Администрация Кожевниковского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Осиновская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено  
Директор с советом школы на заседании МО
МОУ «Осиновская СОШ» протокол №____ учителей начальных  
классов
  от ___ ____2011 г. протокол №__________
Е. В. Нимирская ________ Н. В. Соколовская от ____________2011 г.  
_________Е. А. Нимирская
Рабочая программа
«Информатика и ИКТ»
(УМК «Школа 2100»)
Класс 2 - 4
Составитель:
Елена Александровна Нимирская
учитель начальных классов  
Модифицированная программа  
На основе программы  
А.В.Горячева
2011
I. Пояснительная записка
Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
 II. Общая характеристика учебного процесса
 
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
 - 
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
 
  - 
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 
  - 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
 
  - 
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 
  - 
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
 
 
Куре информатики и ИКТ направлен на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического и освоение практики работы на компьютере.
 1. Технологический компонент
 
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих 
целей:
 - 
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
 
  - 
развитие мелкой моторики рук;
 
  - 
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
 
  - 
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
 
  - 
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
 
  - 
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
 
  - 
воспитание уважительного отношения к авторским правам;
 
  - 
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
 
 
В качестве 
основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
 - 
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
 
  - 
создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
 
  - 
ознакомление со способами организации и поиска информации;
 
  - 
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
 
  - 
создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
 
 
Учебные модули:
 - 
Знакомство с компьютером.
 - 
Создание рисунков.
 - 
Создание мультфильмов и «живых» картинок.
 - 
Создание проектов домов и квартир.
 - 
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
 - 
Создание текстов.
 - 
Создание печатных публикаций.
 - 
Поиск информации.
 
  2. Логико-алгоритмический компонент
 
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
 - 
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
 
   - 
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
 
 
   - 
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
 
 
   - 
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
 
 
   - 
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
 
 
  - 
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
 - 
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
 
 
Разделы курса:
 - 
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
 
  - 
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
 
  - 
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
 
  - 
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
 
  III. Описание места учебного предмета в учебном плане
 
В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой по информатике предмет «Информатика и ИКТ» изучается со 2 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 102 часа (во 2, 3, 4 классах по 34 часа) .
 IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  1. Технологический компонент
 
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
 - 
основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
 
  - 
ценностей семьи и общества и их уважение,
 
  - 
чувства прекрасного и эстетических чувств,
 
  - 
способности к организации своей учебной деятельности,
 
  - 
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
 
  - 
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
 
  - 
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
 
  2. Логико-алгоритмический компонент
 
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
 V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  Личностные результаты
 
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
 - 
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;  
 
  - 
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
 
  - 
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
 
  - 
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
 
 
 Метапредметные результаты
  1. Технологический компонент
 
Регулятивные универсальные учебные действия:
 - 
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
 
  - 
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
 
  - 
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
 
 
Познавательные универсальные учебные действия:
 - 
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
 
  - 
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
 
 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 - 
создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
 
  - 
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
 
  2. Логико-алгоритмический компонент
 
Регулятивные универсальные учебные действия:
 - 
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
 
  - 
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
 
 
Познавательные универсальные учебные действия:
 - 
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
 
  - 
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
 
  - 
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 
  - 
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
 
   - 
установление причинно-следственных связей;
 
  - 
построение логической цепи рассуждений.
 
 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 - 
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
 
  - 
выслушивание собеседника и ведение диалога;
 
  - 
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
 
  Предметные результаты
  1. Технологический компонент
 
Модуль «Знакомство с компьютером».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
 - 
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
 
  - 
для чего нужны основные устройства компьютера;
 
 
уметь
 - 
пользоваться мышью и клавиатурой;
 
  - 
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
 
 
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
 - 
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
 
  - 
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  
Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
 - 
выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
 
  - 
сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание проектов домов и квартир».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
 - 
выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
 
  - 
сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
 - 
что такое полное имя файла;
 
 
уметь
 - 
создавать папки (каталоги);
 
  - 
удалять файлы и папки (каталоги);
 
  - 
копировать файлы и папки (каталоги);
 
  - 
перемещать файлы и папки (каталоги).
 
 
Модуль «Создание текстов».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
 - 
набирать текст на клавиатуре;
 
  - 
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
 
  - 
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
 
  - 
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
 - 
подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
 
  - 
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
 
 
Модуль «Создание печатных публикаций».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
 - 
вставлять изображения в печатную публикацию;
 
  - 
создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
 
  - 
создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
 - 
красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
 
  - 
составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
 
 
Модуль «Поиск информации».  
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
 - 
искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
 
  - 
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
 
 
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
 2. Логико-алгоритмический компонент
 
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
 - 
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
 
  - 
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
 
  - 
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
 
  - 
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
 
  - 
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
 
  - 
точно выполнять действия под диктовку учителя;
 
  - 
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
 
 
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
 - 
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
 
  - 
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
 
  - 
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
 
  - 
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
 
   - 
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
 
  - 
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
 
 
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
 - 
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
 
  - 
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
 
  - 
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
 
  - 
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
 
  - 
изображать множества с разным взаимным расположением;
 
  - 
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
 
 
 VI. Содержание учебного предмета
  1. Технологический компонент
 
Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.
Модуль «Создание проектов домов и квартир». Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.  
Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
 2. Логико-алгоритмический компонент
 
2-й класс
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
3-й класс
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
4-й класс
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
 VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
  1. Технологический компонент
 
Приводится помодульное тематическое планирование с условием использования конкретных компьютерных программ. Перечень операций, осваиваемых школьниками в других компьютерных программах, может отличаться от изложенного в данном планировании.
      
 Тема  
  |   
 Число часов  
  |   
 Основные виды учебной деятельности учащихся
  |  
   
 Модуль «Знакомство с компьютером»  
  |  
   
 Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
  |   
 3-4
  |   
 Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.
  |  
   
 Модуль «Создание рисунков»
  |  
   
 Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
  |   
 5-7
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Сравнивать панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков).
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
   
 Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок»
  |  
   
 Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.
  |   
 6-8
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, предметов, персонажей, анимация персонажей, создание титров, сохранение и редактирование мультфильмов).
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
   
 Модуль «Создание проектов домов и квартир»
  |  
   
 Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.
  |   
 8-10
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Сравнивать панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, обзор и осмотр проектов, создание стен, окон и дверей, установка бытовой техники, размещение мебели, выор цвета и вида поверхностей, сохранение и редактирование проектов домов или квартир).
 
 Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
   
 Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»
  |  
   
 Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
  |   
 1-2
  |   
 Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).  
  |  
   
 Модуль «Создание текстов»
  |  
   
 Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.  
  |   
 6-8
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).
 
 Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
   
 Модуль «Создание печатных публикаций»
  |  
   
 Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
  |   
 6-8
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, дополнение текстов иллюстрациями, схемами, таблицами, сохранение и редактирование печатных публикаций).
 
 Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
   
 Модуль «Поиск информации»
  |  
   
 Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
  |   
 6-8
  |   
 Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.
 
 Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска, сохранение найденных и выбранных текстов и изображений).
 
 Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.
 
 Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.
  |  
 
 
 2. Логико-алгоритмический компонент
 
2-й класс
      
 Тема  
  |   
 Число часов  
  |   
 Основные виды учебной деятельности учащихся
  |  
   
 План действий и его описание
  |  
   
 Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
  |   
 11
  |   
 Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.
 
 Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.
 
 Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.
 
  |  
   
 Отличительные признаки и составные части предметов
  |  
   
 Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
  |   
 11
  |   
 Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
 
 Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.
 
 Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
 
 выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.
 
 Находить объединение и пересечение наборов предметов.
  |  
   
 Логические рассуждения
  |  
   
 Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
  |   
 12
  |   
 Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
 
 Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».
 
 Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.
 
 Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.
 
 Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.
  |  
 
 
3-й класс
      
 Тема  
  |   
 Число часов  
  |   
 Основные виды учебной деятельности учащихся
  |  
   
 Алгоритмы
  |  
   
 Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
  |   
 9
  |   
 Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.  
  |  
   
 Группы (классы) объектов
  |  
   
 Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
  |   
 8
  |   
 Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
 
 Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
 
 Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
 
 Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.
 
 Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
  |  
   
 Логические рассуждения
  |  
   
 Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
  |   
 10
  |   
 Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
 
 Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.
 
 Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.
  |  
   
 Применение моделей (схем) для решения задач
  |  
   
 Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
  |   
 7
  |   
 Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.  
 
 Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.
 
 Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
 
 Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
  |  
 
 
4-й класс
      
 Тема  
  |   
 Число часов  
  |   
 Основные виды учебной деятельности учащихся
  |  
   
 Алгоритмы
  |  
   
 Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
  |   
 9
  |   
 Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.
 
 Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.
  |  
   
 Группы (классы) объектов
  |  
   
 Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
  |   
 8
  |   
 Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).
 
 Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).
 
 Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.  
 
 Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).
  |  
   
 Логические рассуждения
  |  
   
 Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
  |   
 10
  |   
 Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
 
 Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
 
 Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.
 
 Строить и описывать пути в графах.
 
 Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
 
 Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.
  |  
   
 Применение моделей (схем) для решения задач
  |  
   
 Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
  |   
 7
  |   
 Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.
  |  
 
 
 VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. Технологический компонент
 
Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающиему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.  
На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающими возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащёнными встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.
 2. Логико-алгоритмический компонент
 
Изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).