Урок истории в 7 классе
Тема: «Освоение Сибири в XVII веке».
Тема урока: «Освоение Сибири в ХVII в.» (слайд 1)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-путешествие.
Технология: развивающего обучения.
Цели урока:
-
создать условия для осознания учащихся истории освоения Сибири в ХVII в., направления походов русских землепроходцев, каковы последствия походов русских землепроходцев и мореходов;
-
содействовать формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, умения делать вывод;
-
воспитывать интерес к изучению истории, чувства гордости за людей, открывших новые земли.
Оборудование: карта «Россия ХVII в.», таблица «Цели освоения Сибири», картина «Покорение Ермаком Сибири», мультимедийный проектор.
Ход урока
«Богатство России прирастать будет Сибирью».
М.Ломоносов (слайд 2)
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. (слайд 3).
Работа с датами 1613, 1649, 1667 – 1671, 1654.
Объясни значение слов:
-
мануфактура;
-
барщина;
-
интервенция;
-
старообрядцы.
3. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
-
Цели освоения Сибири в ХVII в.
-
Народы Сибири.
-
Открытия русских землепроходцев и мореходов.
-
Итоги освоения Сибири.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заочное путешествие по Сибири ХVII в. Как вы думаете, что же мы с вами узнаем? (Узнаем какие народы проживали на территории Сибири, познакомимся с их занятиями, бытом.)
Учитель. А главное пройдём по следам русских землепроходцев и мореходов, узнаем какие земли ими были открыты.
Нельзя сказать, что ХVII в. территория Сибири вообще не была знакома русским людям. Покорение этого богатейшего края началась ещё со знаменитого похода Ермака Тимофеевича в 1581 – 1585 гг. После побед Ермака над сибирскими татарами Россия начала активное освоение богатейших и незнакомых Сибирских просторов. Русские крестьяне, казаки, купцы собирались в небольшие отряды и уходили в далёкие походы в неизвестные земли. Они совершали удивительные открытия, проявляли чудеса героизма, смекалки, находчивости. Их называли «русскими землепроходцами».
Вопросы.
Что же так влекло русских в эти бескрайние и мало обжитые земли?
Каковы же основные цели освоения Сибири?
(Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель обобщает и делает вывод, обращая внимание на таблицу «Цели освоения Сибири»). (слайд 4)
Итак, теперь, когда мы определили основные цели, можем отправляться в путешествие, в нём вы будете непросто наблюдатели. В конце урока вы должны будете заполнить карточку и ответить на вопросы:
1. Какие открытия были сделаны русскими землепроходцами и мореходами в ХVII в.?
2. Какое значение для народов Сибири имело их вхождение в состав России?
3. Итоги освоения Сибири в ХVII в.
Начинаем путешествие со знакомства с народами Сибири ХVII в. (индивидуальное задание, ученик рассказывает о народах, населявших Сибирь).
Главным городом Сибири того времени был Тобольск (стр. 179, учебник), именно отсюда в начале ХVII в. и началось освоение далёкой земли. Одним из первых были основаны города: Мангазея «золотокипящая» так называло его местное население, имевший огромное значение, как перевалочный пункт, откуда русские перешли на Енисей, а потом на Лену, Томск, Енисей, Красноярск, южнее в области «кузнецких людей» (местное население знало кузнечное ремесло), вырос город Кузнецк.
Небольшие отряды покорителей Сибири состояли из казаков, «служилых людей», крестьян, беглых людей. Эти люди по велению государевых чиновников присоединяли и облагали пушным налогом, т.е. ясаком местное население. Конечно же, не обходилось без кровопролития, но в целом местное население русским серьёзного сопротивления не оказывало.
Неимоверные трудности пришлось преодолеть землепроходцам в суровых, незнакомых краях Сибири. Продвижение шло и по рекам, тайге, горам, северным морям и жарким степям на юге.
А теперь давайте узнаем какие же края были открыты в ХVII в. нашими землепроходцами и мореходами.
Ребята, вам необходимо запомнить таблицу, выслушав рассказ.
(Индивидуальные задания уч-ся о землепроходцах) (слайд 5)
ИМЯ ЗЕМЛЕПРОХОДЦА
|
ОТКРЫТИЕ
|
С.И.Дежнёв
|
Пролив между Азией и Америкой (1648г.)
|
В.Д.Поярков
|
Составил первое подробное описание Приамурья (1643 – 1646)
|
Е.П.Хабаров
|
Освоение Даурской земли; составил чертёж «чертёж по реке Амуру»
|
Проверка таблицы.
Учитель. После экспедиции Хабарова на Амур устремились русские, здесь был основан г. Албазин. Но маньчжурские династии Китая двинула против русских войско. После недолгих боёв был заключён в 1689. Нерчинский мирный договор, по которому не было установлено чёткой границы между Китаем и Россией, но стало развивать русско-китайская торговля.
-
Проверка карточек.
-
Итоги освоения Сибири. (Самостоятельная работа с.181, учебника)
-
Ускорилось социально-экономическая развитие народов Сибири.
-
Включение народов Сибири в состав России способствовало установлению мира в крае.
-
Развитие земледелия и ремесла.
-
Заселение края русскими людьми.
-
Развитие торговли Сибири с другими районами Сибири. (слайд 6).
4. Закрепление изученного материала:
-
проверка карточек;
-
учащиеся отвечают на поставленные в начале урока вопросы.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание.
П.28, записи в тетради. (слайд 7).
6. Рефлексия деятельности.