Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Предназначено для проведения практических занятий
по дисциплине «Практическая риторика»

Л.В. Шевырина


Екатеринбург

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ



Предисловие ……………………………………………………………..…….. 4

Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе…………………………………………………………… 6

Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации ……………………......7

Глава 3. Практические приемы убеждения ………..…………………….... 16

Глава 4. Логические, этические, психологические приемы убеждения..... 27

Глава 5. Языковые средства риторики………..…………...…………….… .39

Глава 6. Искусство словесной атаки. Черная риторика…..……………….… 57

Глава 7. Подготовка к публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории…………………………………………………………………….. 71

Глава 8. Ораторика ……………...………………………….…………....….. 79

Глава 9. Искусство ведения спора ………..………...…………………..... 105

Тексты для риторического анализа………………….……………………. 121

Литература …………..………………………………………………………134


УДК 82.085

Автор-составитель: Л.В. Шевырина

Рецензенты: Российский государственный профессионально-педагогический университет

Доктор филологических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации РГППУ О.Б. Акимова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА. Екатеринбург, 2007. – 144 с.

Учебное пособие «Практическая риторика». Содержит разные типы и виды упражнений, направленных на формирование и развитие необходимых умений и навыков эффективной речевой коммуникации (ораторика; логические, эстетические, психологические приемы убеждения; правила бесконфликтного общения; искусство ведения спора; поведение оратора в аудитории).

Предназначено для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», а так же может использоваться при проведении семинарских и практических занятий по курсам «Русский язык и культура речи» и «Культура делового общения».

Печатается по решению редакционно-издательского Совета Уральского государственного лесотехнического университета.





Уральский государственный лесотехнический университет, 2007


Предисловие

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать ее, вызвать интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками.



Цель дисциплины: научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим риторическим навыками, позволяющим лучше владеть собственной речью и достигать успеха в профессиональной деятельности.

Цель данного курса:

  • научить свободному, внутреннему общению в любой ситуации, в том числе, и в официально-деловой;

  • научить успешно выдержать собеседование при устройстве на работу;

  • научить будущих специалистов эффективному речевому воздействию, практическим речевым навыкам, которые позволят лучше владеть собственной речью и достигать успеха в своей деятельности;

  • ориентировать на практическое овладение риторикой – искусством публичной речи;

  • помочь освоить правила и приемы эффективного риторического воздействия, отработать практические риторические навыки;

  • обучить наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторический выступлений;

  • научить правилам ведения переговоров, светской беседы.

  • научить правилам бесконфликтного общения, познакомить с основными требованиями культуры спора и правилами его ведения.

Материал расположен таким образом, чтобы эффективно организовать работу студентов дневного и заочного отделений.


Глава 1. История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе.

Упражнение 1. Какое из нижеприведенных определений риторики кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свой ответ.

Риторика – это:

  1. Искусство хорошо говорить (Квинтилиан).

  2. Наука о приемах убеждения (В.В. Виноградов).

  3. Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.В. Рождественский).

  4. Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман).

  5. Наука об ораторском искусстве и – шире – о художественной прозе вообще (Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1986).

  6. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка: В 4 т. М. Издательство «Русский язык», 1983).

  7. Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературных терминов. М. ООО Издательство «Мир и Образование», 1994).

  8. Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К. Авеличев).

  9. Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Упражнение 2. Основной аргумент противников риторики: «Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей». Согласны ли вы с этим? Не получится ли так, что, отказавшись от этой науки, человек окажется не способен удачно выражать свои мысли – и низменные, и благородные? Насколько риторика виновата в том, что на свете существуют лжецы и мошенники?

Упражнение 3. Одинаковы ли профессиональные риторические умения людей разных профессий? Какими профессиональными риторическими качествами должен обладать продавец, бизнесмен, следователь, педагог, политик, священник? Докажите, что существуют профессии, в которых риторические умения малосущественны.

Упражнение 4. Кто из известных тележурналистов, на ваш взгляд, лучше владеет словом? Какие качества отличают его речь: логичность, эмоциональность, знание фактов, правильность, точность, уместность, образность, индивидуальность? Насколько взаимодополняют друг друга речь журналиста и его внешний облик? Кто из современных политических деятелей, по вашему мнению, лучше других владеет словом? Мотивируйте свой ответ. Какие качества речи наиболее значимы для тележурналиста. А какие - для политического деятеля?
Глава 2. Речевое воздействие как наука. Невербальное речевое воздействие. Понятие эффективной коммуникации.

Упражнение 1. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

  1. Сидящий и стоящий.

  2. Говорящий громко — говорящий тихо.

  3. Хорошо одетый — плохо одетый.

4. Лежащий на диване — сидящий на диване около него.

  1. Тот, кто обнимает — тот, кого обнимают.

  2. Тот, кто движется энергично — тот, кто движется слабо.

  3. Тот, кто на трибуне — тот, кто внизу.

8. Тот, кто наклоняется к собеседнику — тот, кто сидит прямо.

9. Сидящий — тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

10. Тот, кто ведет человека под руку — тот, которого ведут под руку.

11. Тот, кто выше — тот, кто ниже.



  1. Тот, кто одет в темное — тот, кто одет в светлое.

  1. Тот, кто приближается к собеседнику — тот, кто удаляется от собеседника.

  2. Тот, кто смотрит в глаза собеседнику — тот, кто избегает взгляда собеседника.

Упражнение 2. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие — нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

1. Дочь смотрит телевизор, входит мама:



  • Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет...

  • Ну вот... Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять... И все надо, надо...

  • Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанно­сти, хотим мы этого или не хотим... Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежа­ла, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

—Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе мое предложение?

— Принимается.

2. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:


  • Серега! Серега!

  • А?

  • Что задано по ботанике?

  • А? Что? Не слышу! Громче!

  • Что, спрашиваю, по ботанике задано?

  • А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

  • Шестьдесят шестое?

  • Нет, пятьдесят шестое!

  • Понял, шестьдесят шестое.

3. В маршрутном такси:

  • Передайте водителю! (Передает деньги.)

  • А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

  • А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передает деньги и отворачивается.

Упражнение 3. Прочитайте басню. Какое правило речевого воздействия эффектив­но использует Лиса? Какие приемы речевого воздействия она примени­ла? Назовите их. Какие цели достигла Лиса? Было ли общение эффек­тивным?

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух лису остановил.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что, еже ли, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(И.А.Крылов)

Упражнение 4. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей комму­никативной ситуации: вы просите родителей купить вам мобильный те­лефон.

Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей об­щения.



Ваше мнение

Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми — при­родный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффек­тивно общаться?


Упражнение 5. Прочитайте текст. Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый жест?

Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.

(Л.Н.Толстой)


Упражнение 6. Прочитайте текст. Какие невербальные средства указывают на рез­кое изменение состояния тонкого? Объясните значение каждого невербального сигнала, описан­ного автором.

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава

имею... служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый, — Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искри­вилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, наморщи­лись... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, мож­но сказать, детства вдруг в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

(А.П.Чехов)



Упражнение 7. Прочитайте текст. Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? Почему? Какие приемы усиления своей позиции использовал мужчина? Было ли его речевое воздействие эффективным? Результативным?

- Разрешите пройти! — решительно сказал мужчина вахтер­ше, загородившей ему путь.

- А вы к кому?

- Какое ваше дело! Дайте пройти! – заорал высокий широко­плечий мужчина на старушку. –Я по срочному делу!

- Иди, иди любезный, – засуетилась старушка. – Раз по сроч­ному, то иди.

Упражнение 8. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что вы показали невербально.

Ваше мнение

Имидж — это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?



Задания по теме «Речевое воздействие как наука»

Какие утверждения правильные?

1. Речевое воздействие — раздел риторики.

2. Риторика — раздел речевого воздействия.

3. Риторика — это наука о речевом воздействии.

4. Риторика — наука об эффективной публичной речи.

5. Риторика — наука о межличностном общении.

6. Реклама полностью принадлежит науке о речевом воздей­ствии.

7. Реклама частично принадлежит науке о речевом воздействии.

8. Речевое воздействие исследует только вербальные сигналы.


9. Речевое воздействие исследует вербальные и невербальные

сигналы.


10. Коммуникативная позиция говорящего — это степень его влиятельности в общении.

11. Коммуникативная позиция говорящего — это место его рас­положения относительно собеседника в процессе общения.

12. Доказывать и убеждать — это одно и то же.
13. Доказывать и убеждать — разные вещи.

14. Манипулятивное воздействие на человека всегда предосу­дительно.

15. Манипулятивное воздействие не всегда предосудительно.

16. Персонификация личности — это рост индивидуальной не­повторимости личности.

17. Персонификация личности — это проявление личностью своего характера, своеволия.

18. Степень персонификации личности в современном обще­стве растет.



  1. Процесс персонификации личности в современном обще­стве остановился.

  2. В современном обществе развивается деперсонификация личности.

Задания по теме «Понятие эффективной коммуникации».

Какие утверждения правильные?

1. Эффективное общение — это такое, которое позволяет до­стичь предметной цели.

2. Эффективное общение — это такое, которое позволяет достичь предметной и информационной цели.

3.Эффективное общение — это такое, которое позволяет до­стичь предметной, информационной и коммуникативной цели.

4. Эффективное общение — это такое, при котором сохраняет­ся коммуникативное равновесие.

5. Эффективное и результативное общение — это одно и то же.

6. Эффективное и результативное общение — это разные вещи.

7. Развернутое речевое обращение обычно эффективнее краткого.


  1. Краткое речевое обращение обычно эффективнее развер­нутого.

  2. Информационная цель может быть не достигнута, но обще­ние может быть эффективным.

10. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть эффективным.

11. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но об­щение может быть результативным.

12. Можно достичь информационной или коммуникативной цели. И такое общение будет эффективным.

13. Вежливое общение всегда эффективнее грубого.

14. Вежливое общение не всегда эффективнее грубого.

15. Вертикальное и горизонтальное коммуникативное равно­правие в равной степени предполагают соблюдение принятых в обществе норм общения.



  1. Вертикальное коммуникативное равновесие допускает не­соблюдение принятых в обществе норм общения.

  2. При соблюдении правил вежливого общения реальная до­стижимость поставленной говорящим цели не влияет на эффективность общения.

18. Реальная достижимость поставленной говорящим цели вли­яет на эффективность общения независимо от соблюдения им правил вежливого общения.

19. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены общаю­щимися, если они о них знают.

20. Коммуникативные барьеры могут быть преодолены обща­ющимися, если они их осознают и прилагают усилия по их пре­одолению.

Задания по теме «Невербальное речевое воздействие»

Какие утверждения правильны?

1. Невербальные сигналы используются в основном для переда­чи информации о мире.


  1. Невербальные сигналы используются в основном для пе­редачи информации об отношениях участников коммуника­ции.

  2. Неконгруэнтность — это противоречие между смыслом слов и сопровождающими их жестами.

  3. Неконгруэнтность — это несоответствие смысла выступле­ния оратора реальной действительности.

  4. Неконгруэнтность — это неправильное поведение оратора в аудитории.

  5. Вербальный сигнал несет больше информации, чем невер­бальный.

  6. В официальном общении используются преимущественно стандартные невербальные сигналы.

  7. Умеренная жестикуляция — признак воспитанности.

  8. Дети и молодежь жестикулируют больше, чем взрослые.

  1. Риторические жесты — это жесты, используемые оратором в процессе выступления перед аудиторией.

  2. Риторические жесты — это жесты, акцентирующие отдель­ные части высказывания.

  3. Имидж — это долговременная ролевая маска человека.

  4. Имидж — это стремление человека хорошо выглядеть.

  5. Имидж — это приятное впечатление о человеке.

  6. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает но­вый имидж для себя.

  7. Имиджмейкер — это человек, который разрабатывает но­вый имидж для других.

  8. Имидж необходим каждому человеку.

  9. Имидж необходим только людям, ведущим публичный об­раз жизни.

  10. Классический стиль символизирует компетентность.

  11. Романтический стиль хорошо воспринимается малообразо­ванной аудиторией.

  12. Спортивный стиль воспринимается позитивно в любой ауди­тории.

  13. Экстравагантный стиль позитивно воспринимается творче­скими людьми.

  14. Высокая прическа повышает статус.

  15. Короткая стрижка мужчины символизирует невысокий ин­теллект.

  16. Блондинок воспринимают как более умных.

  17. Мягкий силуэт одежды повышает доверие к оратору.

  18. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

  19. Собеседнику надо преимущественно смотреть в лицо.

  20. Улыбчивого человека воспринимают как несерьезного.

  21. Улыбчивого человека воспринимают как носителя положи­тельных качеств.

Глава 3. Практические приемы убеждения.

Упражнение 1. Сравните тексты. Какие ошибки были допущены в разговоре с директором в тексте 1. Какие правила убеждения применены в тексте 2.

Текст 1.


- Виктор Павлович, отпустите меня на два часа раньше.

- А что такое?

- Понимаете, приезжает моя родная сестра с двумя детьми, с тяжелыми вещами. Мне нужно обязательно ее встретить.

- Вы говорите, и вещи тяжелые?

- Да, очень. Знаете, с детьми столько всего набирается. Коляска и все прочее.

- Так может, лучше вашему мужу ее встретить, раз такие тяжести?

- Мы тоже так думали. Но мужа не отпустил его начальник, сказал – работы много…

- Ага! Значит у них много работы, а у нас мало! Нет уж, пусть ее ваш муж встречает! Не могу вас отпустить.

- Но как же, это моя сестра…

- Это ваши проблемы и решайте их сами, а не за счет работы. Идите работайте.

Текст 2.

- Иван Петрович, я сегодня пришла на работу на час раньше и работала без обеда, так что всю сегодняшнюю работу я практически закончила.

- Похвально. Но чем это вызвано?

- Дело в том, что приезжает моя родная сестра с детьми, мне нужно обязательно ее встретить. Поэтому прошу вашего разрешения уйти на 2 часа раньше.

- Так, говорите, работа уже сделана?

- Да. А на случай, если у вас появится какое-то срочное дело, девочки обещают выполнить, а если не смогут, я завтра пораньше приду и к вашему приходу все сделаю.

- Ну что же, конечно, конечно, езжайте, встречайте. А сколько детей у сестры?

- Двое.


- Наверно, и вещей полно…

- Да уж, наберется…

- Вот что, попробую-ка вам помочь. (Звонит по телефону). Але, диспетчер? Вы нам не выделите на полтора часа «Рафик»? даете? Вот спасибо». Будет машина у главного входа.

- Ой, большое вам спасибо!

- Все бы так отпрашивались…
Упражнение 2. Какое из правил убеждения здесь сработало?

Сотрудник почти ежедневно опаздывает на работу. Увольнять его руководитель не хочет – хороший специалист, приносит большую пользу. Замечания начальника, выговоры не действуют. На общем собрании коллектива сотрудники осудили своего недисциплинированного коллегу и предупредили его. После этого он перестал опаздывать.


Упражнение 3. Какие ошибки допустил посетитель?

В приемную входит посетитель и направляется к двери кабинета руководителя.

Секретарь: Туда нельзя, он занят.

Посетитель: Мы записывались как раз на это время.

Секретарь: Я вас не помню, как ваша фамилия?

Посетитель: Записался мой начальник, но он не смог приехать и поручил это мне.

Секретарь: Нет, я не могу вас пропустить, вы не записаны.

Посетитель настаивает, секретарь стоит на своем. Возникает конфликт.


Упражнение 4. Какие правила убеждения были применены героем текста?

Я опаздываю на работу. А тут еще около здания, где я работаю, нет свободных мест для парковки автомобиля. Отъезжаю назад и несколько минут трачу на поиск свободного места. Наконец, найдя, увидел стоящую рядом машину своего начальника. «Наверняка он тоже долго искал, где встать», - подумал я.

Только вошел в свою комнату, как был вызван к начальнику:

- Почему опоздал?

- Очень трудно найти место для парковки… Вы, наверное, тоже поездили, прежде чем стать?

- Было дело…

- И так каждое утро. Может, нужно принять какие-то меры, чтобы нам выделили дополнительные места для парковки…

- Да, надо что-то делать. Кстати, займитесь этим, узнайте, к кому нужно обратиться по этому вопросу».


Упражнение 5. Какие правила убеждения были нарушены в тексте 1 и применены в тексте 2?

Текст 1.


Сотрудник обращается к своему руководителю, недавно вступившему в должность:

- Я уже давно работаю на этом месте и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Во-первых, кто это требует. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!..

- Надеюсь, вы проверили отчет перед тем, как сдать его мне?

Вариант ответа: «Вы считаете, что несправедливо заставлять вас исправлять ваши же ошибки?».

Текст 2.

- Вы говорите, что в отчете мелкие неточности?

- Да, именно так!

- Вы не против, если мы сейчас рассмотрим их?

- Конечно.

- Хорошо, давайте посмотрим, можно ли с ними смириться.

Анализируя отчет, руководитель отмечает сильные и слабые стороны.
Упражнение 6. Сравните два текста. Какие ошибки в правилах бесконфликтного общения были допущены в разговоре с директором в тексте 1. Перечислите правила убеждения, используемые во тексте 2.

Текст 1.


Воспитательнице детского сада (студентке вечернего отделения педуниверситета) вечером звонит заведующая детсадом.

Заведующая: Завтра к нам приходит комиссия. Я хочу, чтобы открытое занятие провели именно вы. Выходите в первую смену, детали обговорим на месте.

Воспитательница: Извините, я уже три дня подряд работала в первую смену. К тому же завтра утром у меня в институте консультация по курсовой.

Заведующая: Знаете, нам ваша учеба как кость в горле! Только и знаем, что под вас подстраиваемся! Если завтра не проведете это занятие, я отменю ваш личный график, выкручивайтесь со своей учебой как хотите!

Воспитательница: Пусть отрабатывает моя сменщица, это ведь ее обязанность.

Заведующая: Я все сказала (короткие гудки в трубке).

Подчиняясь силе, я вышла утром на работу и стала готовиться к открытому занятию. Но узнала, что открытое занятие поручено провести другой воспитательнице.

Текст 2.

Заведующая: Добрый день, Татьяна Ивановна.

Воспитательница: Добрый вечер, Мария Петровна.

Заведующая: У нас возникла проблема, надеюсь, вы поможете ее разрешить.

Воспитательница: Конечно, если смогу. Что-нибудь случилось?

Заведующая: Завтра к нам приходит комиссия. От ее выводов очень много зависит для нас. Будут смотреть открытое занятие. Вы проведете их лучше всех. Так что вся надежда на вас.

Воспитательница: Спасибо за высокую оценку, очень приятно этот слышать. Но завтра утром у меня консультация по курсовой, без нее мне не написать эту работу.

Заведующая: Жаль, конечно, но это дело разрешимое. Попросите товарищей по группе узнать у преподавателя, когда к нему можно подойти в другое время, мы учтем это в вашем личном графике.

С другой стороны, ваш отказ может создать напряженность в нашем коллективе. Ведь девочки всегда идут навстречу вашим пожеланиям, хотя не всегда это легко им дается.



Воспитательница: Да, пожалуй, надо выходить с утра…

Заведующая: Вот и хорошо. Откровенно говоря, я не сомневалась, что мы уладим этот вопрос. Итак, до утра. Детали обговорим на месте. До свидания.

Воспитательница: До свидания.
Упражнение 7. Сравните два текста. Какие правила убеждения были нарушены в разговоре с директором в тексте1. и применены в тексте 2.

Текст 1.

Сотрудница обращается к своему руководителю.

- Сергей Николаевич, я бы хотела взять отпуск в июле.

- Людмила Ивановна, у вас отпуск по графику в сентябре.

- Да, но я прошу в июле, потому что у моего мужа отпуск в июле и мы бы хотели поехать вместе на море отдохнуть, мы так давно там не были!

- Все хотят. Ничем не могу помочь вам.

Текст 2.


- Сергей Николаевич, могу я сейчас поговорить с вами?

- Да, что у вас?

- Зимой был выработан график отпусков на этот год? Он сейчас в силе?

- Да, безусловно!

- А можно ли меняться между собой временем отпуска?

- Можно, если это не оголит никакого участка работы.

- Я договорилась с Ивановой (у нее отпуск в июле) поменяться со мной на полмесяца, если вы разрешите взять нам отпуска с разрывом, в два приема. По семейным обстоятельствам мне нужно хотя бы две недели в июле.

- А что ваши непосредственные руководителя?

- Они согласны.

- Хорошо, пишите ваше заявление, но только завизируйте их у ваших руководителей… Я подпишу.


Упражнение 8. Какие правила нарушил пострадавший в разговоре с соседями?

Квартиру жильца А затопили соседи с верхнего этажа. Ущерб был значительным, особенно ввиду того, что недавно А отремонтировал квартиру. Пострадавший в сильнейшем волнении обрушился на соседей с угрозами, при этом неумышленно оскорбил их. В ответ перед ним захлопнули дверь и отказались разговаривать.

А подал на соседей в суд. На суде обвиняемые представили справку домоуправления о том, что в тот вечер они вызывали сантехника по случаю течи в трубе. Решение суда было отложено ввиду неясности степени вины соседей и домоуправления. За давностью установить это оказалось непросто. Пострадавший же, будучи уверенным в вине соседей, не организовал своевременно расследования причин затопления, что позволяет домоуправлению ссылаться на незначительность дефекта, «не могшего» привести к затоплению.
Упражнение 9. Какие правила убеждения не были применены?

Когда я гулял с собакой, на меня сверху упала пустая консервная банка. Посмотрев на верх, я понял, из какого окна ее выбросили. Дома мама увидела, что у меня кровь на голове и запричитала. Отец, услышав в чем дело, пошел вместе со мной в ту квартиру разбираться.

На звонок вышел мужчина в сильном подпитии. Показав на меня, отец сказал:

- Видите кровь? Это из-за консервной банки, которую вы выбросили в окно.

- Докажи!

Они стали ругаться, подрались. Соседи вызвали милицию. Обоих мужчин забрали и оштрафовали.


Упражнение 10. Сравните два текста. Какие правила убеждения были нарушены в разговоре с директором в тексте 1 и применены в тексте 2.

Текст 1.


Возвращаясь вечером домой, мы увидели, что кабель телеантенны обрезан. Мать сразу предположила, что это дело рук соседа, который постоянно тусуется на нашей площадке со своей компанией и вечно что-нибудь вытворяет.

Мать пошла к нему домой. Произошел следующий разговор:

Моя мать: Где ваш сын? Он оборвал нашу телевизионную антенну.

Его мать: Он не мог этого сделать, весь день был дома.

Моя мать: Вы просто хотите выгородить его!

Его мать: А вы его хотите оболгать!

Они крепко поругались. С тех пор наши семьи не разговаривают друг с другом.

Текст 2.


- Добрый вечер, Галина Аркадьевна. Могу я с вами посекретничать?

- Пожалуйста, проходите.

- Я пришла к вам за помощью. Кто-то хулиганит на нашей площадке. Ваш сын знает всех подростков, что собираются в подъезде. Хорошо бы он передал ребятам, что их всех поставят на учет в милиции, если хулиганство повторится.

- А что они натворили?

- Сегодня – обрезали нам телеантенну. А так, посмотрите – испохабили все стены подъезда и кабины лифта нецензурщиной. Это плохо кончится. Мы, как матери, должны их остановить.

- Хорошо, я поговорю с ним.


Упражнение 11. Какие правила убеждения были нарушены?

Маленький мальчик хочет походить по луже. Мама прикрикнула, чтоб он не лез в нее. Но ребенок все равно направляется туда, где глубже. Мать объясняет ему, что он промочит ноги, простудится, заболеет и даже может умереть от этого. Но мальчик продолжает углубляться в центр лужи.

Наконец взбесившаяся мать хватает свое чадо, вытаскивает из лужи и отшлепывает. Ребенок, естественно, ревет…
Упражнение 12. Какие правила убеждения были нарушены?

Конец четверти. У Коли «решается» оценка по математике: 3 или 4.

Коля: Татьяна Васильевна, поставьте мне 4. Вы же сами знаете, что на 4 я знаю.

Татьяна Васильевна: Я не могу поставить 4, в журнале две текущие двойки.

Коля: Но это же по поведению.

Татьяна Васильевна: Что написано пером – не вырубишь топором. Знаешь такую поговорку?

Коля: Да что мне поговорки! Преподаватель должен непредвзято оценивать только знания!

Татьяна Васильевна: Ты меня еще и учить вздумал?!

Разозленная учительница ставит 3 за четверть.
Упражнение 13. Какие правила убеждения были применены?

Ученику нужно исправить оценку по истории, и он хочет, чтобы учительница вызвала его отвечать. По дороге в школу он догоняет ее:

- Доброе утро, Нина Дмитриевна! Правда, погода сегодня отличная?

- Здравствуй, Саша. Погода действительно хорошая!

- Скоро каникулы, наконец-то вы отдохнете от нас.

- Да, все устали – и мы, и вы. Наверное, мечтаете о каникулах?

- Конечно. Веселее, правда, идти на каникулы с хорошими оценками.

- А как четверть кончаешь?

- Возможно, без троек, если удастся по вашему предмету исправить тройку.

- А почему не учил как следует?

- Да я-то учил, но чуть хуже выучишь, так вы сразу спрашиваете, как чувствуете.

- Да уж, за 20 лет работы можно научиться учеников насквозь видеть.

- Но теперь-то уж я как следует выучил.

- Что ж, сегодня и проверим.


Упражнение 14. Какие правила убеждения были применены?

Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли двери и они.

На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью.

- Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности. Стоимость работ от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону (вручили визитные карточки). Оплата – после сдачи работы заказчику.

Многие в нашем подъезде сделали заказ на предложенную услугу.
Упражнение 15. Почему отец оказался неубедительным, какие правила убеждения он не применил?

Сын пришел домой с новой прической. Увидев ее, отец сказал:

- Опять постригся, как дурачок!

- Но мне так нравится, папа.

- Я тебе объясняю: с такой прической ты похож на дурачка, – более сердито сказал отец.

- А все мои друзья говорят, что она мне идет. И девчонкам понравилась!

- Какое мне дело, что говорят твои друзья, ты лучше послушай, что тебе говорит твой отец!

Спор еще некоторое время продолжался, пока, наконец, сын не заявил, что это его голова и он будет стричь ее так, как считает нужным. И ушел, громко хлопнув дверью.


Упражнение 16. Какие правила убеждения были нарушены?

В соседнем учебном заведении была дискотека. Того, кто опоздал к началу, не пускали. Опоздавших было около 20 человек, и я среди них. Вахтер, здоровенный мужик, никого не пускал. Когда просители схлынули, я подошел к нему:

- Добрый вечер! Разрешите мне немного погреться у вас, а то на улице холодно, а мне до конца дискотеки ждать.

- А что за нужда ждать?

- Девушке обещал прийти на дискотеку и проводить ее домой, а то район у нее опасный. Да вот задержали на занятиях.

- Ты что, тоже учишься?

- Ага, в ПТУ.

- И на кого учишься?

- На плотника. Но, думаю, сегодня подраться придется.

- А что так?

- Здешние ухари считают, что если потанцевал раз, значит девушка должна согласиться, чтоб ее проводили. А я не для того дожидаюсь, чтоб кто-то другой провожал.

- Так ты иди и сам танцуй с ней.

- Так вы не пускаете!

- Раз такое дело – проходи. Только чтоб драки не было.

- Вот спасибо!

- Да ладно уж …


Упражнение 17. . В чем ошибка продавца, какие правила бесконфликтного общения он нарушил?

Мужчина средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. подойдя к молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта баночка?» а продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя, сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед, и совсем недорого», на что тот ответил: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом определять» и прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который сразу ответил на вопрос о цене.




следующая страница>


Практическая риторика предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Практическая риторика»

История развития риторики. Актуальность изучения риторики на современном этапе

1351.6kb.

07 10 2014
6 стр.


Методическая разработка для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов»

Методическая разработка предназначена для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы строительных конструкций и материалов» и включает

423.52kb.

10 09 2014
3 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

83.79kb.

27 09 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры Социальные технологии и право

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

190.36kb.

15 10 2014
1 стр.


Справка №4 об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин кафедры «Строительные, дорожные машины и технология машиностроения»

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

66.58kb.

01 10 2014
1 стр.


Л. Ю. Крылышкова техническая эксплуатация зданий и сооружений

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Техническая эксплуатация зданий и сооружений»

623.66kb.

30 09 2014
3 стр.


Риторика Ломоносова

Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему

37.8kb.

07 10 2014
1 стр.


Методическая разработка по дисциплине «Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

«Социология труда» для проведения семинарских, практических, индивидуальных занятий и выполнения самостоятельной работы

1228.93kb.

14 12 2014
8 стр.