Посвящение в географы
На сцену выходит группа учеников с рюкзаками за спиной и компасом в руках. Поют песню на мотив марша «Прощание Славянки».
Мы идем – нас ведут, нам не хочетчя,
До привала еще далеко,
Лучик солнца в ущелье полощется,

Где-то там, далеко, далеко.
Учитель: А что у вас, ребята, в рюкзаках?
Что за устройство у вас в руках?
1-й ученик: Есть у меня, друзья, с собой тушонка,
Морковка, лук, картошка, пшенка.
2-й ученик: А у меня с собой спальный есть мешок,
Залез в него – и сразу на бочок.
3-й ученик: Еще – смотрите – есть планшет и карта,
И книга «Дети капитана Гранта».
4-й ученик: В руках у нас, конечно же компас,
Куда угодно выведет он нас.
5-й ученик: С компасом дружим мы везде,
В снегах, на суше и в воде.
По азимуту дружно ходим вместе.
Стоп! Мы уж, кажется на месте!
1-й ученик: Давайте лагерь разобьем,
Вот тут – костерчик разведем.
Звучит «Географический гимн».
Во время исполнения песни имитируется разжигание костра, установление палатки.
Учитель: Ребята! Вы, ей богу, оптимисты. Кто Вы?
Ученики: Географы-туристы!
1-й ученик: С рюкзаками шагаем по планете,
Нас интересует все на свете:
Где свирепствует мороз?
Где нет радуги и гроз?
2-й ученик: Где – огромная гора?
Где – озонова дыра?
Почену вулканы есть?
Эдельвейсов, где не счесть?
3-й ученик: Почему реки поток

В океан имеет сток?
Почему слон – великан?
И что ест японец-сан?
4-й ученик: И насколько же велик
Евразийский материк?
Кто такая россомаха:
Зверь или большая птаха?
5-й ученик: Кто такой Тур Хейердал?
Что он в жизни повидал?
И как нам, простым ребятам,
Тоже много повидать
И про все – про все узнать?
1-й ученик: Дать ответы навсегда
На вопросы: «Где?», «Когда?»,

«Отчего?» и «Почему?».
В общем, пищу дать уму!
2-й ученик: На вопросы даст ответы
Та наука, коей нету
Интереснее для нас,
Уверяем в этом Вас.
Учитель: Так какая из наук
Учащает сердца стук?
Зал: География!
Учитель: На каких уроках по планете
Путешествуют все наши дети?
Зал: Географии!
Песня Юрия Визбора «Люди идут по свету...»
1-й ученик: Красивы реки и моря
От января до декабря.
2-й ученик: Красива вся наша Земля!
Так сохраним ее, друзья.
Учитель: Чтоб сохранить природу-мать,
Ее отлично надо знать,

Поэтому – внимание!
Проверим ваши знания.
Первый хором дать ответ:
Как называют Земли макет?
Зал: Глобус.
Учитель: Давайте, определим лучшего знатока географии.
Государства и моря –
Все на стенке у меня.
(Карта)
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу,
Со мной пойдешь –
Дорогу обратно легко найдешь.
(Компас)
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
(Гора)
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков очень мощный.
Как зовутся эти толщи?
(Ледник)
От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Враг он грозный для полей,
Назови его скорей.
(Овраг)
Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высокий белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
(Айсберг)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.
(Болото)
Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
(Пустыня)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
Рядом, рядом острова,
Не один да и не два,
Собрались они в десятки.
Как зовут их всех, ребятки?
(Архипелаг)
Море, озеро и пруд
Словом как одним зовут?
(Водоем)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стелянной стать могу.
(Вода)
Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает?
(На море)
Кто сорвал с меня фуражку?
Кто надул мою рубашку?
Я задире покажу –
На лопатки положу.
Только очень мне обидно,
Что его нигде не видно.
(Ветер)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
(Смерч)
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило?
Да притом не видно было.
Дайте поскорей ответ:
Есть такое или нет?
(Атмосфера)
На кухне у мамы
Помошник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички.
(Газ)
Если встанешь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Глина).
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)
Я был когда-то смолою,
Из трещен стволов вытекал,
Искрился на солнце порою
И липкой слезой застывал.
(Янтарь)
В замен дубов, берез и лип ты
В лесу увидишь эвколипты,
В окошко глянешь поутру –
По полю скачет кенгуру.
(Австралия)
Ну а в это части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне.
(Азия)
Я вам этот континен
Опишу в один момент:
Там тацуют под тамтамы,
Там живут гиппопотамы,
Волосатые горилы
И большие крокодилы.
(Африка)
Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.
(Антарктида)
-
Назовите самое глубокое озеро мира. (Байкал).
-
Какая река самая длинная в мире? (Нил).
-
Какой материк не имеет рек? (Антарктида)
-
Какая река самая полноводная в мире? (Амазонка).
-
О ней говорят, что это огромный котел, который кипит на медленном огне. Что это? (Мантия).
-
Сколько спутников у Марса? (Два)
-
Прибор для определения направления ветра? (Флюгер).
-
Самый большой на Земле остров? (Гренландия).
-
Горы, отделяющие Европу от Азии. (Уральские).
-
Глыбы льда, отколовшиеся от материковых ледников. (Айсберги).
-
Самая большая пустыня на Земле? (Сахара)
-
Единица измерения солености. (Промилле).
-
Самое высокое животное в мире? (Жираф).
-
Что такое бриз? (Ветер).
-
Самый сухой материк на Земле? (Австралия)
-
Самые высокие горы на Земле? (Гималаи)
-
Какой океан омывает пять материков? (Тихий)
-
Самая маленькая птичка. (Колибри).
-
На каком материке протекает Миссисипи? (Северная Америка).
-
Как называется твердая оболочка Земли? (Земная кора).
Учитель: Чтоб дать отпор невежеству и скуке,
Мы присягнем на верность сей науке.
Клятва юных географов
Учитель: Клянемся много книг читать,
Чтоб много о планете знать!
В походы разные ходить,
Вершин побольше покорить!
Клянемся ночью у костра
Петь наши песни до утра!
Быть оптимистами всегда,
А хлюпиками – никогда.
Быть дружбе преданным навек
И помнить званье – Человек!
Клянемся Родину Любить!
Достойными географами быть!
С природою дружить взаимно!
И помнить все куплеты гимна.
Все поют гимн.
Учитель: Итак, отныне вы – географы:
Геологи, топографы, картографы,
Полярники, статисты, вулканологи,
Сейсмологи, конечно спелеологи,
Писатели и классные фотографы.
Поздравляю!
И напоследок всем, друзья,
Вручаем удостоверения!