Практическая работа №2
Качественные реакции на ионы металлов
Цель работы: экспериментальным путем проверить качественный состав солей; совершенствовать навыки проведения реакций ионного обмена.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетка, растворы хлорида бария, нитрата серебра, сульфата натрия, сульфата железа (II), хлорида железа (III), гидроксида натрия.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора сульфата натрия Na2SO4.
-
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета BaSO4.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы бария, дающие с сульфат-ионами осадок белого цвета.
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
-
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета AgCl.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были анионы хлора, дающие с катионами серебра осадок белого цвета.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав хлорида бария.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Качественные реакции на ионы металлов
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| -
Наливаем в них по 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
|
|
| -
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора сульфата натрия Na2SO4.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета BaSO4.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы бария, дающие с сульфат-ионами осадок белого цвета.
|
|
| -
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета AgCl.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были анионы хлора, дающие с катионами серебра осадок белого цвета.
|
|
| -
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав хлорида бария.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора сульфата натрия.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы бария, дающие с сульфат-ионами осадок.
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора нитрата серебра.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были анионы хлора, дающие с катионами серебра осадок.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав хлорида бария.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора сульфата натрия.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора нитрата серебра.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Делаем общий вывод.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора сульфата железа (II) FeSO4.
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
-
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
-
Наблюдаем выпадение осадка серо-зеленого цвета Fe(OH)2.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа (II), дающие с гидроксид-ионами осадок серо-зеленого цвета.
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
-
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета BaSO4.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были сульфат-анионы , дающие с катионами бария осадок белого цвета.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав сульфата железа (II).
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Качественные реакции на ионы металлов
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| -
Наливаем в них по 2-3 мл раствора сульфата железа (II) FeSO4.
|
|
| -
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка серо-зеленого цвета Fe(OH)2.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа (II), дающие с гидроксид-ионами осадок серо-зеленого цвета.
|
|
| -
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета BaSO4.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были сульфат-анионы , дающие с катионами бария осадок белого цвета.
|
|
| -
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав сульфата железа (II).
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора сульфата железа (II).
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа (II), дающие с гидроксид-ионами осадок _______ цвета
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были сульфат-анионы.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали качественный состав сульфата железа (II).
-
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 2-3 мл раствора сульфата железа (II).
-
В первую пробирку приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Во вторую пробирку приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Делаем общий вывод.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).
Экспериментальная задача III. Уровень I
Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра, ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в первую 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
-
Приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
-
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета AgCl.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы серебра Ag+, дающие с хлорид-ионами Cl- осадок белого цвета.
-
Во вторую пробирку наливаем 1 мл раствора хлорида железа (III) FeCl3.
-
Приливаем 2-3 капли раствора гидроксида натрия.
-
Наблюдаем выпадение осадка бурого цвета.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа Fe3+, дающие с гидроксид-ионами осадок бурого цвета.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали наличие в растворах катионов серебра и железа (III).
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Качественные реакции на ионы металлов
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| -
Наливаем в первую 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
|
|
| -
Приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета AgCl.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы серебра Ag+, дающие с хлорид-ионами Cl- осадок белого цвета.
|
|
| -
Во вторую пробирку наливаем 1 мл раствора хлорида железа (III) FeCl3.
|
|
| -
Приливаем 2-3 капли раствора гидроксида натрия NaOH.
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка бурого цвета.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа Fe3+, дающие с гидроксид-ионами осадок бурого цвета.
|
|
| -
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали наличие в растворах катионов серебра и железа (III).
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра, ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в первую 2-3 мл раствора нитрата серебра.
-
Приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы серебра, дающие с хлорид-ионами осадок.
-
Во вторую пробирку наливаем 1 мл раствора хлорида железа (III).
-
Приливаем 2-3 капли раствора гидроксида натрия.
-
Наблюдаем выпадение осадка.
-
Делаем вывод: в пробирке изначально были катионы железа Fe3+, дающие с гидроксид-ионами осадок.
-
Вывод: таким образом с помощью реакций доказали наличие в растворах катионов серебра и железа (III).
-
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра, ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III).
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в первую 2-3 мл раствора нитрата серебра.
-
Приливаем 2-3 мл раствора хлорида бария.
-
Следим за изменениями.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Во вторую пробирку наливаем 1 мл раствора хлорида железа (III).
-
Приливаем 2-3 капли раствора гидроксида натрия.
-
Следим за изменениями.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
Делаем общий вывод.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра, ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III).
Отчетные задания
По результатам практической работы заполните таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
1
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
2
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
-
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
-
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
-
Какие умения вы формировали, находясь в роли исполнителя?
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
-
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
-
Какие умения вы формировали, находясь в роли комментатора?
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
-
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
-
Какие умения вы формировали, находясь в роли контролера?
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.