Практическая работа №6
Сложные эфиры
Цель работы: опытным путем получить сложный эфир, совершенствовать умение соблюдать правила техники безопасности при работе с легкоиспаряющимися веществами, а также с концентрированной серной кислотой, изучить некоторые свойства жиров.
Оборудование и реактивы: металлический штатив, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробирка-реактор с газоотводной трубкой, уксусная кислота, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, дистиллированная вода, кусочки мыла.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получение этилацетата.
-
Собираем прибор, изображенный на рисунке.
-
В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.
-
Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
-
Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).
-
Зажигаем спиртовку спичками.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.
-
Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.
-
Пламя спиртовки гасим, накрыв его колпачком.
-
Разбираем прибор.
-
Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.
Рис. Прибор для получения этилацетата
Тема: Сложные эфиры
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Собираем прибор, изображенный на рисунке.
|
|
| -
В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.
|
|
| -
Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
|
|
| -
Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).
|
|
| -
Зажигаем спиртовку спичками.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.
|
|
| -
Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрыв его колпачком.
|
|
| -
Разбираем прибор.
|
|
| -
Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получение этилацетата.
-
Собираем прибор, изображенный на рисунке.
-
В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.
-
Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
-
Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).
-
Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.
-
Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.
-
Разбираем прибор.
-
Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили ____________ .
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получение этилацетата.
-
Собираем прибор самостоятельно.
-
В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.
-
Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
-
Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).
-
Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.
-
Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.
-
Разбираем прибор.
-
Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Получите этилацетат с помощью прибора, изображенного на рисунке.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Получение мыла.
-
Берем колбочку.
-
Наливаем в нее 3-5 мл растительного масла.
-
Добавляем по каплям фенолфталеин.
-
Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия NaOH.
-
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
-
От первых капель щелочи жидкость окрашивается в малиновый цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.
-
Повторяем приливание гидроксида натрия NaOH.
-
Образуется мыло.
-
При взбалтывании с водой раствор пенится.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Сложные эфиры
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем колбочку.
|
|
| -
Наливаем в нее 3-5 мл растительного масла.
|
|
| -
Добавляем по каплям фенолфталеин.
|
|
| -
Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия NaOH.
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
От первых капель щелочи жидкость окрашивается в малиновый цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.
|
|
| -
Повторяем приливание гидроксида натрия NaOH.
|
|
| -
Образуется мыло.
|
|
| -
При взбалтывании с водой раствор пенится.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Получение мыла
-
Наливаем в колбу 3-5 мл растительного масла.
-
Добавляем по каплям фенолфталеин.
-
Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия.
-
От первых капель щелочи жидкость окрашивается в ________ цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.
-
Повторяем приливание гидроксида натрия.
-
Образуется мыло.
-
При взбалтывании с водой раствор пенится.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Получение мыла.
-
Наливаем в колбу 3-5 мл растительного масла.
-
Добавляем по каплям фенолфталеин.
-
Затем по каплям же добавляем щелочь.
-
От первых капель щелочи жидкость окрашивается в ________ цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией _______________.
-
Повторяем приливание щелочи.
-
Образуется ________ .
-
При взбалтывании с водой раствор _________.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Получите мыло, используя растительное масло и щелочь.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Свойства мыла.
-
Мелко настрогаем мыло.
-
Поместим мыло в пробирку.
-
Добавим дистиллированной воды.
-
Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.
-
Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.
-
В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.
-
Наблюдаем образование малиновой окраски индикатора – среда щелочная.
-
Во вторую - равный объем серной кислоты.
-
Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.
-
В третью - равный объем раствора хлорида кальция.
-
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета стеарата кальция (C17H35СOO)2Ca.
-
В четвертую - раствор ацетата свинца.
-
Наблюдаем выпадение осадка стеарата свинца.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Сложные эфиры
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
Мелко настрогаем мыло.
|
|
| -
Поместим мыло в пробирку.
|
|
| -
Добавим дистиллированной воды.
|
|
| -
Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.
|
|
| -
Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.
|
|
| -
В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.
|
|
| -
Наблюдаем образование малиновой окраски индикатора – среда щелочная.
|
|
| -
Во вторую - равный объем серной кислоты.
|
|
| -
Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.
|
|
| -
В третью - равный объем раствора хлорида кальция.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета стеарата кальция (C17H35СOO)2Ca.
|
|
| -
В четвертую - раствор ацетата свинца.
|
|
| -
Наблюдаем выпадение осадка стеарата свинца.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Свойства мыла.
-
Мелко настрогаем мыло.
-
Поместим мыло в пробирку.
-
Добавим дистиллированной воды.
-
Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.
-
Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.
-
Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.
-
В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.
-
Наблюдаем образование __________ окраски индикатора – среда ___________ .
-
Во вторую - равный объем серной кислоты.
-
Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.
-
В третью - равный объем раствора хлорида кальция.
-
Наблюдаем выпадение осадка ________ цвета стеарата кальция.
-
В четвертую - раствор ацетата свинца.
-
Наблюдаем выпадение осадка ___________ цвета стеарата свинца.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Свойства мыла.
-
Мелко настрогаем мыло.
-
Поместим мыло в пробирку.
-
Добавим дистиллированной воды.
-
Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.
-
Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.
-
В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.
-
Наблюдаем образование __________ окраски индикатора – среда ___________ .
-
Во вторую – равный объем серной кислоты.
-
Наблюдаем образование ___ растворимой в воде стеариновой кислоты.
-
В третью – равный объем раствора хлорида кальция.
-
Наблюдаем выпадение осадка ________ цвета ___________ кальция.
-
В четвертую – раствор ацетата свинца.
-
Наблюдаем выпадение осадка ___________ цвета _________ свинца
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Исследуйте свойства мыла, используя растворы индикатора, серной кислоты, хлорид кальция, ацетата свинца.
Отчетные задания
Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
-
Как называется реакция взаимодействия кислоты и спирта?
-
Объясните, зачем в пробирке для получения сложного эфира необходима стеклянная трубка-холодильник?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Каким способом можно получить этилацетат? Составьте уравнение реакции получения этилацетата.
-
Почему в реакции этерификации используют безводные вещества?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Какова роль серной кислоты в реакции получения этилацетата?
-
Каким способом разделение смеси веществ, полученных в опыте №1, лучше всего воспользоваться? Почему?
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.