Перейти на главную страницу
2011 г
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Я работаю воспитателем 31-й год. Теме воспитания любви к родному краю всегда уделяла много внимания. За эти годы сложилась определенная система, и я представила опыт своей работы «Развитие познавательных способностей и речи детей в теме «Люби и знай родной свой край!» на районной педагогической выставке «Образование » и получила Диплом II степени. Являюсь наставником молодым воспитателям, желающим углубленно работать по схожим разделам воспитания и обучения детей в ДОУ.
После знакомства с программой Н.Вересова «Мы – земляне» в журнале «Дошкольное воспитание и тщательного её изучения, я взяла за основу своей работы решение следующих задач:
1. Обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых – позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома – Земли.
2. Творческое самовыражение ребенка и педагога. Культура наша накопила не только систему ценностей – смыслов, но и средства их выражения. На занятиях ребенок и взрослый открывают и постепенно осваивают эти средства (через игру, сказки, изодеятельность, фольклор) и начинают использовать, создавая свои маленькие шедевры – загадки, стихи, рисунки и т.д., овладевая языком смыслов, делая их частью собственной личности, фактом сознания.
3. Любовь к природе, отношение к ней как к ценности есть проявление культуры. И задачи заключаются в том, чтобы ценностные позиции, открытые ребенком с помощью взрослого, постепенно становились его собственными, «врастали» в структуру его личности, в систему его личностных смыслов. Отношение к месту, где ты живешь, как к дому. И отношение это должно быть как к безусловной ценности и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, сознание своей ответственности за него – именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.
4. Обогащение детей знаниями из различных областей науки (география, биология, физика...), техники (машины разных областей деятельности человека…), литературы (рассказы, стихи, сказки, загадки…), искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, народное творчество…). Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность выбрать то, что ему интересно, близко по духу. Задача педагога - сделать так, чтобы вместе с этим и через это дошкольник открыл основную смысловую позицию данного занятия.
Все задачи, каждая по-своему, работая на общую цель, позволяют запустить в действие психологические механизмы смыслооткрывания и смыслопораждения у ребенка и педагога.
Всю работу провожу согласно перспективному планированию. Для его составления мне пришлось переработать много методической литературы (список представлен ниже). Представленный мною перспективный план включает в себя работу с детьми старшего дошкольного возраста на НОД по познавательной деятельности в разделе «Ознакомление с окружающим миром», наблюдения, экскурсии и .д.
НОД получается примерно один раз в месяц. Они являются итогом наших наблюдений, дидактических игр, ознакомления с литературой, рассматривания иллюстраций, фотографий и другой работы с детьми. Постоянно прослеживаю связь с изодеятельностью.
Познакомившись с перспективным планом, сразу становится ясно, какой результат хочет получить педагог. Если в старшей группе темы месяца общие и поверхностные, то в подготовительной к школе группе начинается углубленная работа, темы более узкие, идет изучение конкретного материала: яркие представители флоры и фауны Приморского края, профессии родителей, промышленность, культурная жизнь.
После составления перспективного плана стала собирать методико-дидактическое обеспечение для его выполнения. Помогал мне в этом большой круг людей: дети и их родители, коллеги и др.
Красной нитью через всю систему работы проходит задача по воспитанию у детей элементов экологического сознания, ценностных в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью людей.
- овладение разносторонними знаниями о Приморье;
- растить детей патриотами своего края;
- грамотная и активная речь, более богатый словарный запас;
- умение сравнивать, сопоставлять, осуществлять классификацию, обнаруживать логические взаимосвязи между предметами и явлениями в природе, отражать их в речи;
- сформировать познавательные способности, навыки слышать и слушать, воспринимать информацию и перерабатывать её.
Праздник проходит на участке детского сада. На веранде оформлены зоны: «флора», «фауна», «профессии»; висят географические карты России, Приморского края, Кавалеровского района.
Персонажи: Незнайка, Кедр, Тигр.
Задачи. Создать детям праздничное, радостное настроение.
Закрепить знания, полученные ранее о природе и людях Кавалеровского района.
Воспитывать в детях чувство любви, гордости к родным местам и ответственность за
состояние природных богатств Приморского края.
Продолжать работу над совершенствованием речи детей: умение ясно и четко выражать
мысли, вести диалог.
Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность, ориентацию в
пространстве.
Х О Д:
Дети и воспитатель выходят на середину участка.
Воспитатель (далее «В»): - Ребята, посмотрите вокруг себя. Что вы видите?
Дети (далее «Д»): - Зеленые сопки, голубое небо, дома…
В: - Как это всё мы называем одним словом?
Д: - Родина, Приморье, Кавалерово…
В: - Молодцы! Правильно! Сегодня мы с вами будем участниками праздника «Я житель Приморья и этим горжусь!» Давайте споем песню про наш родной край.
Песня Галины Николайчук «Кавалеровские зори»
ДЕТИ ПРОХОДЯТ НА ВЕРАНДУ.
Слышится чей-то плач, причитания: - Ой, где это я? Ой-ой-ой!...
ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕЗНАЙКА. (далее «Н»)
Н:- Ой, ребята, дорогие! Скорее скажите мне, куда я попал? Возвращался я с Луны, что-то нажал в
ракете и она приземлилась в каких-то горах. Спустился вниз и вот я здесь. А где, я не знаю (плачет).
Д:- Ты в Кавалерово, в детском саду, а горы наши – Сихоте - Алинь, сопками зовутся.
Н:- Где находится ваше Калаверово?
Д ( смеются):- Не Калаверово, а Кавалерово. Поселок в Приморском крае.
Незнайка замечает географические карты: - У вас карты есть! Как хорошо! Покажите скорее где находится Приморский край и ваш поселок.
Дети показывают на карте Приморский край и Кавалерово.
Н:- Как же далеко я залетел! Я никогда здесь не был и ничего не знаю о вашем крае.
В: - Ребята, давайте пригласим Незнайку к нам на праздник и расскажем ему о нашем замечательном Приморье!
Д:- Давайте!!!
Н:- Спасибо! Я остаюсь!
В: - К нам на праздник обещали придти необычные гости (слышится стук). Кажется, кто-то идет.
ПОЯВЛЯЕТСЯ «КЕДР» (далее «К»)
К: - Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!
Шёл я долго по лесам. Наконец добрался к вам.
Я могуч, высок и щедр, а зовусь я просто…
Д:- Кедр!!!
К:- Ай - да, молодцы! Узнали! Приглашаю вас в своё Царство.
ВСЕ ПРОХОДЯТ В ЗОНУ «ФЛОРА» ( гербарии, иллюстрации, плоды, семена…)
К: - Как называется моё Царство?
Д:- Растительный мир, растения, флора…
К: - Вы хорошо знаете растения нашей тайги?
Д:- Да!!!
К: - Отгадайте загадку. «Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?»
Д:- Это ель, пихта, кедр ( находят и показывают всё, что относится к хвойным)
К: - Другая загадка. «Тёмной он покрыт корой, лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей много-много желудей».
Д:- Дуб!!! (одни находят картинку, другие листья, плоды дуба)
К: - Какие растения ещё знаете? (Дети перечисляют деревья, кустарники…)
В:- Уважаемый кедр! Наши ребята стихи и песни о растениях знают.
Д: 1. (показывает ромашку) – Нарядное платьице, жёлтые бровки.
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.
2. (показывает черёмуху) - Черёмуха душистая А рядом, у проталинки,
С весною расцвела, В траве, между корней,
И ветки золотистые, Бежит, струится маленький
Что кудри завила… Серебряный ручей…
3. (подходит к берёзе) - Склонясь к реке, зелёною рукой
Спешит береза стройная умыться:
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей.
ВСЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ВОКРУГ БЕРЕЗЫ И ИСПОЛНЯЮТ ХОРОВОД «Во поле березонька стояла»
К:- Ребята, вы молодцы! Я очень рад, что растёте достойными жителями нашего края и так хорошо знаете моих соседей по лесу. Давайте сыграем в игру «Кто листочек потерял?» - Кедр разбрасывает листья с разных деревьев, нарисованные ранее детьми. Спрашивает: «Нашел ли кто березовый (кленовый, дубовый…) лист?» дети показывают нужные листья. Играем несколько раз.
КЕДР БЛАГОДАРИТ ДЕТЕЙ, ДАРИТ ИМ КОРЗИНКУ С КЕДРОВЫМИ ШИШКАМИ.
ДЕТИ ОБЕЩАЮТ КЕДРУ ПОСАДИТЬ ЧАСТЬ ОРЕХОВ В ЛЕСУ. КЕДР УХОДИТ.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ ПРОЙТИ НА ВЕРАНДУ.
В:- Отгадайте, кто будет нашим следующим гостем? Вы его должны узнать по голосу (из магнитофона раздается могучий рык)
Д:- Это тигр!!!
ПОЯВЛЯЕТСЯ «ТИГР» (далее «Т»)
Т:- Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!
И вон те мальчишки, и девчонки эти! (показывает)
К вам пожаловал сегодня для веселия и игр
Не какой-то там котенок, а царь тайги, могучий…(все вместе: «ТИГР»)
В:- Уважаемый тигр, ты вовремя пожаловал. Мы как раз собирались перевернуть страничку нашего праздника и отправиться в Царство Животного мира.
Т:- По дороге к вам я встретил своего лесного друга Кедра. Он так восхищался вашими знаниями о флоре Приморского края, что мне стало страшно – вдруг вы только растения так хорошо знаете?
В:- Ребята, давайте покажем Тигру как вы знаете обитателей его царства !
Е:- Прежде чем я начну свой экзамен, я хочу пригласить всех на танец.
ТАНЕЦ С ТИГРОМ.
Т:- Плясать-то вы умеете. Ответьте, пожалуйста, кого мы объединяем под понятием «фауна»?
Д:- Фауна – это все-все животные от мелких насекомых до крупных зверей.
Т:- 1 задание: «Узнай по описанию» (назвать животное после его словесного портрета)
2 задание: «Что за чудо-юдо?» ( Тигр показывает рисунок сборного животного: уши заячьи, хвост лисы, голова кабана, перед туловища от тигра, задняя часть- от медведя). Назовите животных, от которых видите отдельные части и попробуйте придумать название этому необычному животному.
3 задание: «Кто быстрее нарисует бабочку?» (пока двое рисуют, остальные дети называют какие бабочки у нас живут).
4 задание: «Мы сейчас все зайцы, мышки, тигры…» (дети выходят на участок и под характерную музыку изображают нужное животное).
Т:- Я очень доволен вашими знаниями и вернувшись в лес, расскажу о вас зверям, птицам, жучкам-паучкам.
В:- Уважаемый тигр, наши ребята много стихов о животных знают.
1.Кто там прыгает, узнай-ка. Суетятся, верещат,
Это белочка- хозяйка. Маму слушать не хотят.
На еловой ветке Шел медведь, сломал сучок,
Расшалились детки. Детки к маме под бочок.
2. С ветки на ветку, Муха решила поозоровать
С сучка на сучок… И поспешила ту сетку порвать.
Тонкую сетку Тронула лапкой за тонкие нити
Плетет паучок. И зажужжала:- Беда! Помогите!
3. Вот зверек сидит в лощинке Щечки раздуваются,
С черной росписью на спинке. Орешки просыпаются.
На дыбки зверек встает Так всегда бурундуки -
И себя по щечкам бьет. Разгружаются.
На прощание поют Тигру песню «Не дразните собак» муз. Е.Птичкина сл. М.Пляцковского.
Тигр дарит всем детям медали с изображением разных животных и надписью «Юному другу природы».
ТИГР ПРОЩАЕТСЯ И УХОДИТ.
В:- Ребята, мы поговорили с вами о растительном и животном мире Приморья. Вы хорошо ориентируетесь на географических картах. Я рада за вас! Незнайка, теперь ты знаешь, где находишься? Нравится тебе в наших краях?
Н:- Я узнал много для себя нового, интересного. Спасибо вам, ребята! Я рад, что вы так любите и знаете свой край с красивым названием Приморский. А почему он так называется?
Д:- Наш край расположен на берегу Японского моря, т.е. находится при море.
В: - Незнайка, хочешь узнать люди каких профессий живут в Кавалерово? Давайте поиграем в игру «Где бывали мы - не скажем, а что делали – покажем!» (дети изображают почтальонов, продавцов, строителей, горняков, учителей, милиционеров и т.д., а Незнайка угадывает).
Незнайка проводит с детьми конкурсы: - «На лучшего врача» (кто быстрее забинтует руку товарищу). - «На лучшего учителя» (кто красивее напечатает буквы). - «На лучшего повара» (отобрать правильно «продукты» для блюда).
Незнайка подводит итоги, благодарит детей за праздник и обещает рассказать своим друзьям о нашем детском саде, поселке, крае. Прощается и уходит.
ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРАЗДНИК ПЕСНЕЙ ПРО КАВАЛЕРОВО «Есть такой поселок» муз.,сл. Галины Николайчук.
1. «Как знакомить дошкольников с природой», Л.А.Каменева – в пособии освещаются методы и формы ознакомления детей с природой в ДОУ, дается система этой работы по каждой возрастной группе, раскрываются условия, необходимые для ее организации.
2. «Мы – земляне», Н.Вересов – программа по расширению знаний о природе и людях родного края.
3. «По родному краю», А..Стоценко, Е.Рубинштейн, Л.Василенко – хрестоматия, предназначенная для ознакомления с историей, природой и промышленностью Приморского края.
4. «Рассказы бурундучка Стёпки», А.Посохов, Д.Иокша-Посохова – серия красочных альбомов о ярких представителях флоры и фауны Уссурийской тайги для дошкольников.
5. «Кто под кедром живет?», Владивосток, Дальнаука- серия красочных книжек-игрушек о приморских животных от их рождения до взросления. В комплект входит изображение животного крупным форматом и интересная игра: «Амурский тигр», «Гималайский медведь», «Лосось», «Рожденные ползать».
6. «300 вопросов и ответов о животных», В.Алексеев; «300 вопросов и ответов о животных океана», В.Алексеев; «300 вопросов и ответов», Е.Анашкина- серия «Расширяем кругозор детей» для родителей и воспитателей, а главное – для детей, которым необходимо приобщение и любовь к родной природе.
7. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», Ю.Дмитриев – книга включает короткие рассказы о лесе и его обитателях с фотографиями и предназначена для воспитателей и родителей.
8. «Заповедное Приморье», группа авторов- сведения о заповедниках Приморского края с иллюстрациями.
9. «Люби и знай свой край» - географический атлас для детей, красочно оформленный, рассказывает о природе, хозяйстве, людях Приморского края.
10. «Смекалка для малышей», С.Асанин – занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.
11. «Волшебные краски», О.Никологородская; «Сухие травы», Г.Федотов – серия «Основы художественного ремесла», пособия знакомят с разными техниками изобразительного и прикладного искусства и способами изготовления работ.
12. «365 моделей оригами», Т.Сержантова – книга поможет подготовить детей к обучению школе, развить их творческие и логические способности, пространственное мышление, активизировать воображение.
13. «Стихи и песни о Кавалерове», Г.Николайчук – произведения нашей землячки о родном поселке.
11 10 2014
1 стр.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С
25 09 2014
1 стр.
«Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» «Духовность и патриотизм»
25 09 2014
1 стр.
Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся
15 09 2014
1 стр.
Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся
25 12 2014
1 стр.
«Планом социально-воспитательной работы со студентами мгпу на 2009/2010 учебный год»
11 09 2014
1 стр.
Цели: закрепление пройденного материала; развитие познавательной активности; формирование умения работать в группе; патриотическое воспитание
12 10 2014
1 стр.
Охватывает почти все стороны деятельности библиотеки – военно-патриотическое воспитание, краеведение, экологию, чтение художественной и научно – популярной литературы
10 10 2014
30 стр.