Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Портрет современника
50 лет творческого пути
Гюнmер Гуммель - это личносmь с ясной и чёткой жизненной позицией человека искусства, представитель той части человечества, в которой бьются импульсы духовности. Своим творчеством он продолжал и продолжает традиции иcтинного реалистическогo искусства. Eгo творения являются поистине золотым фондом российских немцев. Он мнoгoe создал, и еще мнoгoe может сделать .

Федеральное общественное объединение "Heimat", редакция газеты "Неimаt-Родина" сердечно поздравляют eгo с 75летним юбилеем и 50-летием творческой деятельности и желают здоровья, сил, высоких замыслов и их свершения!
Творческое воображение всегда является продолжением живой памяти детства художника.

Детство Гюнтера Гуммеля можно назвать не просто безоблачным - лучезарным. Он родился (8 мая 1927 года) и вырос в Азербайджане, в городе Ханлар (бывший Еленендорф), окружённый вниманием и любовью большой семьи. Предки его - швабские виноградари - переселились из Южной Германии (город Reutlingen) на Кавказ в 1817 году. Отец Гюнтера - Вильгельм Иоганнесович, работал преподавателем и завучем средней школы. В гостеприимном доме родителей всегда было многолюдно. Гости музицировали, рисовали, читали стихи. Его мать, обладавшая хорошим голосом, любила петь народные песни. Отец брал сына с собой на, концерты, выставки, спектакли. Дядя, Яков Иоганнесович - археолог, показывал ему раскопки в Гяндже и ее окрестностях, знакомил с предметами и произведениями искусства эпохи Низами. Мальчик рос в атмосфере творчества. С шести лет он учится одновременно в общеобразовательной и в музыкальной школах, а несколько позже поступил еще и в художественную. Свободного времени почти не оставалось, но он был счастлив этой жизнью. Однако, детство кончилось скоро. В 1938 году арестовали отца. Семье, пришлось очень трудно, но всe же через год юноша сумел поступить в Бакинский художественный техникум. Начало войны в 1941 гoдy означало еще один поворот в судьбе - всю семью высылают в казахские степи, в Акмолинскую область. В 1942 году Г. Гуммеля в возрасте 15 лет отпрвили в трудовую армию города Караганды, Он работал в шахте, живя в зоне за колючей проволокой только потому, что был немцем. 1942-1944 годы, наверное самые тяжелые в его жизни непосильный труд, постоянные унижения, голод (он едва не умер, когда у него украли хлебные карточки), борьба за то, чтобы не потерять человеческое, духовное начало, в себе. И спасла его только тяга к творчеству, шедшая из детства. В зоне, после, 12-ти часового рабочего дня, он рисовал товарищей по работе, лепил из глины. Руководство лагеря обратило внимание на мальчика и его назначили художником в клуб, затем он стал руководителем самодеятельного ансамбля. Позже, в 1952 году, Гуммель был приглашен в группу первых скрипок в симфонический оркестр, организованный освобожденным из Карлага известным композитором и дирижером А.В.Варламовым. Так, долгие годы, наряду с изобразительным искусством, он увлеченно занимался музыкой, пока строгая муза скульптуры не оттеснила все другие увлечения. Вообще, 50-е годы были богаты на встречи, много значившие в жизни Г. Гуммеля. Караганда в это время была не только быстро растущим индустриальным городом, но и местом поселения освобожденных из Карлага или высланных из России архитекторов, музыкантов, артистов, художников ... Гуммель близко знакомится с живописцем Владимиром Эйфертом и скульптором Евгенией Овошниковой, Они во многом повлияли на его мировоззрение, вкусы, привязанности. Овошникова привила ему любовь к скульптуре, по-новому открыв пластику Египта и Греции, Микеланджело, Родена, Бурделя, Майоля.

В 1957 году в Душанбе состоялся всесоюзный конкурс на создание скульптурного портрета великого ирано-таджикского поэта Рудаки. Гюнтер Гуммель, у которого за плечами было всего два курса Бакинского художественного техникума, вступил в соревнование с опытными мастерами и ... победил. Он пошел по пути создания традиционного образа восточного мыслителя с пером в руках и свитком на коленях. Перед зрителем как бы разворачивается таинство рождения стиха. Поэт сидит в несколько нарочитой красивой позе, облокотившись на подушку дивана. Тщательно вылепленное лицо, руки, струящиеся складки свободной одежды ради создания образа Гуммель с любовью прорабатывает все детали, ему дороги малейшие изгибы формы. Внимание скульптора сосредоточено здесь на показе внешнего проявления внутреннего состояния. Подробности костюма, поза, играют важную роль в создании достоверной исторической атмосферы. Сейчас работа находится в собрании музея имени Бехзада в Душанбе (Таджикистан).

В 50-60-е годы Г. Гуммель много работает над памятниками, участвует в областных и республиканских конкурсах на создание памятников жертвам революции и Чокану Валиханову в Алматы, павшим воинам в Караганде. Тема борьбы раскрывается здесь в мощном порыве прекрасного, могучего, но скованного человеческого тела, что(?)ком в труднейшем ремесле скульптора.

Достоверностью, живым порывом, романтической приподнятостью привлекает созданный им в 1962 году портрет казахского композитора Курмангазы. Музыкально одаренный художник и скульптор сумел передать дух его мятежных произведений. Четкость скульптурного объема, композиционный ход, подсказанный куском дерева, придают особую энергичность образу и подчеркивают его поэтичность.

Ощущая недостатки своего образования, Г. Гуммель постоянно учится. Уже будучи вполне зрелым мастером, членом Союза художников СССР, автором нескольких памятников, он, в течение нескольких месяцев. занимается в Ленинградском институте имени И. Е. Репина под руководством профессора Вениамина Борисовича Пинчука, лепит этюды обнаженной модели, посещает уроки анатомии, музей слепков.

Впервые мысль поработать в таком материале, как гранит, возникла у Гуммеля в Ленинграде, когда он увидел сфинксов у здания академии художеств. Его потрясло великое мастерство древних ваятелей, их умение почувствовать и обработать материал. Желание это еще более укрепилось после пребывания его в Греции в 1966 году, когда он имел возможность увидеть гениальные творения античных скульпторов и зодчих.

На рубеже 1960-1970-х годов заметно влияние монументального искусства на станковые про изведения Г. Гуммеля. И если раньше скульптор прослеживал все мельчайшие движения души человека, то теперь он приходит к выявлению наиболее характерного, рассказывает о тех особенностях духовного мира героя, которые составляют основу личности.

В 8О-е годы в творчестве Гуммеля нарастают декоративные тенденции. В созданном к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне портрете участника двух войн Валентина Калашникова, художник продолжает найденное в 70-е годы - цельность скульптурного объема, характер, в котором выделены наиболее существенные черты. Но появляется и новое - активное вхождение пространства в композицию, декоративность, богатство ритмов, придающих движение форме.

Еще в 70-е годы Гуммель обратился к новому для себя материалу - листовой меди. Возможности ее применения в скульптуре поистине безграничны - она очень пластична, из нее можно сделать динамичные ажурные композиции. С помощью своего сына Владимира он осваивает этот материал, являющийся прямой противоположностью любимому им граниту. В меди выполнена одна из этапных работ 80-х годов - декоративная скульптура "Музы" (I 984) для Карагандинского театра музыкальной комедии. Композиция размещена в небольшом по размеру внутреннем дворике театра на белой фаянсовой канелипованной колонне так, что скульптурная группа находится на высоте 3.5 метров и доступна обзору в основном снизу. Еще одна точка - обходная галерея второго этажа. Эти две точки, взгляд сверху и снизу, а также возможность кругового обхода и определили построение композиции по кругу. В центре нее помещен шар, вокруг которого - стремительно летящие женские фигуры - музы, олицетворяющие разные виды искусства, и лебеди. Вся скульптура проникнута спиральным движением, построенном на диагональных ритмах наклонов фигур, развевающихся одежд, движений рук. Впервые в творчестве Гуммеля здесь не объем помещается в нейтральное пространство, а само пространство активно формирует объем.

В станковых работах конца 1980-х - начала 1990-х годов растет интерес скульптора к вечному конфликту идеальных духовных устремлений человека с суровой реальностью жизненных обстоятельств. Своего рода дань памяти трагическому прошлому своей семьи и своего народа - серии исторических портретов деятелей культуры. Гуммель выбрал людей драматической судьбы, ставших для него воплощением вершин человеческого духа. Наиболее выразительными в этой галерее трагических образов стали портреты скрипача и композитора Никколо Паганини и художника Генриха Фогелера. Небольшая фигурка, отлитая в бронзе, изображает великого музыканта после выступления, когда огромное напряжение сил сменяется внутренней опустошенностью и ожиданием суда - суждений "толпы". Опущенная голова, тонкая, изящная, и вместе с тем, какая-то неловкая фигура, острая нервная линия силуэта - все говорит о трагедии. Немецкого художника-антифашиста Г.Фогелера, скульптор изображает мыслителем. Общественный деятель, теоретик искусства - Г.Фогелер, внес существенный вклад в развитие немецкого искусства начала века, его индивидуальный стиль. Плотная форма прекрасного по своим очертаниям черепа, умное интеллигентное лицо, в котором читается смутная тревога, говорят о силе духа, полноте внутренней жизни и предчувствии трагедии. Эта трагическая нота еще более ощущается рядом с другой работой, посвященной тоже Фогелеру, где портретная фигура представляет его юным, полным надежд.

Скульптура, по своей сути - искусство жизнеутверждающее. Как почти у каждого скульптора, у Г. Гуммеля множество работ, посвященных традиционным темам идеальной гармонии, полноты бытия. Это этюды обнаженной натуры, аллегорические фигуры, композиции на спортивные темы. В них художник часто пытается преодолеть границы между портретом, станковой и монументально-декоративной скульптурой. Одним из примеров является скульптура Александра Риккера трудармиста, шахтёра,впоследствии работавшего форматором в мастерских художественного фонда, друга Г. Гуммеля.

Творчество Гуммеля многоплановое, что естественнo вытекает из особенностей его личности. Интересы художника широки - он увлекается музыкой, литературой, поэзией, театром, причем это не простое увлечение, а скорее - глубокое систематическое изучение разных видов искусств, их истории и современного состояния.

Портрет современника 50 лет творческого пути

Своим творчеством он продолжал и продолжает традиции иcтинного реалистическогo искусства. Eгo творения являются поистине золотым фондом российских немцев. Он мнoгoe создал, и еще м

63.78kb.

06 10 2014
1 стр.


А. С. Пушкин. Начало творческого пути. Лицей. Урок-лекция.

Тема: А. С. Пушкин. Начало творческого пути. Лицей. Урок-лекция

78.55kb.

01 10 2014
1 стр.


Великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Полное его имя Низамиддин Мир Алишер

Хорасана (Трансоксания) Хусайном Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал сочинять стихи. По сведениям современника историка Хандамира

58.2kb.

03 09 2014
1 стр.


Вахнюк, Высоцкий и другие

Высоцкого в начале его творческого пути. Надо сказать, что Высоцкий, исполняя не

77.58kb.

05 09 2014
1 стр.


6. Начало творческого пути

Ганя. И в этот именно год, при нужде, задерганный службой и поденной газетной работой, он закончил столь долго ему не дававшуюся комедию “Банкрот”

26kb.

03 09 2014
1 стр.


Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого

На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя

116.72kb.

08 10 2014
1 стр.


Как сделать портрет Монте Переработанное издание 2002 Предисловие: Что такое «Портрет Монте»

Портрет Монте прост, изящен, не отвлекает внимания от человека и обычно изображает его лучше, чем он выглядит на самом деле. Он передает все черты и качества человека, но в то же в

651.56kb.

02 09 2014
3 стр.


Кожбаева Гульбакыт Канатовна магистерская диссертация

Охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы «Большие ожидания». Конец творческого пути незаконченный роман «Тайна Эдвина Друда», завершить который помешала сме

1419.25kb.

16 12 2014
7 стр.