Перейти на главную страницу
им. П. Х. Староватова»
Сунтарский улус Республика Саха(Якутия)
Портфолио
Алексеева Р.А.
учитель химии и биологии
2008
2.1.Использование ИКТ………………………………………………..............7
2.2.Построение системы уроков в ТИО……………………………………...10
2.3.Технология проблемно-модульного обучения………………………….11
3.2.Разработка урока «Сахароза»……………………………………………..19
4.2.Количество учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах, НПК……………………………………………………………..24
4.3.Рост мотивации к изучению предмета…………………………………..24
4.4.Ведение курсов, факультативов………………………………………….25
4.5.Творческие работы учащихся……………………………………………26
4.6. Достижения учащихся в НПК…………………………………………...28
4.7. Достижения учащихся на олимпиадах………………………………….30
4.8. Классное руководство…………………………………………………....31
5.2. Научно-методические публикации ………………………………….….34
5.3. Участие в профессиональных конкурсах…………………………….…35
5.4.Своевременное повышение квалификации……………………………...36
Я - учитель. Это стало окончательно ясно когда я поступила в университет и когда появились первые успехи, тогда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию, появилось стремление подняться к вершине, на которой написано «Учитель» с большой буквы.
По окончании факультета по специальности «Химия-биология» у меня не возникло вопроса, что преподавать: конечно, химию. Со школьных лет этот урок казался волшебным, особенно притягательным. Хотелось, чтобы это поняли все, прежде всего дети. С тех пор я пытаюсь доказать ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны.
Химия встречается везде
На заводе и на сковороде.
Без химии вернемся в первобытный век.
А этого, конечно, не хочет человек.
Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя. Пробирки, колбы, спиртовки, реактивы — и это неотъемлемая часть уроков химии но, к сожалению, не каждого. Не хватает ни средств, ни 45 минут. Какие же методы и формы обучения выбрать? Какое направление работы будет оптимальным?
Я осознаю, что учитель — это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, я должна научить предмету, сформировать личность, понять ее и сделать это так, чтобы ученик не заметил, как все произошло. Сложно, но нужно.
Химические знания с элементами оздоровительного плана определяют их роль в образовании молодежи, в ее подготовке к жизни, в бережном подходе к здоровью. И хотя времени на разбор сложных тем не всегда хватает, я думаю, нельзя не затрагивать темы здоровья. Ведь здоровье - это физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В элективном курсе «Экология и здоровье» я стараюсь реализовать свои идеи. Мой девиз в этой работе: «Ученым можешь ты не быть. А вот здоровым быть обязан!»
Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к уроку, связанному с бытом, питанием, здоровьем. И действительно, только проговорили, что калий — это металл, химический элемент 1 группы, 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, как вдруг выясняется, что без калия происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. А проблемы таких заболеваний решаются не только с помощью лекарств, но и благодаря пище: калия много в кураге, урюке, картофеле. Но как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем ионные уравнения...
При решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организм, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, они уже сами начинают искать литературу, копаются в журналах, приносят вырезки из газет. Эта увлеченность еще больше убеждает меня в правильном выборе методов работы и методической темы. Призовые места в улусных олимпиадах, поступление по 2—3 ученика из выпуска в вузы по химическим специальностям и просто благодарные слова учеников: «Оставайтесь такой же!» — окрыляют меня: я на верном пути.
В смене будней есть у учителя особая миссия: не пройти мимо ученика, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей потухнуть. В повседневных заботах есть у педагога высокое назначение — отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного — это лишь часть задачи. Школьная пирамида, на вершине которой будущий гений, покоится на широком основании профориентации. И моя задача как учителя определить склонности, интересы каждого. Необязательно, чтобы ученик стал химиком. Вовсе нет! Надо разглядеть и будущего строителя, и артиста, и рабочего, и шофера. Как непросто! Необходимы профессиональные и психологические знания, эрудиция и мудрость. А значит, путь к вершине «Учитель» не завершен.
Пробирки на столе, исписана доска,
Тетради ждут руки ученика.
А до звонка есть целых минут пять,
И новые задачи решаются опять:
Кого-то успокоить, кого-то пожурить,
Поговорить о детском счастье,
Свои проблемы позабыть.
И это все вмещают пять минут...
Но рада я, что дети меня ждут.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто мы жалуемся на то, что дети, даже любознательные, с широким кругом интересов, не хотят учиться.
Создание условий для успешного учения школьников - важнейшая задача учителей.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения.
Для внедрения информационных технологий в процесс образования Государственная Дума и Совет Федерации РФ приняли Национальную доктрину образования до 2025г и концепцию модернизации российского образования на период до 2010г. Правительством России утверждены федеральные программы «Дети России на 2003-2004 гг.», «Молодежь России (2001-2005 гг.)», «Развитие образования на 2000-2005 гг.» (сайт ФПРО - www.fped.ru) и др.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.) в июне 2004 г. подведены итоги открытого конкурса «Создание электронных средств учебного назначения для общего и профессионального образования» па поставку мастер-дисков для нужд образовательных учреждений Российской Федерации.
Творчески работающий учитель, стремящийся заинтересовать учеников своим предметом, должен проявить смекалку, самостоятельность и определенные навыки работы с вычислительной техникой и ее программным обеспечением и сам создать наглядные, понятные пособия для учащихся. При этом создание подобных дидактических материалов не должно занимать много времени. Я предлагаю презентацию как один из простейших способов создания таких анимационных, информационных фильмов.
От наглядности к визуализации
Возможны три методических подхода к использованию компьютерных технологий на уроках химии.
На сегодняшний день динамические модели наиболее доступны пониманию учащихся, т. к. такими моделями они сталкиваются в повседневной жизни, тесно общаясь с компьютером. Учащемуся, познающему сложный и многогранный мир химии, часто бывает трудно понять те или иные явления. Здесь на помощь приходит компьютерная динамическая модель, позволяющая наглядно представить и понять процессы микромира. Компьютерные модели могут быть использованы и при решении задач, и для контроля знаний учащихся, рамки их применения весьма широки. Такие модели способствуют развитию интеллекта учащихся, формированию у них логического мышления, операций синтеза, анализа, обобщения, знакомству с новыми понятиями, выявлению закономерностей и.т.д. Не нужно забывать об одном из главных принципов педагогики – принципе наглядности. Этот принцип актуален во все времена изучения химии.
Полагая, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» я составила уроки - презентации по темам: Решение расчетных задач по теме «Растворы» по технологии КСО, по методике «Взаимообмен заданиями» (УШ класс), «Электролиз» (1Х,Х1кл.), «Вещества экорегуляторы в природе» (Хкл). Отдельные слайды презентаций, разработанные мной на базе программы Microsoft Power Point, представлены на рисунке 1.
Эти презентации можно использовать на уроках как в обычных, так и в профильных классах.
Отмечу отличительные особенности предлагаемых презентаций:
Элементы индивидуализированного обучения должны: просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах. Урок изучения нового материала можно разделить на три основные части.
1-я часть. Предъявление нового материала. Перед учащимися на первом этапе ставится задача - овладеть определенными знаниями. Для усиления индивидуализации восприятия можно использовать различные приемы. Например, листки контроля за работой учащихся во время объяснения нового материала, в которых школьники отвечают на вопросы, поставленные перед уроком. Листки с ответами учащиеся сдают на проверку в конце урока. Уровень сложности и количество вопросов определяются в соответствии с индивидуальными особенностями ребят.
2-я часть. Осмысление нового материала. Здесь учащиеся готовятся к самостоятельному решению проблем посредством учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение гипотез и демонстрацию своих знаний. В беседе ученику дается возможность свободно выразить свои мысли.
3-я часть. Резюме. На этом этапе урока задания должны носить исследовательский характер. Проведенные опыты заставляют задуматься и дают возможность осуществить плавный переход к изучению последующих
разделов. Таким образом, третий этап урока способствует творческому
применению знаний.
2.3.Технология проблемно-модульного обучения
Перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет: 1) интегрировать и дифференцировать содержание обучения посредством группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращенном и углубленных вариантах; 2) осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня обученное и индивидуального темпа продвижения программе; 3) акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся. Технология проблемно-модульного обучения основана на трех принципах: 1) "сжатие" учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация); 2) фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей; 3) целенаправленное создание учебных проблемных ситуаций.
Проблемный модуль состоит из нескольких взаимосвязанных блоков(учебных элементов УЭ).
Блок "входной контроль " создает настрой на работу. Как правило, здесь используется тестовые задания.
Блок актуализации - на этом этапе актуализируют опорные знания и способы действия, необходимые для усвоения нового материала, представленного в проблемном модуле.
Экспериментальный блок включает описание учебного эксперимента или лабораторной работы, способствующих выводу фopмvлиpoвoк.
Проблемный блок - постановка укрупненной проблемы, на решение
которой и направлен проблемный модуль.
Блок обобщения - первичное системное представление содержания проблемного модуля. Структурно может быть оформлен в виде блок-схемы, опорных конспектов, алгоритмов, символической записи и т.п.
Теоретический блок содержит основной учебный материал,
расположенный в определенном порядке: дидактическая цель, формулировка проблемы (задачи), обоснование гипотезы, решение проблемы, контрольные тестовые задания.
Блок "выходной контроль"- контроль результатов обучения по модулю.
Кроме этих основных блоков могут быть включены и другие, например блок применения - система задач и упражнений или блок стыковки -совмещение пройденного материала с содержанием смежных учебных дисциплин , а также блок углубления - учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.
В качестве примера приведем фрагмент пример темно-модульной программы " Химические свойства ионов в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций".
Интегрирующая цель. Закрепить знания о свойствах ионов; развить навыки составления уравнений реакции между донами в растворах электролитов и окислительно-восстановительных реакций; продолжить формировать умения наблюдать и описывать явления, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Урок рассчитан на 2 часа. На проекторе проецируется схема «Две стороны химической задачи», алгоритм работы, формулы определения массовой доли растворенного вещества, массы вещества и.т.д.
Блок из шести дидактических карточек по теме «Растворы» по методике «ВЗ» (взаимообмен заданиями). Каждая карточка состоит из двух заданий. В задании I отражена сущность задачи. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», ○ – «5».
Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Ответы задач проверяют по компьютеру.
II часть. Практическая часть. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей вещества.
Оборудование: Технические весы с разновесами, мерный цилиндр, стаканы на 100 мл, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянки под приготовленный раствор. Реактивы: NaCl, CuSO4, NaHCO3, KOH, дистиллированная вода.
1. Ознакомление с правилами техники безопасности.
2 Сдача зачета по ТБ.
3.Произвести расчеты (ответы проверить по компьютеру).
4. Если расчет правильный, тогда отвесить соль и поместить в стакан.
5.Отмерить в мерном цилиндре необходимый объем воды и вылить в стакан с навеской соли, перемешать.
Большая проблема учителей химии – научить учащихся решению расчетных задач. Один из путей ее решения – использование различных вариантов решения задач, учитывающих тип познавательной деятельности учащихся, а также формирование у учащихся понятия о двух сторонах химической задачи
Текст
Составление
Для решения задач можно использовать следующий алгоритм.
Химическая часть решения задачи ——→ Исследование
Анализ
Математическая часть решения задачи ——→ Расчеты
Запись ответа
1.Формировать навыки решения расчетных задач, связанных с растворами.
2.Формировать навыки работы с техническими средствами обучения
3.Развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.
4.Развивать навыки коммуникативного общения при групповых формах работы.
Методы и методические приемы. Решение задач, лабораторная работа, самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, взаимопомощь, выставление оценок.
Оборудование. Проектор, листок учета, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Растворы», лабораторные весы, лабораторная посуда: мерный цилиндр, химические стаканы, колбы, резиновые пробки, карандаши.
Карточки 1 – 4 базового уровня, карточки 5 и 6 – продвинутого уровня. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ - на «3», □ – на «4», o – на «5».
Класс разбивается на 4 -5 групп, в группе по 4 – 5 учащихся. Каждый учащийся в группе выполняет разные карточки и обмениваются друг с другом в группе. Ответы задач проверяют по комльютеру.
Работа над блоком карточек происходит по следующему алгоритму:
Урок состоит из трех частей:
Во всех этапах урока учитель умело использует технологии КСО. Методика взаимообмена заданиями (ВЗ) используется учителем для изучения нового материала, отработки умений и навыков, обобщения, систематизации и углубления знаний, контроля знаний учащихся. Как и любая методика коллективного занятия, ВЗ требует наличия у учащихся развитых общеучебных умений и навыков, а также специальных умений общения в парах сменного состава.
Задачи I части урока - формировать навыки решения расчетных задач, связанных с растворами. Для этого учащимся предлагается блок из шести дидактических карточек с двумя типами задач. Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Заполняется листок учета
Задачи II части урока - развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.
Практическая работа: приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Учитель проверяет знания, умения учащихся по ТБ. Для этого даются учащимся тестовые задания. После сдачи зачета каждая группа приступает к выполнению практической работы.
Задание и варианты заданий проецируются по проектору, тем самым экономится время для выполнения практической работы.
Заключительная часть урока: обобщение темы урока. Учащиеся делают выводы, оформляют письменный отчет.
На этом уроке учитель создает условия для приобретения учащимися опыта учебно - познавательной деятельности, воспитания их активности и самостоятельности в учебном труде.
Ученики овладевают навыками общения друг с другом: задавать вопросы, отвечать на них, слушать объяснения, проводить взаимопроверки, исправлять ошибки, пользоваться алгоритмом в работе
25. 01 2008.
По решению МО учителей химии, биологии, географии учитель химии
Отзыв об открытом уроке
Урок очень интересный, увлекательный. Цели и задачи урока поставлены четко и ясно, этот урок протекает в строгой последовательности: I часть урока - уровневые задания (задачи; расчеты производятся по алгоритму. Ученики четко нацелены на какую оценку идут. (А-"3"; 0 - "4"; 0-"5").
II часть (этап). Практическая часть «Рефлексия»
Произведенные расчеты апробируются на практике. От теории —► к практике( т.о. данную тему учитель дает ученикам рассмотреть с разных сторон, что доказывает высокий уровень подготовленности Розалии Антоновны).
У учеников прослеживаются отличные практические навыки ( работа с химическими приборами и реактивами). Ребята очень заинтересованы приготовлением растворов, чувствуя себя в роли «лаборанта - химика» (элементы профориентации).
3.2.Разработка урока «Сахароза»
Аннотация
Урок по теме «Дисахариды. Сахароза» рассчитан на 2 часа. Ведется по модульной программе. Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модульная программа урока составлена учителем. В ней прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы - это программа деятельности ребенка по изучению темы. Учебное содержание разбито на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определены цели каждого из них. Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока. Урок состоит из пяти учебных элементов:
УЭ–0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 – Включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме
УЭ-2 и УЭ-3 – отработка учебного материала
УЭ-4 – выходной контроль (подведение итогов) Оценка степени достижения целей урока. Рефлексия (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающего).
Результативность урока определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения, анализом результатов групповой и индивидуальной работы, особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату, обсуждением в конце урока того, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему.
Урок рассчитан на 2 часа.
На проекторе проецируется название темы урока, цели и задачи, а также УЭ в каждом этапе работы.
Разработка урока. Решение расчетных задач по теме «Растворы» по технологии ксо, по методике «Взаимообмен заданиями»
18 12 2014
2 стр.
I. Эссе «Я учитель» раздел II. «Личностно ориентированное обучение как фактор
17 12 2014
4 стр.
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии
18 12 2014
1 стр.
Урок проводили: учитель истории Ульяновская Елена Витальевна, учитель биологии и химии – Мурашко Елена Алексеевна, учитель физики и обж – Лапкина Елена Геннадьевна
07 10 2014
1 стр.
«золотое сердце» и что это значит «отдать своё сердце детям», «сердце не на месте» (что часто бывает с учителями), «сердце радуется» (хотелось, что б почаще), «с замиранием сердца»
14 12 2014
1 стр.
Селина Наталья Алексеевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
08 10 2014
1 стр.
Бордучкова Ольга Николаевна, учитель химии; Савинова Наталья Федоровна, учитель химии
15 12 2014
1 стр.
Годом учителя. Мы строим будущее, и от нас зависит, какой будет молодежь, а значит и страна! Поэтому очень важно в настоящих условиях поддержать престиж и роль педагога в обществе.
08 10 2014
1 стр.