Тема урока: Особенности компонентов природы Австралии. 7 класс.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологий проблемного обучения и группового самостоятельного обучения, ИКТ.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Цели по содержанию.
Образовательная: сформировать знания об особенностях компонентов природы Австралии: рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
Развивающая: продолжить обучение методам географического исследования: картографического – использование комплекса карт для изучения закономерностей пространственного размещения и развития объектов природы Австралии; системного подхода – взаимосвязь компонентов природы, составляющих ПТК Австралии.
Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учащихся в процессе групповой работы на уроке.
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.(Занятия удобнее проводить в компьютерном классе)
Средства обучения: учебник: «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2009; атлас для 7 класса; презентация «Особенности компонентов природы Австралии»,ЭОРы из коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов; сообщения, подготовленные творческой группой о своеобразии органического мира Австралии (опережающее домашнее задание).
Ход урока
Структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оргмомент
|
Приветствует учащихся, предлагает им занять места в творческих группах, проверить рабочее место. Объявляет тему урока (Слайд 1)
|
Приветствуют учителя. Рассаживаются по группам (3-4 человека), проверяют рабочее место, записывают тему урока в тетрадях.
|
Целеполагание
|
Предлагает каждой группе сформулировать цель урока, отвечая на вопрос: чему сегодня на уроке мы можем научиться? (Слайд 2)
|
Формулируют цель, записывают в тетрадь.
|
Проверка знаний предыдущего урока
|
Предлагает учащимся выполнить задания ЭОРа «История открытия и особенности ГП Австралии»
|
Работают с ЭОРом
|
Актуализация знаний и умений
|
Предлагает географический диктант:
-
мыс Байрон
-
Бассов пролив
-
остров Тасмания
-
Торресов пролив
-
залив Карпентария
-
Большой Барьерный риф
-
мыс Йорк
-
мыс Юго-Восточный
-
Большой Австралийский залив
-
Тасманово море
-
Коралловое море
-
полуостров Арнемленд
-
о. Новая Зеландия
-
мыс Стип-Пойнт
-
г. Сидней (Слайд 3)
| -
На контурной карте Австралии отмечают цифрами географические объекты.
-
Обмениваются картами в группах, проверяют правильность выполнения задания с помощью карт атласа или слайда презентации
|
Структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Актуализация знаний и умений
|
Организует взаимопроверку школьниками результатов выполнения географического диктанта (Слайд 4)
|
(1-2 ученика показывают на слайде расположение объектов)
|
Изучение нового материала и первичное закрепление
|
|
|
Познавательная задача 1
|
Используя карты атласа, кратко охарактеризуйте рельеф и полезные ископаемые Австралии по плану. (Слайд 5)
|
Работают в группах, записывают результаты исследования в тетрадь.
|
Познавательная задача 2
|
Почему на материке Австралия отсутствуют вулканы, не наблюдается землетрясений и отсутствует современное оледенение? Для ответа используйте карты атласа. (В слабом классе можно указать, какие именно карты нужно использовать).
Координирует ответы учащихся.
|
Работают в группах.
Отвечают представители от каждой группы
(горы находятся в зоне тропиков, снеговая линия возможна здесь на высоте 5 – 6 тыс. метров, а Большой Водораздельный хребет имеет максимальную высоту - 2230 метров. Не наблюдается землетрясений и вулканической деятельности, потому что Австралия полностью лежит на Индо-Австралийской литосферной плите )
|
Познавательная задача 3
|
Выскажите свои предположения о климате Австралии на основе исследования карт, климатограм и сравнения ГП Африки и Австралии. (Слайд 6)
Прочитайте текст учебника о климате Австралии. Сравните свои предположения и истину.
|
Работа в группах. Пользуясь картами атласа (Климатические пояса мира, климатическая карта Австралии), изображением на слайде, климатограммами учебника, делают предположения о климате Австралии.
Читают текст учебника (стр.150-151). Обсуждают результаты сравнения.
|
Практикум
|
Предлагает выполнить практические задания с помощью ЭОРа «Австралия. Климатообразующие факторы»
|
Работают с ЭОРом
|
Рефлексия
|
Какие причины повлияли на формирование климата Австралии. Выберите правильные
|
Работа в группах. Анализируют
|
Структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Рефлексия
|
ответы. (Слайд 7)
Координирует ответы учащихся.
|
информацию на слайде. Выбирают правильные ответы, озвучивают их, фиксируют ответы в тетради.
|
Познавательная задача 4
|
С помощью физической карты определите крупнейшие водные объекты материка,
обозначьте их на контурной карте.
Почему реки обозначены пунктиром?
Комментирует ответы учащихся.
Крики – временно пересыхающие реки Австралии.
|
Работа в группах. Муррей с притоком Дарлинг – крупнейшая речная система Австралии. Озеро Эйр – крупнейшее бессточное озеро Австралии.
Пунктиром обозначаются реки видимо потому, что они пересыхают.
Обозначают водные объекты на контурной карте.
|
Познавательная задача 5
|
По карте «Природные зоны мира» определите, какие природные зоны есть в Австралии. Сравните природные зоны Африки и Австралии.
|
Работают в группах. Перечисляют природные зоны Австралии. Указывают, что в Австралии в отличие от Африки отсутствует зона влажных экваториальных лесов, значительно меньше зона высотной поясности и переменно-влажных лесов.
|
Познавательная задача 6
|
Органический мир Австралии уникален и неповторим. Что же делает его таковым?
Что такое «скрэб»?
Каковы причины своеобразия органического мира Австралии?
|
Учащиеся, выполнившие опережающие задания, кратко рассказывают о представителях флоры и фауны Австралии ( Бутылочное дерево, эвкалипт, сумчатые животные, утконос). Рассказ сопровождается слайд-шоу (Слады 8-12)
Делают предположения относительно причины своеобразия органи-ческого мира Австралии.
|
Структура урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Рефлексия:
|
Предлагает проанализировать записи в тетради по содержанию урока
Предлагает работу с ЭОРом «Австралия и Океания)
|
Зачитывают сведения, зафиксированные в таблице, корректируют записи, отвечают на вопросы по ходу работы с тетрадью.
Выполняют работу
|
Домашнее задание
|
Предлагает на выбор 2 варианта домашнего задания:
Вариант I:
-
Прочитать содержание учебника на с. 149 – 155.
-
Творческое задание: используя контуры материка, нарисуйте, с чем ассоциируется у вас Австралия.
-
Прочитать содержание учебника на с.149-155.
-
Творческое задание: подготовьте презентацию «Австралия – материк наоборот»
(Слайд 13)
|
Записывают информацию в тетрадь
|
Подведение итогов урока
|
Предлагает ответить на вопрос: какова результативность работы класса на уроке?
Предлагает в группах определить результаты работы каждого ученика.
Даёт слово лидеру каждой группы. Высказывает собственное суждение о результативности учебного занятия.
|
Рефлексируют: зачитывают цели, обозначенные в начале урока, определяют уровень и способы их достижения. Делают вывод о результативности урока. Оценивают результаты работы творческой группы (Опережающее задание)
|
Список использованной литературы:
-
География. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева) / Авт.-сост. И.И.Нагорная – Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с.
-
Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 256 с.
-
Современный урок географии. Ч. 6. Методические разработки уроков. Материки и океаны. 7 класс. М.: Школьная Пресса, 2004. – 112 с.
-
География. 6-9 классы: тесты, викторины / авт.- сост. Т.К.Торопова. –Волгоград: Учитель, 2009. – 135с.
-
Приёмы педагогической техники./ Составитель: Ушакова И.А. – Саратов.: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»