Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Практическая работа №6

Сложные эфиры

Цель работы: опытным путем получить сложный эфир, совершенствовать умение соблюдать правила техники безопасности при работе с легкоиспаряющимися веществами, а также с концентрированной серной кислотой, изучить некоторые свойства жиров.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробирка-реактор с газоотводной трубкой, уксусная кислота, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, дистиллированная вода, кусочки мыла.
Экспериментальная задача I. Уровень I

Получение этилацетата.


  1. Собираем прибор, изображенный на рисунке.

  2. В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.

  3. Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).

  5. Зажигаем спиртовку спичками.прибор%20лр6

  6. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!

  7. Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.

  8. Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.

  9. Пламя спиртовки гасим, накрыв его колпачком.

  10. Разбираем прибор.

  11. Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.

Рис. Прибор для получения этилацетата




Тема: Сложные эфиры

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Собираем прибор, изображенный на рисунке.







  1. В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.







  1. Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.







  1. Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).







  1. Зажигаем спиртовку спичками.







  1. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!







  1. Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.







  1. Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.







  1. Пламя спиртовки гасим, накрыв его колпачком.







  1. Разбираем прибор.







  1. Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.












Экспериментальная задача I. Уровень II



Получение этилацетата.

  1. Собираем прибор, изображенный на рисунке.

  2. В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.

  3. Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).

  5. Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.

  6. Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.

  7. Разбираем прибор.

  8. Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили ____________ .

Экспериментальная задача I. Уровень III



Получение этилацетата.

  1. Собираем прибор самостоятельно.

  2. В пробирку - реактор помещаем 3 мл выданной учителем смеси.

  3. Положите песок и закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Конец трубки опущен (не до самого дна) в пробирку-приемник с 2 мл насыщенного раствора NaCl (в нём плохо растворяется эфир).

  5. Смесь осторожно нагреваем, но не до кипения.

  6. Перегонку эфира прекращаем с появлением запаха.

  7. Разбираем прибор.

  8. Делаем вывод: в пробирке-приемнике получили этилацетат.

Экспериментальная задача I. Уровень IV



Получите этилацетат с помощью прибора, изображенного на рисунке.
Экспериментальная задача II. Уровень I

Получение мыла.

  1. Берем колбочку.

  2. Наливаем в нее 3-5 мл растительного масла.

  3. Добавляем по каплям фенолфталеин.

  4. Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия NaOH.

  5. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!

  6. От первых капель щелочи жидкость окрашивается в малиновый цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.

  7. Повторяем приливание гидроксида натрия NaOH.

  8. Образуется мыло.

  9. При взбалтывании с водой раствор пенится.

  10. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Сложные эфиры

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем колбочку.







  1. Наливаем в нее 3-5 мл растительного масла.







  1. Добавляем по каплям фенолфталеин.







  1. Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия NaOH.







  1. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!







  1. От первых капель щелочи жидкость окрашивается в малиновый цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.







  1. Повторяем приливание гидроксида натрия NaOH.







  1. Образуется мыло.







  1. При взбалтывании с водой раствор пенится.







  1. Приводим рабочее место в порядок.













Экспериментальная задача II. Уровень II

Получение мыла

  1. Наливаем в колбу 3-5 мл растительного масла.

  2. Добавляем по каплям фенолфталеин.

  3. Затем по каплям же добавляем щелочь гидроксид натрия.

  4. От первых капель щелочи жидкость окрашивается в ________ цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией нейтрализации.

  5. Повторяем приливание гидроксида натрия.

  6. Образуется мыло.

  7. При взбалтывании с водой раствор пенится.

Экспериментальная задача II. Уровень III



Получение мыла.

  1. Наливаем в колбу 3-5 мл растительного масла.

  2. Добавляем по каплям фенолфталеин.

  3. Затем по каплям же добавляем щелочь.

  4. От первых капель щелочи жидкость окрашивается в ________ цвет, который исчезает после взбалтывания смеси. Явление сходное с реакцией _______________.

  5. Повторяем приливание щелочи.

  6. Образуется ________ .

  7. При взбалтывании с водой раствор _________.

Экспериментальная задача II. Уровень IV



Получите мыло, используя растительное масло и щелочь.
Экспериментальная задача III. Уровень I

Свойства мыла.

  1.  Мелко настрогаем мыло.

  2. Поместим мыло в пробирку.

  3. Добавим дистиллированной воды.

  4. Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.

  5. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!

  6. Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.

  7. Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.

  8. В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.

  9. Наблюдаем образование малиновой окраски индикатора – среда щелочная.

  10. Во вторую - равный объем серной кислоты.

  11. Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.

  12. В третью - равный объем раствора хлорида кальция.

  13. Наблюдаем выпадение осадка белого цвета стеарата кальция (C17H35СOO)2Ca.

  14. В четвертую - раствор ацетата свинца.

  15. Наблюдаем выпадение осадка стеарата свинца.

  16. Приводим рабочее место в порядок.

Тема: Сложные эфиры

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. Мелко настрогаем мыло.







  1. Поместим мыло в пробирку.







  1. Добавим дистиллированной воды.







  1. Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.







  1. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!







  1. Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.







  1. Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.







  1. В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.







  1. Наблюдаем образование малиновой окраски индикатора – среда щелочная.







  1. Во вторую - равный объем серной кислоты.







  1. Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.







  1. В третью - равный объем раствора хлорида кальция.







  1. Наблюдаем выпадение осадка белого цвета стеарата кальция (C17H35СOO)2Ca.







  1. В четвертую - раствор ацетата свинца.







  1. Наблюдаем выпадение осадка стеарата свинца.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача III. Уровень II



Свойства мыла.

  1.  Мелко настрогаем мыло.

  2. Поместим мыло в пробирку.

  3. Добавим дистиллированной воды.

  4. Берем спиртовку, поджигаем ее спичками.

  5. Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.

  6. Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.

  7. В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.

  8. Наблюдаем образование __________ окраски индикатора – среда ___________ .

  9. Во вторую - равный объем серной кислоты.

  10. Наблюдаем образование нерастворимой в воде стеариновой кислоты.

  11. В третью - равный объем раствора хлорида кальция.

  12. Наблюдаем выпадение осадка ________ цвета стеарата кальция.

  13. В четвертую - раствор ацетата свинца.

  14. Наблюдаем выпадение осадка ___________ цвета стеарата свинца.

Экспериментальная задача III. Уровень III



Свойства мыла.

  1.  Мелко настрогаем мыло.

  2. Поместим мыло в пробирку.

  3. Добавим дистиллированной воды.

  4. Нагреваем пробирку с мылом и водой, растворяем его.

  5. Мыльный раствор делим на четыре пробирки, чтобы использовать в следующих опытах.

  6. В одну пробирку наливаем 2-3 капли фенолфталеина.

  7. Наблюдаем образование __________ окраски индикатора – среда ___________ .

  8. Во вторую – равный объем серной кислоты.

  9. Наблюдаем образование ___ растворимой в воде стеариновой кислоты.

  10. В третью – равный объем раствора хлорида кальция.

  11. Наблюдаем выпадение осадка ________ цвета ___________ кальция.

  12. В четвертую – раствор ацетата свинца.

  13. Наблюдаем выпадение осадка ___________ цвета _________ свинца

Экспериментальная задача III. Уровень IV



Исследуйте свойства мыла, используя растворы индикатора, серной кислоты, хлорид кальция, ацетата свинца.
Отчетные задания

Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:




Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

3










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Вариант 1



  1. Как называется реакция взаимодействия кислоты и спирта?

  2. Объясните, зачем в пробирке для получения сложного эфира необходима стеклянная трубка-холодильник?

  3. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

Вариант 2



  1. Каким способом можно получить этилацетат? Составьте уравнение реакции получения этилацетата.

  2. Почему в реакции этерификации используют безводные вещества?

  3. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

Вариант 3



  1. Какова роль серной кислоты в реакции получения этилацетата?

  2. Каким способом разделение смеси веществ, полученных в опыте №1, лучше всего воспользоваться? Почему?

  3. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

В мире ароматов: сложные эфиры

Данный урок знакомит учащихся с новым классом органических соединений, как сложные эфиры и способствует определению некоторых известных и неизвестных запахов, которые присутствуют

132.67kb.

25 12 2014
1 стр.


Практическая работа №6 Сложные эфиры

Цель работы: опытным путем получить сложный эфир, совершенствовать умение соблюдать правила техники безопасности при работе с легкоиспаряющимися веществами, а также с концентрирова

103.32kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок по химии в 10 «А» классе «Сложные эфиры»

Какие классы кислородосодержащих органических веществ вы уже изучили? Перечислите их, записав общие формулы и указав на их функциональные группы

62.98kb.

25 12 2014
1 стр.


12. Процессы алкилирования в химической технологии бав

С-, n- и о-алкилирование, несколько отличающиеся по условиям проведения этих процессов. В качестве алкилирующих агентов используют главным образом, галогенпроизводные, непредельные

162.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Лабораторная работа №7 Получение ацетальдегида окислением этилена

Реакцией с синильной кислотой и последующими превращениями циангидрина получают молочную кислоту, акрилонитрил и эфиры акриловой кислоты

82.62kb.

15 10 2014
1 стр.


Практическая работа № Работа с графикой и интерфейс программы Word для рисовния
83.29kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок №6 Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

Тема урока: Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

37.98kb.

13 10 2014
1 стр.


Практическая работа (7 класс) Описание природно-территориального комплекса на исследуемом участке

Работа рекомендована в качестве методического пособия для учителей Коломенского района кандидатом географических наук Греханкиной Л. И

35.52kb.

17 12 2014
1 стр.