородах»), расположенных в различных регионах России, и перенос значительной части организаций из Москвы обеспечат значительный синергетический эффект и позволят создать базовые условия для ускоренного развития региональных экономик и самолетостроения в целом.
К 2025 году Корпорация должна стать одним из лидеров мирового самолетостроения, к этому времени должно быть произведено около 5 800 самолетов различного назначения и классов.
Реализация Стратегии предусматривает приведение производственных мощностей предприятий Корпорации к современным требованиям:
Комплекс мер, предусмотренных в рамках настоящей Стратегии, позволит обеспечить динамичное развитие ОАО «ОАК» и связанных с Корпорацией предприятий российской промышленности на основе современных рыночных принципов и механизмов корпоративного управления.
Развитие Корпорации на первоначальном инвестиционном этапе будет поддерживаться комплексом структурных, финансовых и внешнеполитических усилий государства при сохранении его доминирующих позиций в капитале ОАО «ОАК» и привлечении частных инвесторов и партнеров.
Развитие ОАО «ОАК» позволит сохранить позиции России как государства, самостоятельно обеспечивающего свои потребности во всех видах военной авиационной техники и являющегося одним из крупнейших её экспортеров, войти в число ведущих мировых производителей гражданской авиационной техники, а также выпускать весь необходимый спектр транспортных самолетов. При этом, становясь международным игроком, Корпорация реализует «открытую модель» ведения бизнеса, предусматривающую формирование альянсов разного типа с зарубежными авиастроительными компаниями.
Основные положения предназначены для использования в качестве основы при отработке
24 09 2014
1 стр.
Настоящие Основные положения устанавливают общий порядок учета тары, используемой
12 10 2014
1 стр.
«Сопротивление материалов» — это раздел «Технической механики», в котором излагаются теоретико-экспериментальные основы и методы расчета наиболее распространенных элементов конс
18 12 2014
1 стр.
Закрепить умение записывать процесс диссоциации при помощи химических знаков и формул, сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации
09 10 2014
1 стр.
Стратегия определяют основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие Корпорации с целью приобретения статуса одного из крупнейших мировых центров са
13 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Основные положения, цели, основное содержание инженерного обеспечения войск
14 12 2014
2 стр.
Перечислить основные положения теории строения органических веществ А. М. Бутлерова
25 12 2014
1 стр.