Практическая работа №4
Альдегиды
Цель работы: познакомиться с лабораторным способом получения альдегидов; экспериментальным путем сравнить свойства спиртов и альдегидов; изучить качественные реакции на альдегиды.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, медная спираль, спиртовка, спички, тигельные щипцы, этиловый спирт, раствор аммиака, растворы нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксида натрия.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получение уксусного альдегида из этанола.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл этилового спирта C2H5OH.
-
Зажигаем спиртовку спичками.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Спираль из медной проволоки с помощью тигельных щипцов прокаливаем в пламени спиртовки до образования черного налета оксида меди (II).
-
Раскаленную докрасна спираль опускаем в пробирку с этанолом.
-
Повторяем процедуру с проволокой 2-3 раза для получения необходимого количества альдегида.
-
Сравниваем запахи исходного вещества и продукта реакции, направляя движением руки воздух из пробирок к себе.
-
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
-
Полученный раствор разделяем на две части для проведения следующих опытов.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Альдегиды
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Наливаем в нее 1 мл этилового спирта C2H5OH.
|
|
| -
Зажигаем спиртовку спичками.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Спираль из медной проволоки с помощью тигельных щипцов прокаливаем в пламени спиртовки до образования черного налета оксида меди (II).
|
|
| -
Раскаленную докрасна спираль опускаем в пробирку с этанолом.
|
|
| -
Повторяем процедуру с проволокой 2-3 раза для получения необходимого количества альдегида.
|
|
| -
Сравниваем запахи исходного вещества и продукта реакции, направляя движением руки воздух из пробирок к себе.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Полученный раствор разделяем на две части для проведения следующих опытов.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получение уксусного альдегида из этанола.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл этилового спирта.
-
Зажигаем спиртовку спичками.
-
Спираль из медной проволоки прокаливаем в пламени спиртовки до образования черного налета оксида меди (II).
-
Раскаленную докрасна спираль опускаем в пробирку с этанолом.
-
Повторяем процедуру с проволокой 2-3 раза для получения необходимого количества альдегида.
-
Сравниваем запахи исходного вещества и продукта реакции, направляя движением руки воздух из пробирок к себе.
-
Полученный раствор разделяем на две части для проведения следующих опытов.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получение уксусного альдегида из этанола.
-
Наливаем в пробирку 1 мл этилового спирта.
-
Спираль из медной проволоки прокаливаем в пламени спиртовки до образования оксида меди (II).
-
Раскаленную докрасна спираль опускаем в пробирку с этанолом.
-
Повторяем процедуру с проволокой 2-3 раза для получения необходимого количества альдегида.
-
Сравниваем запахи исходного вещества и продукта реакции.
-
Полученный раствор разделяем на две части для проведения следующих опытов.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получите уксусный альдегид из этанола, используя медную проволоку.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Окисление этаналя свежеприготовленным аммиачным раствором гидроксида серебра.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
-
Приливаем по каплям раствор аммиака NH4OH до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
-
В пробирку добавляем раствор альдегида, полученный в Задаче I.
-
Зажигаем спиртовку.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Пробирку с полученной смесью закрепляем в держателе.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
-
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.
-
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
-
Пробирку с держателем ставим в штатив.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Альдегиды
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Наливаем в нее 1 мл раствора нитрата серебра AgNO3.
|
|
| -
Приливаем по каплям раствор аммиака NH4OH до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
|
|
| -
В пробирку добавляем раствор альдегида, полученный в Задаче I.
|
|
| -
Зажигаем спиртовку.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Пробирку с полученной смесью закрепляем в держателе.
|
|
| -
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
|
|
| -
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
|
|
| -
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Пробирку с держателем ставим в штатив.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Окисление этаналя свежеприготовленным аммиачным раствором гидроксида серебра.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора нитрата серебра.
-
Приливаем по каплям раствор аммиака до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
-
В пробирку добавляем раствор альдегида, полученный в Задаче I.
-
Зажигаем спиртовку.
-
Пробирку с полученной смесью закрепляем в держателе.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Окисление этаналя свежеприготовленным аммиачным раствором гидроксида серебра.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора нитрата серебра.
-
Приливаем по каплям раствор аммиака до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
-
В пробирку добавляем раствор альдегида, полученный в Задаче I.
-
Слегка нагреваем пробирку.
-
Наблюдаем образование ________________ на стенках пробирки в виде _____________ слоя.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Проведите окисление этаналя свежеприготовленным аммиачным раствором гидроксида серебра.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Окисление этаналя гидроксидом меди (II).
-
Берем вторую часть раствора альдегида из Задачи I.
-
Приливаем в пробирку раствора сульфата меди (II) CuSO4.
-
Приливаем раствор гидроксида натрия NaOH до появления студенистого осадка.
-
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
-
Зажигаем спиртовку.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Закрепляем пробирку в держатель.
-
Равномерно прогреваем пробирку.
-
Верхнюю часть содержимого пробирки нагреваем в пламени спиртовки до начала кипения.
-
Наблюдаем образование сначала желтого гидроксида меди (I), который при нагревании разлагается с образованием оксида меди (I) красного цвета.
-
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
-
Пробирку с держателем ставим в штатив.
-
Приводим рабочее место в порядок.
.
Тема: Альдегиды
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
Берем вторую часть раствора альдегида из Задачи I.
|
|
| -
Приливаем в пробирку раствора сульфата меди (II) CuSO4.
|
|
| -
Приливаем раствор гидроксида натрия NaOH до появления студенистого осадка.
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Зажигаем спиртовку.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Закрепляем пробирку в держатель.
|
|
| -
Равномерно прогреваем пробирку.
|
|
| -
Верхнюю часть содержимого пробирки нагреваем в пламени спиртовки до начала кипения.
|
|
| -
Наблюдаем образование сначала желтого гидроксида меди (I), который при нагревании разлагается с образованием оксида меди (I) красного цвета.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Пробирку с держателем ставим в штатив.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Окисление этаналя гидроксидом меди (II).
-
Берем вторую часть раствора альдегида из Задачи I.
-
Приливаем в пробирку раствора сульфата меди (II).
-
Приливаем раствор гидроксида натрия до появления студенистого осадка.
-
Зажигаем спиртовку.
-
Верхнюю часть содержимого пробирки нагреваем в пламени спиртовки до начала кипения.
-
Наблюдаем образование сначала желтого гидроксида меди (I), который при нагревании разлагается с образованием оксида меди (I) красного цвета.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Окисление этаналя гидроксидом меди (II).
-
Берем вторую часть раствора альдегида из Задачи I.
-
Приливаем в пробирку раствора сульфата меди (II).
-
Приливаем раствор гидроксида натрия до появления студенистого осадка.
-
Верхнюю часть содержимого пробирки нагреваем в пламени спиртовки до начала кипения.
-
Наблюдаем образование сначала _________ гидроксида меди (I), который при нагревании разлагается с образованием оксида меди (I) ________ цвета.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Проведите окисление этаналя гидроксидом меди (II).
Отчетные задания
Вариант 1
-
Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической работе.
-
Что является окислителем и восстановителем в химических реакциях взаимодействия этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и с гидроксидом меди (II)?
-
В чем состоит отличие продуктов окисления пропанола-1 и пропанола-2? Составьте уравнения этих химических реакций.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Чем отличается окисление альдегидов от окисления кетонов? Приведите уравнения реакции окисления бутанона-2.
-
В трех запаянных ампулах находятся три разных газа: бутан, пропен, формальдегид. Как можно определить, где какой газ находится? Приведите необходимые уравнения реакций.
-
Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической работе.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Какое из веществ химически активнее в реакциях присоединения: пропаналь или 2-хлорпропаналь? Почему?
-
В трех пронумерованных сосудах без надписей находятся ацетальдегид, гексин-1 и толуол. С помощью какого одного реактива и по каким признакам можно различить эти три соединения? Опишите план распознавания и приведите уравнения соответствующих реакций.
-
Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической работе.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.