Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Доклад


на семинар городского методического объединения учителей истории (11.10.11 года) по теме:

«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме».

 

Занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию  общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке  ребенок не только учился вслушиваться в музыку, фантазировать об услышанном, умел импровизировать, но и ощущал радость открытия, исследования, умения самостоятельно разобраться в ситуации.

На своих уроках использую педагогическую технологию исследования, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности .

Основные содержательные линии моей работы:

1.      Обогащение опыта эмоцианально-ценностного отношения учащихся к искусству  через поисково-исследовательскую деятельность самих учащихся.

2.      Усвоение изучаемых произведений и знаний об искусстве  при помощи поисково-исследовательской деятельности учащихся.

3.      Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки).

4.      Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся  в ходе поисково-исследовательской деятельности.

На уроках музыки индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно-познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников.

На своих уроках я стремлюсь, чтобы у детей при каждой нашей встрече с миром искусства возникало чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что-то новое, став на пути открытий. Считаю необходимым ставить перед ребенком такие проблемы, которые заставят его искать пути их решения, побуждать к выдвижению предположений и догадок, делать собственные выводы и учиться отстаивать свою точку зрения.

На уроках  я применяю следующие виды учебных исследований:

1.      по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

2.      по месту проведения: урочные  и  внеурочные;

3.       по времени проведения: кратковременные, долговременные;

4.      по теме: предметные, свободные.

Поисково-исследовательская деятельность помогает самостоятельно добывать знания, повышает успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, формирует адекватную самооценку, развивает навыки самоорганизации.

Каждый урок – это урок-исследование. Он  позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции и стремление не останавливаться на достигнутом результате.

Так, применение в вокально-хоровой работе над чистотой интонации в песнях приёма «показа рукой» движения мелодии, школьниками самостоятельно решается задача отслеживания и понимания высоты мелодической линии песни, и они могут оценивать своё мастерство в регистровом и диапазонном ориентировании.

Слушание музыки так же проходит через исследовательскую деятельность.

Увлекательным исследованием учащихся является работа над песнями связанными с представлением о героях и событиях гражданской войны – это песня «Орлёнок» композитора Белого и поэта Шведова и «Песня о Щорсе» композитора Матвея Блантера. Исследуя образы героев песни, ребята выполняют и индивидуальные задания, связанные с решением задачи в воплощении в песнях жизненного содержания по исследовательской деятельности, результатом которой стало сообщение о героическом подвиге первого исполнителя песни «Орлёнок»;  выполнение доклада о комдиве Щорсе .

Исполнение «Песни о Щорсе».

Тема III четверти в 5 классе – «Можем ли мы увидеть музыку?» Ставится проблема, которая решается  с помощью примеров не только музыкальных, но и живописи.

Работая над проектом урока «Богатырская тема в искусстве» ребятам была поставлена задача: определить взаимосвязь образов в произведениях разных видов искусства, в которой музыкальное произведение приобретает большую наглядность, действительность и доходчивость. Эту задачу ребята решали, выполняя разные исследовательские творческие задания, делясь на три группы: 1 группа выполняла исследовательское задание по определению характера музыки Симфонии №2 «Богатырская» А.П.Бородина; 2 группа исследовала характеристику звучания музыкальных инструментов в I части его «Богатырской» симфонии; 3 группа, исследуя образы после музыкального анализа, давала словесную характеристику, описание картины увиденной в своём воображении при слушании музыки. Ребята выполняли творческие задания исследовательской деятельности по подборке поэтического материала о богатырях в былинах, поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; индивидуальные задания по поисково–исследовательской  деятельности, результатом которой стали доклады: «Творчество В.М. Васнецова», «Появление идеи картины «Богатыри», «Жизнь и творчество А.П. Бородина».  Работа в трёх группах продолжалась  по исследованию каждого образа из трёх богатырей, изображённых на картине, результатом стало представление работы в виде презентации.

Решая исследовательскую задачу на уроке по теме «Музыка и песни о гражданской войне» ребята исследуют образы двух произведений разных видов искусства – это песня “Погоня” из кинофильма “Неуловимые мстители” (музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского) и картина М.Б. Грекова «Погоня». Учащиеся делают вывод о том, что «картина может зазвучать», отстаивая свою точку зрения, основываясь на музыкальную характеристику песни и характер картины. Аналогичный приём исследовательской деятельности используется и в работе над произведениями: песни «Тачанка» композитора Листова и поэта М.Рудермана и картиной «Тачанка» художника М. Крылова. Исследуя образ после анализа музыкального характера в «Песне о маленьком трубаче» композитора С. Никитина, ребята создают творческие художественные работы собственного видения образа через цветовые ассоциации.

На уроке по теме IV четверти «Можем ли мы услышать живопись?» решая задачу: определить «звучит» ли картина в сознании учащихся «Трубачи Первой Конной» художника М. Грекова-  ребята выполняют  творческие исследовательские задания по группам: 1 группа  исследует образ воплощённый на живописном полотне легендарной Первой Конной армией, которой командовал С. Будённый во время гражданской войны; 2 группа исследует возможный вариант характера музыки, которую играют трубачи; 3 группа исследовала характер звучания музыки маршей предложенных для сравнения. Учащиеся делают вывод, что музыка «Марша Будённого» композитора Д. Покрасса наиболее созвучна определённому ими варианту характера музыки, играющую трубачами на картине.

Продолжая исследования образов в музыке о гражданской войне, ребята выполняют индивидуальные  задания поисково-исследовательской деятельности по подбору материала о песнях белогвардейцев. Результаты этой работы они представляют уже во внеурочной учебной деятельности.

Исполнение песни «Поручик Голицын»

Сравнивая результаты  использования  исследовательской технологии  с аналогичным уроком, где изложение материала проходило в традиционной форме, я сделала вывод, что  применение такой технологии способствует более яркому пониманию жизненно-образному содержанию искусства.

 

 

 

 

Учитель музыки в МОУ СОШ «Лидер – 2»:                                          Рожнова Ольга          

                                                                                                              

Уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме

И формированию общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке ребенок не только учился вслушиваться в музыку, фантазировать об услы

66.4kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой
321.76kb.

15 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 3 классе Тема: «Жанр сюита» Учитель музыки Дмитриева Талия Габбасовна Канаш

Цель: Воспитание любви к музыке как к живому виду искусства через знакомство с произведениями Эдварда Грига

48.11kb.

12 10 2014
1 стр.


Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быт

168.51kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок в 6 классе «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя существительное»

65.63kb.

24 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня

Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты

95.47kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок музыки "Россия, Россия нет слова красивей…",5 класс Цель: развитие эмоционально-чувственной сферы детей через слушание и исполнение музыкальных произведений

Узыки композиторов раскрыть перед учащимися образ Родины;Выявление многосторонних связей музыки и литературы;Воспитание любви и уважения к родному краю, России, образ которых вопло

41.06kb.

06 10 2014
1 стр.