Отчёт
Группа «Апробация технологии дистанционного обучения»»
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Апробация технологии дистанционного обучения».
Обучение школьников с применением дистанционной формы обучения
Учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ №4», руководитель творческой группы Тимофеев А.А.
(из опыта работы)
Учебный процесс основывается на современных педагогических технологиях.
Дистанционное обучение для школьника - это не только способ получения знаний, но и средство развития самоорганизации, самовоспитания, целеустремленности, требовательности к себе и умения достигать целей. На мой взгляд - это гораздо важнее. Подготовка школьника к системе вузовского обучения очень хорошо осуществляется через дистанционные формы обучения.
В дистанционной учебной деятельности происходит расширение числа субъектов дистанционного обучения, изменение и перераспределение их функций, отличающихся от аналогичных функций в очном обучении. Формы дистанционного обучения - проекты, курсы, олимпиады, электронные конференции и форумы осуществляются на основе применения телекоммуникационных технологий.
Опыт ДО показал, что школьники еще не совсем понимают, что такое дистанционное обучение. Один из учеников 11 класса мне сказал: "А чему меня могут научить дистанционные курсы?". Ребята должны работать с большим теоретическим материалом, нужно самостоятельно его изучить, выбрать главное из различных источников!
Наши дети привыкли к готовым знаниям и умениям. Чтобы создать свой творческий продукт, надо потрудиться. Самостоятельно уметь анализировать, систематизировать, классифицировать, и, в конце концов, доказывать, что пока еще трудно дается. Учитель должен сам подводить ребенка к этому на своих уроках, надо отходить от простых записей в тетради, больше самостоятельности, больше работы с информацией, которую нужно найти самостоятельно.
У нас в школе ребята обучаются на дистанционных курсах и активно участвуют в дистанционных олимпиадах. Второй год сотрудничаем с Чувашской академией информатизации образования, осуществляющее образовательную деятельность в рамках основного и дополнительного образования в системе общего образования РФ. В частности, в 2011-12 уч. году учащиеся нашей школы приняли участие в 2 дистанционных конкурсах «Инфознайка» (охват учащихся за 2 года 127 человек), где в 2010-11 уч.г. – 2 победителя, в 2011-12 уч.г. - 6 победителей, «Найди свой ответ в Интернет» (охват за 2 года 37 человек), использующее в полном объёме технологии дистанционного обучения.
В настоящий момент в этот процесс вовлечена еще слишком малая часть школьников. Ученикам надо предлагать, они ведь сейчас малоактивны. Поэтому надо подсказывать им, направлять, ученика надо вести, двигать, тогда настанет момент, когда он сам будет бежать! В этом учебном году мне пришлось приобрести некоторый опыт по данному виду обучения – несколько учащихся 10-11 классов заявили заинтересованность в углубленном обучении информатики. Некоторых увлекла данная форма, некоторые «сошли с дистанции», ведь данная форма обучения заставляет работать. Плюсов достаточно много, один из них - это подготовка базы для дальнейшего обучения.
Совместно с СГУ им.Чернышевского был разработан дистанционный курс «Профильная информатика».
Наилучший результат в обучении достигла Новикова А. (10 класс), которая прошла этот курс с наибольшим количеством баллов.
Разработана программа ДК «Готовимся к ЕГЭ по информатике». В ходе изучения курса учащимся 11 класса были представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике. В отличие от известной литературы, для большинства задач из демо-вариантов ЕГЭ сравниваются несколько способов решения, анализируются их достоинства и недостатки, возможные проблемы и «ловушки». Приведены рекомендации, позволяющие выбрать эффективные методы решения каждой конкретной задачи.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь информационными ресурсами. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
С развитием и совершенствованием телекоммуникационных средств обучения формы и методы представления учебных материалов для дистанционных курсов будут изменяться, способствуя восприятию информации на разных уровнях. Вместе с тем, эти формы будут подчинены главным целям участника продуктивной деятельности - созданию собственных материалов, того образовательного продукта, который жизненно необходим учащемуся для его образования и повышения квалификации.