Перейти на главную страницу
ИНСТРУКЦИИ
в 9-11 классах нехимического профиля
Составлено: учителем химии
Павловой Е.С.
Оренбург
9 класс
Вариант 1: MgCO3 MgCl2
Mg(OH)2
MgSO4
Вариант 2: AlCl3 Al(OH)3
Al2(SO4)3
↓3
Na[Al(OH)4]
Оборудование и реактивы: вариант 1: пробирки (2 шт.), штатив для пробирок, HCl, NaOH, H2SO4, шпатель
вариант 2: пробирки (2 шт.), пипетки (1 шт.), штатив для пробирок, NaOH, H2SO4
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 1: получить Fe2(SO4)3 из Fe2O3, FeCl3, NaOH, H2SO4 двумя способами
Вариант 2: получить CuSO4 из CuO, CuCl2, NaOH, H2SO4 двумя способами
Оборудование и реактивы: вариант 1: пробирки (3 шт.), штатив для пробирок, Fe2O3, FeCl3, NaOH, H2SO4, шпатель
вариант 2: пробирки (3 шт.), штатив для пробирок, CuO, CuCl2, NaOH, H2SO4, шпатель
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 4 пронумерованных пробирках находятся вещества NaCl, AlCl3, FeSO4, FeCl3.
С помощью реактивов NaOH и K4[Fe(CN)6] (или NH4SCN) определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
NaOH |
|
|
|
|
AlCl3 + NaOH → FeSO4 + NaOH → FeCl3 + NaOH →
|
K4[Fe(CN)6] (NH4SCN) |
|
|
|
|
F4[Fe(CN)6] + FeCl3 → (NH4SCN + FeCl3 → ) |
В 4 пронумерованных пробирках находятся вещества Na2SO4, HCl, H2SO4, NaOH.
С помощью реактивов лакмуса и BaCl2 определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
лакмус |
|
|
|
|
|
BaCl2 |
|
|
|
|
Na2SO4 + BaCl2 → H2SO4 + BaCl2 → |
В 4 пронумерованных пробирках находятся вещества ZnCl2, K2CO3, Na2SiO3, Na3PO4.
С помощью реактивов HNO3 и NaOH определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
HNO3 |
|
|
|
|
K2CO3 + HNO3 → Na2SiO3 + HNO3 → |
NaOH |
|
|
|
|
ZnCl2 + NaOH → |
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
Собрать прибор для получения газов. Поместить в него 2-3 кусочка мрамора. Опустить газоотводную трубку в пустой химический стакан. Прилить в воронку (осторожно) соляную кислоту в таком количестве, чтобы кислота покрывала мрамор. ![]() ![]() ![]() |
|
CaCO3 + HCl → |
Наполнять газом стакан в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения. Опустить газоотводную трубку в пробирку с 2 мл известковой воды. Наблюдать изменения. |
|
Ca(OH)2 + CO2 → |
10 класс
Практическая работа №1
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
I. Определение углерода и водорода Собрать прибор: в сухую пробирку поместить кусочек парафина и такое же количество оксида меди (II), и ближе к отверстию – безводный сульфат меди (II) на шпателе. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепить пробирку в пробиркодержателе в горизонтальном положении. Опустить газоотводную трубку в пробирку с 1 мл известковой воды. Нагревать пробирку с реакционной смесью. (перед прекращением нагревания вынуть газоотводную трубку из пробирки с известковой водой!) Наблюдать за изменениями, происходящими с белым порошком сульфата меди (II), прозрачным раствором известковой воды и черным порошком оксида меди (II). ![]() |
|
Ca(OH)2 + CO2 → CuSO4 + 5H2O → CuSO4•5H2O |
II. Определение хлора В пробирку поместить 2 мл тетрахлорметана CCl4. Внести медную спираль в пламя спиртовки, прокалить ее до исчезновения окраски пламени. Опустить спираль в пробирку с ССl4. Внести спираль снова в пламя спиртовки. ![]() ![]() Наблюдать за изменениями в окраске пламени спиртовки. |
|
|
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
I. Получение этилена ![]() Собрать прибор для получения этилена: поместить в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (эля равномерного кипения и предотвращения разбрызгивания). Прилить в пробирку 4 мл готовой смеси (спирт + конц. H2SO4). Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. |
|
CH3–CH2–OH ![]() |
II. Изучение свойств этилена А) Опустить газоотводную трубку в пробирку с 2 мл йодной воды. Наблюдать изменения. Б) Опустить газоотводную трубку в раствор перманганата калия. Наблюдать изменения. Вынуть газоотводную трубку из раствора. Прекратить нагревание. |
|
CH2=CH2 + I2 → CH2=CH2 + KMnO4 + H2O → |
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
1. Действие индикатора Пробирка + 1 мл СН3СООН + 1-2 капли лакмуса. |
|
|
2. Взаимодействие с металлами Пробирка + 1-2 гранулы цинка + 1 мл СН3СООН. |
|
Zn + CH3COOH → |
3. Взаимодействие с оксидами металлов Пробирка + 1 ложечка MgO + 1 мл СН3СООН |
|
MgO + CH3COOH → |
4. Взаимодействие с основаниями Пробирка + 0,5 мл CuSO4 + 0,5 мл NaOH + 1 мл СН3СООН |
|
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + CH3COOH → |
5. Взаимодействие с солями Пробирка + 1 ложечка СаСО3 + 1 мл СН3СООН |
|
CaCO3 + CH3COOH → |
В 3 пронумерованных пробирках находятся вещества глицерин, уксусная кислота, спирт этиловый.
С помощью реактивов NaOH и CuSO4 определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент, действие |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | ||
1 |
2 |
3 |
| |
NaOH + CuSO4 |
|
|
|
Уксусная кислота + Cu(OH)2 = Глицерин + Сu(OH)2= |
1 пробирка –
2 пробирка –
3 пробирка –
В 4 пронумерованных пробирках находятся вещества глюкоза, белок, уксусная кислота, сахароза.
С помощью реактивов NaOH и CuSO4 определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент, действие |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
NaOH + CuSO4 |
|
|
|
|
Уксусная кислота + Cu(OH)2 = |
нагревание |
|
|
|
|
Глюкоза + Cu(OH)2 = |
1 пробирка –
2 пробирка –
3 пробирка –
4 пробирка –
11 класс
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
I. Получение, собирание и распознавание водорода Поместить в пробирку 2 гранулы цинка и прилить в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыть отверстие пробирки большим пальцем. Через 1-2 минуты открыть отверстие пробирки и быстро поднести к нему горящую лучинку. |
|
Zn + HCl → |
II. Получение, собирание и распознавание аммиака 1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете? 2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх. 3) Нагревайте пробирку со смесью. 4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком. 5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном. |
|
NH4Cl + Ca(OH)2 → |
Действия |
Наблюдения |
Уравнения реакций. Выводы |
1. Взаимодействие кислот с металлами 1 пр. + 1 мл HCl + 1 гранула Zn 2 пр. + 1 мл HCl + 1 гранула Cu 3 пр. + 1 мл СН3СООН + 1 гранула Zn 4 пр. + 1 мл СН3СООН + 1 гранула Cu
|
|
Zn + HCl → Zn + CH3COOH → |
2. Взаимодействие кислот с основаниями 1 пр. + 1 мл NaOH + 1 капля фенолфталеина + 1 мл HCl 2 пр. + 1 мл NaOH + 1 капля фенолфталеина + 1 мл CН3СООН
|
|
NaOH + HCl → NaOH + CH3COOH → |
3. Взаимодействие кислот с солями 1 пр. + 1 ложечка СаСО3 + 1 мл HCl 2 пр. + 1 ложечка СаСО3 + 1 мл СН3СООН 3 пр. + 1 мл K2SiO3 + 1 мл HCl 4 пр. + 1 мл K2SiO3 + 1 мл CH3COOH
|
|
CaCO3 + HCl → CaCO3 + CH3COOH → K2SiO3 + HCl → K2SiO3 + CH3COOH → |
С помощью реактивов NaOH и AgNO3 определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Напишите уравнения
протекающих реакций, назовите продукты реакций.
Реагент |
Наблюдаемый эффект |
Уравнения реакций | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
NaOH |
|
|
|
|
CuCl2 + NaOH → FeCl3 + NaOH → |
AgNO3 |
|
|
|
|
Na3PO4 + AgNO3 → KCl + AgNO3 → |
1 пробирка –
2 пробирка –
3 пробирка –
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка
17 12 2014
1 стр.
Пероксид бария →пероксид водорода → вода → ортофосфорная кислота →ортофосфат натрия
15 12 2014
1 стр.
Цель работы: применить теоретические знания, полученные при изучении органической химии, для решения экспериментальных задач; совершенствовать умение объяснять наблюдения и результ
14 12 2014
1 стр.
Для решения этих задач прежде всего необходимо было установить химическую природу веществ, возникающих вследствие разрядов в элегазе, и определить глубину соответствующих химичес
10 10 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
Нойс и Дюссельдорф, их особенностями и отличиями от российских банков, а также практическая деятельность студентов – осуществление банковских операций совместно со студентами и пре
11 09 2014
1 стр.
Тема урока: Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»
13 10 2014
1 стр.
Исследовательская работа посвящена изучению и определению химических свойств речных вод Воронежской области. Данные исследования проводились мной с 3 по 11 июня в 2003 и 2004 годах
16 12 2014
1 стр.