Практическая работа №2
Получение этилена и изучение его свойств
Цель работы: экспериментальным путем получить этилен, провести качественные реакции, доказывающие непредельный характер этилена; совершенствовать умение получить газообразные вещества.
Оборудование и реактивы: металлический штатив, лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы перманганата калия, бромная вода, чистый песок или кусочки пористой керамики.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получение этилена.
-
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
-
Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C2H5OH и серной кислоты H2SO4.
-
Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты.
-
ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке.
-
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси.
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
-
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
Тема: Получение этилена и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
|
|
| -
Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C2H5OH и серной кислоты H2SO4.
|
|
| -
Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты.
|
|
| -
ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке.
|
|
| -
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси.
|
|
| -
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
|
|
| -
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
|
|
| -
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получение этилена.
-
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
-
Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта и серной кислоты.
-
Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты.
-
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси.
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
-
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получение этилена
-
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
-
Этилен получаем нагреванием смеси _________ и _________________.
-
Для этого в пробирку наливаем 1 мл ________ и 3 мл концентрированной ______________ .
-
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для _____________________.
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
-
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Получите этилен из этилового спирта и серной кислоты, пользуясь рисунком.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Свойства этилена.
-
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
-
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
-
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды.
-
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.
-
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4.
-
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4.
-
Растворы оставляем для сравнения.
Тема: Получение этилена и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
|
|
| -
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
|
|
| -
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
|
|
| -
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды.
|
|
| -
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.
|
|
| -
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4.
|
|
| -
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4.
|
|
| -
|
|
| -
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4.
|
|
| -
Растворы оставляем для сравнения.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Свойства этилена.
-
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
-
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
-
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.
-
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.
-
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия KMnO4.
-
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия.
-
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Свойства этилена.
-
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
-
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
-
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.
-
Вывод: этилен взаимодействует с ______________.
-
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.
-
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия.
-
Вывод: этилен взаимодействует с раствором __________________.
-
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Осуществите взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Изучение свойств пламени этилена.
-
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
-
Спичками поджигаем выходящий газ.
-
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.
-
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
-
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.
-
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н
2С=СН
2 + О
2 —> СО
2 + С + Н
2О + CO
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Получение этилена и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
|
|
| -
Спичками поджигаем выходящий газ.
|
|
| -
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.
|
|
| -
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом (природного, состоящего на 80% из CH4), что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
|
|
| -
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.
|
|
| -
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н2С=СН2 + О2 —> СО2 + С + Н2О + СО
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Изучение свойств пламени этилена.
-
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
-
Спичками поджигаем выходящий газ.
-
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.
-
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
-
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.
-
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н
2С=СН
2 + О
2 —> СО
2 + С + Н
2О + СО
Экспериментальная задача III. Уровень III
Изучение свойств пламени этилена.
-
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
-
Спичками поджигаем выходящий газ.
-
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, ______________ .
-
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли ___________ в непредельных углеводородах в сравнении с __________________.
-
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку.
-
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) элемента _________ в молекуле этилена и его неполным окислением.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Изучите свойства пламени этилена, используя: 1) в сравнении пламя бытового газа 2) фарфоровую чашку.
Отчетные задания
Вариант 1
-
Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена?
-
Как опытным путем можно очистить пропан от примеси бутена-1?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
-
Составьте уравнение химической реакции получения этилена.
-
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.
Вариант 2
-
Как опытным путем отличить этилен от этана?
-
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси бутена-1?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
-
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с перманганатом калия.
-
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.
Вариант 3
-
Зависят ли свойства алкенов от симметричного строения молекул? Приведите примеры.
-
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси пентена-1?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.
-
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с йодной водой.
-
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради