Перейти на главную страницу
кандидат педагогических наук, доцент
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Педагогические компетенции входят в систему общекультурных, общеличностных, которыми должен обладать выпускник высшей школы практически по любому направлению подготовки.
Информатизация всех сфер жизни общества, интеллектуализация производительных сил выдвигает на передний план интеллектуальную культуру как одну из базовых целей современного образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) несут огромный дидактический потенциал: модели и системы прикладного назначения, редакторы, издательские системы, среды программирования, логические и обучающие тренажеры, глобальные информационно-поисковые системы, системы управления базами данных, электронные таблицы, мультимедийные программы и др.
Грамотное применение ИКТ в образовательном процессе позволяет получить расширение интеллектуальных возможностей человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание; изменить стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценку. ИКТ повышают оперативность, объективность контроля и оценки результатов обучения; гарантируют непрерывную обратную связь; способствуют индивидуализации учебной деятельности, дифференциации темпа; создают позитивную мотивацию.
В соответствии с этим содержание предлагаемой программы курса «Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» ориентировано на требования не только к уровню учащихся собственно предметной подготовки, а в основном на практический его компонент с целью овладеть умением оперативно и грамотно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Изучению различных программных сред уделено в курсе достаточно внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Таким образом, в процессе реализации (решения) конкретной задачи осуществляется освоение программной среды, для чего слушателю предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Далее организовывается продуктивная деятельность, в основе которой лежат исследования и творчество.
Программа рассчитана на работу со слушателями в первом-втором учебных семестрах.
За исходный уровень владения предметом принимается: общее знакомство слушателей с современной образовательной и педагогической проблематикой, наличие основ информационной культуры, наличие грамотного представления о функционировании информационных и коммуникационных технологий; владение основами алгоритмизации и программирования.
После прохождения курса слушатели должны знать:
Лекционные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме или в индивидуальном режиме за каждым компьютером.
Практические и семинарские занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением всех тем курса, выполнение лабораторных работ, практикумов и учебных проектов.
Практические задания и лабораторные работы слушатели могут выполнять самостоятельно в удаленном режиме. После проверки задания преподавателем, слушатель также в дистанционной форме, узнает свою оценку и получает необходимые комментарии.
Очные занятия проводятся в компьютерном классе и предполагают следующие формы:
В начале первого семестра проверяется исходный уровень подготовки слушателей в виде входного тестирования.
По окончанию первого семестра слушатель представляет:
В случае высокого начального уровня владения информационными технологиями, слушателю предоставляется возможность выполнить все задания и получить зачет за первый семестр досрочно.
По окончанию курса слушатель представляет:
Итоговая оценка обучения представляет собой результат экзаменационного тестирования с учетом выполненных учебных проектов второго семестра.
На экзамене в форме компьютерного тестирования проверяются знания, умения и навыки по следующим вопросам:
Аудиторная нагрузка – 48 часов, из них: лекций – 20 часов; практических занятий – 28 часов.
Самостоятельная работа – 52 часа.
Общая трудоемкость курса на два семестра – 100 часов.
Вид занятий |
Общая трудоемкость |
Входное компьютерное тестирование Итоговое компьютерное тестирование |
4 4
|
Лекции: - аудиторные занятия; - электронные файлы в локальной сети или дистанционное обеспечение.
|
8 12 |
Семинары-практикумы на ПК в компьютерном классе. |
20 |
Самостоятельная работа. Лабораторная работа: «Базы данных и СУБД» Учебные проекты по следующим темам: 1. Текстовые и графические редакторы. 2. Электронные таблицы 3. Компьютерные презентации. 4. Разработка и исследование математических моделей. 5. Основы языка разметки гипертекста HTML |
8
8 12 4 12 |
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО) |
100 |
Программа курса
с указанием годовой учебной нагрузки в часах
Семестры Образовательные модули |
1 семестр |
2 семестр |
М1. Информатизация общества. ИКТ в образовании. Дидактические основы создания и использования ИКТ в образовании. Дистанционные технологии. Защита информации |
4 |
8 |
М2. Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации. Представление информации и основы работы с ПК. Программное обеспечение. |
8 |
|
М3. Информационные технологии. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Компьютерные презентации |
12
|
|
12 | ||
12 | ||
М4. Системный подход в моделировании. Базы данных. |
|
8 |
М5. Информационные системы и модели. Формализация и моделирование |
|
8 |
М6. Коммуникационные технологии. Web конструирование |
|
16 |
Входное и итоговое тестирование |
4 |
8 |
Всего часов по семестрам |
52 |
48 |
Всего часов за год |
100 |
Образовательные модули |
Всего часов |
Лекции (электр. файлы) |
Практикумсемин |
Самостоят.работа. (проект) |
Программное обеспечение |
I семестр | |||||
Информатизации общества. Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании. Правовая охрана информации. Защита информации.
|
4 |
4 |
|
|
|
Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации. Основные устройства и принцип работы персонального компьютера (ПК). Представление информации и основы работы с ПК. Структура программного обеспечения. Краткий обзор современных ОС (операционных систем) и ППО. Знакомство с интерфейсом ОС. Microsoft Windows. Понятие файловой системы. Работа с файлами и папками. Работа с окнами. Основы работы с архивами (на примере WinRAR). |
8 |
4 |
4 |
|
OS Windows XP |
Информационные технологии. Текстовые редакторы (Word). Кодирование текстовой информации. Подготовка документов средствами MS Word Форматы текстовых файлов. Создание учебно-методических материалов в Word. Системы оптического распознавания документов. Информационные технологии. Графические редакторы (Paint, PhotoShop). Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Работа с графикой. Приемы и методы подготовки растровых изображений. Векторный редактор. |
8 4 |
|
4 |
4 4 |
MS Word Paint, PhotoShop |
Информационные технологии. Компьютерные презентации (PowerPoint). Подготовка презентационных материалов. Введение в MS PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций. Дизайн презентаций. Интерактивные презентации. |
12 |
|
|
12 |
MS PowerPoint. |
Информационные технологии. Электронные таблицы (Excel). Структура ЭТ, типы и форматы данных. Автозаполнение. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Работа с листами и книгами Excel. Использование диаграмм и объектов. |
12 |
|
4 |
8 |
MS Excel |
Входное компьютерное тестирование |
4 |
|
4 |
|
|
Всего за I семестр |
52 |
8 |
16 |
28 |
|
Образовательные модули |
Всего часов |
Лекции (электр. файлы) |
Практикумсемин |
Самостоят.работа. (проект) |
Программное обеспечение |
II семестр | |||||
Информационные системы и модели. Моделирование как метод познания. Формализация и моделирование. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Математические модели. Системный подход в моделировании. Системология. Базы данных. Система управления базами данных СУБД Access. Технология хранения, поиска и сортировки. |
8 8 |
4 |
|
4 8 |
MS Excel
MS Access |
Новые информационные технологии (ИТ) в образовании. Взаимодействие педагогических и информационных технологий. Психолого-педагогические особенности ИТ. Педагогический мониторинг с применением ИТ. Дистанционные образовательные технологии.
|
4 |
4 |
|
|
|
Технология компьютеризации процесса урока -.дидактические, методические и психологические требования к электронным УМК; -структура и дидактические особенности мультимедиа курсов; -структура, форма и содержание интерактивных учебников. |
4 |
|
4 |
|
CD-диски ЗлектронныеУМК |
Коммуникативные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации. Основы работы в Интернет Internet Explorer - программа, обеспечивающая доступ к Интернет ресурсам.· Интернет-ресурсы образовательного назначения Сервисы сети Интернет: http-протокол. Всемирная паутина www. FTP-сервис, телеконференции, аудиконференции, видеоконференции. Электронная почта Поисковые системы Интернет. Создание Web-сайтов Основы языка разметки гипертекста HTML Разработка Web-представлений (MS FrontPage). |
16 |
|
4 |
12 |
Internet Explorer |
Компьютерное тестирование -основные понятия компьютерного тестирования. -разработка тестовых заданий. Оценка качества обучения; -примеры интерактивных оболочек для тестирования, оценка качества обучения. |
8 |
4 |
4 |
|
Тестовые компьютерные программы |
Всего за II семестр |
48 |
12 |
12 |
24 |
|
Всего |
100 |
20 |
28 |
52 |
|
Информационная среда современного образования. Новая система приоритетов. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для образования. Основные понятия. Оценка качества программных средств учебного назначения.
Роль информационных и коммуникационных технологий в формировании общеучебных и общеинтеллектуальных компетенций.
Анализ возможностей использования программного обеспечения в процессе обучения. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств образовательного назначения.
Организация образовательной деятельности с использованием ИКТ. Творческие развивающие среды. Тренажеры и системы тестирования. Интерактивные электронные учебники.
Интернет технологии в учебном процессе. Сеть и ее методические возможности. Инфраструктура образовательного Интернет пространства. Образовательные ресурсы Интернет.
Состав и структура учебно-материальной базы, обеспечивающей внедрение ИКТ в образование.
Педагогико-эргономические условия эффективного использования средств ИКТ в образовательных целях.
Система средств обучения на базе информационных технологий.
Учебно-методический комплекс на базе средств ИКТ.
Тема 3. Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Методические возможности использования телекоммуникационных сетей. Реализация потенциала распределенного информационного ресурса образовательного назначения.
Дистанционное образование (ДО). Методы организации работы. Программное и учебно-методическое обеспечение процесса ДО.
Обучение применению инструментария технологии мультимедиа в процессе решения педагогических задач.
Использование возможностей систем «виртуальная реальность» в образовании (CD/DVD диски).
Методологические и прогностические аспекты развития педагогической науки в связи с внедрением современных информационных и коммуникационных технологий.
Телекоммуникации в системе непрерывного образования.
Практический компонент
Тема 1. Взаимодействие устройств компьютера.
Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Представление об открытой архитектуре компьютера. Внешние носители.
Слушатели должны знать:
Слушатели должны знать:
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Использование в текстовом документе графических объектов.
Слушатели должны знать:
Слушатели должны знать:
Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы
Правила записи формул и функций. Копирование формул. Использование функций и логических формул.
Представление данных в виде диаграмм..
Слушатели должны знать:
Слушатели должны знать:
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Основные типы компьютерных информационных моделей. Математические модели.
Слушатели должны уметь:
Возможности Интернет. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.
Браузер Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет.
Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница и Web-сайт.
Мир электронной почты.
Слушатели должны знать:
Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный подход, формы обучения, метод проектов
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления специальности
27 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-го курса экономических специальностей заочной формы обучения в помощь при изучении дисциплины "Информационные системы и техн
04 09 2014
1 стр.
Инновационные образовательные программы и технологии, в т ч информационные технологии
16 12 2014
4 стр.
Технология орс (ole for Process Control) представляет собой стандарт на создание программного обеспечения для взаимодействия систем верхнего уровня с оборудованием
22 09 2014
1 стр.
«Информационные системы» по специальности 071900 «Информационные системы и технологии»
04 09 2014
1 стр.
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени
23 09 2014
1 стр.
Данные темы будут интересны преподавателям информатики, использующих в своем процессе обучения учащихся новые информационные технологии!
15 09 2014
1 стр.