Утверждаю Директор МОУ «Чутеевская сош Кайбицкого муниципального района РТ» ________________ Хуснутдинов Р.Г. .
|
Согласовано на педсовете школы Протокол № 1 от «27» августа 2011 г. ЗДУР ______________ Серебрякова Л.Т. |
Рассмотрено на МО учителей естественно математического цикла Протокол № 1 от «25» августа 2011 г. Руководитель МО__________ Серебрякова Л.Т.
|
Срок реализации программы 2011-2012 г.г.
Составлена на основе программы по химии в 10 классе (Фельдман Ф.Г. Рудзитис Г.Е.)
Программу составила: Губеев Александр Михайлович,
учитель второй квалификационной категории
10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ХИМИИ (разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования н государственного образова.тельного стандарта)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рассчитана на 35 часов (1 часа в неделю). Контрольных работ - 2.
Практических работ - 2
Резервное время - 1 час.
Форма итоговой аттестации - контрольная работа, тесты.
Учебно-методический комплект:
1. Рудзитис, Г. Е. Химия. Органическая химия: учебник для 1 О класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2007.
2. Радецкий, А. М Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя / А. М. Радецкий. - М.: Просвещение, 2003.
3. Прuмерная программа среднего (полного) общего образования по химии _ (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / abT.-сост. Е. И. Колусева, В. Е. Морозов. - Волгоград: Учитель, 2006. - 72 с.
Дополнительная литература:
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п\л |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Тип урока |
Обязательные элементы содержания |
Химический эксперимент (оборудование) |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Измерители (вид контроля) |
ДОЗ |
Дата проведения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
S |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 9 КЛАССА (1 час) |
| |||||||||
1 |
Периодический закон. Периодическая система химических элементов,* =.' строение вещества |
|
КУ |
Периодический закон, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, характеристика химического элемента, виды химической связи |
Демонстрации: -ПС; - учебные таблицы «Строение вещест ва»; - комплект таблиц «Строение вещества. Химическая связь» |
Знать структуру ПС, физический смысл номера группы и периода, виды химической связи. Уметь характеризовать химический элемент по положению в ПС и строению атома (на примере атома углерода), определять вид химической связи (на примере соединений углерода) |
Фронтальный опрос |
По тетради |
|
|
Тема 1. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ А. М. БУТЛЕРОВА (3 часа) |
| |||||||||
1 |
Предмет органической химии |
1 |
КУ |
Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ |
Демонстрация: - образцы органических веществ |
Знать особенности состава ! и строения органических веществ |
Фронтальный опрос |
§1,упр. 1-3 (устно), с 10 |
|
|
2-3 |
Теория химического строения органических соединений А, М. Бутлерова |
2 |
УИНЗ, КУ |
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Изомерия, изомеры, структурные формулы, многообразие органических веществ |
Демонстрация: — шаростержневые модели молекул |
Знать основные положения теории А. М. Бутлерова. Уметь доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ, составлять структурные формулы изомеров |
Фронтальный опрос. Упр. 5,6, с. 10 |
§ 2,3 (выборочно), упр. 4,9, 10, с. 10 |
|
|
1 |
2 |
3| 4 | 5 6 7 18 9j 10 |
| |||||||
Т с м а 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (10 некое) |
| |||||||||
1-2 |
Алканы. Гомологический ряд, изомерия, свойства |
2 > и) |
КУ |
Предельные углеводороды, парафины, гомологический ряд, гомологи, изомерия цепи, свободные радикалы, физические и химические свойства, реакции горения, замещения (галогенирова-ние), термические превращения: разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация |
Демонстрации: — шаростержневая модель молекулы метана; - примеры углеводо родов в разных агре гатных состояниях: пропан-бутановая смесь для зажигалок, бензин, парафин. Лабораторный опыт. изготовление моде лей молекул алканов (пластилин) |
Звать понятия об алканах, предельных углеводородах, свободных радикалах, изомерах, гомологах, строение молекулы метана, некоторые способы получения. Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами |
Текущий опрос. Работа с ДМ: А. М. Ра-децкий, с. 4-5 |
§ 5 (прочитать), § б, 7, упр. 5,6,9, 10, с. 27, упр. 15, с. 28 |
|
|
3-4 |
Алкены. Гомологический ряд, изомерия, свойства |
2 |
КУ |
Непредельные углеводороды, алкены, двойная связь, изомерия цепи и положения двойной связи, физические и химические свойства, реакции горения, присоединения (водорода, галогенов, гало-геноводородов, воды), поли-меризации, качественная реакция |
Демонстрации: - горение этилена; - взаимодействие
|
Знать понятие об алкенах, строение молекулы этилена, некоторые свойства получения этилена (дегидрирование этана, дегидратация этилового спирта). Уметь составлять структурные формулы изомеров н называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этилена |
Текущий опрос. Упр. 4,7,8, 11,12, с. 27, упр. 20, задача 2 (а), 4, с. 28 |
§9,Ю, упр. 2,6, 12, с. 43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
| |
I |
2 |
3 |
4 |
S |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
5 |
Алкадиены |
1 . ■
л |
КУ |
Алкадиены — изопрен (2-ме-тилбутадиен-1,3), дивинил (бутадиен-1,3), физические и химические свойства, реакции горения присоединения, полимеризации, натуральный и синтетический каучук, резина |
Демонстрация коллекции каучуков, образцов резины |
Знать понятие об алкадис-нах, состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины |
Текущий опрос. Упр. 7,8, с. 43. Работа с ДМ: А. М. Ра-децкий, с. $-6 (выборочно) |
§11,12 (прочитать), упр. 4, с. 49 |
|
|
б |
Алкины ■ *
|
1 |
КУ |
Алкины, ацетилен, гомологический ряд, гомологи, изомеры, тройная (кратная) связь, изомерия цепи, положения кратной связи, межклассовая, физические и химические свойства ацетилена: реакции горения, присоединения, тримеризации, способы получения ацетилена: карбидный, разложение метана, дегидрирование этилена |
Демонстрации: — получение ацети лена карбидным спо собом; - горение ацетилена; взаимодействие аце тилена с раствором перманганата калия |
Знать понятия о алкинах, строение молекулы ацетилена, способы получения ацетилена. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства ацетилена |
Текущий опрос. Упр. 1,5,8, с. 49 ■
|
упр. 1,4, с 54 |
J 1
|
|
7 |
Арены * г |
1 |
КУ |
Ароматические углеводороды, арены, бензол, бензольное кольцо, физические и химические свойства бензола (реакции горения, замещения, присоединения, токсичность бензола) |
Демонстрации: - отношение бензола к бромной воде; - бензол как раство ритель *
|
Знать понятие об аренах, строение молекулы бензола, способы получения бензола, токсическое влияние бензола на организм человека и животных. Уметь характеризовать физические и химические свойства бензола |
Текущий опрос. Упр. к §13, с. 54-55
|
§ 14,15 (выборочно), упр. 1,5,8, с. 66-67, повторить главы II—IV |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
8 |
Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме |
1 |
УОИСЗ |
Предельные углеводороды, непредельные, ароматические, гомологические ряды, изомерия, номенклатура. Метан, этилен, ацетилен, бутадиен-1,3, бензол. Физические и химические свойства. Некоторые способы получения |
Демонстрация; - видеофильм «Органическая химия. 4 1» |
Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Фронтальный опрос. Упр. 12 (а), 13 (выборочно), задачи 3,4, с. 67. Работа с ДМ: А. М. Ра-децкий, с. 22-26 (выборочно) |
Подготовиться к контрольной работе |
|
|
9 |
Контрольная работа № 1 |
I |
УК |
Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме 2 |
|
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 2 |
Письменная контроль* ная работа |
■ |
|
|
10 |
Природные источники углеводородов |
1 |
УИНЗ |
Природные источники углеводородов. Природный газ, нефть. Способы переработки |
Лабораторный опыт: работа с коллекцией природных источников и продуктов их переработки |
Знать состав природного газа, нефти, способы переработки, области применения продуктов переработки |
|
§ 16,17,19 (прочитать), упр. 4 <м), г 9, 10, стр. 78 |
|
|
Т е м а 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ П1 часа |
в) |
| ||||||||
^н. ^н. ■■ к^н ^^^^н ■^^н. -н ■^^н. ^^^^^н^^н. ^^^в. ^н. ■^^н. ^^н. н н ■^^н. ^^н^^н^ -^н. нч ^^^а^^^^^^^^н. ^^н ^^^^^к^^^н -^^^^^^^^^^в^^^^^^^в. ■■ -^^н ^н. -^^^^^^ ^^^^^^н. ^^н. ^^^^^^^^н. ^^н ^^н |
|
| ||||||||
1 |
Одноатомные спирты |
1 |
УИНЗ |
Одноатомные спирты, функциональная группа, гомологический ряд, гомологи, изомеры, изомерия цепи и положения функциональной группы. Физические и химические свойства этанола (реакции горения, замещения атома водорода в гидроксо-группе, замещения всей гид-роксогруппы, внутримолекулярной дегидратации, качественная реакция). Способы получения этанола, области применения |
Демонстрации: - горение этанола; - взаимодействие
- качественная реак ция на этанол |
Знать понятие об одноатомных спиртах, функциональной группе, строение молекулы этанола, способы получения этанола. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства этанола, использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека |
Текущий опрос. Упр. 2,3,5, 19, с. 78-79 |
§ 20,24, упр. 1,5,7, 11 (на примере метанола), с. 88 |
|
|
! |
2 |
3 |
4 1 5 |
6 |
7 |
8 |
9 | Ш |
| ||
2 |
Многоатомные спирты |
1 |
КУ |
Многоатомные спирты, эти-ленгликоль, глицерин, реакции замещения атомов водорода в гидроксогруппе, всей гидроксогруппы, качественная реакция |
Демонстрация гигроскопичности глицерина. Лабораторный опыт: качественная реакция на глицерин (взаимодействие глицерина со свеже-осаждённым гидро-ксидом меди II) |
Знать состав многоатомных спиртов, области применения этиленгликоля и глицерина. Уметь характеризовать физические и химические свойства глицерина |
Текущий опрос. Упр. 4,9, Ю, 14(a), с. 88 |
§22, упр. 2,3, с. 92
|
|
|
3 |
Фенол •
|
1 \ ■ /
|
КУ |
Фенол, фенил-радикал, ре-акции замещения атома водорода в гидроксогруппе и в радикале, качественная реакция |
Демонстрации: - растворимость фе нола в воде при t°; — качественная реак ция на фенол (взаи модействие фенола с хлоридом железа II) |
Знать состав и строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения. Уметь характеризовать физические и химические свой' ства фенола |
Текущий опрос. Упр. 5,6, с. 92 |
§ 23,24, упр. 3, задача 1,с.98 |
|
|
4 |
Альдегиды |
1 |
КУ |
Альдегиды, карбонильная группа, гомологический ряд, изомерия, изомеры цепи, физические и химические свойства уксусного альдегида (реакции горения, присоединения, качественные реакции) |
Демонстрации: - реакция «серебря ного зеркала»; — реакция со свеже- осаждёниым гидро- ксидом меди (II) |
Знать состав альдегидов, понятие о карбонильной группе, способы получения уксусного альдегида, области применения. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусного альдегида |
Текущий опрос. Упр. 1,4,5 (выборочно), с. 98 |
§ 25,26, упр. 3,4,7, с. 104-105 |
|
|
5 |
Одноосновные карбоно-вые кислоты |
1 |
КУ |
Одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа, гомологический ряд, тривиальная номенклатура. |
Демонстрация общих свойств кислот (взаимодействие с индикатором» активным металлом,
|
Знать состав карбоновых кислот, понятие о карбоксильной группе, способы получения уксусной кислоты, области применения. |
Текущий опрос. Работа с ДМ: А. М. Ра-децкий. |
§ 27,28, упр. 1,8, с. 117 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
изомеры, изомерия цепи, межклассовая, физические и химические свойства уксусной кислоты |
раствором щелочи, раствором соли, образованной более слабой кислотой) |
У меть составлять структурные формулы изомеров и называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства уксусной кислоты |
с. 33-34 (выборочно) |
|
|
|
6 |
Сложные эфиры. Жиры |
1 ■
|
КУ |
Сложные эфиры, жиры, реакция этерификацин, высшие карболовые кислоты, гидролиз жиров, мыло |
Демонстрации: - компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни» |
Знать состав сложных эфи-ров, нахождение в природе, области применения. Уметь составлять уравнения реакций этерификации, структурные формулы жиров, уравнения реакций получения и гидролиза жиров |
Текущий опрос. Работа с ДМ: А. М- Ра-децкий, с. 34-36 (выбороч-но}_ |
§30,31, упр. 1,4,5, с. 128 |
|
|
7 |
Углеводы. Глюкоза |
1 |
КУ |
Углеводы, моносахариды, глюкоза, альдегидоспирт, линейная и циклическая формы глюкозы, реакции брожения, качественная реакция |
Демонстрация: - взаимодействие раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Лабораторный опыт: взаимодействие раствора глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (П) |
Знать состав углеводов, классификацию углеводов, состав глюкозы, области применения глюкозы. Уметь характеризовать физические и химические свойства глюкозы |
Текущий опрос. Упр. 7,8, с. 128
|
§ 32, упр. 6, 8 (а), с. 146 |
|
|
8 |
Сахароза, крахмал, целлюлоза |
1 |
КУ |
Дисахариды, полисахариды, крахмал, качественная реакция на крахмал, целлюлоза, природные полимеры, гидролиз крахмала и целлюлозы |
Лабораторный опыт: качественная реакция на крахмал: взаимодействие раствора крахмала с раствором йода |
Знать состав сахарозы, крахмала, целлюлозы. Уметь составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде |
Текущий опрос. Упр. 2,7, И, с. 146 |
§33,34,35, Упр. 16(6), задача 2, с. 147 |
|
|
9 |
Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме. Практикум |
1 |
УОИСЗ |
Одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы |
Демонстрация: - видеофильм «Органическая химия. Ч. 3 и 4» |
Уметь применять полученные при изучении темы знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Самостоятельная работа по ДМ: А. М. Ра-децкий, с. 44-46 (выборочно) |
Подготовиться к практической работе, с. 149, по тетради |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10 |
Практическая работа № 1 |
1 |
УЗЗ |
Идентификация органиче-ских соединений |
Практическая работа |
Уметь идентифицировать органические вещества по качественным реакциям |
Праетиче-ская работа, с 149 |
Подготовиться к контрольной работе |
|
11 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
УК |
Закрепление и контроль знаний» умений и навыков по теме 3 |
|
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 3 |
Письменная контрольная работа по ДМ; А. М. Ра-децкий, работа б, с. 40-41, или работа 5, с, 49-50 (выборочно) |
|
|
Тема 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ (5 часов) | |||||||||
1 |
Амины .- ■
|
1 |
УИНЗ |
Азотсодержащие соединения, амины, аминогруппа, гомологический ряд предельных аминов, изомерия цепи, поло* жения аминогруппы, анилин (обзорно), физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком (реакции горения, присоединения) |
Демонстрация: - видеофильм «Органическая химия. Ч- 5» |
Знать состав аминов, способы получения, области при^ менення. Уметь составлять структур-ные формулы изомеров, характеризовать физические й химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком |
|
§36, упр. 6, 9, с. 157 |
|
2 |
Аминокислоты |
1 |
КУ |
Аминокислоты, биполярный ион, гомологический ряд, изомерия цепи, положения аминогруппы, амфотерность органических соединений, физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Демонстрация некоторых свойств аминокислот |
Знать состав аминокислот, способы получения и облас-ти применения. Уметь составлять структур-ные формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре, характеризовать физические и химические свойства аминоуксусной кислоты |
Текущий опрос. Упр, 1-5, с. 157 |
§37, упр. 12,13, с. 157
|
|
1 |
2 |
г |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
3-4 |
Белки, структуры белков |
2 |
КУ |
Белки, полипептиды, природные полимеры, пептидная связь, первичная, вторичная и третичная структура белков, денатурация, цветные реакции, гидролиз |
Демонстрации: — растьорение белка в воде; — осаждение белка; —денатурация. Лабораторный опыт: — цветные реакции белков |
Знать состав белков, структуры белков, иметь понятие о денатурации. Уметь составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза |
Текущий опрос. Ра-ботасДМ: А. М. Ра-децкий, с. 52-53 (выборочно). Упр. 6,7, с. 162 |
§38, упр. 1, 2,3, с. 162 |
|
5 |
Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме |
1 |
УОИСЗ |
Амины, аминокислоты, белки |
Демонстрация: - компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни» |
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий |
Фронтальный опрос |
|
|
Т е м а 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (2 часа) | |||||||||
1 |
Общие понятия химии ВМС |
1 |
УИНЗ |
Высокомолекулярные соединения, мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакции полимеризации и поликонденсации |
Демонстрации: - коллекция «Волок на»; - коллекция «Пласт массы»; - коллекция «Каучу ки» |
Знать основные понятия химии ВМС. Уметь характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации |
|
§42, упр. 1, 2,4, с. 176 |
|
2 |
Пластмассы, каучуки, волокна |
I |
КУ |
Пластмассы, каучуки, волокна |
Лабораторный опыт: - работа с коллекцией пластмасс, каучу-ков, волокон |
Знать области применения ВМС на основании их свойств |
Текущий опрос. Упр. 6,7, с. 176
|
§ 43, 44, повторить § 42, упр. 2, 3,с. 182 |
|
Т е м а 6. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (I час) | |||||||||
1 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье |
1 |
УЗЗ |
Экологические проблемы, химическое производство. Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним |
Демонстрации: - комплект таблиц «Валеология и органическая химия» |
Знать влияние лекарственных препаратов на организм человека. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных |
Текущий опрос. Упр. 1,4, 5, 8 (устно), с. 182. Защита рефератов |
§ 45, упр. к §45 i" |
|
11 09 2014
1 стр.
09 10 2014
2 стр.
28 09 2014
1 стр.
08 10 2014
4 стр.
15 10 2014
1 стр.
15 12 2014
2 стр.
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.