Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2


УДК 32.001(575) На правах рукописи

АБУЕВ УНЕРБЕК АДИЛБЕКОВИЧ

Политологический анализ интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе

23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Диссертация выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии Казахского национального педагогического университета имени Абая


Научные руководители Академик НАН РК,

доктор исторических наук,

профессор Садыков Т. С.

доктор философских наук,

профессор Ишмухамедов А.Ш.


Официальные оппоненты доктор политических наук,

профессор Иватова Л. М.


кандидат политических наук

Пухович Л.И.


Ведущая организация Институт философии и политологии

МОН РК


Защита состоится 02 октября 2009 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык, 13, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30.


Автореферат разослан 02 сентября 2009 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор политических наук, доцент Жабина Ж.Р.

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Диссертационная работа посвящена комплексному научному исследованию теоретико-методологических и прикладных аспектов интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе.

Актуальность темы исследования. Комплексное политологическое изучение различных сторон интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона является актуальной задачей отечественной и зарубежной политической науки. Это вытекает из международных и региональных приоритетов стратегии политического и социально-экономического развития этого региона, а также собственных национальных целей и интересов государств Центральной Азии, так как экономический рост, инвестиционная привлекательность, национальная безопасность и т.д. зависят от степени эффективного внешнеполитического участия в мировом или региональном интеграционном процессе в условиях глобализации.

Кроме того, системное изучение интеграционных политических процессов стран Центрально-Азиатского региона во всем многообразии в условиях перманентных изменений международной политической, социально-экономической обстановки и финансово-экономического кризиса в мировом сообществе представляет актуальную и вместе с тем сложную политологическую задачу современности.

Выбор направления этого исследования обусловлен еще и необходимостью политологического анализа и обобщения новейших результатов и позитивных достижений внешнеполитического сотрудничества стран Центральной Азии, а также значимостью научно-теоретического осмысления политических процессов сближения и объединения государств в мировом сообществе и регионе.

В настоящее время актуально радикальное решение насущных вопросов и проблем совместного и рационального сотрудничества в использовании водных и энергетических ресурсов, проведение согласованной политики в области развития региональной транспортно-коммуникационной системы и импортозамещающих производств, совершенствование сложившихся хозяйственных связей, обеспечение максимально благоприятных условий для расширения гуманитарно-культурных, экономических и иных связей между народами государств Центральной Азии.

Следует учитывать, что Центральная Азия перманентно становится объектом устремлений и интересов противоречивых международных сил и политических центров, которые стремятся осуществить экономическую экспансию, религиозного экстремизма, радикализма и международного терроризма.

Актуальность и значимость политологического анализа интеграционных процессов государств Центрально-Азиатского региона возрастают в ближайшей и отдаленной перспективе, поскольку, по характеристике Н. А. Назарбаева, «наступивший XXI век – это эпоха углубления интеграции, цивилизации, диалога и партнерства в решении новых глобальных проблем, перед лицом которых оказалось человечество. Только на этой основе можно гарантировать его процветающее будущее, отойти от столкновения цивилизаций с применением накопленного арсенала средств массового уничтожения. С полным основанием можно сказать, что современный мир – это мир локальных цивилизаций, показывающих пространственное разнообразие исторического наследия и современного бытия человечества» [1, с. 155].

Проблема комплексного изучения внешнеполитического процесса и опыта становления и развития интеграционных процессов стран Центральной Азии становится еще более актуальной и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, объективно свидетельствует о невозможности решения данной проблемы и других вопросов в одиночку и необходимость объединения ресурсов и усилий в борьбе с ним.

Дальнейшее укрепление макро- и микроэкономических связей между центральноазиатскими странами позволит успешно решить многие другие вопросы внешнеполитического и социально-экономического взаимодействия, а также внутриполитического развития, а именно укрепить взаимовыгодное сотрудничество, повысить занятость и материальное благосостояние населения, обеспечить приток инвестиций и инновационных технологий, повысить конку­рентоспособность национальных экономик, снизить уровень безработицы и т.д. Следовательно, в странах Центрально-Азиатского региона протекает процесс аккумулирования и конкретизации проблем, требующих мобильного решения.

В связи с этим, особенно важными оказываются проблемы разработки принципов и механизмов организации эффективной системы межрегиональной интеграции и региональной безопасности стран Центральной Азии. В геополитическом плане здесь концентрируются геостратегические национальные цели и интересы крупных держав мирового сообщества, особенно в области энергоносителей и природных ресурсов. При этом крупные субъекты мировой политики стремятся получить максимально приемлемый контроль над странами этого региона. В частности, неслучайно с 1997 г. такой регион был отнесен к так называемой зоне “жизненно важных интересов США”, поскольку любое достаточно крупное государство практически всегда стремится усилить свой международный политический вес и влияние за счет других членов международного сообщества.

Отчетливо прослеживается тенденция к противоборству КНР с США, ЕС и РФ с другими странами, как в прошлом, так и ныне. Это противоборство протекает в обстановке разразившегося финансово-экономического кризиса, охватившего почти все страны мирового сообщества, включая государства Центральной Азии.

Исключительное значение приобретают в контексте исследуемого вопроса накопленный позитивный международный опыт и практика интеграционных процессов на региональном уровне, например интеграция стран Европы и Азии. В то же время заметим, что интеграционная практика, накопленная в мире, актуализирует для стран Центральной Азии вопрос изучения и адаптации имеющегося положительного опыта к региональным условиям, поскольку доля успешных интеграционных проектов достаточно низок. В этой связи существенно важно определить действенную институционально-правовую базу таких региональных интеграционных процессов.

Значимость комплексного исследования изучаемой проблемы политической науки связана еще и с тем, что, во-первых, отсутствует альтернатива региональной интеграции в условиях возрастающей глобализации мирового сообщества; во-вторых, центральноазиатские страны имеют много общего в истории, менталитете, культуре, вероисповедании, образе жизни и т.д.; в-третьих, каждая страна включена в глобальные интеграционные политические процессы современности; в-четвертых, злободневностью и потребностью решения международных и региональных проблем; в-пятых, необходимостью преодоления финансово-экономического кризиса общими усилиями государств данного региона.



Степень научной разработанности проблемы. Политологическому анализу проблем интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона в настоящее время уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствует появление ряда научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей. Кроме того, о значимости интеграции стран Центральной Азии подтверждают не только работы ученых, но и высказывания политиков, представителей общественности и оппозиции, деятелей культуры, аналитиков и бизнесменов.

Многие аспекты исследования интеграционных и внешнеполитических процессов развития мировой политики, включая вопросы сотрудничества и интеграции между странами на международном, региональном и межнациональном уровнях, содержатся в работах мыслителей прошлого: Зоргбиба, Н. Макиавелли, Э. Кара, Г. Моргентау, К. Уолца, Й. Галтунга, Дж. Розенау, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля и ряда других.

Некоторым современным проблемам интеграционных процессов, внешнеполитического сотрудничества и межгосударственных отношений посвящены работы таких западных авторов, как З. Бжезинского, К. Боулдинга, М. Каплана, Г. Киссинджера, Х. Маккиндера, А. Раппопорта, М. Олкотт, Г. Фуллера и др.

Западный исследователь Г. Фуллер в книге “Центральная Азия: новая геополитика” обозначил геополитическую стратегию и тактику США в Центрально-Азиатском регионе. Он выделил наиболее важные внешнеполитические аспекты взаимодействия государств этого региона, а также определил ряд особенностей внешней политики центральноазиатских государств [2].

В российской политической науке выделяется работы ряда ученых – Г. Гаджиев, А. Дугин, В. Иноземцев, П. Цыганков и др., в которых разносторонне исследованы многие проблемы международных отношений.

В казахстанской политической науке прослеживается усиливающийся процесс повышения интереса к проблемам интеграционных процессов и международных отношений. Концептуальная основа, цели и задачи современной внешней политики Казахстана, интеграции стран в рамках Центрально-Азиатского региона и его отношения с различными регионами мира, государствами и международными организациями находят свое отражение в трудах Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева: «Без правых и левых» [3], «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» [4], «На пороге XXI века» [5], «Мы строим новое государство» [6], «Критическое десятилетие» [7], «Пять лет независимости» [8] и т.д.

Ценны для данного диссертационного исследования и статьи Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Десять лет независимости: мир, прогресс и общественное согласие» [9], «Независимому Казахстану – жить и здравствовать!» [10], «Демократия – наш выбор. Демократия – наша судьба» [11], «К свободному, эффективному и безопасному обществу» [12], «Научиться жить по Конституции – это высшая школа демократии» [13] и ежегодные Послания народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» [14], «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» [15], «Новый Казахстан в новом мире» [16] и т.д., в которых содержатся новые обобщения, статистические данные, а также информация о проблемах и перспективах интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона.

Значительный фактический материал содержится в трудах экс-министра иностранных дел Республики Казахстан К. К. Токаева [17– 22]. Им объективно изучены правовые соглашения, дана информация о деятельности Министерства иностранных дел Казахстана, проектах и программах международных организаций: «Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана», «Дипломатия Республики Казахстан», «Преодоление. Дипломатические очерки», «Казахстан в мировом сообществе» и «Решение территориальных проблем с Китаем – большое достижение казахстанской дипломатии». В этих работах и публикациях четко отражена политическая, экономическая и гуманитарная позиция республики по различным международным проблемам и внешнеполитическим процессам.

По проблеме евразийской интеграционной политики Республики Казахстан в контексте нашего исследования выделяется научная работа “Внешняя политика РК”[23].

Научные труды казахстанского ученого М. Лаумулина посвящены различным аспектам международных отношений. В работе “Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология” исследуются проблемы страны в свете безопасности и геополитики, а также делается попытка обобщения некоторых аспектов международной политики и современных насущных проблем, стоящих перед мировым сообществом [24].

М. Лаумулин в новой книге, представляющей собой продолжение трех его предыдущих работ, дает концептуальное освещение внешнеполитического развития Казахстана за десятилетие независимости на фоне развернутой картины крупных геополитических сдвигов, имевших место мире и в вокруг Центральной Азии. При этом следует согласиться с автором, что «слишком много противоречий между основными геополитическими и региональными игроками. Так называемая “Большая игра” в этом регионе вступила в новую фазу, и после 11 сентября 2001 г. геополитика в Центральной Азии больше не является изолированным процессом; это часть глобальной игры – борьбы за судьбу Евразии» [25]. В свою очередь также отметим, что страны Центральной Азии, в том числе среднеазиатские государства, занимают в этой борьбе далеко не последнее место в системе геополитических координат.

Изучению геополитической ситуации в Центральной Азии до и после событий 11 сентября 2001 года посвящена книга “Центральная Азия до и после событий 11 сентября: геополитика и безопасность”. В ней поднимается комплекс проблем: международные отношения, безопасность, международный терроризм, глобализация, геоэкономика и другие. В книге основной упор сделан на политических и геополитических аспектах рассматриваемых проблем. В частности, дается анализ многих факторов международной политики, оценка позиций и интересов основных держав и игроков, вовлеченных в геополитику региона. В работе сделана попытка отразить возможные перипетии, связанные с изменением региональной и международной ситуации и глобальной геополитики в отношении Центральной Азии и непосредственно Казахстана [26].

Узбекские исследователи в книге «Центральная Азия: геоэкономика, геополитика, безопасность» указывают на то, что интерес к Центральной Азии и к проблемам этого региона ведущих государств и мировых центров, а также политиков и ученых в последние десятилетия постепенно повышался в связи с появлением новых военных, экономических и других серьезных угроз безопасности стран региона, опасности эскалации здесь терроризма, наркобизнеса и религиозного экстремизма [27]. Однако, к сожалению данная работа не подкреплена источниками.

В 2003 году С. Акимбеков подготовил книгу “Афганский узел и проблемы безопасности в Центральной Азии”, в которой рассмотривались современные геополитические вопросы, затрагивающие интересы центральноазиатских государств [28].

В контексте нашего исследования выделим научную работу “Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии”, посвященную анализу проблем современного терроризма (истокам, причинам, мировоззренческим корням), месту и роли терроризма в системе международных отношений, формам борьбы мирового сообщества с этим опасным явлением. В книге особое место отводится изучению причин распространения религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане и в других государствах Центральной Азии, а также возможных сценариев развития в нашем регионе [29].

Проблеме экстремизма и терроризма посвящена книга “Военно-политические конфликты в Центральной Азии”. В этой работе изучены события на южных рубежах Содружества. Для нашего исследования очень ценны анализ и комментарии к событиям, связанным с очередной вылазкой экстремистов в Кыргызстане и Узбекистане, а также хронология боевых действий. Кроме того, работа выделяется тем, что эксперты дают оценку текущей внутриполитической и геополитической ситуации в регионе и военного потенциала центральноазиатских республик. Нельзя не согласиться с авторами в том, что постсоветские страны, в том числе и среднеазиатские государства, столкнулись с проблемами активизации деятельности экстремистских и террористических организаций [30].

Особенно важен для исследования избранной темы аспект, связанный с проблемами интеграции стран Центрально-Азиатского региона. По мнению российского ученого А. Д. Шутова, анализ основных аспектов жизни бывших советских республик дает основание полагать, что на пространстве СНГ нет достаточной базы для одновременной и многосторонней интеграции в силу значительной дифференциации социально-экономического, политического, общего уровня развития государств, их полиэтничности и многоконфессиональности. Объективно неизбежен процесс разноскоростного и разноуровневого интеграционного развития. Иной подход связан в основном с определенным завышением экономического потенциала СНГ, без учета того, что Содружество не располагает экономическими, финансовыми резервами для выдвижения многосторонних интеграционных программ: ему по силам в основном двусторонние экономические проекты, имеющие жизненно важное значение. Разноскоростная интеграция, образование субрегиональных союзов по интересам с ограниченным числом участников – результат этих объективных возможностей [31]. На наш взгляд, это положение теоретически обосновывает специфику и трудности интеграционных связей в Центрально-Азиатском регионе, а также преимущественную ориентацию на двусторонние экономические проекты.

Важное обобщение и оценки, позволяющие определить взаимоотношение центральноазиатских государств, а также специфику интеграционных процессов, содержатся в трудах политических лидеров этих стран.

В работе казахстанского исследователя К. Л. Сыроежкина «Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии» [32] рассмотрены процессы, происходящие в современном Китае. По мнению автора, главное, заключается в том, что, несмотря на добрососедские отношения, у значительной части населения Центральной Азии в отношении Китая существуют иррациональные страхи [32].

В аспекте нашего исследования заметен и труд “ Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике”, в котором даны различные теоретико-методологические парадигмы при разрешении геополитических проблем в этом регионе [33].

Известный вклад в изучение современных процессов международных отношений, внешней политики Казахстана и его отношения к соседним государствам и некоторым регионам мира, характеристики и роли международных организаций в решении внутренних проблем республики был выполнен отечественными учеными Р. Б. Абсаттаровым, Б. Г. Аяганом, Л. К. Бакаевым, Ж. Р. Жабиной, Г. Ж. Ибраевой, Л. М. Иватовой, А. Ш. Ишмухамедовым, Д. Б. Кадырбекулы, М. Т. Лаумулиным, Д. Т. Медеуовой, А. Н. Нысанбаевым, Т. С. Сарсенбаевым, К. Л. Сыроежкиным и другими.

Работы казахстанских ученых: С. И. Абдулпаттаева, М. А. Ашимбаева, С. М. Борбасова, Л. А. Байдельдинова, C. К. Кушкумбаева, Б. Нарбаева, А. А. Нурмагамбетова, М. Б. Мухамедова оказали помощь автору в научном раскрытии сути происходящих современных интеграционных процессов в мировом сообществе и роли Казахстана в современной мировой и региональной политике.

Различным аспектам развития интеграционных процессов в странах Центрально-Азиатского региона в контексте темы этого исследования были посвящены работы Е. М. Абена, Е. М. Арына, Р. С. Арыновой, Х. К. Ахметова, Т. К. Ауелгазиной,, К. Н. Бурханова, А. М. Джунусова, Ж. Х. Джунусовой, А. Ш. Ишмухамедова, Е. К. Ертысбаева, Р. К. Кадыржанова, Е. А. Кузнецова, М. С. Машана, С. Е. Нурмуратова, Г. Р. Нурымбетовой, н. В. Романовой, Т. С. Садыкова, А. В. Соловьева, К. Л. Сыроежкина, М. Б. Татимова, А. Ж. Шоманова и др. В работах казахстанских ученых и исследователей содержатся ряд интересных политических фактов, ценные обобщения и выводы, которые были учтены соискателем при написании диссертации.

Отрадно отметить, что в научных кругах нашей страны проблема внешнеполитического сотрудничества с международными организациями возведена в ранг государственной политики. На самом высшем уровне существует государственное понимание необходимости постоянного внимания, исследования проблем интеграционных процессов государств Центрально-Азиатского региона. Однако исследование развития интеграционных процессов государств этого региона как самостоятельная комплексная проблематика пока еще не достаточно и полно изучена учеными-политологами и недостаточно научно-исследовательских работ, которые отличались бы системностью и универсальностью подхода к этой научной теме исследования. Предлагаемая диссертация с учетом проделанной работы предшественниками в определенной степени восполняет существующий пробел в отечественной политологии.



Объект исследования – интеграционные процессы государств Центральной Азии.

Предмет исследования – политологический анализ формирования и развития интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе.

Цель диссертационной работы – выявить и обобщить новейшие интеграционные процессы и условия внешнеполитического взаимовыгодного сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона.

Исходя из цели были выделены задачи диссертационного исследования:

– определить теоретико-методологическую основу накопленного опыта и знаний, исследовать понятия «интеграция», «политическая интеграция», «региональная интеграция» и весь спектр современного международного и регионального сотрудничества, раскрыть в этом контексте интеграционные процессы;

– выявить концептуальную и политико-правовую основу стратегии интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона в конце XX и начале XXI в.;

– раскрыть позитивные стороны интеграционных объединений ряда стран Европы и Азии и на этой основе выявить оптимальную модель интеграции для центральноазиатских государств;

– определить проблемы интеграции стран Центрально-Азиатского региона;

– раскрыть важнейшие направления, приоритеты и задачи взаимовыгодного сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона;

– дать политологическую характеристику наиболее активным и крупным державам мирового сообщества, действующим в странах Центральной Азии и имеющим геополитические и геостратегические цели и интересы в данном регионе;

– выявить и обосновать цели и интересы внешнеполитического взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии с крупными державами мирового сообщества в соответствии с изменившимися факторами, ситуацией, тенденциями и значениями сотрудничества сторон;

– определить наиболее актуальные внутренние общенациональные, региональные и глобальные проблемы, решение которых имеет важное значение для центральноазиатских государств;

– исследовать интеграционные инициативы стран Центральной Азии по углублению процессов интеграции, которые направлены на содействие решения различных экономических, социально-гуманитарных, экологических, военно-политических и иных проблем и задач;

– установить перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества и на этой основе выделить наиболее значимые сферы партнерства государственных, общественных органов, частных структур, вооруженных сил центральноазиатских государств в начале XXI века.



Научная новизна диссертационной работы определяется комплексным и системным подходом исследования интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе, включающим многомерный политологический анализ и обобщение международного и отечественного опыта взаимодействия региональных акторов геополитических отношений.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. В числе первых в казахстанской политической науке с учетом ее преемственности изучения другими учеными исследован категориальный аппарат понятий «интеграция», «политическая интеграция», «региональная интеграция», определены геополитические подходы сближения и внутрирегионального объединения государств Центральной Азии и всего спектра современного международного сотрудничества.

2. Выявлена и научно обоснована концептуальная и политико-правовая основа стратегии интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона в конце XX и начале XXI в.

3. Определены позитивные стороны интеграционных объединений ряда стран Европы и Азии и выявлена оптимальная модель интеграции для центральноазиатских государств.

4. Выявлены и проанализированы проблемы интеграции и ее важнейшие направления, приоритеты, цели и задачи взаимовыгодного сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона.

5. Дана политологическая характеристика наиболее активным и крупным державам мирового сообщества, действующих в странах Центральной Азии и имеющих геополитические и геостратегические цели и интересы в данном регионе.

6. Определены и научно обоснованы цели и интересы внешнеполитического взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии с крупными державами мирового сообщества в соответствии с изменившимися факторами, ситуацией, тенденциями и значениями сотрудничества сторон.

7. Выявлены наиболее актуальные внутренние общенациональные, региональные и глобальные проблемы, решение которых имеет важное значение для центральноазиатских государств.

8. Значительным достижением этой работы являются выделение перспективных и приоритетных направлений, а также реализация в будущем взаимовыгодных программ в области внешнеполитического сотрудничества и партнерства стран Центральной Азии на основе выполнения и решения внутренних задач дальнейшего развития экономики, социально-гуманитарной сферы и укрепления национальной и военной безопасности центральноазиатских государств.

9. Проанализированы и обобщены инициативы стран ЦА по дальнейшему углублению интеграции, которые направлены на решение различных экономических, социально-гуманитарных, экологических, военно-политических и иных проблем и задач, а также определены перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества и на этой основе выделены наиболее значимые сферы партнерства государственных, общественных органов, частных структур, вооруженных сил центральноазиатских государств в начале XXI века.

10. Определено стратегическое значение дальнейшего укрепления внешнеполитического сотрудничества Казахстана со странами Центральной Азии в контексте решения задачи по его вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мирового сообщества.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют научные труды зарубежных и отечественных ученых, имеющие концептуальный характер по некоторым проблемам диссертации. Исследование основывается на теоретических и концептуальных положениях Посланий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» и «Новый Казахстан в новом мире». В них он выдвигает новую стратегию в области внешней и внутренней политики, определяет стратегические цели и задачи внешнеполитического сотрудничества со странами Центральной Азии, международными организациями и объединениями, устанавливает новые положения в сфере межгосударственных отношений с государствами, регионами и мировым сообществом.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили знания, сформулированные путем синтеза принципов и научных подходов философских и политических учений и идей, а также других научных дисциплин. Эта комплексная проблема может быть изучена также на базе применения различных теоретико-методологических парадигм.

Методология работы построена на комплексно-системном рассмотрении проблемы внешнеполитических отношений, развития наднациональных, международных политических и общественных организаций и частных структур. При выдвижении цели и задач диссертационной работы были использованы различные методы исследования. Значительное внимание было уделено политологическому, сравнительному, системному, нормативно-ценностному, функциональному методам познания. При этом выстраивалась последовательность использования в одном исследовании названных методологий и осуществлялась отвечающая этой последовательности смена различных аспектов действительности.

Источниковая база диссертации основывается на разнообразных аналитических документах и научной литературе по широкому кругу проблем внешней и внутренней политики Республики Казахстан и других государств Центрально-Азиатского региона, концептуальных и нормативно-правовых актах, источниках СМИ.

При написании диссертации был широко использован ряд важных документов, составляющих концептуальную основу обеспечения стратегии внешней политики Республики Казахстан по отношению к центральноазиатским государствам, международным организациям, государствам и регионам мира: Конституция РК, законодательные акты, международные соглашения и договора. Значительную помощь при разработке изучаемых вопросов и проблем оказали труды Президента РК Н. А. Назарбаева, а также Стратегия «Казахстан-2030» и др.

В диссертации широко использованы исторические, экономические, философские, социологические, правоведческие, политологические труды ряда ученых, имеющие отношение к теме исследования, а также материалы периодической печати, справочники, статистические сборники.

Фактические материалы и данные были получены при изучении трудов экс-министра МИД Республики Казахстан К. Токаева и нынешнего министра иностранных дел Казахстана М. Тажина, а также аналитических материалов из различных официальных источников и СМИ. Кроме того, были использованы известные данные, которые процитированы с обязательным указанием трудов казахстанских исследователей, ученых-практиков, государственных работников. В них анализируются проблемы внешней политики, экономические, гуманитарные и иные отношения внешнеполитического сотрудничества Казахстана со странами ЦА. Важно подчеркнуть, что в работе автором были привлечены новые материалы и последние новейшие данные о внешнеполитической деятельности, международных программах и проектах, в которых освещались вопросы стратегии интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе.



Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и выводы соискателя могут быть использованы в научных исследованиях по теоретическим проблемам реализации целей и задач внешней политики Республики Казахстан, при определении концепции сотрудничества и партнерства с государствами Центральной Азии на современном этапе.

Это исследование обращает внимание научных кругов, государственных деятелей и общественности на деятельность и перспективы сотрудничества со странами Центральной Азии, как важный компонент и субъект реализации стратегических задач развития и укрепления Казахстана, выступающего в качестве конкурентоспособного и стабильного государства.

Результаты и выводы проведенного анализа могут быть использованы в ходе дальнейших научных изысканий и корректировке теоретических подходов по проблеме исследования интеграционных процессов, а также в прикладных разработках, необходимых для решения внутренних и региональных проблем.

Выводы и заключения диссертационной работы представляют значительный интерес для государственных и общественных деятелей, центральных и местных органов государственной власти Республики Казахстан и других государств Центральной Азии.



материалы и выводы диссертационного исследования могут быть полезны для специалистов государственных и политических организаций, а также могут быть использованы при подготовке и проведении лекционных и практических занятий по следующим дисциплинам: «Внешняя и внутренняя политика РК», «Центральная Азия: пути перспективы развития», «Теоретическая политология», «Основы политологии», «Системы международных отношений», «Международные организации и объединения» и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время понимание интеграции стран Центрально-Азиатского региона заключается в том, что это не есть объединение государств-наций, а, процесс формирование регионального экономического сообщества, способного успешно выйти из общемирового финансово-экономического кризиса.

2. Позитивный опыт интеграционных процессов европейских стран свидетельствует о необходимости постепенного перехода от одного к другому этапу интеграции стран Центральной Азии.

3. Сравнительный политологический анализ динамики интеграционных процессов показывает дифференцированную скорость, уровень и направленность интеграции между государствами мирового сообщества, а также свидетельствует о наличии широкого спектра внутренних региональных особенностей и транснациональных закономерностей.

4. С момента обретения суверенитета государствами Центральной Азии интеграционные процессы проходят различные этапы своего развития. В настоящее время геополитические и интеграционные процессы существенно отличаются от тех, что имели место в 1990-е гг. и даже начале 2000-х гг.

5.. Объективные факторы (общность происхождения, истории, культуры, менталитета и т.д.) и геополитические явления («афганская» проблема, проблема синьцзянского сепаратизма, индо-пакистанский конфликт, нарастающая конкуренция крупных держав за доступ к энергоносителям и направленность их транспортировки) способствуют интеграции стран Центральной Азии. Однако между странами Центральной Азии полномасштабный уровень интеграции невозможен, так как определенные политические, культурные и идеологические расхождения и различный уровень социально-экономического и иного развития государств ограничивают способности центральноазиатских стран интегрироваться.

6. У глав государств Центрально-Азиатского региона имеется четкое понимание того, что региональная интеграция создает основу национальной, региональной и международной безопасности, а также выступает в качестве эффективного механизма решения насущных социально-экономических и иных проблем.

7. Общемировой финансово-экономический кризис выступает одной из причин пересмотра значения и роли интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона. Это привело к увеличению межгосударственных контактов на высшем уровне и интенсивному развитию связей внутри региональных международных организаций.



Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии КазНПУ им. Абая и рекомендована к защите.

Основные материалы исследования отражены в республиканских периодических научных изданиях, таких, как «Вестник КазНПУ им. Абая. Серия социологические и политические науки», «Высшая школа Казахстана», «Поиск» и др.

Основные положения и выводы диссертации докладывались на международных и республиканских научно-практических конференциях, таких, как международная научно-практическая конференция «Внутренняя и внешняя политика Республики Казахстан в условиях развития мировых интеграционных процессов» (Алматы, КазНУ им. аль-Фараби, 2009); международная научно-практическая конференция «Обеспечение безопасности и стабильности государства в контексте формирования международного имиджа Республики Казахстан» (Алматы, КазНУ им. аль-Фараби, 2009); международная научно-практическая конференция «Модернизация высшего образования и науки: пути и перспективы инновационного развития» (Алматы, КазНПУ им. Абая, 2008); научно-практическая конференция «Актуальные проблемы политической науки Республики Казахстан» (Алматы, КазНУ им. аль-Фараби, 2006).

Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена внутренней логикой раскрытия сущности темы и характером поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, списка используемых сокращений, двух разделов, первый включает два подраздела, второй состоит из четырех подразделов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении научно обосновывается актуальность диссертационного исследования, раскрывается степень разработанности научной проблемы, формулируются цель и задачи, предмет и объект исследования, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первый раздел «Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона» посвящен анализу ряда современных теоретико-методологических основ международного сотрудничества, интеграционных процессов и мировой политики, раскрытию содержания наиболее употребляемых понятий: «интеграция», «политическая интеграция», «региональная интеграция».

В первом подразделе «Концептуальные основы интеграционных процессов центральноазиатских государств» раскрываются теоретические и методологические основы и подходы при изучении современного состояния международных отношений, мировой политики и определяется место интеграционных процессов в межгосударственных отношениях. Применение различных методик позволило автору выявить особенности традиционных, общенаучных, системных и институциональных способов изучения взаимодействия международных субъектов, политических интеграционных процессов и действия ряда тенденций.

По мнению автора, значительная часть ученых исследует нынешнее внешнеполитическое положение Центральной Азии в мире и участие центральноазиатских государств в работе региональных международных организаций.

В современных политологических и научно-гуманитарных исследованиях довольно часто употребляются понятия «политическая интеграция», «международное сотрудничество» и «интеграционные процессы». О значимости интеграционных процессов в странах Центрально-Азиатского региона свидетельствуют научные исследования ряда зарубежных и отечественных ученых, опубликовавших труды по различным проблемам развития внешнеполитического сотрудничества государств Центральной Азии, интеграции различных субъектов международных отношений, мировой политики и экономики.

Термин «интеграция» возник в Европе начале ХХ века. Интеграция охватывает различные сферы общественной жизни. В политологии различают интеграцию групповую, социальную, межэтническую и межгосударственную. Следовательно, данный процесс, по мнению соискателя, затрагивает различные стороны жизни современного государства и общества. Кроме того, многие вопросы, а именно: экономический рост, инвестиционная привлекательность, национальная безопасность во многом зависят от степени участия конкретно взятого государства в мировом или региональном интеграционном процессе.

В современной политологии, интеграция понимается как процесс в ходе которого субъекты международных отношений стремятся к делегированию части своих функций и переориентированию в сторону нового центра. Данный процесс имеет место к усилению, поскольку усиливается взаимозависимость государств. Несомненно, что следует учесть и процесс глобализации, регионализации и роль субъективного фактора.

Во втором подразделе «Международный опыт формирования интеграционных сообществ государств Европы и Азии» обосновываются концептуальные направления интеграционных процессов в странах Европы и Азии, раскрываются цели и задачи развития интеграционных объединений в долговременной перспективе. Все это потребовало анализа и сопоставления основных стратегических документов и программ внешней и внутренней политики этих государств. Благодаря этому удалось определить национальные приоритеты, цели, интересы, потребности в налаживании и осуществлении взаимоотношений стран Европы и Азии в рамках интеграционных объединений, выявить причины устойчивого объединения и факторы сближения государств.

В Западной Европе, Северной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Африке имеются различные региональные блоки. Наиболее успешной моделью интеграции, конечно, выступает Европейский союз, которая эволюционирует в сторону наднационального регулирования и создания общеевропейских институтов с наделением их существенными властными функциями. Несомненно и то, что большинство интегративных структур (Европейский союз, АСЕАН, Организация экономического сотрудничества и другие) объединяет имен­но соседние государства.

Многими исследователями определяется тот факт, что интеграционные объединения создавались не только в регионах с высоко- и среднеразвитым индустриальным хозяйством [каковыми являлись Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанская экономическая кооперация (АТЭК), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Латино-Американская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР)]. Но и формировались в самых отсталых регионах мира. А именно это такие региональные блоки как Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Южно-Африканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-Африканское экономическое сообщество (ВАЭС) и др. Следовательно, интеграционные процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между государствами, а также в результате эволюционного развития, способствующего к увеличению коммуникаций и объединению политических усилий.

Во втором разделе «Центральная Азия на новом этапе внешнеполитического сотрудничества и интеграции государств» исследуется интеграционная деятельность стран Центрально-Азиатского региона, наиболее активно действующих в различных сферах экономики, экологии, финансов, социальной области, а также военного, гражданского, гуманитарного развития, сопровождаемые превентивными мерами борьбы с негативными социальными, экономическими и другими явлениями.

Соискателю использование общенаучного метода при исследовании интеграционных процессов позволило выделить группу наиболее важных международных организаций для Центральной Азии с точки зрения развития интеграционных процессов, реализации и решения национальных и региональных интересов, осуществления задач экономического, социального развития, обеспечения стабильности и безопасности региона перед угрозами и вызовами современности, в частности, необходимостью преодоления финансово-экономического кризиса.

В первом подразделе «Проблемы сближения и объединения стран Центральной Азии» на основе применения общенаучной и системной методик были выделены и исследованы наиболее значимые для центральноазиатских государств аспекты интеграционных процессов, выявлены препятствия на пути сотрудничества и интеграции с точки зрения внутренних целей, интересов, а также реализации задач стратегического и стабильного политического развития государств этого региона.

После обретения независимости государствами Центральной Азии, их взаимоотношения, в основном, в политической сфере, характеризовались стабильностью, укреплением региональной безопасности и определенной интеграцией. Это со­трудничество, за известным исключением Туркменистана, осуще­ствлялось как в рамках двухсторонних отношений, так и в регио­нальном, межрегиональном, многостороннем формате (ЕврАзЭС, ШОС и др.).

Центральная Азия является одним из богатейших и перспективных регионов на Евроазиатском пространстве. В ней проживает около 62 млн. человек. Имеется весомый научно-технический и интел­лектуальный потенциал, богат он и трудовыми ресурсами. Недра региона содержат большие запасы углеводородного и энергетичес­кого сырья (нефть, газ, уран, металлы и др.).

Среди государств Центральной Азии наиболее экономически мощ­ными и богатыми природными ресурсами являются Республики Казахстан и Узбекистан (РК, РУ). Вступление РУ в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и подписание протокола о ею присоединении, по оценке Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, являем­ся «знаковым событием». Эти события, несомненно, должны сказаться на темпах ускоре­ния интеграции, развитии всесторонних и многообразных связей го­сударств Центральной Азии.

Имеются трудности интеграции центральноазиатских государств. В частности, определенное соперничество за лидерство между странами Центральной Азии сказывается на качестве и темпах проводимых социально-экономических и политических реформ. Диссертант поддерживает положение профессора А.Ш. Ишмухамедова о том, что следует заменить «региональное лидерство», новым понятием «региональный локомотив», высказанное им 5 лет тому назад в работе ряда международных научно-практических конференциях. Это положение о региональном локомотиве ныне стало употребляться в выступлениях ряда руководителей государств Центрально-Азиатского региона и Европейского союза.

Во втором подразделе «Внешнеполитическое сотрудничество и сближение государств Центральной Азии на современном этапе» были изучены условия внешнеполитического взаимодействия стран ЦА, а также сотрудничество в рамках международных региональных организаций в современных условиях с использованием текущих материалов и данных с позиции стратегий.

В укреплении независимости и безопасности, например, РК, РТ и РУ, а также сближению государств Центральной Азии важное значение имеет нефтегазовая промышленность и взаимодействие в этой сфере. Так, Казахстан принял закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», положения которого определили нефтегазовую отрасль в качестве стратегической, исключительно важной в деле укрепления безопасности и независимости суверенного государства. По мнению автора, проблемы безопасности связаны и исходят из объективной и субъективной зависимости этой сферы от трубопроводов, которые находятся в подчинении других государств и их властвующих элит.

Несомненно, тенденции к сближению и, более того, к интеграции, выступают позитивным стремлением государств и народов на современном этапе. Страны Центральной Азии объединены общностью истории, культуры, вероисповедания, образа жизни, менталитета и т.д. В то же время, по мнению соискателя, интеграционные процессы развиваются неравномерно, имеет место временами тенденции снижения или увеличения скорости. При этом позиции некоторых глав государств данного региона диаметрально разнятся по вопросам дальнейшего развития интеграционных процессов.

Существенное значение имеет внешнеполитическое сотрудничество с международными организациями для решения региональных проблем и обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии. Важное место в развитии внешнеполитического сотрудничества и сближения стран Центральной Азии занимают международные организации.

При этом региональные международные организации позволяют решить многие вопросы безопасности, устойчивости, военного развития, региональной стабильности, социально-экономические и т.д. Кроме того, страны Центральной Азии выступают в качестве основных партнеров в сфере военно-политического развития Казахстана в настоящее время являются ОДКБ, ШОС, НАТО, ЕС, ОБСЕ.

В третьем подразделе «Геополитические интересы ряда государств мирового сообщества (США, КНР, РФ)» анализируются стратегия, цели, интересы и задачи в области взаимовыгодного сотрудничества со странами Центрально-Азиатского региона крупных держав мирового сообщества.

Автор отмечает, геополитическое положение стран Центральной Азии и ее богатей­шие природные ресурсы вызывают стратегический интерес ряда ве­ликих держав, что адекватно сопряжено с необходимостью укрепле­ния сотрудничества всех государств этого региона, росту темпов их интеграции.

По мнению соискателя, отчетливо прослеживается тенденция к противоборству КНР с США, ЕС и другими странами как в прошлом, так и ныне, пытающихся занять лидирующее положение не только «под солнцем», но и «под Луной и Марсом». Такова философия и логика великих держав в современной международной политике, к которой закономерно стремятся наряду с США, Китай, РФ и некоторые другие крупные государства. Это противоборство великих держав протекает в обстановке разразившего финансово-экономического кризиса, охватившего почти все страны мирового сообщества, включая государства Центральной Азии.

В то же время торгово-экономическое сотрудничество и интеграция РК и других стран Центральной Азии с Россией и другими странами СНГ осуществляется в рамках регионального масштаба ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС, а также в личных контактах лидеров этих стран.

Активное проникновение экономики Китая в страны Центральной Азии, страны третьего мира, а также в индустриально развитые страны Запада связано и соответствует планам стратегии транснационального хозяйствования, утвержденного еще на XV съезде КПК в 1997 г. На нем были согласованы основные направления и положения китайской стратегии транснационального хозяйствования. Эта стратегия КПК рассчитана до 2020 года и базируется на теории Дэн Сяопина – на программу создания в Китае «общества средней зажиточности». Сообразно этой программе было решено с учетом специфики индустриализации Китая развернуть ее экономику на 180 градусов, с той целью увеличить ежегодный ВВП страны до $ 3000 на душу населения. Заметим, что сейчас несмотря на мировой финансово-экономический кризис для Китая сложились достаточно благоприятная обстановка и перспективы для его развития. Успешно развивается экономика. ВВП составил 2,24 трлн. долларов, а на душу населения – 1700 долларов.

Следовательно, стремление (тенденция) стран и народов центрально-азиатских государств к более тесному сотрудничеству и, более того, к сближению и единению (интеграции) – объективно закономерный процесс, усугубляемый и дополняемый новыми вызовами и ростом противоборства великих держав за зоны влияния, в том числе Центральной Азией со стороны, прежде всего, США, КНР, РФ и ЕС.

Четвертый подраздел «Политологический прогноз дальнейшего развития интеграционных процессов центральноазиатских стран»

Центральноазиатская интеграция на данном этапе переживает кризис. Среди объективным факторов и причин можно выделить достаточно дифференцированный уровень развития национальных экономик государств Центральной Азии и направления реформ во всех сферах общественной жизни, некоторые различия политических режимов, незавершенность дезинтеграционных процессов бывшего СССР и сохранение ряда пережитков советской тоталитарной системы в делах и умах некоторой части людей старшего поколения и др.

Странам Центральной Азии, по словам К.К. Токаева, высказанное им в СМИ, следует определиться, к чему стремиться – к интеграции или сотрудничеству. Выделив, эти два понятия К. Токаев отметил, что в нашем регионе, безусловно, возможно, сотрудничество, “хотя оно наталкивается на препятствия” – “несоответствие экономических интересов, соперничество, взаимная подозрительность государств”, поэтому “сотрудничество в экономической сфере развивается достаточно трудно”. Стоит отметить, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, как бы ускользающим от анализа и не поддающимся единой и окончательной типологизации. Поэтому та или иная модель региональной (субрегиональной) интеграции не может быть механически перенесена (ни в теоретическом, ни тем более в практическом плане) на другой, даже очень похожий регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.

В рассматриваемом плане исключительно важно значение приобретает новая инициатива руководителей трех государств – Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана об интеграции в экономической и других сферах, что выступит весомым и позитивным потенциалом, содействующим выходу из финансово-экономического кризиса, а также ускорит темпы социально-экономического и иного развития данных государств Центральной Азии.



Заключение диссертации содержит основные выводы, результаты и рекомендации, полученные в ходе комплексного исследования. Политологический анализ, сопоставление фактов и результатов обобщения позволили сделать выводы о наиболее важных аспектах интеграционных процессов и взаимного партнерства стран Центральной Азии, сотрудничества в рамках региональных и глобальных международных организаций, а с другой стороны государственных, общественных, частных органов и структур.

Таким образом, нами исследованы основные аспекты интеграционных процессов, протекающих в странах Центрально-Азиатского региона на современном этапе, изучены факторы, способствующие укреплению и позитивному развитию внешнеполитического сотрудничества между этими суверенными государствами, осуществлен комплексный сравнительный политологический анализ деятельности региональных международных организаций, предложены конкретные практические рекомендации по углублению взаимовыгодных отношений между центральноазиатскими государствами.




следующая страница>


Политологический анализ интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

422.99kb.

09 10 2014
2 стр.


Политическая субъектность Республики Казахстан в контексте деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

500.82kb.

09 10 2014
3 стр.


Социально-политическая консолидация казахстанского народа: особенности и проблемы 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

678.81kb.

25 12 2014
4 стр.


Электоральный потенциал левых партий в современном российском обществе

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

361.71kb.

08 10 2014
1 стр.


Государственная политика регулирования миграционных процессов в европейском союзе

Специальность 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

367.48kb.

25 12 2014
3 стр.


Современный российский парламентаризм: политические проблемы развития и их отражение в общественном мнении страны

Специальность 23. 00. 02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

723.11kb.

17 12 2014
3 стр.


Федеративный процесс и укрупнение российских регионов

Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

408.93kb.

25 12 2014
3 стр.


Институциональная организация местного самоуправления в постсоветской россии

Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

715.37kb.

10 09 2014
3 стр.