Перейти на главную страницу
1.1. Наличие заданий, которые необходимо было выполнить до занятия;
1.2. Предлабораторный контроль знаний (контрольные вопросы).
2. Выполнение лабораторной работы.
3. Составление отчета по лабораторной работе.
Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению лабораторной работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:
1. Дайте определение понятию «темперамент».
2. Дайте определение понятию «акцентуации характера».
3. Назовите известные вам методы диагностики индивидуально-типологических и характерологических особенностей личности.
1. Опросник Г. Айзенка (EPI).
2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) Русалова.
3. Характерологический опросник Шмишека-Леонгарда.
1. Составить рубрикатор и протокол к методике Г. Айзенка (EPI).
2. Составить рубрикатор и протокол к методике ОФДСИ Русалова.
3. Составить рубрикатор и протокол к методике Шмишека-Леонгарда.
1. Моисеева, О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О.Ю. Моисеева. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.
2. Ракович, Н.К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002.-248с.
3. Шашок, В.Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
1. Приведите примеры многофакторных моделей личностных черт.
2. Назовите известные вам методы многофакторной диагностики личности.
Ход работы
1. 16-ти факторный опросник (16 PF) Р. Кеттела.
1. Составить рубрикатор и протокол к методике 16 PF Р. Кеттела.
1. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. - СПб.: Речь, 2001. - 112 стр. - (Практикум по психодиагностике).
2. Ракович, Н.К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002.-248с.
3. Шашок, В.Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
1. Охарактеризуйте развитие эмоционально-волевой сферы личности на этапе подросткового и юношеского возраста.
2. Дайте определение понятиям «эмоции», «тревога», «тревожность.
3. Назовите известные вам методы диагностики эмоционально-волевой сферы личности.
1. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет.
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунга.
3. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory — BDI).
1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет».
2. Составить рубрикатор и протокол к методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунга.
3. Составить рубрикатор и протокол к опроснику депрессивности Бека.
1. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
2. Прохоров, А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. — СПб: Питер, 2001. — 272 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
1. Дайте определение понятиям «мотив», «мотивация», «потребность».
2. Охарактеризуйте развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом и юношеском возрасте.
3. Назовите известные вам методы диагностики мотивационно-потребностной сферы и направленности личности.
1. Методика изучения мотивационно-потребностной сферы.
1. Составить рубрикатор и протокол к методике изучения мотивационно-потребностной сферы.
1. Фурманов, И.А. Психодиагностика и психокоррекция личности. – Учеб.-метод. пособие / И.А. Фурманов, Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 64 с.
1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка».
2. Охарактеризуйте развитие самосознания на этапе подросткового и юношеского возраста.
3. Назовите известные вам методы диагностики сознания и самосознания личности.
1. Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантилеева.
2. Другие методы исследования сознания и самосознания в подростковом возрасте (УСРС).
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить рубрикатор и протокол к методике МИС Пантилеева.
1. Составить рубрикатор и протокол к методике диагностики сознания и самосознания личности в подростковом возрасте (на выбор) – УСРС.
Литература:
1. Пантилеев, Р.С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р.С. Пантилеев. // Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.
2. Ракович, Н.К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002.-248с.
3. Шашок, В.Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
1. Охарактеризуйте развитие познавательной сферы в подростковом и юношеском возрасте.
2. Назовите известные вам методы диагностики познавательной сферы подростков и юношей.
Ход работы
1. Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.
1. Составить рубрикатор и протокол к методике КОТ.
1. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие / Сост.: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М., 1996.
1. Охарактеризуйте развитие межличностных отношений (ведущий вид деятельности, особенности отношений со сверстниками, родителями, учителями) в подростковом и юношеском возрасте.
2. Назовите известные вам методы диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
Ход работы
1. Методика «Подростки о родителях».
1. Составить рубрикатор и протокол к методике ПоР.
1. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.
1. Дайте определение понятиям «способности», «общие способности», «специальные способности».
2. Кратко охарактеризуйте различные теории способностей.
3. Назовите известные вам методы диагностики общих и специальных способностей.
1. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
1. Составить рубрикатор и протокол к методике КОС.
1. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие / Сост.: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М., 1996.
2. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
Лабораторная работа № 9 (2 часа)
Тема: «Диагностика эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности».
Цель работы: ознакомить студентов с методами диагностики эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «мотив», «мотивация», «потребность».
2. Дайте определение понятию «локус контроля» (теория социального научения Дж. Роттера).
3. Назовите известные вам методы диагностики эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
1. Опросник уровня субъективного контроля (УСК).
2. Опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить рубрикатор и протокол к методике УСК.
2. Составить рубрикатор и протокол к опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Литература:
1. Ракович, Н.К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002.-248с.
2. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 255с.
3. Шашок, В.Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
1. Дайте определение понятию «психическое состояние».
2. Дайте определение понятию «фрустрация».
3. Назовите известные вам методы диагностики психических состояний личности.
1. Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина).
2. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить рубрикатор и протокол к шкале самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина).
2. Составить рубрикатор и протокол к тесту фрустрационных реакций Розенцвейга.
Литература:
1. Дементий, Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
2. Ракович, Н.К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002.-248с.
3. Шашок, В.Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
1. Дайте определение понятиям «социальный интеллект», «конфликт», «аффилиация».
2. Назовите известные вам методы диагностики межличностных отношений.
Ход работы
1. Методика изучения социального интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена.
2. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
3. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).
1. Составить рубрикатор и протокол к методике изучения социального интеллекта М. Гилфорда и Дж. Салливена.
2. Составить рубрикатор и протокол к тесту описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
3. Составить рубрикатор и протокол к методике «Субъективная оценка межличностных отношений».
1. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. — 141 с.
2. Лобанов, А.П. Социальный интеллект: Проблемы исследования и диагностики: Учеб-метод. пособие / Сост. А.П. Лобанов, О.Н. Подунова, О.Н. Кунгурцева / Под ред. А.П. Лобанова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 46 с.
3. Тест "Социальный интеллект" Гилфорда // Psylab.info - энциклопедии психодиагностики [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://psylab.info/Тест_"Социальный_интеллект"_Гилфорда#. – Дата доступа: 01.02.2012.
1. Назовите типы и классы профессий.
2. Назовите известные вам методы диагностики профессиональных предпочтений.
Ход работы
1. Методика «Карта интересов».
2. Определение типа будущей профессии (модификация методики Е. А. Климова).
3. Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л. А. Йовайши).
1. Составить рубрикатор и протокол к методике «Карта интересов».
2. Составить рубрикатор и протокол к методике определения типа будущей профессии (модификация методики Е. А. Климова).
3. Составить рубрикатор и протокол к опроснику профессиональных склонностей (модификация методики Л. А. Йовайши).
1. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
«Диагностика психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте» и «Диагностика психического развития личности взрослого»
12 10 2014
1 стр.
Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру
26 09 2014
1 стр.
18 12 2014
3 стр.
Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования
15 09 2014
1 стр.
Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру
17 12 2014
1 стр.
Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития
14 12 2014
7 стр.
Социально-психологические условия возникновения музыкального фанатизма в подростково-юношеском возрасте
14 12 2014
1 стр.
Охватывает все изучаемые темы учебной дисциплины «Уголовный процесс», дает представление о нормативной базе и необходимой для подготовки к практическим занятиям литературе
17 12 2014
15 стр.