Перейти на главную страницу
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Красильникова Марина Станиславовна
профессор
Малюков Александр Николаевич
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Димова Ирина Георгиевна
учреждение высшего
профессионального образования
Московский городской
педагогический университет
Защита состоится « 19 » декабря 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 при Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.
Автореферат разослан « 15 » ноября 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук Кашекова И.Э.
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции – демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные – экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Среди молодежи получили распространение националистические, шовинистические идеи. Одна из главных причин вышеназванных негативных явлений – резкая депатриотизация российского общества.
Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, проявляется во многих выступлениях Президента России В.В. Путина, который говорит, что «слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле… Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Острота проблемы подтверждается двумя государственными программами патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2005 и 2006–2010 годы. В последнем документе констатируется, что в Российской Федерации система патриотического воспитания в основе своей сложилась. Однако необходимо продолжить ее разработку для различных категорий граждан в плане содержания, форм, методов и средств воспитания.
Анализ трудов отечественных философов, политических и религиозных деятелей, педагогов, деятелей литературы и искусства показал, что во все времена большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, и оно рассматривалось важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности России, духовного оздоровления народа.
Известно, что музыкальное искусство, обращаясь к сознанию человека через чувства, без навязчивости и дидактизма может выполнять роль Воспитателя. В этой связи особое место принадлежит русским героико-патриотическим операм. Этот жанр отличают возвышенность и значительность идеи, философская и духовно-нравственная проблематика. В нем отражена история русского народа, насыщенная драматизмом и трагизмом. Герои опер своей жизнью и подвигом показывают примеры безграничной любви к Родине, народу, верности Православию, бережного отношения к природе, нравственных отношений между людьми. Эстетически совершенные русские героико-патриотические оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова и др. содержат патриотические установки для грядущих поколений.
Исследования психологов показывают, что младший школьник наиболее восприимчив к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал отечественной оперной классики в должной мере не используется вследствие фрагментарности ее изучения, односторонности раскрытия природы оперного жанра и музыкальной драматургии, вербализации музыкально-педагогического процесса и пассивности детей при освоении произведения.
– выявлена значимость освоения русской героико-патриотической оперы для социализации школьников на основе гармоничного взаимодействия федерального, регионального и школьного компонентов содержания музыкального образования.
Анализ трудов отечественных ученых, философов, политических и религиозных деятелей, педагогов, писателей, поэтов, внесших заметный вклад в культурное наследие нашей Родины (Владимира Мономаха, А.С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, В.Н. Сорока-Росинского, К.В. Ельницкого, К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.А. Сухомлинского и др.), а также современных исследователей (В.И. Лутовинова, Г.С. Буториной, Н.П. Овчинниковой, А. Быкова, З.Т. Гасанова, В.А. Караковского, Л.И. Мищенко, Р.Л. Рождественской, Н.А. Сиволобовой, И.Ф. Харламова и др.) показывает высокую социальную значимость проблемы патриотизма и его воспитания у подрастающего поколения.
Сущность понятия «патриотизм» рассматривается в диссертации многоаспектно: как чувство любви к родине в широком смысле слова (любовь к родной земле, народу, государству, языку, верованиям, истории, культуре и т.д.); как одно из проявлений категории «добра»; как родовая черта российского менталитета в соотношении с понятием «Отечество»; как духовно-нравственная ценность, нравственный стержень личности человека; как политический принцип и социальное чувство; как явление общественного сознания; через многообразие видов патриотизма (этологический, христианский, государственный, советский, российский).
В исследовании подчеркивается, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир русской героико-патриотической оперы. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается нами как один из социально-психологических механизмов воздействия оперного искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Различным граням воспитания музыкой, анализу воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение уделялось внимание в трудах педагогов, музыкантов, психологов: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Е.А. Бодиной, Н.А. Брюсовой, Н.Н. Доломановой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Е.П. Крупника, В.В. Медушевского, А.Н. Сохора, В.Н. Шацкой и др.
Особенности воздействия оперного искусства на детей раскрыты в диссертации через теорию полифункциональности музыки А.Н. Сохора. Нами выделены функции русской героико-патриотической оперы (воспитательно-эстетическая, этическая, познавательная, коммуникативная) и рассмотрено их содержательное наполнение. Выраженная способность оперного искусства воздействовать на убеждения, социальное поведение, интеллектуальный и эмоциональный мир человека, его национальное мировосприятие и сознание положена в основу данного исследования. Большое внимание в работе уделено шедевру М.И. Глинки – первой классической опере «Иван Сусанин», в которой композитор заложил эстетические принципы и идеалы, ставшие основополагающими для развития русской оперной школы.
Вопросами музыковедческого анализа русской героико-патриотической оперы (истории развития жанра, музыкальной драматургии, художественных образов и их системы в опере, сценического воплощения и др.) в разное время занимались: Г.К. Абрамовский, Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, А.А. Гозенпуд, Е.М. Гордеева, Ю.В. Келдыш, А.И. Кандинский, А.В. Оссовский, А.В. Парин, Л.А. Рапацкая, А.Н. Серов, Л.С. Третьякова, Н.В. Туманина, М.Ф. Черкашина, Б. Ярустовский и др.
Русская героико-патриотическая опера определяется нами как жанр музыкально-театрального искусства, в котором ведущая идея воплощается через исторический сюжет, контрастное противопоставление и конфликтное столкновение интонационно-образных сфер «свой-чужой», через музыкальные образы, представляющие собой типических героев, неразрывно связанных с народом; через музыкальное развитие, подчиняющееся принципам симфонизма, «крупного штриха» (Б. Ярустовский); через музыкальный язык, вобравший в себя специфику национальных музыкальных традиций. В то же время обращается внимание на то, что любовь к «своему» - национальному не означает принижение «чужого» - инонационального. Более того, погружение в коллизии музыкального спектакля поднимает слушателя над однозначностью противопоставления «свой-чужой», воспитывая одновременно и патриотические чувства, и уважительное отношение к культуре другого народа, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала, понимания возвышенного в жизни.
Отдельные аспекты освоения оперы учащимися в разных видах музыкальной деятельности отражены в работах О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Я. Брюсовой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, И.В. Кошминой, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Б.Л. Яворского и др.
Изучены основные идеи, принципы, методы, формы освоения школьниками героико-патриотической оперы на разных этапах становления массового музыкального образования в России. Наиболее важными для нашего исследования являются положения о доступности для детей высокохудожественной музыки, в том числе оперной; о необходимости знакомить учащихся не только с фрагментами, но и с целыми операми; об уроке музыки как уроке искусства; о соотношении музыкального обучения и воспитания с акцентом на воспитание; о необходимости руководить восприятием детей, используя творческие методы освоения оперы; о развитии в слушателях «инстинктивного композиторства» (Б.В. Асафьев); о развитии внеурочных форм музыкально-творческой деятельности учащихся, в том числе постановок опер силами детей. Охарактеризованы современные программы по музыке для начальной школы и подробно рассмотрена программа «К вершинам музыкального искусства» (автор– М.С. Красильникова), в рамках которой проведено данное исследование. В ней представлен новый подход к освоению оперы – целостный, потребовавший изменения методики, структуры урока и форм организации всей учебно-воспитательной работы на музыкальных занятиях в школе.
Во второй главе – «Пути освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками» обосновываются принципы, формы организации процесса изучения младшими школьниками русских героико-патриотических опер как целостных явлений, исследуется эффективность предлагаемых в диссертации путей.
При разработке принципов освоения ребенком русской героико-патриотической оперы учитывались как общепедагогические закономерности и возрастные психологические особенности младшего школьника, так и закономерности художественного познания; природа музыкального искусства; жанрово-стилевые особенности отечественной героико-патриотической оперы; специфика урока музыки как урока искусства.
Ведущим интегрирующим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы, действие которого направлено на развитие эстетического отношения к шедеврам музыкального искусства и, как следствие – на воспитание музыкой, преодоление формализма, вербализации воспитательного процесса. Данный принцип позволяет создать долговременную установку на постижение конкретного произведения, уменьшить непродуктивное время на психологическую адаптацию ребенка к чередованию разных сочинений, повышает познавательную активность школьника, открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» музыки, способствует охвату целого в совместном творчестве учителя и учеников, повышая в итоге воспитательный эффект музыкальных занятий.
Принцип погружения младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы реализуется через систему педагогических принципов: – действие принципов интонационности, театральности, целостности направлено на организацию процесса постижения учащимися русской героико-патриотической оперы как авторского законченного произведения музыкально-театрального искусства; – реализация принципов активно-деятельного постижения, эмоционально-ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки обеспечивает эффективность присвоения ребенком духовно-нравственных ценностей, воплощенных в русской героико-патриотической опере; – принципы цикличности (сериальности) и единства урочной и внеурочной деятельности нацеливают на выстраивание цикла уроков в определенной логике и на интеграцию разных форм музыкально-творческой деятельности учащихся, подчиняющейся единым образовательно-воспитательным задачам. Выдвинутые в исследовании принципы создают предпосылки оптимизации музыкально-педагогического процесса как многоуровневой системы освоения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы.
В опоре на трехмерную модель систематики форм организации обучения В.И. Андреева в исследовании разработана модель освоения русской героико-патриотической оперы как целостного явления. Данная модель представляет собой художественно-педагогический цикл, состоящий из шести уровней, охватывающих разные формы «жизнедеятельности» ребенка (урочной и внеурочной) и раскрывающих сквозную героико-патриотическую идею произведения в системе вводно-вступительных уроков-проблем, экспозиционных, разработочных и заключительных занятий.
Первый уровень – вводный урок – это своеобразный музыкально-педагогический эпиграф к циклу уроков по опере. На таком занятии сталкиваются наиболее важные (с точки зрения педагогической задачи) смысловые кульминации произведения. У детей возникает ряд проблемных вопросов, ответы на которые можно найти, только прослушав оперу от начала до конца. Поэтапное освоение оперного шедевра через цикл (серию) уроков происходит на втором уровне. Содержательное наполнение каждого урока, личностно-коллективно-деятельное общение его участников позволяют, с одной стороны, погрузиться в атмосферу жизни, быта, устремлений героев оперы, а с другой стороны, фиксировать в сознании детей наиболее значительные музыкально выраженные мысли и идеи. Цикл из серии уроков создает условия для формирования у школьников обобщенного, целостного звукового образа произведения, который закрепляется и углубляется при каждом последующем соприкосновении с этим шедевром. Третий уровень – уроки обобщения. Их специфической особенностью является то, что они, с одной стороны, позволяют учащимся воспринять макрообраз, концепцию, идею сочинения. С другой стороны, знание музыки шедевра дает возможность осмысления школьниками более общих, музыкально-эстетических вопросов: интонационно-конструктивных особенностей контрастных музыкальных образов, музыкальной драматургии, народно-жанровых истоков и др. Эти важнейшие проблемы познаются детьми не абстрактно, а в процессе общения с живой музыкальной материей. Четвертый уровень – внеклассные занятия, которые предполагают «эскизное исполнение оперы», организацию клуба любителей оперы, научно-исследовательской работы. Эта уровень способствует углублению, расширению и обогащению знаний самой музыки и знаний о музыке. Пятый уровень – самостоятельное посещение театра или прослушивание (просмотр) в домашних условиях полюбившейся оперы. Шестой уровень – совместное исполнение оперы артистами академического театра оперы и балета и учащимися общеобразовательных школ.
Принцип цикличности позволяет последовательно и целенаправленно погружать учащихся в оперную историю, раскрывать ее как «познаваемое в движении целое», в котором все звенья (все стадии, все моменты) тесно взаимосвязаны. Каждый урок-серия является вариативной, уменьшенной моделью целостной драматургии оперы, ступенькой в познавании произведения. От урока к уроку вместе с развитием музыкальной истории у школьников параллельно происходит расширение границ жизненно-музыкальных познаний. Последовательное освоение оперы помогает постепенно «вжиться» каждому ребенку в музыкальную историю, круг образов, героев, интонаций и позволяет ускорить процесс ассимиляции, следующий за восприятием или параллельно ему, а, следовательно, углубить эмоциональную отзывчивость на героико-патриотическое содержание произведения, оценку происходящих событий, совершенствуя исполнительскую культуру детей в процессе инсценировки ключевых сцен оперы.
Большое место в диссертации занимает опытно-экспериментальное исследование эффективности новых путей освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками. В основе диагностики лежит предположение о том, что младшие школьники способны освоить оперу как целостное явление, понять драматургические линии произведения, исполнять наиболее значимые фрагменты на уровне своих возрастных и физиологических возможностей. У них появляется устойчивый интерес к таким произведениям, развивается музыкальное мышление, формируются нравственные эмоционально-ценностные ориентиры. Разработанные исследовательские методики одновременно носят обучающий и воспитывающий характер и потому могут использоваться в учебно-воспитательном процессе, органично вписываясь в ход музыкальных занятий.
Первая группа методик направлена на выявление отношения детей к русской героико-патриотической опере, которое проверялось как в оценке, так и в действиях. Для этого мы использовали такие формы проведения диагностики, как анкетирование, дискуссии, включенное наблюдение (посещение детьми театра оперы и балета).
Анализ результатов показал, что неравнодушное отношение к русской героико-патриотической опере, понимание ее значения в жизни людей формируется у детей только в процессе длительного погружения в художественный мир произведения. 100% ответов учащихся контрольных классов на вопрос, как они понимают, что такое опера, были однообразны, формальны, лаконичны, в них не прочитывалось личностное отношение ребенка. Суждения школьников экспериментальных классов (86%) были неординарными и интересными. Например: «опера – это музыкальное произведение, которое передает жизнь, состояние души людей, их чувства и поступки»; «опера – это наука о жизни, только в музыке»; «опера – самый замечательный жанр в музыке, где музыка и слово действуют взаимосвязано»; «это эмоции и чувства, высказанные в музыке, история человечества, творчество»; «опера учит нас жизни, доброте, смелости, правде»; «опера – это история нашей Родины».
При ответах на вопрос «Нужно ли нам изучать оперу на музыкальных занятиях?» более половины учащихся контрольных классов ответили односложно положительно, остальные либо затруднялись ответить, либо дали отрицательный ответ (16%). В то же время большинство школьников экспериментальных классов (99%) считают изучение оперы полезным и необходимым. Ребята отмечали, что «оперы может понять и первоклассник», однако были и такие, которые утверждали, что опера – это «сложное произведение и его могут понять только самые одаренные люди». Интересны обоснования значимости оперы. Дети говорили, что опера «учит любить и понимать жизнь, правильно поступать»; «опера нужна для того, чтобы понять человека», «научиться разбираться в жизни, в любви»; «чтобы люди стали лучше, смелее, добрее. Музыка подкрепляет веру в добро»; «опера нужна для лучшего восприятия истории и для развития философии в нашей душе».
Анализ суждений учащихся экспериментальных классов показывает, что целостное освоение героико-патриотической оперы повлияло на их отношение к этому жанру, вызвало к нему интерес, способствовало осмыслению оперного искусства, с точки зрения значения его для жизни человека. Ребята пришли к заключению, что опера – «это прекрасное начало для изучения музыки. Она нужна для развития каждого человека».
Методика, выясняющая отношение детей к опере в конкретных действиях и поступках, показала, что ученики контрольных классов не обнаружили особого желания посещать оперный театр ни платно, ни бесплатно. Только 3% школьников контрольных классов посмотрели оперы, в то время как в экспериментальных классах таких учащихся было 40 %.
Вторая группа диагностических методик выясняла качество освоения детьми музыки произведения: на уровнях опознания (с помощью контрольных работ) и воспроизведения (с помощью музыкально-театральной и «интонационной игры»).
Выявлено, что предлагаемый в диссертации путь освоения русской героико-патриотической оперы позволяет повысить качество знания музыки. Анализ контрольных работ показал, что если в начале эксперимента количество опознанных учащимися фрагментов сочинения составляло 60%, то к концу (4 класс) – 92%. Освоенная детьми музыка остается в памяти надолго. Так, итоговая контрольная работа, которая проводилась нами по окончании начальной школы, выявила, что даже без предварительного повторения материала (пропевания, прослушивания, опорной таблицы) школьники показывают высокий уровень усвоения музыкальных произведений, узнавая композитора, определяя жанр, названия произведения и фрагмента.
Таблица 1.
Композитор |
Жанр |
Название произведения |
Название фрагмента |
69 % |
77 % |
96 % |
92 % |
Кроме того, учащиеся экспериментальных классов могут не только опознать изученную музыку, но и исполнять ее, стараясь воспроизвести мелодию как можно точнее и выразительнее, и даже с элементами театрализации. Если в начале обучения дети составляли интонационную цепочку из 7 – 10 мелодий, то к концу четвертого класса количество тем-интонаций доходило до 30, что практически позволяло вспомнить все выученные в процессе занятий фрагменты.
Дети, встав в позицию конкретного композитора, стремятся выполнить свои творческие работы в едином, общем для данной оперы стиле и жанре, опереться на ключевые интонации сочинения. Это показывает, что они свободно оперируют музыкальным материалом; могут не только вычленить опорные интонации, но и развивать их в логике мысли композитора; способны в собственной импровизации (не только в словах, но и в музыке) выразить героико-патриотическую идею оперы. Детские творческие импровизации – варианты музыкального моделирования фрагментов оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина (мелодий и текстов) являются подражательными. Однако это говорит, с одной стороны, о глубине погружения школьников в художественный мир произведения, с другой – о развитии творческой способности мыслить музыкой.
Результаты третьей группы методик свидетельствуют о следующем. Освоение школьниками русской героико-патриотической оперы формирует у учащихся творческое мышление, повышенный интерес не только к сюжету конкретной истории, к ее героям, но и к непосредственному ее музыкальному воплощению композитором. У младших школьников обостряется внимание к музыкальным средствам, использованным автором, интонационный слух, память.
Четвертая группа исследовательских методик, основанных на взаимодействии музыки с литературой и изобразительным искусством, выявляла ценности и ценностные отношения, которые сформировались в процессе освоения русских героико-патриотических опер. В эту группу вошли две методики: «Автопортрет» (изобразительное творчество детей) и «Нравственные задачи» (детское литературное творчество).
Диагностика «Автопортрет» позволила нам через идентификацию ребенка с образом героя выявить систему ключевых ценностей детей: любовь к родине, семье, нравственное отношение к людям, которая сформировалась при непосредственном воздействии русской героико-патриотической оперы. В таблице 2 приводятся результаты выбора любимого оперного героя детьми, окончивших начальную школу.
Были проанализированы 72 работы, из них результаты 5 работ (8 %) не учитывались в связи с тем, что ребята изобразили себя в образах любимых героев кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». Близость кантаты к русской героико-патриотической опере, запоминаемость музыки, яркость образных характеристик объясняют выбор детьми героев этого произведения. У девочек любимым героем стала Феврония, у мальчиков – Иван Сусанин.
Таблица 2
Название оперы |
Выбор героя, % |
Итого, % | ||
«Иван Сусанин» |
Антонида – 14 |
Сусанин – 19 |
Собинин – 8 |
41 |
«Князь Игорь» |
Князь Игорь – 8 |
Ярославна – 13 |
Кончаковна – 4 |
25 |
«Сказание о невидимом граде Китеже…» |
Феврония – 26 |
|
|
26 |
Таким образом, выбор героя и отношение к нему, выраженное в композиции, цветовой гамме в рисунках детей, в совокупности с результатами предыдущих групп методик и методики «Нравственные задачи», свидетельствуют об адекватности восприятия музыкальных образов и их сценического видения, понимания музыкальной драматургии и идеи героико-патриотической оперы в целом.
Последняя, пятая, группа методик являлась интегративной, вбирающей в себя все предыдущие ориентиры: отношение к опере, качество ее освоения, творческое музыкальное мышление, ценности и ценностные отношения. Интегрирующим фактором выступило впечатление учащихся от изученных русских героико-патриотических опер, поскольку именно оно остается в памяти и чувствах школьника, эффективно обогащая его жизненный и музыкально-эстетический опыт. Для выявления впечатления детей от русской героико-патриотической оперы была использована методика «Рейтинг изученных опер».
Эта диагностика подтвердила результаты, полученные по методике «Автопортрет». Лидером среди освоенных учащимися произведений является опера «Иван Сусанин» (43% четвероклассников), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» занимает второе место (32%) и на третьем месте стоит опера «Князь Игорь» (25%). Особо значимой в рамках нашего исследования стала методика «Рейтинг изученных опер», проведенная с выпускниками основной школы. К этому времени палитра изученных оперных произведений значительно расширилась («Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе и др.). Однако впечатления от героико-патриотических опер, освоенных в начальной школе, остались яркими, глубокими, эмоционально-насыщенными. I место разделили между собой оперы «Иван Сусанин» (27%) и «Кармен» (27%); II место – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (20%); III место – «Пиковая дама» (12%); IV место – «Евгений Онегин» (7%); V место – «Борис Годунов» (5%); VI место – «Князь Игорь» (2%). Огромное впечатление на подростков оперы «Кармен» Ж. Бизе (и балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина – Ж. Бизе) объясняется смещением их интересов в сторону лирико-драматических переживаний.
В целом полученные данные говорят о том, что заметный след в душе детей оставили произведения М.И. Глинки «Иван Сусанин» и Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Более низкий рейтинг оперы «Князь Игорь» обусловлен тем, что работа над ней с этими учащимися не проросла во внеклассную музыкальную деятельность, и, прежде всего, в ее «эскизное» исполнение. Данный результат одновременно подтверждает эффективность, значимость и необходимость совокупности предложенных в диссертации путей освоения русской героико-патриотической оперы.
В заключении сформулированы выводы диссертационного исследования.
1. Изучение русских героико-патриотических опер приобщает детей к национальному своеобразию и культурно-историческим традициям русского народа, его нравственно-духовным ценностям, способствует воспитанию у младших школьников чувства патриотизма, развитию в детях эстетического отношения к шедеврам оперного искусства и жизни.
2. Система принципов освоения русской героико-патриотической оперы – интонационности, театральности, целостности, раскрывающих природу оперы; активно-деятельного постижения, эмоционально-ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки, определяющих глубину присвоения ребенком произведения; цикличности и единства урочной и внеурочной деятельности учащихся, оптимизирующих музыкально-педагогический процесс, – интегрируется в базовом принципе погружения в художественный мир оперы, обеспечивая эффективность воспитания ребенка самой музыкой. Длительное погружение в живую реальность оперной музыки увлекает детей, вызывает положительные эмоции, развивает воображение, память, внимание, мышление, уменьшает непродуктивное время на психологическую адаптацию к новым произведениям, что характеризует разработанную методику как здоровьесберегающую.
3. Совокупность внешних, внутренних и общих форм организации музыкально-педагогического процесса в опоре на разработанную систему принципов, включая серии уроков, объединенные в художественно-педагогический цикл, «эскизное исполнение оперы», клуб любителей оперы, научно-исследовательские работы учащихся, проекты совместного исполнения опер артистами академического театра оперы и балета и учащимися общеобразовательных школ, обеспечивает гармоничное взаимодействие федерального, регионального и школьного компонентов содержания музыкального образования и приводит к многоуровневому общению детей с музыкальным искусством.
4. Результаты опытно-экспериментального исследования убеждают в правомерности целостного освоения русских героико-патриотических опер, начиная с младшего школьного возраста. Их постижение является необходимой ступенью в процессе взросления детей, их социализации, способствует пониманию единства сферы общественных и личных интересов, обогащению жизненного опыта, формированию эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, становлению «Я-концепции».
15 09 2014
1 стр.
И формированию общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке ребенок не только учился вслушиваться в музыку, фантазировать об услы
14 10 2014
1 стр.
Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается в увертюре оперы, в которой использована ликующая музыка финала оперы
15 10 2014
1 стр.
Риме в Театре Валле. Россини написал оперу на волне успеха «Севильского цирюльника» в течение трёх месяцев. Он использовал для оперы увертюру из своей же оперы
15 12 2014
1 стр.
Скрябина. Таким образом, творчество Стравинского является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры начала XX века, и без знакомства с музыкой Стравинского представление об
10 09 2014
1 стр.
Принять на постоянную работу в гор. Красноярск Днепропетровский государственный театр оперы и балета, эвакуированный из гор. Днепропетровска
12 10 2014
1 стр.
«Зарница-2011» 30 мая 2011 года на базе моу «Межшкольный учебный комбинат №2» Авиастроительного района г. Казани подготовлен и проведен городской этап военно-патриотической игры «З
06 10 2014
1 стр.
Освоение с водой, уделяем внимание правильной осанке, освоение базовых движений рук и ног, используем элементарные передвижения, знакомство с оборудованием с увеличением темпа и ус
24 09 2014
1 стр.