Перейти на главную страницу
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Количество занятий: 27
Каждое занятие закрепляется в течение недели перед завтраком.
Цели курса занятий:
1.Исчезает смягченное произношение согласных звуков.
2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.
3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д].
4.Замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] исчезает.
5.Шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто, поэтому эти звуки рекомендуется закреплять в конце учебного года.
6. Не у всех детей имеются звуки [р] и [л] ,поэтому эти звуки не взяты для закрепления на логопедических минутках в средней группе.
Каждое занятие включает:
1.Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произнесению данного звука. Цель – тренировка мышц артикуляции.
2. Упражнения для развития речевого дыхания. Цель-выработка длительного речевого выдоха.
3. Дидактические игры на уточнение произнесения, закрепление данного звука. Цель-уточнение произнесения данного звука, вызывание данного звука (у кого нет), введение правильного звука в речь детей. Материал может быть полезен учителям-логопедам и воспитателям детских садов, для развития речи дошкольников.
Планирование занятий в течение года
(В течение недели закрепляется один звук. Ознакомительное занятие проводит учитель-логопед, показывает воспитателю, как правильно выполнять упражнения логопедической минутки).
Месяцы |
Недели |
Звуки |
Виды занятий |
Игры для развития речевого дыхания, слухового внимания, просодики (проводятся, как дидактические игры |
Октябрь |
1 2 3 4 |
А У И О |
Занятия для уточнения произнесения звука. Занятия для закрепления произношения звука. Занятия для подготовки артикуляционного аппарата. Занятия для уточнения произнесения звука
|
Игры на для развития речевого дыхания. Игры на звукоподражания. |
Ноябрь |
5 6 7 8 |
Э Ы М П |
Занятия для уточнения произнесения звука. Занятия для закрепления произношения звука. Занятия для подготовки артикуляционного аппарата
|
Игры для развития слухового внимания. Игры для развития силы голоса. Игры на звукоподражания
|
Декабрь |
9 10 11 12 |
Б Ф В Н |
Занятия для уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука. |
Игры для развития высоты голоса. Игры для развития слухового внимания |
Январь |
13 14 15 |
Т Д Т-Д |
Занятия для подготовки артикуляционного аппарата Занятия для уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука. |
Игры для развития речевого дыхания. Игра для развития слухового внимания Игры для развития мелкой моторики
|
Февраль |
16 17 18 19 |
К Г Х С |
Занятие для подготовки артикуляционного аппарата Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука. Занятия для закрепления произнесения звука |
Игры для развития силы голоса. Игры для развития речевого дыхания. Игра для развития слухового внимания
|
Март |
20 21 22 23 |
З С-З
Ц Ч
|
Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука в словах. |
Игра для развития слухового внимания Игры для развития речевого дыхания. |
Апрель |
24 25 26 27 |
Щ Ш Ж Ш-Ж |
Занятия для вызывания и уточнения произнесения звука Занятия для закрепления произношения звука в речи |
Игры для развития силы голоса Игры для развития речевого дыхания. Игры для развития речевого слуха.
|
Педагог читает:
Утром в лес мы идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят. И летят, летят, летят.
И.п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. В каждой руке по осеннему листочку. Дети медленно поднимают руки с листочком вверх (вдох), постепенно опуская руки (выдох). Движения сопровождаются подъемом и опусканием головы. Выполняются правой рукой, левой рукой, двумя вместе. Повторяются движения до трех раз. Следим, чтобы дети щеки не надували, губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой. Движения плавные и спокойные
Цель: вырабатывать правильную артикуляцию для произношения звука А.
Двери домика то открываются, то закрываются (рот открыт - рот закрыт).
3 . Игра «Птица и птенчики»
Цель: закрепляется умение произвольно открывать и закрывать рот.
Дети рассматривают картину « Птичка кормит птенцов». Внимание детей обращается на птенчиков, которые широко открывают клювики, когда мама - птичка их кормит. Далее проводится игра: дети-птенчики, педагог - их мама-птичка. Когда мама-птичка принесет зернышки, птенчики открывают ротики-клювики. Съели зернышки и закрыли ротики-клювики. Дети выполняют эти движения несколько раз.
4 .Упражнение на звукоподражание.
Цель: добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд, проговаривая звукоподражания.
- Что вы говорите врачу, когда он осматривает горло? ( а-а-а) -Какую песенку поет мама, когда укачивает малыша? (а-а) -Как гогочет гусь ? (га-га-га) -Как квакает лягушка? (ква-ква-ква) - Как лает собачка? ( гав-гав-гав)
5. Стихотворение для заучивания наизусть.
Цель : способствовать четкому и правильному произношению звука [А] во фразовой речи.
- А-а-а!- заплакала Аленка. - На !- сказала ей сестренка. Алый цветик сорвала И Аленушке дала.
- Как заплакала Аленка? (а-а-а).
На каждую строчку считалки - четыре удара мяча об пол:
Вот со звуком А считалка: Ананас, автобус, арка.
Занятие №2
Звук У.
1.Упражнение на дыхание «Шарик». Педагог читает стихотворение. Цель: вырабатывать правильный речевой выдох при произнесении звука [У].
Надуваем быстро шарик, Он становится большой, Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой
И.п дети делают глубокий вдох , надувают щеки «надули шарик».Затем медленно выдыхают воздух, вытянув губы вперед «шарик лопнул».
2. Артикуляционное упражнение «Улыбка-дудочка». (Зубы сомкнуты)
Цель: развивать переключаемость движений губ для правильной артикуляции [У] в речевом потоке.
Цель: вырабатывать правильную артикуляцию для произношения [У]; способствовать четкому и правильному произношению звука [У] в словах и фразовой речи.
Дети встают друг за другом, образуя поезд. Педагог заранее ставит в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающих разных животных. Напоминаем детям, что поезд должен погудеть, если встретятся животные (у-у-у-у). Миновав их, поезд перестает гудеть.
4. Звукоподражание (картинки)
Цель: учить удерживать губы в положении «трубочки» несколько секунд..
- Как мычит корова? (му) - Как кукует кукушка? (ку-ку) - Как дети кричат в лесу? (ау) - Как плачет малыш в коляске? (Уа)
5. Дидактическое упражнение « Назови предмет».
Цель: способствовать четкому и правильному произношению звука [У] в словах и фразовой речи. Детям предлагаем назвать предметы на картинках, выделяя голосом звук [У], произнося его более длительно, чем другие звуки (стууул, жууук,гууусь, кууурица, петууух)
У леса на опушке Высоко на суку. С утра поет кукушка: Ку-ку,ку-ку, ку-ку!
Мы сначала будем хлопать, А затем мы будем топать, А сейчас мы повернемся. И друг другу улыбнемся.
Дети стоят спиной к кругу и выполняют движения по тексту стихотворения. На слова: « А сейчас мы повернемся» дети поворачиваются лицом в круг, все улыбаются друг другу, растягивая губы в улыбке.
Дети, изображают лошадок, стоят в «конюшне» (отгороженный стульями угол комнаты). Педагог говорит: «Наступило утро, все лошадки идут гулять». Дети друг за другом выходят из «конюшни» и идут по комнате, высоко поднимая колени, как лошадки. По сигналу «лошадки идут домой» дети произносят «и-и-и-и» и друг за другом бегут в «конюшню»
Цель: вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука [И]
Предложите детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения. Учите детей произносить ударный звук [И] более длительно.
- Мяу, мяу,- кот пищит,- У меня живот….( болииит). Водичка, водичка . Умой мое….(лииичико). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную…….. (липииили). Лучше, мама не пищи, Ты мне няньку ……..(поищиии)
Цель: добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их. Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Цель: добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять. Ручки замерзли. Надо погреть их, подышав на них теплым воздухом, слегка округлив губы, как при произношении звука [О].
Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков О, А ,У; Способствовать четкому и правильному произношению данных звуков в словах и фразовой речи.
Даем задание протяжно пропеть сочетания следующих звуков [АО],[ОУ]. Затем выполняем физкультминутку, произносим звуки и показываем движения.
-Как у наших у ребят ножки весело стучат? (топ-топ-топ) -А когда устали ножки, как хлопают ладошки? (хлоп-хлоп-хлоп) - Загорелся кошкин дом! (Тили-бом, тили-бом) -Как курочка зовет своих цыпляток? (ко-ко-ко)
Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука О, способствовать четкому и правильному произношению звука О в словах и фразовой речи.
Предложите детям назвать картинки. Учите детей произносить ударный звук [О] в словах более протяжно ( пальтооо, зооонт, ооосы, кооошка, ведрооо)
5. «Отгадай звук»
Цель: Развитие фонематического восприятия:
Педагог: «Ребята, услышите звук [О] хлопайте в ладоши облако, окно, кот, арбуз, улитка, колесо, озеро».
Занятие №5
Звук Э.
- Кто нарисован на картинке? ( Коза и козленок) - Как козленок зовет маму, если заблудился? (МЭ-Э-Э) - Как коза зовет своего козленка? ( МЭ-Э-Э). Можно дать детям задание провести дорожку от козленка к маме- козе, произнося: «МЭ-Э-Э…»
Дети по очереди достают картинки или игрушки из мешочка, проговаривая название игрушки или предмета , изображенного на картинке. Например: «Это машинка», « Это кубик». При этом важно следить, чтобы дети произносили звук [Э] более длительно.
Пальчики сжаты в кулачок. Поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого и произносят:
Это пальчик-дедушка, Это пальчик-бабушка, Это пальчик-папа, Это пальчик-мама Это пальчик- я. Вот и вся моя семья.
«Сколько раз я произнесу звук [Э]?» Педагог произносит звук [Э]. Дети считают.
Картинка, где по реке плывет пароход. «Наступило лето , и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал : «Ыыы…». Как загудел пароход? (Дети произносят: «Ыыы…»). Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: « Ыыы…» Как пароход дает сигнал? ( Дети произносят) Причалил пароход к пристани, и дети пошли на прогулку в лес. Давайте теперь поиграем. Дети делятся на подгруппы. Становятся в шеренги и идут на встречу. Каждая изображает пароход. При встрече они сигналят: «Ыыы…».
Картинки в названиях которых звук [Ы] находится под ударением: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы. Называя картинки, звук [Ы] надо выделять голосом, произнося его более длительно.
Дилы-дилы-дилы- появились крокодилы (изображают пасть крокодила вытянув прямые руки впереди скрестив перед собой)
Моты-моты- моты- появились бегемоты ( дети широко открывают рот)
Афы-афы- афы- жуют листики жирафы ( тянутся вверх )
Ны-ны-ны- водой брызгают слоны ( надувают щеки, затем выпускают воздух с силой , «брызгают водой»)
Яны-яны-яны- по веткам скачут обезьяны( изображают скачущих обезьян).
В Африке…. (акулы),
В Африке…. (гориллы),
В Африке большие,
Злые…… ( крокодилы).
Занятие №7
Звук М
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (корова)
Губы сомкнуты без напряжений.
Корова мычит: МММММММ…..
( вслед за взрослым произносить звук [М]).
Педагог изображает пастуха, дети- телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат : « МУ-МУ-МУ..». Они просят есть. Педагог дает по морковке, листику салата или яблоко.
Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно). Мало меда, много пчел ( произносится грустно) М- м-ма, м-м-мам-ма, м-меду на-м ( произносится с изменением силы и тембра голоса). Бедный Мишка заболел. Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит: У меня живот болит! (Дети изображают плач и показывают, как болит живот)
Педагог показывает картинки на звук М. Умышленно , при произношении пропуская звук [М]. Дети исправляют, правильно произносят слова. ( …алина, …уха, …едведь,…ашина, …ак, …ыло, …ышка).
Педагог: «Я сижу, а вы?». Дети отвечают: «Мы сидим». «Я ем, а вы? Я стою, а вы? Я пью, а вы? Я молчу, а вы? Я пою, а вы?» и т.д.
Цель: Развитие правильного речевого выдоха.
Сначала сомкнуть губы, а потом тихо, как легкий ветерок, дуть на снежинку и произносить звук [П]. Каждый ребенок дует на снежинку, снежинка при этом должна слегка отклоняться.
Педагог произносит: «Паровоз пускает пар: п-п-п Печку топит кочегар: п-п-п».
Рано утром на заборе поет……. (петух).
Мама купила вкусное…… (печенье).
Поля надела новое………. (пальто).
Паук сплел тонкую……. (паутину)
Дети повторяют шутку-потешку. Одна группа изображает сердитого попугая, другая - испуганного.
Говорит попугай попугаю:
- Попугай, попугай, я тебя попугаю!
Попугаю в ответ попугай :
- Не пугай, не пугай, не пугай! (затем меняются ролями).
Упражнение следует проводить в игровой форме, например «Дети, когда на улице зима, то идет снег, дует ветер, воет вьюга. Вот как она воет « ууу». А вы так умеете? Давайте вместе покажем, как воет вьюга. ( Нужно следить, чтобы дети правильно произносили звук [У]). Вот какая сильная вьюга! Вьюга воет долго, протяжно. Зашла бабушка в домик, не прикрыла плотно двери и не задвинула задвижку. Ветер воет и стучит, хлопает дверью. Вот так, посмотрите, как хлопает дверь и как задвижка подпрыгивает. (Произносить звук [У] и в это время, положив палец под нижнюю губу, делать движения нижней губой вверх, вниз, будет слышен звук [Б]). Задвижка совсем слетела, а двери хлопают.(Убрать палец и часто повторять звук [Б]). Бабушка услышала, как хлопают двери и вышла. Закрыла двери и захлопнула задвижку.
Вот так. ( Закрыть рот и сомкнуть губы)
Педагог предлагает детям поиграть в автомобили. Дети делятся на две группы и становятся друг против друга. Каждая группа у разных стен. По сигналу «поехали» дети,изображая руками движения руля, идут вперед; встречаясь, они дают сигналы «би-би..», чтобы машины не столкнул.
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [Б] в словах - названиях игрушек, предметов.
Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук [Б] находится в ударном слоге. (Бубен, белка, барабан, башня, собака , бант и т.д.
Белые бараны били в барабаны,
Били, били,
Лбы себе разбили.
Пекарь испек спозаранку,
Бублик, батон и баранку.
Педагог показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, он говорит « Смотрите , какой ровный забор. Дощечка к дощечке. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает). У нас получится забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны зубы». Держать под счет.
Они умеют отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, употреблять правильные грамматические формы при изменении слова
23 09 2014
3 стр.
Ясли/ сад №3 г. Павлодара Берестова Надежда Петровна Воспитатель Стаж: 12 лет Категория: нет Тема: «Путешествие в страну Букваринск». Основа грамоты.(Коммуникация) Буква Б, звуки (
02 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся
12 09 2014
4 стр.
13 10 2014
3 стр.
Определён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами
14 10 2014
1 стр.
Ооо «уралстройпроект» выполняет проектные работы по объекту ООО «лукойл-пермь»: «Строительство газопровода попутного нефтяного газа на Яйвинскую грэс»
16 12 2014
1 стр.
Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный
16 12 2014
1 стр.