Мы созерцаем и любуемся уникальными природными ландшафтами, но не менее интересны и значимы исторические и культурные памятники, созданные руками человека. Одним из объектов, заслуживающим внимания, является Северо–Двинская водная система, которая считается одним из старейших искусственных водных путей в России. В её составе огромное количество всевозможных объектов.
Изучаемый нами объект – шлюз и плотина «Знаменитый» являются гидротехническим сооружением.
История у гидроузла «Знаменитый» длительная и значимая. Около 180 лет шлюз выполняет свои функции. Мне удалось обнаружить много удивительных фактов, которые для меня, так и для моих родных, остались бы неоткрытыми, если бы не эта работа.
Первые серьёзные изыскания для строительства канала, соединяющего Шексну и Кубенское озеро, были начаты в 1798 году.
С развитием морского порта в Петербурге определилась необходимость устройства водного пути из бассейна Кубенского озера и Сухоны в бассейн реки Шексны для доставки товаров и леса водным путем в Петербург. С этой целью в 1825 году было начато и через три года закончено строительство канала протяженностью около семидесяти километров. Канал соединил реку Порозовицу, впадающую в Кубенское озеро, с рекой Шексной. 23 августа 1828 года император Николай I повелел присвоить каналу имя герцога Виртембергского.
Работами по строительству руководила Дирекция работ Кирилловского канала, а в качестве рабочей силы привлекались крестьяне окрестных деревень, для которых это была своего рода трудовая повинность.
В 1834 году для регулирования уровня воды в Кубенском озере на реке Сухоне, в восьми километрах от озера, были построены деревянная плотина и шлюз «Знаменитый». С постройкой канала и шлюза водная система удлинилась за счет Кубенского озера и верховьев Сухоны, суда могли свободно идти из Вологды и Тотьмы не только в Архангельск, но и в Петербург.
Название плотин, гидроузлов в целом происходят от названия местности, где они строятся или названы в честь известных строителей, или учредителей.
Исключением является гидроузел «Знаменитый». Своё звучное и яркое название плотина и шлюз получили за свои размеры – ее длина составила 76,5 саженей (более 160 метров), максимальный напор на плотину 0,9 саженей (1,92 м) и необычного для деревянных плотин спицевого затвора. Кроме того, плотина была оснащена специальными мощными ледорезами с двух сторон. Эта особенность была обусловлена редким природным явлением - обратным течением реки Сухоны в Кубенское озеро во время весеннего половодья.
Гидроузел состоял из плотины, дамбы и деревянного судоходного шлюза.
Камера шлюза была бревенчатой, вложенная в откосы канавы, мощеные камнем. Особенностью конструкции гидроузла считается длинная водорегулирующая преграда из металлических стоек с затворами могла держать или пропускать воду в две стороны: из озера в реку и из реки в озеро. Ее затворы все лето подпирают воду Кубенского озера, не давая ему обмелеть. Весной же, когда Сухона меняет своё направление и начинает нагонять воду к озеру, плотинные затворы укладывают на дно, и река без задержки течет в Кубену через образовавшийся широкий проем. По этому открытому проему весной из Сухоны в озеро и обратно, минуя шлюз, ходят большие суда.
Гидроузел четыре раза реконструировался. Каждый раз причиной реконструкции служили экономические или стратегические условия. В работе гидроузла «Знаменитый» принимал участие инженер В. Я. Шишков, впоследствии известный писатель. В 1892 году поле окончания Вышневолоцкого технического училища В.Я.Шишков проходил производственную практику на плотине «Знаменитая».
Первая незначительная реконструкция шлюза была проведена в 1885 году.
Вторая реконструкция.
Начавшаяся в 1914 году война поставила вопрос о военно-стратегическом значении водных путей и реконструкции Виртемберского канала.
Автором проекта переустройства системы был инженер И.В. Петрашень, его заместитель - Д.П. Успенский. В работах по шлюзу принимали участие военнопленные.
Проект предусматривал строительство новых 6 шлюзов (вместо 9 старых), реконструкцию шлюза и плотины «Знаменитая», частичное спрямление извилистых участков рек и каналов.
Плотина «Знаменитая» подверглась наибольшим изменениям по всему каналу. Она была выполнена из железобетонных конструкций с металлическими фермами «Поаре» и деревянными щитовыми затворами.
Максимальное количество человек, занятых на строительстве, пришлось на апрель 1917 года – около 9,5 тысяч, из них – 6 085 военнопленных.
Использование труда военнопленных в качестве основной рабочей силы было задумано с самого начала работ. Первая партия в 906 человек прибыла на строительство канала 11 июня 1916 года. В конце летнего сезона 1916 года число пленных возросло до 2400 человек. После 13 апреля 1917 года военнопленных начали убирать со строительства канала, и на зиму 1917-1918 годов их оставалось всего около 200 человек. Последние военнопленные покинули строительство канала в мае 1918 года. Условия их содержания на строительстве, пожалуй, смогут многих удивить, а лучшим свидетельством вполне сносного содержания может служить тот факт, что за все время с 1916 по 1918 год умерло всего 8 военнопленных. Непосредственно на работах по устройству канала – земляных, плотницких и т.д. работало только 63% от общей численности пленных. Остальные были заняты на обслуживании – повара, сапожники, портные и т.п., кроме того, была даже такая категория, как "не желающие работать". При этом стоимость труда военнопленного обходилась в 2 рубля в день, а стоимость найма вольнонаемного - вдвое дороже.
Труд, в основном был ручной, грунт перевозился в тележках, при подъёме груза использовалась лебёдка. Деревянный кран, с помощью которого укладывали брус, так же работал при помощи людской силы. На канале работала и техника, в частности, землечерпалки. Расширить русло каналов до 13 саженей по дну могли только они.
Реконструкция 1916 года серьёзно увеличила возможность прохода судов с большей грузоподъемностью.
Третья реконструкция шлюза была запланирована на 1941 год. Работы по переустройству Северо-Двинского пути и в частности гидроузла «Знаменитый» были возложены на Управление НКВД СССР. Цель проекта – улучшить условия судоходства по реке Сухоне, создав два гидроузла: "Опокский" и "Знаменитый".
С началом Великой Отечественной войны строительство было приостановлено.
31 мая 1943 года Государственный комитет обороны принимает решение о возобновлении строительных работ, где рабочей силой был использован труд заключённых. Управление Знаменитстроя находилось в деревне Шера Сокольского района.
В 1943 году высоту плотины "Знаменитой" подняли на 1,25 метра - что позволило поддерживать более высокий уровень воды в Кубенском озере (и соответственно, в канале). В 1944 г. выполнены работы по наращиванию бетонных устоев и ферм «Поаре» на плотине «Знаменитой», что позволило увеличить напор на плотину до 3,0 м.
Удивительный факт, обнаруженный мною в статье А. Бакрюкова, о том, что в 1943 году по Северо-Двинскому каналу через гидроузел «Знаменитый» перегоняли подводные лодки на северный флот. «Такой путь считался самым безопасным путём», - как пишет в своей статье А. Бакрюков. Документального подтверждения не обнаружено, но я считаю, что такой факт мог иметь место.
К началу навигации 1944 года были закончены работы по реконструкции шлюза "Знаменитый".
Последняя четвёртая реконструкции плотины началась 14 декабря 2010 года и была осуществлена к июлю 2011 года.
В истоке Сухоны построена переливная плотина, т.е. гидроузел «Знаменитый» увеличил свои функции. Строительство такой плотины позволит поднять минимальный уровень воды Кубенского водохранилища на 1 метр, увеличить объём воды в озере в зимний период с 60 до 180 миллионов кубометров и обеспечить питьевой водой население областного центра, а также предотвратить гибель рыбы.
Гидроузел увеличил проходимость судов, отрегулировал уровень воды в Кубенском озере. Усовершенствована система охраны гидроузла, заменена шлюзовая камера. Проделаны масштабные работы по замене оборудования используемого в функционировании гидроузла. В ближайшие годы предполагается модернизировать всю систему «Знаменитого».