Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

« Детский сад №11 общеразвивающего вида»

Логопедические минутки

в средней группе детского сада

общеразвивающего вида

г. Шумиха

2011г.

Составитель:

Деева Е.А., учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №11 общеразвивающего вида»

Пояснительная записка.

Возрастная группа: средняя (4-5 лет)

Количество занятий: 27

Каждое занятие закрепляется в течение недели перед завтраком.

Цели курса занятий:


  1. Развитие правильного звукопроизношения, профилактика речевых нарушений.

  2. Закрепление в речи имеющихся звуков у детей.

  3. Разучивание упражнений артикуляционной гимнастики.

  4. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

На логопедических пятиминутках закрепляются гласные (кроме йотированных звуков), свистящие, шипящие звуки. Занятия построены в игровой форме. У детей средней группы речь становится связной и последовательной. Они умеют отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, употреблять правильные грамматические формы при изменении слова. В этом возрасте четко и дифференцированно, работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:

1.Исчезает смягченное произношение согласных звуков.

2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д].

4.Замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] исчезает.

5.Шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто, поэтому эти звуки рекомендуется закреплять в конце учебного года.

6. Не у всех детей имеются звуки [р] и [л] ,поэтому эти звуки не взяты для закрепления на логопедических минутках в средней группе.

Каждое занятие включает:

1.Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произнесению данного звука. Цель – тренировка мышц артикуляции.

2. Упражнения для развития речевого дыхания. Цель-выработка длительного речевого выдоха.

3. Дидактические игры на уточнение произнесения, закрепление данного звука. Цель-уточнение произнесения данного звука, вызывание данного звука (у кого нет), введение правильного звука в речь детей. Материал может быть полезен учителям-логопедам и воспитателям детских садов, для развития речи дошкольников.

Планирование занятий в течение года

(В течение недели закрепляется один звук. Ознакомительное занятие проводит учитель-логопед, показывает воспитателю, как правильно выполнять упражнения логопедической минутки).



Месяцы

Недели

Звуки

Виды занятий

Игры для развития речевого дыхания, слухового внимания, просодики (проводятся, как дидактические игры

Октябрь

1

2

3



4

А

У

И



О

Занятия для уточнения произнесения звука.

Занятия для закрепления произношения звука.

Занятия для подготовки артикуляционного аппарата. Занятия для уточнения произнесения звука


Игры на для развития речевого дыхания.

Игры на звукоподражания.





Ноябрь

5

6

7



8

Э

Ы

М



П

Занятия для уточнения произнесения звука.

Занятия для закрепления произношения звука.

Занятия для подготовки артикуляционного аппарата


Игры для развития слухового внимания.

Игры для развития силы голоса.

Игры на звукоподражания


Декабрь

9

10

11



12

Б

Ф

В



Н

Занятия для уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука.


Игры для развития высоты голоса.

Игры для развития слухового внимания



Январь

13

14

15



Т

Д

Т-Д




Занятия для подготовки артикуляционного аппарата Занятия для уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука.


Игры для развития речевого дыхания.

Игра для развития слухового внимания

Игры для развития мелкой моторики


Февраль

16

17

18



19

К

Г

Х



С

Занятие для подготовки артикуляционного аппарата Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука.

Занятия для закрепления произнесения звука



Игры для развития силы голоса.

Игры для развития речевого дыхания.

Игра для развития слухового внимания


Март

20

21

22



23

З

С-З


Ц

Ч


Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука в словах.

Игра для развития слухового внимания

Игры для развития речевого дыхания.




Апрель

24

25

26



27

Щ

Ш

Ж



Ш-Ж

Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука в речи

Игры для развития силы голоса

Игры для развития речевого дыхания.

Игры для развития речевого слуха.




Занятие №1

Звук А

1 .Упражнение на дыхание «Осенние листочки»

Педагог читает:

Утром в лес мы идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят. И летят, летят, летят.

И.п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. В каждой руке по осеннему листочку. Дети медленно поднимают руки с листочком вверх (вдох), постепенно опуская руки (выдох). Движения сопровождаются подъемом и опусканием головы. Выполняются правой рукой, левой рукой, двумя вместе. Повторяются движения до трех раз. Следим, чтобы дети щеки не надували, губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой. Движения плавные и спокойные



2. Артикуляционное упражнение «Домик-ротик».

Цель: вырабатывать правильную артикуляцию для произношения звука А.

Двери домика то открываются, то закрываются (рот открыт - рот закрыт).

3 . Игра «Птица и птенчики»

Цель: закрепляется умение произвольно открывать и закрывать рот.

Дети рассматривают картину « Птичка кормит птенцов». Внимание детей обращается на птенчиков, которые широко открывают клювики, когда мама - птичка их кормит. Далее проводится игра: дети-птенчики, педагог - их мама-птичка. Когда мама-птичка принесет зернышки, птенчики открывают ротики-клювики. Съели зернышки и закрыли ротики-клювики. Дети выполняют эти движения несколько раз.

4 .Упражнение на звукоподражание.

Цель: добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд, проговаривая звукоподражания.

- Что вы говорите врачу, когда он осматривает горло? ( а-а-а) -Какую песенку поет мама, когда укачивает малыша? (а-а) -Как гогочет гусь ? (га-га-га) -Как квакает лягушка? (ква-ква-ква) - Как лает собачка? ( гав-гав-гав)

5. Стихотворение для заучивания наизусть.

Цель : способствовать четкому и правильному произношению звука [А] во фразовой речи.

- А-а-а!- заплакала Аленка. - На !- сказала ей сестренка. Алый цветик сорвала И Аленушке дала.

- Как заплакала Аленка? (а-а-а).



6.Считалка.

На каждую строчку считалки - четыре удара мяча об пол:

Вот со звуком А считалка: Ананас, автобус, арка.

Занятие №2

Звук У.

1.Упражнение на дыхание «Шарик». Педагог читает стихотворение. Цель: вырабатывать правильный речевой выдох при произнесении звука [У].

Надуваем быстро шарик, Он становится большой, Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой

И.п дети делают глубокий вдох , надувают щеки «надули шарик».Затем медленно выдыхают воздух, вытянув губы вперед «шарик лопнул».

2. Артикуляционное упражнение «Улыбка-дудочка». (Зубы сомкнуты)

Цель: развивать переключаемость движений губ для правильной артикуляции [У] в речевом потоке.



3. Игра « Поезд» (картинка « Поезд»)

Цель: вырабатывать правильную артикуляцию для произношения [У]; способствовать четкому и правильному произношению звука [У] в словах и фразовой речи.

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающих разных животных. Напоминаем детям, что поезд должен погудеть, если встретятся животные (у-у-у-у). Миновав их, поезд перестает гудеть.

4. Звукоподражание (картинки)

Цель: учить удерживать губы в положении «трубочки» несколько секунд..

- Как мычит корова? (му) - Как кукует кукушка? (ку-ку) - Как дети кричат в лесу? (ау) - Как плачет малыш в коляске? (Уа)

5. Дидактическое упражнение « Назови предмет».

Цель: способствовать четкому и правильному произношению звука [У] в словах и фразовой речи. Детям предлагаем назвать предметы на картинках, выделяя голосом звук [У], произнося его более длительно, чем другие звуки (стууул, жууук,гууусь, кууурица, петууух)



6.Стихотворение для заучивания:

У леса на опушке Высоко на суку. С утра поет кукушка: Ку-ку,ку-ку, ку-ку!



Занятие №3

Звук И.

  1. Игра « Улыбнись»

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию для произношения звука [И].

Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся. И друг другу улыбнемся.

Дети стоят спиной к кругу и выполняют движения по тексту стихотворения. На слова: « А сейчас мы повернемся» дети поворачиваются лицом в круг, все улыбаются друг другу, растягивая губы в улыбке.


  1. Игра « Лошадки»

Цель: способствовать четкому и правильному произношению звука [И] в словах.

Дети, изображают лошадок, стоят в «конюшне» (отгороженный стульями угол комнаты). Педагог говорит: «Наступило утро, все лошадки идут гулять». Дети друг за другом выходят из «конюшни» и идут по комнате, высоко поднимая колени, как лошадки. По сигналу «лошадки идут домой» дети произносят «и-и-и-и» и друг за другом бегут в «конюшню»



  1. Артикуляционное упражнение « Ослик » ( вспомнить, как кричит ослик)

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [И]. Рот в улыбке, кончик упирается за нижние резцы, произносим « и_____», на звук «А_____» широко открываем рот, кончик языка удерживаем за нижними резцами, «спинку» языка прогибаем. Произносим: «ИА-ИА-ИА..».

4.Игра «Подскажи словечко»

Цель: вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука [И]

Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения. Учите детей произносить ударный звук [И] более длительно.

- Мяу, мяу,- кот пищит,- У меня живот….( болииит). Водичка, водичка . Умой мое….(лииичико). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную…….. (липииили). Лучше, мама не пищи, Ты мне няньку ……..(поищиии)



Занятие №4

Звук О.

1. Артикуляционное упражнение «Бублик»

Цель: добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их. Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.



2. Дыхательное упражнение «Погреем ручки».

Цель: добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять. Ручки замерзли. Надо погреть их, подышав на них теплым воздухом, слегка округлив губы, как при произношении звука [О].



3. Голосовые упражнения

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков О, А ,У; Способствовать четкому и правильному произношению данных звуков в словах и фразовой речи.

Даем задание протяжно пропеть сочетания следующих звуков [АО],[ОУ]. Затем выполняем физкультминутку, произносим звуки и показываем движения.

-Как у наших у ребят ножки весело стучат? (топ-топ-топ) -А когда устали ножки, как хлопают ладошки? (хлоп-хлоп-хлоп) - Загорелся кошкин дом! (Тили-бом, тили-бом) -Как курочка зовет своих цыпляток? (ко-ко-ко)



4. «Назови картинку»

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука О, способствовать четкому и правильному произношению звука О в словах и фразовой речи.

Предложите детям назвать картинки. Учите детей произносить ударный звук [О] в словах более протяжно ( пальтооо, зооонт, ооосы, кооошка, ведрооо)

5. «Отгадай звук»

Цель: Развитие фонематического восприятия:

Педагог: «Ребята, услышите звук [О] хлопайте в ладоши облако, окно, кот, арбуз, улитка, колесо, озеро».

Занятие №5

Звук Э.


  1. Артикуляционное упражнение « Домик-ротик»

Цель: Учить открывать и закрывать рот в улыбке.

  1. Игра « Проведи дорожку». (Картинка с изображением козы и козленка)

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Э; способствовать четкому и правильному произношению звука Э в словах и фразовой речи.

- Кто нарисован на картинке? ( Коза и козленок) - Как козленок зовет маму, если заблудился? (МЭ-Э-Э) - Как коза зовет своего козленка? ( МЭ-Э-Э). Можно дать детям задание провести дорожку от козленка к маме- козе, произнося: «МЭ-Э-Э…»



  1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [Э]; способствовать четкому и правильному произношению звука [Э] в словах и фразовой речи.

Дети по очереди достают картинки или игрушки из мешочка, проговаривая название игрушки или предмета , изображенного на картинке. Например: «Это машинка», « Это кубик». При этом важно следить, чтобы дети произносили звук [Э] более длительно.



  1. Игра» Пальчики».

Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [Э]; способствовать четкому и правильному произношению звука [Э] в словах и фразовой речи.

Пальчики сжаты в кулачок. Поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого и произносят:

Это пальчик-дедушка, Это пальчик-бабушка, Это пальчик-папа, Это пальчик-мама Это пальчик- я. Вот и вся моя семья.


  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Педагог бросает мяч, называя слова голосом выделяя [Э]. Дети должны назвать начальный ударный гласный в словах: Эмма, Элла, Эдик, эхо, эта, эй, этот. Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, экран, эскимо.

«Сколько раз я произнесу звук [Э]?» Педагог произносит звук [Э]. Дети считают.



Занятие №6

Звук Ы

  1. Упражнение для развития фонематического слуха « Пароход».

Цель: Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения изолированного звука [Ы].

Картинка, где по реке плывет пароход. «Наступило лето , и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал : «Ыыы…». Как загудел пароход? (Дети произносят: «Ыыы…»). Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: « Ыыы…» Как пароход дает сигнал? ( Дети произносят) Причалил пароход к пристани, и дети пошли на прогулку в лес. Давайте теперь поиграем. Дети делятся на подгруппы. Становятся в шеренги и идут на встречу. Каждая изображает пароход. При встрече они сигналят: «Ыыы…».





  1. Игра « Отгадай звук»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звука [Ы] во фразовой речи.

Картинки в названиях которых звук [Ы] находится под ударением: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы. Называя картинки, звук [Ы] надо выделять голосом, произнося его более длительно.





  1. Физкультминутка « Чудесные превращения».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат и мимическую мускулатуру.

Дилы-дилы-дилы- появились крокодилы (изображают пасть крокодила вытянув прямые руки впереди скрестив перед собой)

Моты-моты- моты- появились бегемоты ( дети широко открывают рот)

Афы-афы- афы- жуют листики жирафы ( тянутся вверх )

Ны-ны-ны- водой брызгают слоны ( надувают щеки, затем выпускают воздух с силой , «брызгают водой»)

Яны-яны-яны- по веткам скачут обезьяны( изображают скачущих обезьян).





  1. Игра « Подскажи»

Цель: Закреплять [Ы] в произношении в стихах.(Иллюстрация к сказке К. Чуковского «Бармалей»).

В Африке…. (акулы),

В Африке…. (гориллы),

В Африке большие,

Злые…… ( крокодилы).

Занятие №7

Звук М


  1. Отгадай загадку.

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (корова)


  1. Фонетическое упражнение «Корова мычит»

Цель: Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положения.

Губы сомкнуты без напряжений.

Корова мычит: МММММММ…..

( вслед за взрослым произносить звук [М]).



  1. Игра «Накорми телят»

Цель: Добиваться четкого произнесения звука [М]

Педагог изображает пастуха, дети- телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат : « МУ-МУ-МУ..». Они просят есть. Педагог дает по морковке, листику салата или яблоко.



  1. Чистоговорки и стихи. Развитие просодии.

Цель: Закрепить изучаемый звук в речи детей.

Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно). Мало меда, много пчел ( произносится грустно) М- м-ма, м-м-мам-ма, м-меду на-м ( произносится с изменением силы и тембра голоса). Бедный Мишка заболел. Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит: У меня живот болит! (Дети изображают плач и показывают, как болит живот)



  1. Произношение звука М в словах.

Цель: Развивать фонематический слух и речь

Педагог показывает картинки на звук М. Умышленно , при произношении пропуская звук [М]. Дети исправляют, правильно произносят слова. ( …алина, …уха, …едведь,…ашина, …ак, …ыло, …ышка).



  1. Упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число.

Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи.

Педагог: «Я сижу, а вы?». Дети отвечают: «Мы сидим». «Я ем, а вы? Я стою, а вы? Я пью, а вы? Я молчу, а вы? Я пою, а вы?» и т.д.



Занятие №8

Звук П

  1. Упражнение дыхательной гимнастики « Подуй на снежинку».

( снежинка на ниточки)

Цель: Развитие правильного речевого выдоха.

Сначала сомкнуть губы, а потом тихо, как легкий ветерок, дуть на снежинку и произносить звук [П]. Каждый ребенок дует на снежинку, снежинка при этом должна слегка отклоняться.


  1. Упражнение для развития фонематического слуха «Паровозик». (выставляется картинка или игрушка)

Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении.

Педагог произносит: «Паровоз пускает пар: п-п-п Печку топит кочегар: п-п-п».



  1. Договори предложения по картинкам.

Цель: Закрепить заданный звук в речи детей.

Рано утром на заборе поет……. (петух).

Мама купила вкусное…… (печенье).

Поля надела новое………. (пальто).

Паук сплел тонкую……. (паутину)


  1. Работа над мимикой и просодией.

Цель: Работать над выразительностью речи.

Дети повторяют шутку-потешку. Одна группа изображает сердитого попугая, другая - испуганного.

Говорит попугай попугаю:

- Попугай, попугай, я тебя попугаю!

Попугаю в ответ попугай :

- Не пугай, не пугай, не пугай! (затем меняются ролями).



Занятие №9

Звук Б

  1. Артикуляционное упражнение « Воет вьюга»

Цель: Добиваться от каждого ребенка звонкого произнесения звука Б.

Упражнение следует проводить в игровой форме, например «Дети, когда на улице зима, то идет снег, дует ветер, воет вьюга. Вот как она воет « ууу». А вы так умеете? Давайте вместе покажем, как воет вьюга. ( Нужно следить, чтобы дети правильно произносили звук [У]). Вот какая сильная вьюга! Вьюга воет долго, протяжно. Зашла бабушка в домик, не прикрыла плотно двери и не задвинула задвижку. Ветер воет и стучит, хлопает дверью. Вот так, посмотрите, как хлопает дверь и как задвижка подпрыгивает. (Произносить звук [У] и в это время, положив палец под нижнюю губу, делать движения нижней губой вверх, вниз, будет слышен звук [Б]). Задвижка совсем слетела, а двери хлопают.(Убрать палец и часто повторять звук [Б]). Бабушка услышала, как хлопают двери и вышла. Закрыла двери и захлопнула задвижку.

Вот так. ( Закрыть рот и сомкнуть губы)


  1. Игра « Автомобили»

Цель: Закрепление мягкого звука Б в слогах.

Педагог предлагает детям поиграть в автомобили. Дети делятся на две группы и становятся друг против друга. Каждая группа у разных стен. По сигналу «поехали» дети,изображая руками движения руля, идут вперед; встречаясь, они дают сигналы «би-би..», чтобы машины не столкнул.



  1. Уточнение произношения звука [Б] в словах.

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [Б] в словах - названиях игрушек, предметов.

Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук [Б] находится в ударном слоге. (Бубен, белка, барабан, башня, собака , бант и т.д.


  1. Выучить скороговорки

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [Б] в речи.

Белые бараны били в барабаны,

Били, били,

Лбы себе разбили.

Пекарь испек спозаранку,

Бублик, батон и баранку.



Занятие №10

Звук Ф

  1. Упражнение « Построим забор».

Цель: Научить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу.

Педагог показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, он говорит « Смотрите , какой ровный забор. Дощечка к дощечке. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает). У нас получится забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны зубы». Держать под счет.



  1. следующая страница>


Пояснительная записка. Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Количество занятий: 27

Они умеют отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, употреблять правильные грамматические формы при изменении слова

429.33kb.

23 09 2014
3 стр.


«Путешествие в страну Букваринск». Основа грамоты.(Коммуникация) Буква Б, звуки (Б, Б*) Возрастная группа: Старшая группа

Ясли/ сад №3 г. Павлодара Берестова Надежда Петровна Воспитатель Стаж: 12 лет Категория: нет Тема: «Путешествие в страну Букваринск». Основа грамоты.(Коммуникация) Буква Б, звуки (

43.21kb.

02 10 2014
1 стр.


18 февраля 2012, суббота Гитара I возрастная группа (до 10 лет)
28.58kb.

14 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка 6 кл Количество недельных часов – 2 ч. Количество часов в год

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся

383.93kb.

12 09 2014
4 стр.


Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка программа подготовки в клинической ординатуре по специальности
651.61kb.

13 10 2014
3 стр.


Пояснительная записка по изд. Газета "1сентября" №14 2008. Физика 7-9 классы

Опре­делён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечи­вается нормативными документами

111.5kb.

14 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка дог. 703 Пояснительная записка ООО «уралстройпроект»

Ооо «уралстройпроект» выполняет проектные работы по объекту ООО «лукойл-пермь»: «Строительство газопровода попутного нефтяного газа на Яйвинскую грэс»

26.07kb.

16 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный

140.07kb.

16 12 2014
1 стр.