Отчет
Работа оздоровительно – образовательного, палаточного, экологического лагеря «Ручеёк» с 1 июля по 15 июля 2007 года.
Палаточный лагерь «Ручеек» располагался в Барышском районе на территории с. Ананьино в 3 километрах от села Загарино на реке Сызранка.
Фото. Мулловой Евгении.
Оздоровительно-образовательный лагерь «Ручеёк» создавался как профильный экологический лагерь. Учредителем лагеря является – Департамент образования Ульяновской области и ГОУ ДОД областной детский экологический центр. Деятельность лагеря строилась в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно – музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля, согласно приложению, называемому еще земледельческим, аграрным или крестьянским, в период работы областного летнего профильного лагеря.
Цель программы, привитие интереса и любви подростков к родной природе путём работы в самых красивых и уникальных уголках природы нашего края, активизация и расширение их практических индивидуальных способностей к сохранению уникальных объектов природы и их охраны, была решена.
Задачи, поставленные для реализации, цели достигнуты:
оздоровительные:
ежедневно проводилась утренняя зарядка, которая включала в себя: бег, разминка, элементы игры, йога, «восход солнца», имитация поз животных и птиц, водные процедуры и контрастное закаливание. Игры и соревнования, купание в реке Сызранка, пруду Киселевский.
воспитательные:
- созданы условия для личностного развития каждого ребёнка, ребята посещали мастер классы по собственному желанию, научились плавать, оформлять газету, управлять лодкой…
- создавались условия способствующие отвлечению от вредных привычек; проводились беседы, лекции по профилактики заболеваний, тестирование.
- познакомили участников лагеря с духовным наследием окружающих населённых пунктов: Ананьино, Загарино, Золино, Приозерное.
- создавались условия для воспитания культуры общения ответственного, гуманного, доброжелательного и чуткого отношения друг к другу в коллективе.
образовательные:
- создавались условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области экологии, краеведения, зоологии и ботаники;
- практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и природоохранной деятельности, полученных в учебном году на занятиях в экологических клубах УДОД, на занятиях в школе искусств;
- приобретение навыков полевых экологических исследований с помощью методических пособий по изучению ботанических и зоологических исследований (методички)
развивающие:
- привили способности глубокого сосредоточения, созерцание наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений, наблюдение за повадками птиц, ящериц, лягушек, ежей, рыб, ужей, моллюсков, кошек, собак.
- привили интерес к самостоятельному общественно – полезному труду при колки дров, рытье отходной ямы, творческий подход к постройки туалета, установлении палаток, просушки матрасов и одеял, постройки душа и создание уюта на кухне.
- создавались условия для развития коммуникативности детского коллектива собранного по возрастным и территориальным особенностям – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей через самоуправление.
природоохранные и научно – исследовательские:
- провели комплексное обследования уникальных, нуждающихся в охране природных территорий: родник «барский», «тихвинский», пруд Киселевский, пруд Золинский, родник на молебном конце.
- разработали меры по охране и рациональному использованию природной территории родника «тихвинский», начали изучение пруда Золински
- провели практическую работу по восстановлению и благоустройству природного родника «тихвинский». На роднике ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, был произведен силами детей ремонт и освещение родника и воды Отцом Игорем 9 июля в День Тихвинской божией матери.
- подготовили представление в Областной комитет по охране окружающей природной среды и материалов по проведенным исследованиям. Результаты работ подготовили для сообщения учителям Барышского района на августовскую конференцию и использование в работе и оформление кабинета биологии.
Фото. Нуйкиной Анны
Приказы по лагерю.
№
|
Название приказа
|
дата
|
Содержание
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Об открытие лагеря
Об комплектовании
Об организации места лагеря
О транспортировки детей и оборудования
О регистрации детей
О режиме работы
О технике безопасности, памятка туриста.
О проведение заключительного дня смены
О подведение итогов смены
|
01.07.07
01.07.07.
30.07.07.
01.07.07.
01.07.07.
01.07.07
01.07.07.
14.07.07.
15.07.07.
|
Открыть палаточный экологический лагерь «Ручеек» на территории с. Ананьино Барышского района на берегу р. Сызранка для учащихся 6-11 классов МОУ СОШ с. Загарино, р-п Ленинка, с. Акшуат, с. Живайкино, г.Барыш, г.Ульяновск с 1 июля по 15 июля 2007 года.
Укомплектовать пищевые продукты согласно меню.
Укомплектовать аптечку согласно перечня – состава походной медицинской аптечки.
Организовать безопасное место на правом берегу р. Сызранка на территории с. Ананьино. Очистить место в реке под пляж и территорию лагеря, проложить дорогу к роднику с чистой водой, организовать место для кухни и костра, отходную яму, туалет.
Транспортировать оборудование и детей к месту лагеря на автомобиле: УАЗ № 116 водитель Кудряшов Ю.В., УАЗ № 205 водитель Кузнецов А,В. Встретить детей доставленных родителями на собственных автомобилях
Зарегистрировать детей по списку, собрать справки о прививках, об эпидокружении, о педикулезе.
Выявить наличие необходимых вещей по списку и снаряжению.
Принять предлагаемый режим работы за основу, выработать и утвердить законы жизни лагерной смены.
Провести инструктаж по технике безопасности и поведения в лагере под роспись учащихся, ознакомить с памяткой участника туристического похода. Ознакомить руководителей лагеря с памяткой, определить обязанности руководителей.
Для экскурсий: вы решили искупаться в незнакомом водоеме; что делать во время грозы; вы находитесь у водоема, видите, что тонет человек; на вас напала собака; вы собираетесь в лес на прогулку; вы заблудились в лесу.
Выявить активных участников смены, подготовить награждение.
Подвести итоги, подать свои замечания и предложения в совет самоуправления.
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
№
|
Ф.И.О.
|
обязанности
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Николаева О.А.
Черпакова О.В.
Новикова В.Н.
Кудряшов Ю.В.
Кузнецова Р.К.
Кабаева А.Н.
Ховрина А.В.
Николаев А.В.
Аширова Л.Х.
Колчина М.Ю.
|
Начальник лагеря, руководитель экологического клуба «Экос» ГОУ ДОД «Экоцентр», учитель биологии МОУ СОШ с. Загарино
Заместитель начальника лагеря, руководитель клуба «Хранители Земли» ГОУ ДОД «Экоцентр», руководитель методического объединения биологов Барышского района, учитель биологии МОУ СОШ р.п. Ленинка
Методист лагеря, методист учителей биологии Засвияжского района г. Ульяновска, руководитель клуба «Здоровый образ жизни» ГОУ ДОД «Экоцентр», учитель биологии школы № 82 г. Ульяновска
Охрана и безопасность, порядок территории лагеря. Водитель УАЗ 116. Милиционер
Повар консультант
Повар, выпускница мед.училища, р.п. Карсун
Врач, ответственный за гигиену и здоровье. Выпускница мед.училища г. Ульяновск
Физорг, вожатый, студент УлГТУ
Вожатая, студентка УГУ
Вожатая, студентка УГПУ
|
МАСТЕР КЛАССЫ:
Черпакова О.В- зверушки из природного материала.
Черпакова О.В.- оригами.
Николаева О.А.- спортивные упражнения «восход солнца, силуэты животных».
Кузнецова Р.К.- ниточка и иголочка.
Николаева О.А.- мы танцуем и поём.
Малявина О.Ю.(местная жительница)- живая и мертвая вода.
Николаев Антон- картины - фантазии.
Николаев Антон- поделки и сувениры из природных материалов
Кузнецова Р.К.- аппликация и пэчворк для дома и лагеря
Николаева О.А- техника плавания
Памятка участника лагеря
-
Охрана природы, ее недр, лесов и обитающих в них животных, историко-архитектурных памятников и памятников старины является священной обязанностью всех граждан, и особенно туристов.
-
На длительных привалов и ночлегов необходимо располагаться на местах прежних стоянок, использовать для палаток и разведения костров оставленные колья и хворост, не производить ненужных порубок молодых и ценных деревьев.
-
Топливо для костра следует выбирать из сухостоя, валежника, сухих отмерших сучьев и старых пней. Место костра должно окапываться круговой канавкой. Не уходите с бивака, не затушив костер.
-
Засорение леса, рек и озер считается позором для туриста. Все отходы пищевых продуктов, бумага должны сжигаться в костре. Расплавленную в костре стеклянную посуду и обожженную металлическую следует зарывать в ямку на глубину не менее 25 см.
-
При снятие с места стоянки весь скопившейся мусор нужно убрать. Площадку необходимо оставить в таком состоянии, чтобы она привлекала внимание других туристов своей опрятностью, а не отталкивала их захламленностью и антисанитарией. Костер должен быть залит водой.
-
«Визитными карточками» туристов на стоянках должны быть: оборудованное кострище, аккуратно сложенные колышки для палаток и костра, собранный в кучу хворост и опрятная, совершенно чистая площадка.
-
Вырезать на деревьях монограммы, даты своего пребывания, срезать и срубать кроны деревьев, а также оставлять различные надписи карандашом и тем более вырезать их ножом или выскабливать острыми металлическими предметами на скамейках, беседках, архитектурных и природных памятниках и прочем считается варварством, а иногда и преступлением, за которое виновные должны нести судебную ответственность.
Обязанности руководителя туристического похода.
1. Руководитель своим личным примером должен воспитывать участников в лучших туристических традициях. Его костюм и снаряжение должны быть опрятными, хорошо подогнанными. Руководитель должен следить, чтобы внешний вид участников смены не вызывал критического или насмешливого отношения местного населения.
2. Руководитель группы при обращении с туристами должен быть приветлив и тактичен. Его внимание не должно сосредоточиваться на одном- двух участниках, а распределяться на всех, особенно на лиц старшего возраста и физически менее подготовленных. Руководитель обязан следить за тем, чтобы туристы соблюдали вежливость и такт как в отношении друг друга, так и во взаимоотношениях с местным населением. Особенно важно соблюдение тишины вечером при прохождении через населенные пункты. Недопустимо нарушение тишины после отбоя.
3. Руководитель отвечает за безопасность движения и поведение участников похода с момента посадки в автобус до возвращения назад и не имеет права покидать группу в пути, за исключением обстоятельств, связанных с несчастными случаями.
В случае несчастья с кем-либо из участников похода (болезнь, травма…) необходимо как можно скорее оказать ему первую помощь и затем доставить его в ближайший медпункт. Руководитель обязан знать правила оказания первой помощи. Если пострадавшего будет сопровождать сам руководитель группы, то он имеет право прервать маршрут. Категорически воспрещается отправлять даже легко пострадавшего без сопровождающего.
4. Указания руководителя о порядке движения, взаимопомощи, выполнении различных поручений, поведении в общественных местах являются для участников обязательными.
Руководитель группы обязан постоянно напоминать туристам о неприкосновенности общественной и личной собственности населения и следить за тем, чтобы во время похода со стороны его участников не было никаких попыток нарушить, чем бы то ни было интересы местных жителей.
Руководитель обязан воспитывать у участников похода бережное отношение к природе, памятникам материальной культуры и т.п. При движении по полям и лугам группа должна идти цепочкой по межам и тропам.
5. Руководитель похода, кроме личного снаряжения, должен иметь схему маршрута, аптечку, свисток.
6. Заканчивая поход, руководитель должен предложить его участникам подать свои замечания и предложения в организацию, рекомендует написать соответствующие заметки в газету.
Список учащихся лагеря «Ручеёк»
№
|
Ф.И.
|
Дата рождения
|
№
|
Ф.И.
|
Дата рождения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
География участников смены
лагеря «Ручеёк»
№
отряда
|
Жители
г.Ульяновска
|
Жители
городов области Барыш
|
Жители
сельской местности Загарино, Киселевка, Приозерное, Живайкино, Ленинка, Акшуат.
|
1 «Оба-на»
2 «Дом-2»
3 «Бас»
4 «+ -»
5 «В!К!»
|
2
1
|
1
1
1
1
|
7
8
9
9
10
|
Что читать, отправляясь в поход
Если вы собираетесь путешествовать по родному краю и желаете узнать в походе как можно больше, советуем заблаговременно прочитать, а может быть, и положить в рюкзак некоторые книги.
О роли туризма
Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., Мысль, 1977
Котляров Е.А. география отдыха и туризма. М., Мысль, 1978
Справочная литература
Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Прфиздат, 1973
Изучай свой край. Книга юного краеведа. Под ред. С.В.Обручаева. М., Молодая гвардия, 1951
Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961
Питание туриста в походе. М., Фис, 1980
Штюрман Ю.А. Охрана природы и туризма.М.,Фис, 1974
Ермолаев А.Д. Радость дорог.(путеводитель для туристов).Саратов. 1990.
По Ульяновской области
Буров Г.М. Археологические памятники. Саратов.1972
Гурин К.Н.На берегах русского Нила, М.,2001