Дистанционный курс «Современные технологии открытого образования»
Занятие 11
Итоговая аттестация: зачёт
-
Разработайте модельный урок с использованием одной из технологий открытого образования. Обоснуйте выбор форм организации познавательной деятельности учащихся.
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Павлово-посадский платок»
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций
I. Подготовительный этап
(до начала занятий)
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
Целесообразность использования кейс-метода при изучении художественно-изобразительных особенностей и традиционной технологии изготовления Павловских платков определяется следующими противоречиями:
-
между слабым интересом учащихся к изучению народных промыслов и острой необходимостью эмоционального настроя учащихся для активной творческой деятельности;
-
между большим объёмом изучаемого материала и малым количеством учебного времени, отведённого на освоение данной темы (2 урока);
-
между требованиями к качеству выполняемой практической работы, в которой необходимо строго следовать канонам традиционного промысла, и слабым пониманием учащимися технологии работы народного мастера;
-
между необходимостью на уроках развивать творческую личность и слабыми способностями учащихся проявлять гибкость мышления в рамках установленных правил (традиционных канонов промысла).
Главная цель первого урока по этой теме — это формирование устойчивого интереса и желания выполнить эскиз Павловского платка, а также принятие пятиклассниками решения о названии (теме), композиции, колорите и назначении будущего платка. Применение метода конкретных ситуаций здесь будет способствовать и решению следующих задач: формирование навыков исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления и коммуникативных способностей, формирование умений учащихся выявить и подобрать те средства художественной выразительности, которые подойдут для раскрытия в изображении конкретной темы.
Перед уроком (на предыдущем уроке и дома) учащиеся принимают решение о выборе художественного материала, с которым они будут работать на занятии и в соответствие с этим делятся на группы: учащиеся с гуашью, учащиеся с акварелью, учащиеся с карандашами и фломастерами, учащиеся с картоном и клеем. Учитель разрабатывает проблемную ситуацию и организует четыре «мастерские»: готовит четыре кейса, ТСО, расставляет столы для работы по группам.
II. Ознакомительный этап (во время урока) — 10 мин.
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
Вступительная часть урока начинается со стихотворения:
«Павло-посадский платок»
Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павло-посадский платок,
Что-то важное вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!»
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…
Вопросы для обсуждения:
- Чей платок нашла девочка в шкафу? («Я вчера разбиралась в шкафу и нашла мамин павло-посадский платок…»)
- Кто раньше носил Павлово-Посадские платки на Руси? (женщины и девушки)
- Как вы думаете, кто носит такие платки сегодня? (интрига: что скажут бабушки или модницы…)
- Интересно, а почему носят бабушки? (н-р, потому что давно куплен или давно производят, привыкли…)
- Любопытно, а почему носят модницы? (н-р, потому что красиво, можно по-разному одевать…)
- Представьте, как девочка не удержалась и надела мамин платок. Три «модницы» могут продемонстрировать разные варианты одевания (завязывания платков: на голову, на плечи, на талию или бёдра…)
- Действительно как не надень, смотрится красиво, но почему? Как мастерам удаётся добиться такого результата? (А действительно как?)
Вот это вам и предстоит сегодня узнать. Чтобы платок смотрелся красиво, и его хотелось надеть, над его созданием трудятся несколько мастеров. Среди них: художник, колорист, резчик и набойщик, модельер-стилист. Вам предстоит исследовать одну из четырёх мастерских (цехов) и о результатах исследования сообщить в конце урока.
Группы получают кейсы в соответствии с мастерскими.
III. Аналитический этап (начало обсуждения кейса) — 20 мин.
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Для работы в группе её участники получают ряд инструкций-бланков, которые пронумерованы и объединены в пакет для последовательного заполнения.
Содержание инструкций мастерской художника:
-
Распределите роли в группе (организатор, секретарь-докладчик, историки, идейные вдохновители, художники) — 1 мин.
-
Сформулируйте цель работы, вставив пропущенное слово: «Определить .…………… художника в процессе создания Павловского платка» — 1 мин.
-
Выполните задания и сообщите о результатах в группе и секретарю-докладчику — 10 мин
Историки: прочитайте статью «История Павлово-Посадского промысла» и определите, что и как делает художник в процессе производства Павловского платка.
Идейные вдохновители: посмотрите фрагмент видеофильма и запишите темы (названия) Павловских платков, предложите свои варианты названий по предложенным фотографиям или без них; как взаимосвязаны названия и изображения на платке.
Художники: рассмотрите эскизы Павловских платков и определите, какую часть платка изображает художник, как вы думаете почему? Где на платке находится наибольшее скопление элементов? Можно ли разместить элементы по-другому? Воссоздайте гуашью на бумаге А5 эскиз художника по предложенной фотографии платка.
-
Обсудите вопросы в группе и запишите ответы: Что рисует художник, создавая платок? Как выглядит его работа? С чего начитает свою работу художник? Что чаще всего изображают на платках? Где находится основной узор? — 2 мин.
-
Выберите форму предоставления результата вашей работы (рекомендации по работе художника, план работы художника, правила для художника), всё запишите — 4 мин.
-
Сделайте вывод, отвечая на вопрос: Платок — это вещь из бабушкиного сундука или современный модный аксессуар? — 2 мин.
Содержание инструкций мастерской колориста:
-
Распределите роли в группе (организатор, секретарь-докладчик, теоретики, идейные вдохновители, колористы) — 1 мин.
-
Сформулируйте цель работы, вставив пропущенное слово: «Определить .…………… колориста в процессе создания Павловского платка» — 1 мин.
-
Выполните задания и сообщите о результатах в группе и секретарю-докладчику — 10 мин
Теоретики: прочитайте статью «Колорит и его виды», запишите определение (колорит — это………….), выпишите основные виды колоритов.
Идейные вдохновители: посмотрите фрагмент видеофильма и запишите этапы работы колориста.
Колористы: рассмотрите эскиз Павловского платка и посчитайте, сколько цветов использовал художник; подберите названия акварельных красок и их количество для смеси предлагаемых гуашевых оттенков.
-
Обсудите вопросы в группе и запишите ответы: Над чем работает колорист, создавая платок? Сколько колоритов можно подобрать по одному эскизу? Как определить гармонию цвета в колорите? Какой колорит чаще встречается на Павловских платках? — 2 мин.
-
Выберите форму предоставления результата вашей работы (рекомендации по работе колориста, таблица колоритов, шпаргалка колориста), всё запишите или нарисуйте. — 4 мин.
-
Сделайте вывод, отвечая на вопрос: Платок — это вещь из бабушкиного сундука или современный модный аксессуар? — 2 мин.
Содержание инструкций мастерской резчика и набойщика:
-
Распределите роли в группе (организатор, секретарь-докладчик, историки, технологи, набойщики) — 1 мин.
-
Сформулируйте цель работы, вставив пропущенное слово: «Определить .…………… резчика и набойщика в процессе создания Павловского платка» — 1 мин.
-
Выполните задания и сообщите о результатах в группе и секретарю-докладчику — 10 мин
Историки: прочитайте статью «История Павлово-Посадского промысла» и запишите определения (Набойка — это…………; Набивная доска — это……………; Цветка — это…………; Манера — это…………….).
Технологи: посмотрите фрагмент видеофильма и запишите этапы выполнения набойки на платке; сравните старинный и современный способ набойки.
Набойщики: изготовьте макет набивной доски по технологической карте с помощью клея и картона.
-
Обсудите вопросы в группе и запишите ответы: Как наносится набивной рисунок? Сколько набивных досок требуется для создания одного платка? Чем отличается старинный способ набойки от современного? — 2 мин.
-
Выберите форму предоставления результата вашей работы (план нанесения набивного рисунка на ткань, мастер-класс по выполнению набойки, памятка для набойщика), всё запишите — 4 мин.
-
Сделайте вывод, отвечая на вопрос: Платок — это вещь из бабушкиного сундука или современный модный аксессуар? — 2 мин.
Содержание инструкций мастерской модельера-стилиста:
-
Распределите роли в группе (организатор, секретарь-докладчик, историки, модельеры-стилисты, художники-модельеры) — 1 мин.
-
Сформулируйте цель работы, вставив пропущенное слово: «Определить .…………… модельера-стилиста в судьбе Павловского платка» — 1 мин.
-
Выполните задания и сообщите о результатах в группе и секретарю-докладчику — 10 мин
Историки: прочитайте статью «История Павлово-Посадского промысла» и запишите виды изделий, выпускаемых на платочной мануфактуре; сравните изделия, издавна создаваемые на фабрике и современные.
Модельеры-стилисты: посмотрите презентацию «Искусство повязать платок» и выберите три самых необычных способа завязывания платка, изучите их на примере Павловских платков.
Художники-модельеры: посмотрите видеофрагмент «Павловские платки в коллекции Вячеслава Зайцева «Истоки», сделайте зарисовки понравившихся моделей одежды.
-
Обсудите вопросы в группе и запишите ответы: Одинаково или различно назначение изделий Павловской платочной мануфактуры? Назовите традиционные и современные особенности Павловских изделий? Как художник Вячеслав Зайцев использовал платки в конструкции современной одежды? — 2 мин.
-
Выберите форму предоставления результата вашей работы (выход на подиум, копилка творческих идей, экскурс в историю русского костюма), всё запишите,
-
Сделайте вывод, отвечая на вопрос: Платок — это вещь из бабушкиного сундука или современный модный аксессуар?
IV. Итоговый этап (презентация групповых решений) — 15 мин.
Цель: представить и обосновать решение группы по кейсу.
Главный вопрос дискуссии: Платок — это вещь из бабушкиного сундука или современный модный аксессуар?
Вывод, оценка и домашнее задание.
К следующему уроку каждый учащийся должен для себя определить: название (тему), композицию, колорит и назначение платка к которому он будет создавать творческий эскиз.
-
Провидите рефлексивный анализ, направленный на прояснение материала курса, заполнив таблицу: осмыслите, что изменилось в понимании темы в процессе обучения, оправдались ли Ваши ожидания.
Знал (а) о технологиях открытого образования
(на начало курса)
|
Хотел (а) узнать
|
Узнал (а)
|
Общие представления о педагогических технологиях
|
Об особенностях открытого образования
|
Определения понятий «открытое образование», «индивидуализация образования»
Сущность многих для меня новых педагогических технологий и приёмов
|

Занятие 11. Зачёт