Перейти на главную страницу
Дмитрий Владимирович Любомудров - финансовый директор промышленно-финансовой компании Профико, основанной в августе 1990 года. Тридцать лет, женат, имеет одного ребенка. В число его хобби входит Езда на лошадях и любительский клуб певцов. Любомудров - один из основателей МосИнкомБанка, директор брокерских офисов на Московской центральной фондовой бирже и Российской товарно-сырьевой бирже. В среде советских и зарубежных банкиров известен за свою дотошность и трудолюбие. Любомудров прекрасный ездок на лошади. В один момент он даже занимался тренировкой лошадей для профессиональных соревнований. Кроме того, он отличный электрик: большая часть домашних электроприборов была сделана его собственными руками.
Данная статья основана на интервью и результатах исследований, которые проводились с привлечением российских менеджеров начиная с 1979 года во время периодов проживания и работы в России и в ходе сотрудничества с отдельными российскими и американскими коллегами. В частности, мы сравним характеристики, которые позволяли управленцам добиваться успеха при коммунизме, с теми, которые требуются в условиях рыночной экономики. Данная структура портрета российских бизнес лидеров представляет собой четыре характеристики лидеров, которые были определены в ходе исследований, проводимых на примере эффективных лидеров в США: 1). Лидерская мотивация; 2). Энергичность; 3). Честность и целостность; 4). Уверенность в себе. Как указано в таблице №1, в первую очередь я охарактеризую то, каким образом история формировала данные личностные характеристики в условиях традиционного русского общества, а затем углублюсь в обсуждение того, каким образом данные характеристики могут быть применимы к российским управленцам в контексте двух эпох: в эпоху “Красного управленца” при коммунистическом режиме, который господствовал в период с 1917 по 1991 гг., и в эпоху управленцев рыночной ориентации, которые начали заявлять о себе после распада Советского Союза в конце 1991 года.
Владея практически всей властью в пределах организаций, их руководители также несли и всю ответственность. В результате они оказались просто перегружены, а организации парализованы, поскольку никто не предпринимал никаких действий без указания руководителей, чтобы избегать возможной вины в том случае, если что-либо пойдет не так. Русские руководители поражались тому, как легко западные руководители делегировали множество различных заданий, освобождая самих себя для более стратегических вопросов. В сравнении с ними, русские менеджеры выглядели как микро менеджеры и макро марионетки.
Неотложная необходимость реструктуризации государственных предприятий и создания новых деловых структур в России требует индивидуумов с высокой потребностью во власти и желанием брать на себя значительный объем ответственности за свою работу. Отдельные многообещающие признаки проявляются в результатах исследований, которые проводили я и мои коллеги. Большая часть из сорока московских предпринимателей, которых мы опросили в 1992 году начали свое дело для того, чтобы быть хозяином самим себе. Кроме того, они были готовы делегировать свои полномочия и формировать атмосферу партисипативности в своих структурах, особенно в небольших, большую часть персонала которых составляли талантливые профессионалы. Мы также обнаружили, что 120 менеджеров на всех иерархических уровнях государственных предприятий ощущали значительную ответственность за свою работу, что подтверждалось государственными чиновниками - экономистами. Тем не менее, менеджеры должны продолжать смещать рамки ответственности вниз и учить своих подчиненных решать свои проблемы самостоятельно. Помимо делегирования рутинных задач, управленцы высшего звена должны учиться и практиковаться в вынесении стратегических решений, которые бы обеспечивали конкурентоспособность и экономическую жизнеспособность их предприятий.
этого, такие индивидуалистичные характеристики, как стремление к достижениям, амбициозность и инициативность, рассматриваются как социально нежелательные и деструктивные для общественной гармонии явления. Нормой считалось незаметное слияние с группой и непоколебимость стандартных методов выполнения работы. В действительности, подходы, применявшиеся в сельском хозяйстве в России оставались на примитивном уровне в течение настолько долгого периода времени, что урожаи зерновых были самыми низкими в числе стран, которые долгое время занимались этим, включая Индию. Доминировал дух негативного отношения к достижениям, который может быть суммирован в следующей фразе: “Не стоит раскачивать лодку”.
Точно также, амбициозные люди воспринимались с неодобрением, подозрением и завистью, с чувствами, которые своими корнями глубоко уходят в принцип социальной справедливости, которая требует уравнивания каждого с общей массой. В соответствии с эгалитаристскими принципами, никто не должен был опускаться слишком низко и, в то же время, - слишком высоко подниматься. Те, кто пытался добиться лучшего, порицались за то, что они отнимали долю у других. В народе бытует анекдот, который рассказывает о крестьянине, которому Бог пообещал выполнить любое желание, но, при этом, сосед крестьянина должен был получить вдвое больше того же самого. После долгих раздумий крестьянин попросил лишить его глаза. Таким образом, заменив амбиции завистью, русские стали страдать синдромом “равной бедности для всех”.
Другая характерная черта русских - это осторожность. Крестьянское предостережение, зародившееся в XV веке, которое призывает “посмотреть в обе стороны”, по все видимости, ассоциируется с жесткими природными условиями. Учитывая такую большую ценность осторожности, вряд ли стоит удивляться тому, что инициативность не являлась широко распространенной чертой в традиционном русском обществе.
Последние две черты - энергичность и упорство - также имеют уникальную русскую окраску. Русские широко известны за свои “взрывы” энергии, за которыми следуют продолжительные периоды апатии. Историки отследили, что причиной этого поведения служит то, что в давние времена крестьяне привыкли упорно и напряженно работать на полях весной и летом, а затем бездействовать в течение долгой и холодной зимы. Русский историк девятнадцатого века с гордостью заявляет, что “ни одна другая нация в Европе не способна на такой концентрированный выброс энергии, кроме Русских”.
Русские упорны. Их способность выносить тяготы и выживать в невероятно жестких условиях является их отличительной чертой. Они смогли вынести жестокие зимы, разорительные войны и острую нехватку основных материальных товаров и необустроенность быта, что на Западе люди получали запросто. Многие верили в то, что их судьба (и эта вера укреплялась русской православной церковью) - терпеть страдания на пути к более светлому будущему. Два других широко распространенных рефрена - жизнь - борьба, и каждый должен быть терпелив.
Чтобы преуспеть, те, кто стремился сделать карьеру, должны были направлять свои амбиции в угоду партии и заботиться о повышении коллективного благосостояния предприятия. Их успех зависел как от их таланта, так и от политических факторов, включая членство в партии, протекционизм со стороны партии, связи и преданность вышестоящим руководителям. Кроме того, для менеджеров, стремящихся “наверх” было свойственно в течение нескольких лет работать в партийных организациях прежде, чем возвратиться на функциональные управленческие должности на свое предприятии.
В коммунистическую эпоху инициативность не просто не поощрялась, а даже зачастую наказывалась. Официально, управленцы должны были безоговорочно следовать установленным правилам и демонстрировать преданность партийным принципам. Тем не менее, за кулисами многие из них проявляли исключительную инициативность и творческий подход при решении проблем, связанных с достижением установленных планов. Например, на заводе по производству электрических двигателей, где мы проводили исследования в 1988 году, был получен мультимиллионный (в долларовом измерении) заказ из Европы министерскими чиновниками, который оказался несоответствующим имеющемуся в наличии оборудованию на сборочной линии. Несколько десятков работников были привлечены к выполнению этого задания и делали работу в ручную, используя устаревшие инструменты, что представляло собой весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс.
В коммунистическую эпоху добросовестные управленцы должны были быть способны работать в течение многих часов и быть всем для всех. Управленцы, с которыми мы говорили в 1988 году, шутили, что у них восьми часовой рабочий день - им приходится работать с 8-ми утра и до 8-ми вечера. Эти управленцы до двух раз в день обходили свои предприятия, пытаясь разобраться в организационных проблемах. К сожалению, за управленческий успех им приходилось платить здоровьем. Руководители советских предприятий по статистике чаще испытывали стрессы и другие проблемы со здоровьем, чем управленцы в США, Японии и Индии.
Управленцы коммунистической эпохи упорно сражались с текущими проблемами. Эффективные управленцы выстояли в противовес сложностям различного рода и добивались выполнения планов, не смотря на дефицит ресурсов и бюрократические препоны. Вот один пример того, как преуспевающий управленец, у которого мы брали интервью в 1988 году, решал хроническую проблему нарушения поставок медной проволоки для новой модели двигателя. Во-первых, ему пришлось выезжать за сотни миль для того, чтобы встретиться с поставщиком. Когда эта попытка провалилась, завод применил экономические санкции против поставщика, который выплатил им несколько тысяч рублей штрафа, но проволоку так и не поставил. Наконец, управленце вынудил власти встретиться с поставщиком в министерстве, заведовавшем производством данной продукции. В конце концов, завод получил то, что ему было нужно, но объем каждой поставки, как правило, был занижен по меньшей мере на пять процентов.
Управленце рыночной ориентации
Все большее количество управленцев проявляют пять основополагающих для успеха в условиях рыночной экономики характеристик. Например, в соответствии с результатами одного из последних исследований, российские предприниматели обладают большим уровнем стремления к достижениям, чем американские. Я и мои коллеги обнаружили, что российские предприниматели стремятся к сложным задачам и устанавливают для себя высокие стандарты. Многие из тех, у которых мы брали интервью, оставили спокойную жизнь государственного сектора для того, чтобы начать свое собственное дело, который мог бы им позволить развить их научный и технический потенциал. Более того, они считают качество своей продукции и услуг фактором первостепенной важности, который определяет в конечном счете успех компании. Дух этих индивидуумов, ориентированных на достижения, говорит им, что предел - только небо.
Однако, не смотря на то, что легальных ограничений на организацию частного предпринимательства уже нет, в обществе по-прежнему чувствуется значительное социальное давление, направленное против амбициозных предпринимателей. Как отметил один американский журналист: “В США, неудачник - это грешник, но если мы будем говорить о России, то здесь нужно говорить только об одном грехе - о грехе победителя”. В сущности “слепая, всепоглощающая зависть по отношению к успехам своего соседа превратилась (практически на вех уровнях) в самый сильный тормоз идей и практики реструктуризации (экономики)”. Таким образом, амбициозные деловые люди должны уметь преодолевать грех победителя и трудности, связанные с тем, что они становятся объектами зависти и неприятия. Новые экономические условия также зажгли пламя дебатов о социальной справедливости в прессе, включая легальность и мораль частного бизнеса. В некоторых статьях предприниматели изображались как проповедники НЭПа и кулаки. Многие предприниматели помнят, как эти люди преследовались ранее и боятся, что им прийдется испытать ту же судьбу. Олег Смирнов, представитель Пепси-кола в России, говорит: “В этой стране нет традиций закона, так что отдельные влиятельные чиновники могут задушить частное дело в пять минут - существует 64000 методов это сделать”.
Многие российские предприниматели новой волны демонстрируют весьма высокую инициативность, хотя одно из исследований выявило, что они менее склонны к риску и менее изобретательны чем американцы. Тем не менее, предпринимательский дух проснулся в тысячах индивидуумов. Их подход к жизни заключается в следующем: “Давайте делать дело”. Герман Стерлигов, президент московской компьютеризованной товарно сырьевой биржи - Система Алиса, заявил: “Каждый день в наш офис приходят сотни людей и просят: “Ну пожалуйста, проведите у нас приватизацию,” - или - “У меня есть идея, и мне нужны деньги”.
Новые предприниматели также должны обладать энергией и выносливостью для того, чтобы начать собственное дело и обеспечить его рост. Некоторые пытаются реализовать столько возможностей, что кажется, будто они работают восемь дней в неделю. Выдающийся пример в данном случае - Святослав Федоров, который был назван деловым человеком 1991 года журналом Москва за работу его клиники глазной хирургии, завода по производству медикаментов, отелей и казино. Самими энергичными предпринимателями является молодежь, которые не имеют опыта работы при коммунистическом режиме. В Москве, например, подростки моют машины или бегают за гамбургерами для тех, кто не желает стоять в очереди. Что больше всего удивляет, так это то, что некоторые способны зарабатывать 300000 рублей в месяц, тогда как средний заработок составляет только 10000. Эти люди не обременены “Светлой идее коммунизма” и именно они представляют собой первое поколение, у которого необходимость внедрения рыночной экономики не вызывает никаких сомнений.
В то время, как коммунистические менеджеры боролись за выполнение рутинных задач, рыночные управленцы, которые вынуждены сталкиваться с невероятными препятствиями, стремятся выполнять новые. Не существует практически никакой законной или экономической инфраструктуры для поддержки частного бизнеса, а венчурный капитал весьма ограничен. Московские предприниматели жалуются на то, что самыми главными проблемами являются я нестабильная политическая ситуация и государственные регулятивные меры. Например, отдельные законы настолько противоречивы, что компаниям невозможно заниматься стратегическим планированием.
Честность и целостность
Эффективные лидеры воспринимаются как надежные партнеры, так как они должны вести себя этично и проявлять честность и целостность. Честность означает - говорить правду, а целостность - быть последовательным своих словах и поступках.
Традиционное русское общество
Не смотря на множество основных сходств в моральных и ценностных принципах западной и русской культур, два важных момента все таки выделяются. Первый - это двойственный этичный стандарт, в плане неоднозначности этических принципов в различных ситуаций. На Западе, в частности в США, люди должны проявлять одни и те же этические нормы в любой ситуации. В противовес этому в славянских культурах получили развитие два направления стандарта этики - один - для официальных взаимоотношений, другой - для личных взаимоотношений. Другим словами, обман допускается в бизнесе, но честность требуется в дружеских связях. Таким образом, в России не считается неэтичным обмануть кого-либо при заключении сделки для того, чтобы доиться желаемой цели, но неэтично будет обмануть друга или коллеги, который тебе доверяет. В противовес этому, в США обман будет одинаково порицаться как в бизнесе, так и в личностных взаимоотношениях.
Вторая отличительная особенность - это “блат” или использование неформальных связей для того, чтобы заполучить благосклонность. Эта практика, вероятно, берет свое начало от крепостничества, которое началось при Иване III в 1440 году и продолжалось до Указа об освобождении, вышедшем в 1861 году. Крестьяне обрабатывали землю, которой они не владели, и за это они должны были искать расположения землевладельцев, принося им плоды своего труда.
Другой неоднозначный пример исходит от практики “блата”, который был необходим для прорыва через бюрократические замки и смазки государственных колес. Управленцам приходилось заключать неофициальные сделки для того, чтобы тот или иной вопрос решался положительно, например, чтобы получить недостающее оборудование или же лицензию на ведение какой-либо деятельности. Личные подарки или дефицитная продукция, выпускаемая предприятиями, - вот стандартные методы расчета. Хорошие менеджеры чувствовали, где грань между блатом, необходимым для благосостояния предприятия, и блатом, используемом для личной выгоды.
При коммунистической системе, хорошим менеджером считался тот, кто умел манипулировать правдой и использовать “блатные” связи во имя повышения благосостояния предприятия и работников этих предприятий. В то же время. Руководитель не должен был обманывать своих работников и развивать свои взаимоотношения с ними на основе доверия и честности. Управленцы и работники представляли собой одну большую семью, профессиональные и личные жизненные пути взаимозависимых членов которой тесно переплетались.
Руководитель рыночной направленности
Этика и мораль претерпели значительную трансформацию с началом перестройки и дезинтеграции Советского Союза. Люди открыто стали выражать свое негативное отношение к снижению морального уровня, которое произошло во время коммунистической эпохи. Профессор Дмитрий Лихачев, являющийся, по мнению многих, духовным и моральным лидером перестройки, говорил, что фундаментальной ошибкой советского народа было следующее: “Мы привыкли к двойственной жизни: мы говорим одно, но делаем другое . Мы разучились говорить правду, полную правду”. Профессор Лихачев считает, что это общество обмана стало результатом того, что коммунисты разрушили традиционную русскую культуру.
Коррупция и неэтичное поведение просто пропитали деловую сферу и государственные органы. Отдельные предприниматели упорно пытаются удержать свои предприятия от проникновения в них криминальных элементов. Например, отдельные бизнесмены организовывать различные ассоциации, которые могли бы помочь изыскать пути противостояния криминальным угрозам. Именно таким образом и была организована встреча водителей такси в аэропорте Внуково, которая была посвящена тому, каким образом можно прекратить поборы. В то же время, другие предприниматели снова открыли свои компании. Которые были закрыты государственными чиновниками. Однако, большая часть делового мира все еще находится в большой зависимости от мафиозных структур, о чем свидетельствуют регулярные сообщения прессы об убийствах.
В противовес, сущность власти, которой обладает уверенность в себе в плане повышения управленческой производительности, отражена в успешной истории Черемушкинской швейной фабрики. В конце 1980-х с ростом уверенности в себе, возникшем по причине повышения качества продукции, предприятия смогли наконец реализовать 22 миллиона бюстгальтеров вместо того, чтобы производить их для складов. Бюстгальтеры были отличного качества. Однако. Женщины отказывались их носить по причине давно сформировавшего стереотипа о непопулярности российский продукции. Вышедший на пенсию американский бизнесмен Гарольд Вилленс провел в Москве эксперимент, в ходе которого он привез туда пятьдесят абсолютно одинаковых бюстгальтеров, произведенных в США, а затем поменял половину этикеток на российские. В результате, те бюстгальтеры с российскими наклейками игнорировались женщинами. Когда же производители и государственные чиновники осознали, что им удалось выпустить весьма качественный товар, то они провели рекламную кампанию и в конце концов количество заказов возросло.
Зарубежные СП также становились жертвой критики. Некоторые русские считают, что это один из наиболее удобных путей быстро сделать деньги. Таким образом, при работе с русскими нельзя формировать имидж эксплуататора по отношению к отдельным личностям или же всему русскому обществу. Кроме того, зарубежные компании должны с уважением относиться к просьбам русских о том, чтобы их достижения, материальное благосостояние и привилегии не получали огласки. Они просто не хотят вызвать зависть или чувство вины, поскольку эгалитарные нормы социальной справедливости все еще сильны. Однако, не стоит обобщать, так как некоторые могут быть более открыты относительно своих достижений и могут желать признания.
Характеристика Лидера |
Традиционное русское общество (1400-1917) |
Красный руководитель (1917-1991) |
Управленец рыночной ориентации |
Лидерская мотивация |
|
|
|
Уверенность в себе |
От беспомощности к браваде |
От второсортного качества до “большое прекрасно” |
От цинизма до хвастовства |
Проанализируйте следующее описание личностей, вошедших в список первых 50 деловых людей России, опубликованный в журнале Москва в 1992 году
30 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
«Книга лидера в афоризмах / [авт. – сост. А. П. Кондрашов].»: Рипол классик; Москва; 2009
26 09 2014
36 стр.
«двухтысячниками». В результате за прошедшее десятилетие весьма заметная часть относительно молодых, образованных и преуспевших предпринимателей и менеджеров оформилась в одну из а
11 09 2014
4 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных вузах
01 10 2014
9 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных вузах
24 09 2014
9 стр.
Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 162-168
17 12 2014
1 стр.
Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально-политическую обстановку в России в 30-х годах XIX в
17 12 2014
1 стр.