Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Пытаясь понять медведя: портрет российского делового лидера
Sheila M. Puffer
Проанализируйте следующее описание личностей, вошедших в список первых 50 деловых людей России, опубликованный в журнале Москва в 1992 году:
Евгений Алексеевич Браков - пятьдесят четыре года, женат, имеет дочь и внучку, генеральный директор крупного автомобильного завода ЗИЛ. Представляют историю типичного выходцы их “низов”: Браков начинал в качестве скромного механика на ЗИЛе и постепенно пробился наверх. У него нет времени на хобби. Он полностью увлечен идеей превращения ЗИЛа в преуспевающую компанию.

Дмитрий Владимирович Любомудров - финансовый директор промышленно-финансовой компании Профико, основанной в августе 1990 года. Тридцать лет, женат, имеет одного ребенка. В число его хобби входит Езда на лошадях и любительский клуб певцов. Любомудров - один из основателей МосИнкомБанка, директор брокерских офисов на Московской центральной фондовой бирже и Российской товарно-сырьевой бирже. В среде советских и зарубежных банкиров известен за свою дотошность и трудолюбие. Любомудров прекрасный ездок на лошади. В один момент он даже занимался тренировкой лошадей для профессиональных соревнований. Кроме того, он отличный электрик: большая часть домашних электроприборов была сделана его собственными руками.


В определенном смысле североамериканцы могут подумать, что они уже и так знакомы с подобными людьми. Эти люди обладают такими же твердыми амбициями, безграничной энергией и неординарными способностями, которые ассоциируются с успехом в мире бизнеса Соединенных Штатов. Однако, если мы попытаемся заглянуть чуть глубже, то обнаружим весьма важные отличия, которые, если их не осознать в должной мере, могут воспрепятствовать эффективному взаимодействию между российскими и американскими управленцами.

Данная статья основана на интервью и результатах исследований, которые проводились с привлечением российских менеджеров начиная с 1979 года во время периодов проживания и работы в России и в ходе сотрудничества с отдельными российскими и американскими коллегами. В частности, мы сравним характеристики, которые позволяли управленцам добиваться успеха при коммунизме, с теми, которые требуются в условиях рыночной экономики. Данная структура портрета российских бизнес лидеров представляет собой четыре характеристики лидеров, которые были определены в ходе исследований, проводимых на примере эффективных лидеров в США: 1). Лидерская мотивация; 2). Энергичность; 3). Честность и целостность; 4). Уверенность в себе. Как указано в таблице №1, в первую очередь я охарактеризую то, каким образом история формировала данные личностные характеристики в условиях традиционного русского общества, а затем углублюсь в обсуждение того, каким образом данные характеристики могут быть применимы к российским управленцам в контексте двух эпох: в эпоху “Красного управленца” при коммунистическом режиме, который господствовал в период с 1917 по 1991 гг., и в эпоху управленцев рыночной ориентации, которые начали заявлять о себе после распада Советского Союза в конце 1991 года.


Лидерская мотивация
Лидерство требует во-первых и прежде всего мощное желание руководить. Лидерская мотивация включает в себя: 1. Желание обладать властью и ощущать себя влиятельным человеком, занимающим позицию, которая позволяет возвышаться над другими и 2. Стремление брать на себя ответственность.
Традиционное российское общество
Имидж российских лидеров, представляющий их как властных авторитарных личностей, является легендой. Централизация власти и ответственности в России имеет долгую историю. В крестьянских деревенских сообществах средневековой Руси совет деревенских старейшин был уполномочен на поиск “общего волеизъявления”. Сельчане должны были обсуждать различные вопросы на открытом собрании, где любые предложения и критика терялись в общем шуме и ни один человек не мог благодаря этого выделится из общей массы. Пословица гласит: “Никто не в ответе за мир”. “Сортировка” через комментарии, достижение консенсуса в группе и представление рекомендаций главному старосте (старосте) - все это входило в круг обязанностей старейшин. Члены группы считали, что угадать желания старейшин невозможно, и они были готовы ждать указаний вместо того, чтобы инициировать какие-либо действия самостоятельно. Другими словами сельские старосты, которые выступали в роли лидеров в рамках традиционного русского общества, владели неоспоримой властью и несли полную ответственность за благосостояние группы. К тому же, они весьма патерналистски относились к членам своего общества. Их называли “батюшками”.
Красный руководитель
Традиционное русское отношение к власти и ответственности нашло свое отражение и в том, каким образом работали организации в коммунистическую эпоху, а также привело к развитию практики, которая значительно подрывала эффективность корпоративных менеджеров и их подчиненных. В соответствии с коммунистическими принципами, управленцы должны были постоянно соблюдать баланс между двумя типами лидерства, напоминающими уклад деревенской общины и совета старейшин: лидер в одном лице (единоначалие) и коллективное лидерство (коллегиальность). Лидерство в одном лице, что говорило о неподрывности власти лидера, было широко распространено в армии и в государственных кругах при царе Павле I в конце XVIII века и легализовано Лениным в 1923 году в качестве основного управленческой доктрины для советских предприятий. Несколько лет спустя, управленцам было приказано партией совмещать лидерство одного лица с коллективным лидерством. В задачи лидера входило определение актуальных аспектов и установление целей. Затем коллектив должен был вносить данные вопросы на обсуждение и представлять свое предложение на рассмотрение лидеру, который в свою очередь выносил решение и инструктировал коллектив в плане его внедрения. Данный подход, который наша исследовательская команда окрестила как “централизованное лидерство/обывательская демократия”, жил недолго. Сталинский тоталитарный режим и значимая роль управленцев в период интенсивной индустриализации страны в 1930-х привели к тому, что централизованное лидерство постепенно вытесняло обывательскую демократию по мере того, как руководители предприятий становились все более авторитарными. В ходе перестройки Закон 1987 года о советских государственных предприятиях был направлен на восстановление баланса власти и повышение экономической производительности через повышенное привлечение коллектива к процессу принятия решений. Данный закон обязывал назначать функциональных управленцев на основе их выборов самими работниками и формировать выборный совет из членов рабочего коллектива на каждом предприятии для контроля за вынесением организационных решений. Однако, эти начинания не имели продолжительного эффекта. В 1989 году советское правительство отказалось от внедрения практики выбора управленцев в ответ на протесты влиятельных руководителей предприятий, которые утверждали, что эта политика подрывала организационную эффективность. Руководители приводили примеры, которые свидетельствовали о том, что работники выбирали на должности управленцев тех, кто облегчал им жизнь, и не был заинтересован в вынесении непопулярных решений, которые были необходимы для достижения требуемого уровня производительности и эффективности. Более того, рабочие советы выполняли исключительно рекомендательные функции по отношению к высшему руководству, которое продолжало удерживать право вынесения окончательных решений.

Владея практически всей властью в пределах организаций, их руководители также несли и всю ответственность. В результате они оказались просто перегружены, а организации парализованы, поскольку никто не предпринимал никаких действий без указания руководителей, чтобы избегать возможной вины в том случае, если что-либо пойдет не так. Русские руководители поражались тому, как легко западные руководители делегировали множество различных заданий, освобождая самих себя для более стратегических вопросов. В сравнении с ними, русские менеджеры выглядели как микро менеджеры и макро марионетки.


Управленце рыночной направленности
Многие управленцы были бы просто счастливы удержать у себя авторитарные бразды правления, которыми они наслаждались десятилетиями. Однако, теперь, чтобы уберечь свои предприятия от банкротства, они вынуждены делиться полномочиями с работниками, которые превратились во владельцев и одновременно в инвесторов и акционеров. Таким образом, управленцы должны были учиться использовать свою власть в более коллегиальной форме для того, чтобы выжить в новой экономической среде.

Неотложная необходимость реструктуризации государственных предприятий и создания новых деловых структур в России требует индивидуумов с высокой потребностью во власти и желанием брать на себя значительный объем ответственности за свою работу. Отдельные многообещающие признаки проявляются в результатах исследований, которые проводили я и мои коллеги. Большая часть из сорока московских предпринимателей, которых мы опросили в 1992 году начали свое дело для того, чтобы быть хозяином самим себе. Кроме того, они были готовы делегировать свои полномочия и формировать атмосферу партисипативности в своих структурах, особенно в небольших, большую часть персонала которых составляли талантливые профессионалы. Мы также обнаружили, что 120 менеджеров на всех иерархических уровнях государственных предприятий ощущали значительную ответственность за свою работу, что подтверждалось государственными чиновниками - экономистами. Тем не менее, менеджеры должны продолжать смещать рамки ответственности вниз и учить своих подчиненных решать свои проблемы самостоятельно. Помимо делегирования рутинных задач, управленцы высшего звена должны учиться и практиковаться в вынесении стратегических решений, которые бы обеспечивали конкурентоспособность и экономическую жизнеспособность их предприятий.


Энергичность
Вторая составляющая комплекта лидерских способностей - энергичность, которая может быть представлена в виде пяти характеристик: 1). Мотивация к достижениям; 2). Амбиции; 3). Инициативность; 4). Энергия; 5). Упорство. Те, кто добивается высоких результатов, получают удовольствие от выполнения задач повышенной трудности, стремления к высоким стандартам и поиска путей улучшения методов выполнения работы. Инициативность означает проактивность в выборе и стимулирование изменений. Энергичные лидеры обладают весьма значительным уровнем физической, ментальной и эмоциональной жизнеспособности и выдержки. Наконец, упорство характеризует стойкость вопреки неблагоприятным факторам и преследование целей, достижение которых может занять несколько лет.
Традиционное русское общество
В общественном образе жизни и сельскохозяйственных условиях традиционного русского общества благополучие коллектива ценится высоко, а те, кто старается показать, что он лучше всех остальных в группе, воспринимаются с подозрением и презрением. В результате

этого, такие индивидуалистичные характеристики, как стремление к достижениям, амбициозность и инициативность, рассматриваются как социально нежелательные и деструктивные для общественной гармонии явления. Нормой считалось незаметное слияние с группой и непоколебимость стандартных методов выполнения работы. В действительности, подходы, применявшиеся в сельском хозяйстве в России оставались на примитивном уровне в течение настолько долгого периода времени, что урожаи зерновых были самыми низкими в числе стран, которые долгое время занимались этим, включая Индию. Доминировал дух негативного отношения к достижениям, который может быть суммирован в следующей фразе: “Не стоит раскачивать лодку”.

Точно также, амбициозные люди воспринимались с неодобрением, подозрением и завистью, с чувствами, которые своими корнями глубоко уходят в принцип социальной справедливости, которая требует уравнивания каждого с общей массой. В соответствии с эгалитаристскими принципами, никто не должен был опускаться слишком низко и, в то же время, - слишком высоко подниматься. Те, кто пытался добиться лучшего, порицались за то, что они отнимали долю у других. В народе бытует анекдот, который рассказывает о крестьянине, которому Бог пообещал выполнить любое желание, но, при этом, сосед крестьянина должен был получить вдвое больше того же самого. После долгих раздумий крестьянин попросил лишить его глаза. Таким образом, заменив амбиции завистью, русские стали страдать синдромом “равной бедности для всех”.

Другая характерная черта русских - это осторожность. Крестьянское предостережение, зародившееся в XV веке, которое призывает “посмотреть в обе стороны”, по все видимости, ассоциируется с жесткими природными условиями. Учитывая такую большую ценность осторожности, вряд ли стоит удивляться тому, что инициативность не являлась широко распространенной чертой в традиционном русском обществе.

Последние две черты - энергичность и упорство - также имеют уникальную русскую окраску. Русские широко известны за свои “взрывы” энергии, за которыми следуют продолжительные периоды апатии. Историки отследили, что причиной этого поведения служит то, что в давние времена крестьяне привыкли упорно и напряженно работать на полях весной и летом, а затем бездействовать в течение долгой и холодной зимы. Русский историк девятнадцатого века с гордостью заявляет, что “ни одна другая нация в Европе не способна на такой концентрированный выброс энергии, кроме Русских”.

Русские упорны. Их способность выносить тяготы и выживать в невероятно жестких условиях является их отличительной чертой. Они смогли вынести жестокие зимы, разорительные войны и острую нехватку основных материальных товаров и необустроенность быта, что на Западе люди получали запросто. Многие верили в то, что их судьба (и эта вера укреплялась русской православной церковью) - терпеть страдания на пути к более светлому будущему. Два других широко распространенных рефрена - жизнь - борьба, и каждый должен быть терпелив.


Красный руководитель
Условия на многих предприятиях в коммунистическую эпоху зачастую приводили руководителей с высоким уровнем энергичности к разочарованию. Их устремления направлялись на достижение нереальных стандартов и производство продукции, предписанной в плане при отсутствии достаточного количества материалов, сырья соответствующего качества, нормального оборудования и мотивированных работников. Не смотря на то, что производственные стандарты были необоснованно завышены, стандарты качества были весьма низки и могли быть легко “обойдены”.

Чтобы преуспеть, те, кто стремился сделать карьеру, должны были направлять свои амбиции в угоду партии и заботиться о повышении коллективного благосостояния предприятия. Их успех зависел как от их таланта, так и от политических факторов, включая членство в партии, протекционизм со стороны партии, связи и преданность вышестоящим руководителям. Кроме того, для менеджеров, стремящихся “наверх” было свойственно в течение нескольких лет работать в партийных организациях прежде, чем возвратиться на функциональные управленческие должности на свое предприятии.

В коммунистическую эпоху инициативность не просто не поощрялась, а даже зачастую наказывалась. Официально, управленцы должны были безоговорочно следовать установленным правилам и демонстрировать преданность партийным принципам. Тем не менее, за кулисами многие из них проявляли исключительную инициативность и творческий подход при решении проблем, связанных с достижением установленных планов. Например, на заводе по производству электрических двигателей, где мы проводили исследования в 1988 году, был получен мультимиллионный (в долларовом измерении) заказ из Европы министерскими чиновниками, который оказался несоответствующим имеющемуся в наличии оборудованию на сборочной линии. Несколько десятков работников были привлечены к выполнению этого задания и делали работу в ручную, используя устаревшие инструменты, что представляло собой весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс.

В коммунистическую эпоху добросовестные управленцы должны были быть способны работать в течение многих часов и быть всем для всех. Управленцы, с которыми мы говорили в 1988 году, шутили, что у них восьми часовой рабочий день - им приходится работать с 8-ми утра и до 8-ми вечера. Эти управленцы до двух раз в день обходили свои предприятия, пытаясь разобраться в организационных проблемах. К сожалению, за управленческий успех им приходилось платить здоровьем. Руководители советских предприятий по статистике чаще испытывали стрессы и другие проблемы со здоровьем, чем управленцы в США, Японии и Индии.

Управленцы коммунистической эпохи упорно сражались с текущими проблемами. Эффективные управленцы выстояли в противовес сложностям различного рода и добивались выполнения планов, не смотря на дефицит ресурсов и бюрократические препоны. Вот один пример того, как преуспевающий управленец, у которого мы брали интервью в 1988 году, решал хроническую проблему нарушения поставок медной проволоки для новой модели двигателя. Во-первых, ему пришлось выезжать за сотни миль для того, чтобы встретиться с поставщиком. Когда эта попытка провалилась, завод применил экономические санкции против поставщика, который выплатил им несколько тысяч рублей штрафа, но проволоку так и не поставил. Наконец, управленце вынудил власти встретиться с поставщиком в министерстве, заведовавшем производством данной продукции. В конце концов, завод получил то, что ему было нужно, но объем каждой поставки, как правило, был занижен по меньшей мере на пять процентов.
Управленце рыночной ориентации
Все большее количество управленцев проявляют пять основополагающих для успеха в условиях рыночной экономики характеристик. Например, в соответствии с результатами одного из последних исследований, российские предприниматели обладают большим уровнем стремления к достижениям, чем американские. Я и мои коллеги обнаружили, что российские предприниматели стремятся к сложным задачам и устанавливают для себя высокие стандарты. Многие из тех, у которых мы брали интервью, оставили спокойную жизнь государственного сектора для того, чтобы начать свое собственное дело, который мог бы им позволить развить их научный и технический потенциал. Более того, они считают качество своей продукции и услуг фактором первостепенной важности, который определяет в конечном счете успех компании. Дух этих индивидуумов, ориентированных на достижения, говорит им, что предел - только небо.

Однако, не смотря на то, что легальных ограничений на организацию частного предпринимательства уже нет, в обществе по-прежнему чувствуется значительное социальное давление, направленное против амбициозных предпринимателей. Как отметил один американский журналист: “В США, неудачник - это грешник, но если мы будем говорить о России, то здесь нужно говорить только об одном грехе - о грехе победителя”. В сущности “слепая, всепоглощающая зависть по отношению к успехам своего соседа превратилась (практически на вех уровнях) в самый сильный тормоз идей и практики реструктуризации (экономики)”. Таким образом, амбициозные деловые люди должны уметь преодолевать грех победителя и трудности, связанные с тем, что они становятся объектами зависти и неприятия. Новые экономические условия также зажгли пламя дебатов о социальной справедливости в прессе, включая легальность и мораль частного бизнеса. В некоторых статьях предприниматели изображались как проповедники НЭПа и кулаки. Многие предприниматели помнят, как эти люди преследовались ранее и боятся, что им прийдется испытать ту же судьбу. Олег Смирнов, представитель Пепси-кола в России, говорит: “В этой стране нет традиций закона, так что отдельные влиятельные чиновники могут задушить частное дело в пять минут - существует 64000 методов это сделать”.

Многие российские предприниматели новой волны демонстрируют весьма высокую инициативность, хотя одно из исследований выявило, что они менее склонны к риску и менее изобретательны чем американцы. Тем не менее, предпринимательский дух проснулся в тысячах индивидуумов. Их подход к жизни заключается в следующем: “Давайте делать дело”. Герман Стерлигов, президент московской компьютеризованной товарно сырьевой биржи - Система Алиса, заявил: “Каждый день в наш офис приходят сотни людей и просят: “Ну пожалуйста, проведите у нас приватизацию,” - или - “У меня есть идея, и мне нужны деньги”.

Новые предприниматели также должны обладать энергией и выносливостью для того, чтобы начать собственное дело и обеспечить его рост. Некоторые пытаются реализовать столько возможностей, что кажется, будто они работают восемь дней в неделю. Выдающийся пример в данном случае - Святослав Федоров, который был назван деловым человеком 1991 года журналом Москва за работу его клиники глазной хирургии, завода по производству медикаментов, отелей и казино. Самими энергичными предпринимателями является молодежь, которые не имеют опыта работы при коммунистическом режиме. В Москве, например, подростки моют машины или бегают за гамбургерами для тех, кто не желает стоять в очереди. Что больше всего удивляет, так это то, что некоторые способны зарабатывать 300000 рублей в месяц, тогда как средний заработок составляет только 10000. Эти люди не обременены “Светлой идее коммунизма” и именно они представляют собой первое поколение, у которого необходимость внедрения рыночной экономики не вызывает никаких сомнений.

В то время, как коммунистические менеджеры боролись за выполнение рутинных задач, рыночные управленцы, которые вынуждены сталкиваться с невероятными препятствиями, стремятся выполнять новые. Не существует практически никакой законной или экономической инфраструктуры для поддержки частного бизнеса, а венчурный капитал весьма ограничен. Московские предприниматели жалуются на то, что самыми главными проблемами являются я нестабильная политическая ситуация и государственные регулятивные меры. Например, отдельные законы настолько противоречивы, что компаниям невозможно заниматься стратегическим планированием.
Честность и целостность
Эффективные лидеры воспринимаются как надежные партнеры, так как они должны вести себя этично и проявлять честность и целостность. Честность означает - говорить правду, а целостность - быть последовательным своих словах и поступках.
Традиционное русское общество
Не смотря на множество основных сходств в моральных и ценностных принципах западной и русской культур, два важных момента все таки выделяются. Первый - это двойственный этичный стандарт, в плане неоднозначности этических принципов в различных ситуаций. На Западе, в частности в США, люди должны проявлять одни и те же этические нормы в любой ситуации. В противовес этому в славянских культурах получили развитие два направления стандарта этики - один - для официальных взаимоотношений, другой - для личных взаимоотношений. Другим словами, обман допускается в бизнесе, но честность требуется в дружеских связях. Таким образом, в России не считается неэтичным обмануть кого-либо при заключении сделки для того, чтобы доиться желаемой цели, но неэтично будет обмануть друга или коллеги, который тебе доверяет. В противовес этому, в США обман будет одинаково порицаться как в бизнесе, так и в личностных взаимоотношениях.

Вторая отличительная особенность - это “блат” или использование неформальных связей для того, чтобы заполучить благосклонность. Эта практика, вероятно, берет свое начало от крепостничества, которое началось при Иване III в 1440 году и продолжалось до Указа об освобождении, вышедшем в 1861 году. Крестьяне обрабатывали землю, которой они не владели, и за это они должны были искать расположения землевладельцев, принося им плоды своего труда.


Красный управленец
Двойственность этического стандарта была очевидна при описании понятия честности управленцами на основе различия личной и профессиональной сфер, которых я опрашивала в 1979 году в Москве. Они считают, что честность незаменима в личных взаимоотношениях, таких как обещания, но честность в условиях управления по правилам виделась как нереальная концепция и даже нежелательная. Все управленцы указали на то, что если бы они следовали всем 80000 правилам и законам, они не смогли бы преуспеть. Именно эта этическая двойственность объясняет, почему при коммунистическом режиме многие люди регулярно нарушали моральный кодекс коммунистической партии 1961 года, состоящий из двенадцать пунктов. Например, вражда государственного имущества с рабочего места, конечно же, являлось нарушением закона, но это виделось людьми как гораздо меньшей грех по сравнению с воровством у человека. Более того, работник зачастую обманывали своих руководителей относительно качества продукции и объемах производства, а управленцы, вы свою очередь, обманывали министерских чиновников. Предприятия, как правило вели параллельно две отчетности, в одной из которых содержались реальные данные, а в другой - информация для министерства. Подобным образом, компании получали поощрения, одновременно защищая себя от жестких планов и ограничения ресурсов. Это все было похоже на игру в которой каждый скрытно участвовал. Подобный обман зачастую был методом выживания и воспринимался как неизбежное зло.

Другой неоднозначный пример исходит от практики “блата”, который был необходим для прорыва через бюрократические замки и смазки государственных колес. Управленцам приходилось заключать неофициальные сделки для того, чтобы тот или иной вопрос решался положительно, например, чтобы получить недостающее оборудование или же лицензию на ведение какой-либо деятельности. Личные подарки или дефицитная продукция, выпускаемая предприятиями, - вот стандартные методы расчета. Хорошие менеджеры чувствовали, где грань между блатом, необходимым для благосостояния предприятия, и блатом, используемом для личной выгоды.

При коммунистической системе, хорошим менеджером считался тот, кто умел манипулировать правдой и использовать “блатные” связи во имя повышения благосостояния предприятия и работников этих предприятий. В то же время. Руководитель не должен был обманывать своих работников и развивать свои взаимоотношения с ними на основе доверия и честности. Управленцы и работники представляли собой одну большую семью, профессиональные и личные жизненные пути взаимозависимых членов которой тесно переплетались.
Руководитель рыночной направленности
Этика и мораль претерпели значительную трансформацию с началом перестройки и дезинтеграции Советского Союза. Люди открыто стали выражать свое негативное отношение к снижению морального уровня, которое произошло во время коммунистической эпохи. Профессор Дмитрий Лихачев, являющийся, по мнению многих, духовным и моральным лидером перестройки, говорил, что фундаментальной ошибкой советского народа было следующее: “Мы привыкли к двойственной жизни: мы говорим одно, но делаем другое . Мы разучились говорить правду, полную правду”. Профессор Лихачев считает, что это общество обмана стало результатом того, что коммунисты разрушили традиционную русскую культуру.

Коррупция и неэтичное поведение просто пропитали деловую сферу и государственные органы. Отдельные предприниматели упорно пытаются удержать свои предприятия от проникновения в них криминальных элементов. Например, отдельные бизнесмены организовывать различные ассоциации, которые могли бы помочь изыскать пути противостояния криминальным угрозам. Именно таким образом и была организована встреча водителей такси в аэропорте Внуково, которая была посвящена тому, каким образом можно прекратить поборы. В то же время, другие предприниматели снова открыли свои компании. Которые были закрыты государственными чиновниками. Однако, большая часть делового мира все еще находится в большой зависимости от мафиозных структур, о чем свидетельствуют регулярные сообщения прессы об убийствах.



Всепроникновенность коррупции на стадии дикого капитализма в России создает весьма крупные осложнения для этичных предпринимателей. Для того, чтобы получить официальное разрешение на ведение своего бизнеса им приходится “подмазывать” государственных чиновников, а также криминальных авторитетов, которые угрожают им расправой, если им не будет выплачиваться определенная доля прибыли. Более того, этичным предпринимателям приходится выносить на себе бремя общественной критики, которая подразумевает, что все предприниматели обманщики и эксплуататоры. Наконец, те кто, желает вести дела честно, зачастую оказываться заложниками своего коммунистического опыта. По словам Иры Тателбаум - американского партнера московской швейной фабрики, отдельные русские работники все еще стремятся вести дела по-старому, спустя рукава. По привычке они прибегают к блату, но все же учатся простоте и прямоте западных деловых стандартов.
Уверенность в себе
Зачастую от лидеров требуется высокий уровень уверенности в себе при принятии решений в условиях неопределенности, руководстве другими, преодолении препятствий и риска, а также возложении на себя ответственности за свои ошибки.
Традиционное русское общество
На протяжении всей своей истории русские изображались как люди, которые как могут быть беспомощны, так и способны на напускную храбрость. С одной стороны, такие писатели, как Достоевский и Гоголь рисовали русский народ пессимистичным, воспринимающим жизнь как нечто темное, безнадежное и неподдающееся контролю. Отдельные ученые считают, что такой тип менталитета берет свое начало от религиозной веры в спасителя, который и выведет из всех трудностей. С другой стороны, другие писатели изображают русских как весьма самоуверенных людей, превосходящих других в сообразительности. Например, в истории писателя девятнадцатого века Лескова, Левша превзошел английских мастеров подковав стальную блоху, которую они изготовили для русского царя.
Красный управленец
Подобно литературе, обе противоположности могут быть обнаружены и в реальной жизни в России в среде деловых лидеров. В коммунистическую эпоху управленческой уверенности в себе был нанесен удар со стороны низкого качества продукции, которую выпускали их предприятия. Однако, они гордились тем, что они работали на самых больших предприятиях в мире. Русские менеджеры также являлись целью острой критики со стороны общественности. Один гражданин предложил даже заменить иностранцами всю властную инфраструктуру (что было опубликовано в одном популярном журнале):
Да где же, наконец, нормальная система распределения? Когда же мы, наконец, начнем жить нормально? С теми же, кто сейчас стоит у рули - это невозможно. Таким образом, предлагаю убрать всех аппаратчиков, всех руководителей предприятий и всех колхозных директоров с их мест и пригласить им на замену управленцев из Западной Германии. Я думаю, что ситуация улучшится мгновенно. Если же мы этого не сделаем, наше положение в ближайшие три года нисколько не улучшится, а то и в ближайшие десять лет. Если вы помните, то во времена Петра Великого мы пригласили массу иностранцев, которые успешно заменили надменных бюрократов. Получилось просто здорово.”
Управленцы рыночной ориентации
В кругу управленцев рыночной ориентации понятие уверенности в себе может варьироваться от циничного отношения к своим способностям решать проблемы до обещаний того, что они на самом деле сделать не могут. Низкий уровень уверенности в себе может быть причиной того, что некоторые менеджеры стремятся к тому, чтобы другие, в частности иностранцы, решали их проблемы за них. Один из русских управленцев, Владимир Каченюк объясняет: “Люди в Советском Союзе в целом почти фанатично верят в США. ПО их мнению американские товары, опыт и идеи, организации и методы производственного менеджмента, технологии - все американское прекрасно. Все это, в их глазах, должно стать панацеей от тех проблем, которые испытывает на данный момент Советский Союз”. Более серьезно призыв о помощи к иностранцам прозвучал в словах Эдуарда Шеварднадзе, бывшего советского министра иностранных дел, когда он призывал зарубежные страны к инвестициям в Россию после распада Советского Союза: “Мы убеждены, что спасение России прийдет от зарубежных деловых кругов”.

В противовес, сущность власти, которой обладает уверенность в себе в плане повышения управленческой производительности, отражена в успешной истории Черемушкинской швейной фабрики. В конце 1980-х с ростом уверенности в себе, возникшем по причине повышения качества продукции, предприятия смогли наконец реализовать 22 миллиона бюстгальтеров вместо того, чтобы производить их для складов. Бюстгальтеры были отличного качества. Однако. Женщины отказывались их носить по причине давно сформировавшего стереотипа о непопулярности российский продукции. Вышедший на пенсию американский бизнесмен Гарольд Вилленс провел в Москве эксперимент, в ходе которого он привез туда пятьдесят абсолютно одинаковых бюстгальтеров, произведенных в США, а затем поменял половину этикеток на российские. В результате, те бюстгальтеры с российскими наклейками игнорировались женщинами. Когда же производители и государственные чиновники осознали, что им удалось выпустить весьма качественный товар, то они провели рекламную кампанию и в конце концов количество заказов возросло.



Не смотря на эти успехи, отдельные весьма амбициозные предприниматели нуждались в ограничении их чрезмерной уверенности в себе. При наличии большого количества разнообразных возможностей и малом количестве законов, контролирующих деловую сферу, ряд предпринимателей взяли на вооружение принцип “Дикого Запада” в бизнесе. “Срезая углы” и действуя только ради сиюминутной выгоды, они подорвали репутации частного бизнеса в глазах многих.
Больше танцевать в темноте не стоит: некоторые советы
Падение коммунизма и реструктуризация российской политической и экономической систем дало рождение целому ряду возможностей развития бизнеса в России. И эта тенденция имеет склонность к продолжению. Музыка рынка играет, и многие североамериканцы могут обнаружить, что они танцуют с медведем. Независимо от того, являются ли российские партнеры представителями устоявшихся государственных предприятий или же недавно организованных компаний. Я надеюсь, что представленный портрет достаточно точно описывает их, что должно размыть ощущение подобного танца во тьме. Однако, для тех, кто до сих пор не решается сделать первый шаг, я предлагаю взглянуть на то, каким образом этот портрет российского лидера может помочь установить эффективные деловые взаимоотношения. Следующие рекомендации должны помочь создать благоприятное впечатление на русских, проявляя понимание к тому, как русские видят самих себя, и как они ведут дела. Кроме того, данные рекомендации должны позволить представителям Запада выработать соответствующие методы реакции и поведения, необходимые для того, чтобы взаимоотношения с русскими лидерами проходили гладко.


  1. Освобождайте русских от ответственности за непредвиденные негативные последствия.

Власть, ответственность и принятие решений обычно в российских организациях носят централизованный характер, и многие руководители испытывают трудности с делегированием своих полномочий. Российские менеджеры привыкли властвовать, не испытывая опасности, связанной с тем, что их полномочия будут оспариваться со стороны подчиненных. Однако, они впадают в сомнения и не решаются действовать, если только им приходится сталкиваться с принятием на себя ответственности за выполнение даже незначительных заданий, которые не были одобрены вышестоящим руководителем или же не предписаны в рамках стандартных процедур. В результате, русские с легкостью берутся за дело, если с них снимают ответственность за непредвиденные нежелательные последствия. Они должны быть уверены, что за эти последствия будет отвечать кто-либо другой. Именно этот подход и является частью риска, который ассоциируется с ведением бизнеса в России, и, при этом, очень важно понимать в каком случае такой подход необходим.

  1. Избегайте имиджа эксплуататора и уважайте мнение коллектива.

Значительная доля энергичности российских деловых руководителей подавляется общественными традициями и мнением, берущем свое начало в крестьянском прошлом, а также в эгалитаристских принципах коммунистической идеологии и бюрократии плановой экономической системы. Три из пяти компонентов энергичности - стремление к достижениям, амбициозность и инициативность - были нивелированы в России. Люди с высоким уровнем стремления к достижениям клеймились как индивидуалисты, антисоциальные индивидуумы и враги народа. Личные амбиции встречали на своем пути зависть, мстительность и осмеяние. Инициативность сталкивалась с равнодушием, в лучшем случае, и с наказанием в худшем. Негативное отношение к данным характеристикам настолько глубоко внедрено в русскую психику, что многие русские, которые хотят реализовать свои амбиции, испытывают давление с двух сторон - общественное мнение и собственное чувство вины за нарушение ценностей, которые им внушались с детства.

Зарубежные СП также становились жертвой критики. Некоторые русские считают, что это один из наиболее удобных путей быстро сделать деньги. Таким образом, при работе с русскими нельзя формировать имидж эксплуататора по отношению к отдельным личностям или же всему русскому обществу. Кроме того, зарубежные компании должны с уважением относиться к просьбам русских о том, чтобы их достижения, материальное благосостояние и привилегии не получали огласки. Они просто не хотят вызвать зависть или чувство вины, поскольку эгалитарные нормы социальной справедливости все еще сильны. Однако, не стоит обобщать, так как некоторые могут быть более открыты относительно своих достижений и могут желать признания.



  1. Указывайте на значимость и срочность дел.

У русских в избытке можно обнаружить два компонента энергичности - энергию и упорство. Они привыкли к тяжелой работе, могут изыскивать огромные ресурсы энергии и способны преодолевать значительные препятствия. По словам Святослава Федорова: “Представление о русских как о глупых и ленивых работниках - нонсенс. Однако, что же вы можете ожидать в том случае, если государство отнимает собственность и заставляет их жить как домашних животных?”

  1. Стремитесь развивать личные взаимоотношения.

В любых межличностных коммуникациях честность и целостность весьма актуальны для развития продолжительных взаимоотношений с русскими коллегами. Развитие взаимного доверия и уважения является первостепенной задачей в свете отдельных русских привычных методов работы, которые вступают в противоречие с западными этическими стандартами. Одним из способов, при помощи которого можно строить отношения с русскими, является применение концепции двойственной этики. Этот подход подразумевает установление серьезных и крепких личных взаимоотношений с русскими коллегами вместо поддержания формальных деловых контактов. В данном случае у вас больше шансов стимулировать этичное поведение, преданность и доверие, которые русские стараются демонстрировать своим близким друзьям, членам семей и коллегам. Склонность, если таковая вообще существует, у русских представлять иностранцев, как тех, кто стремится их просто обмануть и извлечь с их помощью выгоду, должна быть максимально снижена.

  1. Придерживайтесь максимально высокого делового стандарта.

Другой подход, который может позволить установить этичные деловые взаимоотношения с русскими, заключается в проявлении уважения по отношению к местной устоявшейся этике и деловым традициям. Рыночная экономика - это настолько новый феномен в России, что мало кто осознает в полной мере ее сложность. Более того, многие русские незнакомы с законами и неофициальными общепринятыми деловыми нормами, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Представители Запада должны поддерживать наивысший стандарт ведения бизнеса для того, чтобы русские могли учиться тому, как работает мировая экономика. Например, полезно демонстрировать то, каким образом стандартные западные процедуры устраняют потребность в “блате”.

  1. Стимулируйте совместное решение проблем.

Важно понимать два противоположных проявления уверенности в себе, которые могут проявлять российские коллеги. В некоторых случаях низкий уровень уверенности в себе может приводить к тому, что русские будут ждать, пока их зарубежные партнеры начнут решать их проблемы и обеспечивать их необходимыми ресурсами. Для развития взаимовыгодных долгосрочных взаимоотношений, однако, чтобы все вместе пытались решить проблемы. Подобный подход, хотя и требует значительного количества времени, предлагает сильную основу для развития профессионализма и приверженности с обеих сторон.

  1. Разрабатывайте конкретный план действий.

В некоторых случаях русские могут начать действовать на первый взгляд импульсивно или же неразумно по причине излишней уверенности в себе. По причине недостаточности опыта, они могут не до конца осознавать специфику ситуации или же могут переоценить свои способности, или же упустить из вида необходимые для внедрения идеи процедуры. В таких ситуациях может оказаться полезным разработать детальный план действий вместе с ними для того, чтобы проанализировать реальную пользу их действий.

Таблица 1 . Личностные характеристики русских лидеров на примере трех эпох


Характеристика Лидера

Традиционное русское общество (1400-1917)

Красный руководитель (1917-1991)

Управленец рыночной ориентации

Лидерская мотивация









Уверенность в себе



От беспомощности к браваде

От второсортного качества до “большое прекрасно”

От цинизма до хвастовства

Пытаясь понять медведя: портрет российского делового лидера Sheila M. Puffer

Проанализируйте следующее описание личностей, вошедших в список первых 50 деловых людей России, опубликованный в журнале Москва в 1992 году

272.19kb.

30 09 2014
1 стр.


Регионы, входящие в состав Государственной программы Финляндии по развитию финляндско-российского делового партнерства в 2012 году
59.55kb.

06 10 2014
1 стр.


Сборник афоризмов неслучайно назван «Книгой лидера»

«Книга лидера в афоризмах / [авт. – сост. А. П. Кондрашов].»: Рипол классик; Москва; 2009

1826.21kb.

26 09 2014
36 стр.


Новое поколение предпринимателей и менеджеров в меняющейся институциональной среде 

«двухтысячниками». В результате за прошедшее десятилетие весьма заметная часть относительно молодых, образованных и преуспевших предпринимателей и менеджеров оформилась в одну из а

461.25kb.

11 09 2014
4 стр.


Бороздина Г. В. Психология делового общения

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных вузах

2366.32kb.

01 10 2014
9 стр.


Бороздина Г. В. Психология делового общения

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных вузах

2307.82kb.

24 09 2014
9 стр.


Комплементарная функция лидера

Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 162-168

98.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Лермонтов м ю. Портрет «героя нашего времени» в романе м ю. лермонтова

Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально-политическую обстановку в России в 30-х годах XIX в

53.25kb.

17 12 2014
1 стр.