Практическая работа №6
Получение водорода и изучение его свойств
Цель работы: познакомиться с одним из лабораторных способов получения водорода; совершенствовать умение монтировать прибор для сбора газов, а также научиться собирать газ, который легче воздуха.
Оборудование: металлический штатив, пинцет, пробирка-реактор, пробирка-приемник, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, химический стакан; гранулы цинка, раствор соляной кислоты, оксид меди (II).
Примечание: экспериментальные задачи № I, II выполняются как единый химический эксперимент!
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получите водород взаимодействием гранул цинка и раствора соляной кислоты HCl.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Закрепляем ее в лапке металлического штатива в вертикальном положении.
-
На дно пробирки-реактора осторожно с помощью пинцета помещаем две гранулы цинка.
-
Приливаем 2 мл раствора соляной кислоты HCl.
-
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
На газоотводную трубку надеваем (вверх дном) чистую сухую пробирку-приемник.
-
Наблюдаем выделение пузырьков на поверхности гранул цинка
-
Делаем вывод: выделяется газ водород.
-
В течение одной минуты получаем и собираем газ водород.
Тема: Получение водорода и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Закрепляем ее в лапке металлического штатива в вертикальном положении.
|
|
| -
На дно пробирки-реактора осторожно с помощью пинцета помещаем две гранулы цинка.
|
|
| -
Приливаем 2 мл раствора соляной кислоты HCl
|
|
| -
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
|
|
| -
На газоотводную трубку надеваем (вверх дном) чистую сухую пробирку-приемник.
|
|
| -
Наблюдаем выделение пузырьков на поверхности гранул цинка.
|
|
| -
Делаем вывод: выделяется газ водород
|
|
| -
В течение одной минуты получаем и собираем газ водород.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получите водород взаимодействием гранул цинка и раствора соляной кислоты.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Закрепляем ее в лапке металлического штатива в вертикальном положении.
-
На дно пробирки-реактора осторожно с помощью пинцета помещаем две гранулы цинка.
-
Приливаем 2 мл раствора соляной кислоты.
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
На газоотводную трубку надеваем (вверх дном) чистую сухую пробирку-приемник.
-
Наблюдаем выделение пузырьков на поверхности гранул цинка.
-
Делаем вывод: выделяется газ водород.
-
В течение одной минуты получаем и собираем газ водород.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получите водород взаимодействием гранул цинка и раствора соляной кислоты.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Закрепляем ее в лапке металлического штатива в вертикальном положении.
-
На дно пробирки-реактора осторожно помещаем две гранулы цинка.
-
Приливаем 2 мл раствора соляной кислоты.
-
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
-
На газоотводную трубку надеваем чистую сухую пробирку-приемник.
-
Делаем вывод из наблюдений.
-
В течение одной минуты получаем и собираем газ водород.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Получите водород взаимодействием гранул цинка и раствора соляной кислоты.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Проверьте водород на «чистоту».
-
Берем спиртовку.
-
Поджигаем ее спичками.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Проверяем водород «на чистоту».
-
Для этого приподнимаем пробирку-приемник с водородом и, держа ее вверх дном, закрываем пальцем.
-
Пробирку-приемник подносим в горизонтальном положении к пламени спиртовки и открываем ее.
-
Если водород «чистый», то раздается легкий хлопок.
-
Если водород содержит примеси, то раздается резкий «лающий» звук.
-
ТБ: с таким газом работать нельзя!
-
В этом случае повторяем опыт и убеждаемся в «чистоте» водорода.
-
Тушим пламя спиртовки, накрывая его колпачком.
-
Пробирку-приемник ставим в штатив.
-
Делаем вывод: газ водород можно получить при взаимодействии гранул цинка с соляной кислотой.
-
Делаем вывод: газ водород нужно собирать в сосуд, расположенный вверх дном.
-
Делаем вывод: газ водород легче воздуха.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Получение водорода и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем спиртовку.
|
|
| -
Поджигаем ее спичками.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Проверяем водород «на чистоту».
|
|
| -
Для этого приподнимаем пробирку-приемник с водородом и, держа ее вверх дном, закрываем пальцем.
|
|
| -
Пробирку-приемник подносим в горизонтальном положении к пламени спиртовки и открываем ее.
|
|
| -
Если водород «чистый», то раздается легкий хлопок.
|
|
| -
Если водород содержит примеси, то раздается резкий «лающий» звук.
|
|
| -
ТБ: с таким газом работать нельзя!
|
|
| -
В этом случае повторяем опыт и убеждаемся в «чистоте» водорода.
|
|
| -
Тушим пламя спиртовки, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Пробирку-приемник ставим в штатив.
|
|
| -
Делаем вывод: газ водород можно получить при взаимодействии гранул цинка с соляной кислотой.
|
|
| -
Делаем вывод: газ водород нужно собирать в сосуд, расположенный вверх дном.
|
|
| -
Делаем вывод: газ водород легче воздуха.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Проверьте водород на «чистоту».
-
Берем спиртовку.
-
Поджигаем ее спичками.
-
Проверяем водород «на чистоту».
-
Для этого приподнимаем пробирку-приемник с водородом и, держа ее вверх дном, закрываем пальцем.
-
Пробирку-приемник подносим в горизонтальном положении к пламени спиртовки и открываем ее.
-
Если водород «чистый», то раздается легкий хлопок.
-
Если водород содержит примеси, то раздается резкий «лающий» звук.
-
В этом случае повторяем опыт и убеждаемся в «чистоте» водорода.
-
Тушим пламя спиртовки.
-
Пробирку-приемник ставим в штатив.
-
Делаем вывод: газ водород можно получить при взаимодействии гранул цинка с соляной кислотой.
-
Делаем вывод: газ водород нужно собирать в сосуд, расположенный вверх дном.
-
Делаем вывод: газ водород легче воздуха.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Проверьте водород на «чистоту».
-
Берем спиртовку.
-
Поджигаем ее спичками.
-
Проверяем водород «на чистоту».
-
Если водород «чистый», то раздается легкий хлопок.
-
Если водород содержит примеси, то раздается резкий «лающий» звук.
-
В этом случае повторяем опыт и убеждаемся в «чистоте» водорода.
-
Делаем выводы из наблюдений.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Проверьте водород на «чистоту».
Экспериментальная задача III. Уровень I
Подтвердите, что водород горит.
-
После того, как мы убеждаемся в «чистоте» полученного водорода, поджигаем газ, выделяющийся из газоотводной трубки, спичкой.
-
ТБ: пламенем спиртовки газ поджигать нельзя!
-
Наблюдаем пламя горящего газа.
-
Делаем вывод: водород горит слабо синим пламенем.
-
Берем сухой чистый химический стакан.
-
Накрываем, перевернув вверх дном, им пламя горящего водорода.
-
Наблюдаем образование капель на стенках стакана.
-
Делаем вывод: водород, сгорая в атмосфере кислорода, образует пары воды.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Получение водорода и изучение его свойств
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
После того, как мы убеждаемся в «чистоте» полученного водорода, поджигаем газ, выделяющийся из газоотводной трубки, спичкой.
|
|
| -
ТБ: пламенем спиртовки газ поджигать нельзя!
|
|
| -
Наблюдаем пламя горящего газа.
|
|
| -
Делаем вывод: водород горит слабо синим пламенем.
|
|
| -
Берем сухой чистый химический стакан.
|
|
| -
Накрываем, перевернув вверх дном, им пламя горящего водорода.
|
|
| -
Наблюдаем образование капель на стенках стакана.
|
|
| -
Делаем вывод: водород, сгорая в атмосфере кислорода, образует пары воды.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Подтвердите, что водород горит.
-
После того, как мы убеждаемся в «чистоте» полученного водорода, поджигаем газ, выделяющийся из газоотводной трубки, спичкой.
-
Наблюдаем пламя горящего газа.
-
Делаем вывод.
-
Берем сухой чистый химический стакан.
-
Накрываем, перевернув вверх дном, им пламя горящего водорода.
-
Наблюдаем образование капель на стенках стакана.
-
Делаем вывод: водород, сгорая в атмосфере кислорода, образует пары воды.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Подтвердите, что водород горит.
-
После того, как мы убеждаемся в «чистоте» полученного водорода, поджигаем газ, выделяющийся из газоотводной трубки, спичкой.
-
Наблюдаем пламя горящего газа.
-
Делаем вывод.
-
Берем сухой чистый химический стакан.
-
Накрываем, перевернув вверх дном, им пламя горящего водорода.
-
Делаем вывод из наблюдений.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Подтвердите, что водород горит.
Отчетные задания
По результатам практической работы заполните таблицу:
-
Название опыта
|
Уравнение химической реакции
|
Тип химической реакции
|
Получение водорода и испытание его на «чистоту»
|
|
|
Горение водорода
|
|
|
Восстановление оксида меди (II) водородом
|
|
|
Вариант 1
-
Почему водород собирают в пробирку, перевернутую вверх дном?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Почему водород, выходящий из газоотводной трубки, нельзя поджигать без предварительной проверки на «чистоту»?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Что мы наблюдаем, когда пламя горящего водорода направляем внутрь перевернутого стакана?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.