Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Перестановки и подстановки.


Пусть дано некоторое конечное множество N, состоящее из п элементов. Каждому из этих элементов может быть присвоен номер от 1 до п. В рассматриваемых в дальнейшем задачах свойства элементов множества N не будут существенны, и будем считать, что элементами множества служат сами числа 1, 2, , п.

Перестановкой степени п называется упорядоченный набор (i1,i2,,in) п чисел 1,2, ,п (или п различных элементов).

Число различных перестановок из п элементов равно произведению 12п, которое обозначается п! (читается “эн-факториал”). Действительно, в качестве i1 можно взять любой из п элементов (любое из чисел 12п), для чего можно выбрать п вариантов. Если элемент i1 выбран, то в качестве i2 можно взять любой из оставшихся п – 1 элементов, то есть число различных вариантов выбора i1, i2 равно п(п –1) и т. д.

Если в некоторой перестановке поменять местами какие-либо два элемента, а все остальные элементы оставить на месте, то получится новая перестановка. Такое преобразование перестановки будем называть транспозицией.

Теорема. Все п! перестановок из п элементов можно расположить в таком порядке, что каждая следующая перестановка будет получаться из предыдущей одной транспозицией, причём начинать можно с любой перестановки.

Доказательство проведём по индукции. Утверждение, очевидно, справедливо при п = 2. Предположим, что утверждение справедливо при п – 1, и покажем, что тогда оно справедливо при п. Пусть задана изначальная перестановка i1,i2,,in. Рассмотрим все перестановки из п элементов, в которых на первом месте стоит i1. Таких перестановок (п – 1)! их можно упорядочить любым способом с помощью конечного числа транспозиций, так как, согласно предположению индукции, доказываемое утверждение справедливо для числа элементов п – 1. В последней из полученных перестановок из п элементов поменяем местами элемент i1 с любым из остальных элементов, например, с i2. Начиная с полученной перестановки, можно упорядочить любым способом все перестановки, у которых на первом месте стоит i2. Действуя таким образом, можно перебрать все перестановки из п элементов.

Отсюда следует, что от любой перестановки из п элементов можно перейти к любой другой перестановке из тех же элементов при помощи конечного числа транспозиций.

Пусть элементами перестановки являются числа 1,2, ,п.. Числа i и j составляют инверсию в данной перестановке, если j и при этом стоит в этой перестановке раньше j. Перестановка называется чётной, если она содержит чётное число инверсий и нечётной – в противоположном случае.

Теорема. Всякая транспозиция меняет чётность перестановки.

Доказательство. Сначала рассмотрим транспозицию двух рядом стоящих элементов. Если до транспозиции они составляли инверсию, то после неё инверсию они не составят, и наоборот, если до транспозиции между ними инверсии не было, то после транспозиции она появится. Очевидно, что число инверсий, которые рассматриваемые элементы составляли до транспозиции с элементами, стоящими до них и после них в перестановке при транспозиции не изменится. Таким, образом, чётность перестановки после транспозиции двух рядом стоящих элементов изменится. Пусть теперь первый из тех элементов перестановки, который будет “участвовать” в транспозиции (в дальнейшем будем называть его первым элементом), стоит на i-м месте в перестановке, а второй “участник транспозиции” (в дальнейшем называемый вторым элементом) занимает место с номером k. Чтобы поменять местами эти элементы будем действовать следующим образом. Сначала последовательно поменяем местами первый элемент с  1 элементами, стоящими между первым и вторым, так, что первый элемент станет соседним элементом слева для второго (тем самым проведём  1 транспозиций двух соседних элементов). Затем поменяем местами первый и второй элементы (ещё одна транспозиция двух соседних элементов). Теперь осталось поставить второй элемент на место первого, для чего опять нужно провести  1 транспозиций второго элемента с элементами, первоначально находившимися между первым и вторым. Таким образом, проведено 2( 1) + 1 транспозиций двух стоящих рядом элементов. Тем самым чётность перестановки была изменена нечётное количество раз, что и доказывает теорему.

При число чётных перестановок степени п равно числу нечётных, то есть равно п!/2. Действительно, все п! перестановок можно упорядочить так, что каждая последующая получается из предыдущей одной транспозицией. Таким образом, две соседние перестановки будут иметь противоположные чётности. Из того, что п! при – число чётное, следует справедливость утверждения.

Можно записать одну под другой две перестановки п-й степени, заключая полученные две строки в скобки, например при п = 5:



(1)

Две перестановки, записанные таким образом, определяют взаимно однозначное отображение, которое каждому из натуральных чисел 1,2,3,4,5 ставит в соответствие одно из этих же натуральных чисел, причём разным числам ставятся в соответствие разные числа. Такое отображение множества 1,2,,п на себя будем называть подстановкой порядка п (степени п). Подстановку можно записать в другом виде, переставив местами её столбики. Так подстановки



и

являются другими записями подстановки (1). От одной записи подстановки к другой можно перейти несколькими транспозициями столбиков. В частности, всякая подстановка п-й степени может быть записана в виде


, (2)

то есть с упорядоченным расположением п первых натуральных чисел в верхней строке. При такой записи различные подстановки отличаются друг от друга перестановками, стоящими в нижней строке. Отсюда следует, что число подстановок п-й степени равно п!.



Возьмём произвольную запись некоторой подстановки п-й степени. Перестановки, составляющие верхнюю и нижнюю строки этой записи, могут иметь или одинаковые или противоположные чётности. Переход к любой другой записи подстановки можно осуществить путём последовательного выполнения нескольких транспозиций в верхней строке и соответствующих транспозиций в нижней строке. При одной такой транспозиции двух столбиков в подстановке мы одновременно меняем чётности обеих перестановок и поэтому сохраняем совпадение или противоположность этих чётностей. Отсюда следует, что либо при всех записях подстановки чётности верхней и нижней строк совпадают, либо они противоположны. В первом случае подстановка будет называться чётной, во втором – нечётной.

Если подстановка записана в виде (2), то чётность подстановки будет определяться чётностью перестановки , стоящей в нижней строке. Отсюда следует, что число чётных подстановок равно числу нечётных и равно п!/2.

Перестановки.( 45 мин.)

Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом математики. Ввести понятия перестановки без повторений и перестановки с

49.93kb.

14 12 2014
1 стр.


Перестановки и подстановки

Пусть дано некоторое конечное множество N, состоящее из п элементов. Каждому из этих элементов может быть присвоен номер от 1 до п

52.74kb.

14 10 2014
1 стр.


Тема: Вероятность и комбинаторика

Способствовать запоминанию основной терминологии, умению устанавливать события вероятности и вычислять перестановки и размещения

78.44kb.

23 09 2014
1 стр.


Занятие 5 Практическое занятие Экономические расчеты в ms excel

Таблица подстановки позволяет проводить анализ изменения результата при произвольном диапазоне исходных данных

114.98kb.

25 12 2014
1 стр.


Брейн-ринг по русскому языку. 4 класс

Путем перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово имя существительное. Необходимо использовать все буквы

59.93kb.

29 09 2014
1 стр.


Самостоятельная работа: Решить систему уравнений: по вариантам: 1 графическим способом, 2 ой способом подстановки, 3 способом сложения

Учащиеся получают слово “клад”. Делается вывод: в результате путешествия должны найти клад

22.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Перестановки. Четность

Сержант построил солдат в шеренгу. Он может приказать двум соседним солдатам, и они поменяются местами. Предложите, как ему действовать, чтобы выстроить всех солдат по росту

27.92kb.

14 10 2014
1 стр.


О возможностях применения определителей в школьном курсе математики

Оно тесным образом связано с понятием квадратной матрицы. В курсе линейной алгебры определитель вводится, опираясь на понятие подстановки. Это одна из причин, из-за которой определ

13.26kb.

29 09 2014
1 стр.