Муниципальное учреждение
«Управление образования администрации городского
округа Прохладный КБР»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Открытый урок по химии в 10 «А» классе
«Сложные эфиры»
МОУ «Лицей № 3»
Учитель химии
МОУ «СОШ № 5»
Григорян И.Ш.
Высшая
квалификционная
категория
г. Прохладный
2009 г.
Урок Сложные эфиры
Цели: - дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров,
реакции этерификации;
- развить знания учащихся о закономерностях химических реакций;
- знать определение сложных эфиров, строение, свойства, получение
и применение;
- уметь составлять формулы сложных эфиров, называть их,
записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации, знать
условия осуществления этих реакций;
- продолжить формирование материалистического понимания
природы;
- развивать интерес учащихся к предмету химии.
Демон- фруктовые эссенции: апельсиновая, грушовая, персиковая,
страция: малиновая; презентации по применению сложных эфиров,
фрагменты мультимедийного фильма и эксперимента по
получению сложных эфиров.
Ход урока
-
Подготовка к восприятию нового материала
1).
Индивидуальный опрос (у доски):
1-й учащийся – решение домашней задачи.
Задача. Определите молекулярную формулу сложного эфира,
содержащего по массе 54,4% углерода, 36,4%
кислорода и 9,1% водорода. Относительная плотность
его пара по водороду равна 44.
(Ответ: C4H8O2)
2-й учащийся – Задание: осуществить превращения:
CH4 ----- C2H2 ---- CH3 – COH --- CH3 – COOH ---
---- CH3 – COO – C3H7
2). Фронтальная беседа по вопросам:
-
Какие классы кислородосодержащих органических веществ вы уже изучили? Перечислите их, записав общие формулы и указав на их функциональные группы.
-
Какое явление в химии называют изомерией?
-
Дайте определение изомерам.
-
Какие виды изомерии вам известны?
После фронтальной беседы с учащимися класса:
- заслушиваются ответы учащихся у доски.
П. Изучение нового материала
В решенной сегодня на уроке задаче мы столкнулись с формулой
вещества, относящегося к новому классу кислородосодержащих
веществ – сложных эфиров. Их формула отличается наличием 2-х
атомов кислорода в ее составе, особенностью построения и
порядком взаимосвязи атомов в молекуле.
Но этот факт не должен нас смущать, т.к. при
изучении химических свойств карбоновых кислот и спиртов мы
встречались с этими веществами.
В задании по осуществлению превращений – уравнение № 4
показано как образуются сложные эфиры и как выглядит их
сокращенная структурная формула.
Определение сложных эфиров: это соединения, образующиеся
при взаимодействии органических кислот со спиртами.
Записать общую формулу сложных эфиров на основе имеющихся
знаний:
Cn O2 H2n и R1 – COO – R2
Итак, мы сейчас дали определение сложным эфирам и
привели структурную и эмперическую формулы.
Получение сложных эфиров (просмотр фрагмента фильма –
- 3 мин. 40 секунд). Получение изоамилового эфира уксусной
кислоты (CH3-COO-C5H11).
Изомерия сложных эфиров.
Задание. Построить структурные формулы органических веществ,
соответствующих эмперической формуле, полученной в задаче: C4O2H8.
Ответ:
1. Изомерия положения функциональной
группы:
1).
H-COO-C3H7 пропиловый эфир муравьиной
кислоты (пропилформиат)
2). H3C-COO-C2H5 этиловый эфир уксусной кислоты
(этилацетат)
3). H3C-CH2-COO-CH3 метиловый эфир пропиловой
кислоты (метилпропиат)
2. Изомерия углеродного скелета:
H-COO-CH-CH3 изопропиловый эфир
I муравьиной кислоты
CH3 (изопрпилформиат)
3. Межклассовая изомерия:
1). CH3-CH2-CH2-COOH бутановая кислота
(масляная кислота)
2). СН3-СН-COOH изобутановая кислота
I ( 2-метилпропановая
CH3 кислота)
Физические свойства сложных эфиров:
Сложные эфиры простейших кислот и спиртов – бесцветные
летучие жидкости, малорастворимые в воде, обладают приятным
запахом, кипят при более низких температурах, чем соответствую-
щие им кислоты и спирты.
Сложные эфиры высших кислот и одноатомных спиртов – воскообразные вещества, например пчелиный воск.
Вопрос: с чем связан тот факт, что сложные эфиры обладают
летучестью и кипят при более низких температурах,
чем к примеру другие кислородосодержащие вещества?
Химические свойства сложных эфиров:
(Работа с учебником см. с. 217)
Вопрос: почему эти реакции называются реакциями этерификации ( от латинского ester – эфир ).
1). Реакцию горения этилацетата:
CH3-COO-C2H5 + 5O2 ----- 4CO2 + 4H2O
этилацетат
2). Гидролиз этилацетата:
CH3-COO-C2H5 + H-OH ----- CH3-COOH + C2H5OH
этилацетат уксусная этанол
кислота
3). Щелочной гидролиз (см. с. 217 учебника)
Применение эфиров (Презентация « Распространение
сложных эфиров в природе и их
применение»).
III. Закрепление: Работа в группах
Задание 1. Инструктивная карточка.
Шаростержневая модель какого эфира вам дана?
1 группа –
Ответ: метиловый эфир
муравьиной кислоты;
2 группа - Ответ: этиловый эфир муравьиной
кислоты.
Задание 2. Инструктивная карточка. Составить структурные
формулы сложных эфиров, предложенным фруктовым
эссенциям (назвать их):
Грушовая эссенция - CH3COOC5H11 (изоамиловый эфир
уксусной кислоты)
Апельсиновая - CH3COOC8H17 (сложный эфир октанового
спирта и этановой кислоты)
Малиновая - HCOOC4H9 (бутиловый эфир муравьиной
кислоты – бутилформиат)
Персиковая – C2H5COOC5H11 (пентиловый эфир
пропионовой кислоты)
Яблочная - C3H7COOCH3 (метиловый эфир
масляной кислоты)
IУ. Домашнее задание: П. 56 – выучить,
Упр. 1, с. 219.
Y. Итог урока и выставление оценок.