Тема: Коллективное сочинение при подготовке к ЕГЭ (часть С). (Слайд №1)
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок практической работы.
Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование: ПК, презентация к уроку, раздаточный материал (
Приложение № 2,3), листы учёта знаний, умений и навыков
(Приложение №4).
Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой
Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.
Обучающие цели урока:
- коррекция и совершенствование написания всех частей сочинения соответственно первым четырём критериям; - отработка умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Ребята, я снова начинаю урок, обращаясь к народной мудрости. Послушайте, пожалуйста, притчу и попытайтесь сформулировать цели сегодняшнего нашего урока. Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие». (Ответы учащихся). Правильно, ребята, вы познакомились со всеми композиционными частями сочинения ЕГЭ, особенностями их написания, а сегодняшний урок поможет скорректировать полученные знания. Предлагаю поработать в группах, используя ПК и презентацию к уроку (
Приложение №1).
II.Актуализация знаний о составных частях сочинения.
Ребята, в папке на рабочем столе каждого компьютера собрана необходимая информация по каждой композиционной части сочинения ЕГЭ. В течение 5-7 минут повторите, что необходимо помнить при написании каждой части сочинения, чтобы оценить абзацы сочинения по тексту М.Пришвина (Приложение №2) в соответствии с четырьмя первыми критериями.
(Отвечают представители групп). Формулировка проблемы. 2-3 предложения, в которых необходимо сформулировать проблему, поднятую автором данного текста. Проблема - это вопрос, которым задается автор. - Оценить 1 абзац сочинения. (Слайд №2)
Способны ли вы на милосердие? Способны ли вы воспринимать чужую боль как свою собственную? Нужна ли помощь постороннему человеку в ситуации, когда, казалось бы, нет никакой надежды? Об этой проблеме и говорит автор текста М.Пришвин. Он рассказывает о том, как чуткое отношение, сопереживание способно совершить чудо. (Ответы учащихся)
Комментарий проблемы. В 2-3 предложениях необходимо прокомментировать поставленную проблему: насколько важна, интересна и актуальна проблема; кому и когда приходилось сталкиваться с ней; чем она заинтересовала автора? (не пересказывать текст!).
- Оценить 2 абзац сочинения. (Слайд №3)
Проблема, поднятая автором, не теряет своей актуальности и сегодня, потому что для многих наших современников становятся нормой такие качества, как равнодушие, безразличие к чужим проблемам. Каждый из нас, наверное, сталкивался с людьми, потерявшими жильё, работу, семью, да и сам человеческий облик. Но мало кто из нас проявляет к ним сострадание, участие. Спеша пройти мимо, оправдываемся своей занятостью. А, может быть, как раз нашего внимания было бы достаточно, чтобы человек смог возродиться. (Ответы учащихся)
Позиция автора. В 2-3 предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их разными способами (2 цитаты в виде прямой и косвенной речи). -
Оценить 3 абзац сочинения. (Слайд №4)
В военное время невозможно оставаться равнодушным и безучастным к чужому страданию. Автор повествует о том, что являясь военным корреспондентом, он помогал военным санитарам. Его помощь одному из раненых не совсем обычна, это душевная поддержка. «Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком»,- говорит он. Автор уверен, что именно его «решительные и взволнованные слова» вместе с докторами помогли спасти жизнь умирающему. М.Пришвин утверждает, что человеку, стоящему на грани между жизнью и смертью, необходимо проявление участия, милосердия. (Ответы учащихся)
Своё мнение по проблеме исходного текста с двумя аргументами (3-5 предложений):
Оценить 4-5 абзацы сочинения. (Слайд №5)
Я совершенно согласна с автором текста в том, что любая поддержка, будь то слово, взгляд, пожатие руки, в критической ситуации может стать спасением. Подобные примеры, подтверждающие мою точку зрения, есть и в художественной литературе. В «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого лётчик Алексей Мересьев, оставшийся без обеих ног, никогда бы не смог вернуться в строй, если бы не поддержка полкового комиссара Воробьёва.
В древнеиндийском афоризме говорится: « Сочувствие правит миром, важно, чтобы наши сердца не зачерствели, и мы ощущали боль ближних, особенно если они от нас зависят». Только тогда человека можно назвать человеком, когда он способен на милосердие и сопереживание по отношению к другому. (Ответы учащихся)
Заключение. 1-3 предложения (Возвращение к началу сочинения, другими словами- пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод). Удачно ли это заключение, на ваш взгляд? (Слайд №6)
Теплота человеческого сердца, милосердие способны творить чудеса. Хочется верить, что человеческое общество не утратит способности их проявлять. (Ответы учащихся)
III. Работа над новым материалом.
Коллективное сочинение по тексту А.Авдеева (Приложение №3).
1) Ребята, сегодня мы напишем коллективное сочинение по тексту А.Авдеева.
Работая над текстом М.Пришвина мы встретились с проблемой проявления милосердия, сочувствия, которые очень нужны в трудное военное время. Да, по-разному человек переживает выпавшие на его долю испытания. Он может позаботиться о чужом человеке, чтобы скрасить его последние минуты и даже совершить чудо – спасти его. А может ли человек поступить по-другому?
2) Чтение текста А.Авдеева.
IV.Самостоятельная групповая работа над частями сочинения (каждая группа – 1 абзац).
V. Проверка получившихся работ. (Приложение №5)
VI. Итоги уроки. Оценки.
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
2) Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №4) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и учителя и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей и учителя, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».
VII. Домашнее задание. Упражнение 315. Написать сочинение.
Приложение №2 (1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал за водой. (4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.
(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?
(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел
далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?
– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.
(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся. (38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. (По М.М. Пришвину)
Приложение №3 (1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного и активных деятелей французского Сопротивления. (2)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. (3)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6)Но ни адская боль ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы - ничто не смогло сломить его воли. (7)Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. (З) Мужестве подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. (9)Они были твёрдо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.
(10)Как же бесил их этот безумный фанатик! (11)Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.
(12)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. (13)Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. (14)3авели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. (18)Его никто ни о чём не спрашивал. (19)А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня... (21)Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?
(23)В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться... (24)И тогда он произнёс: «Ладно». (25)Сказал тихо. (26)Но его услышали. (27)Сказал только одно слово. (28)Но его поняли...
(29)Через месяц его выпустили... (ЗО)Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. (31)Он пришёл в то же самое кафе... (32)Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки... (33)И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. (35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью... (36)Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни. (По А. Авдееву)
Приложение №4
Знания
|
Умения
|
Навыки
|
Знаю, что значит формулировать проблему исходного текста, комментировать её, формулировать позицию автора, своё мнение, аргументировать его.
|
Умею применять полученные знания при написании сочинения.
|
Научился (-лась) писать и оценивать части сочинения.
|
Оценка:
|
Майер Елена Николаевна. «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению».
УРОК №6
Тема: Сочинение на основе художественного текста. (Слайд№ 1)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал (
Приложение № 1, 2, 3, 4).
Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой
Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.
Обучающие цели урока: закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); закрепить умение оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям; совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.
Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация. 1) Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Ключ». Попробуйте соотнести её содержание с целями сегодняшнего урока. Человек шёл к своей цели, путь к которой преграждали огромные врата. Но он, казалось, не собирался останавливаться, как будто хотел пройти сквозь них. Поравнявшись с вратами, он больно стукнулся о них, но не оставил своих попыток, продолжая напирать на дверь и другой, и третий раз. Дверь не поддавалась. Потом он попытался открыть их с разгону, но только лоб разбил. От разочарования и безысходности опустилась его голова на грудь, и увидел он на шее ключ от врат, и понял, что всё это время он был у него.
(Ответы учащихся). Да, ребята, чтобы не уподобиться герою этой притчи, мы ещё раз поработаем над композиционными частями сочинения на основе художественного текста, в котором очень часто не выражена авторская позиция. Такие тексты, как правило, встречаются чаще всего на экзамене. - Ребята, сегодня вы работаете в подвижных группах, названия которых соответствуют абзацам сочинения: проблема, комментарий, авторская позиция, своя позиция и аргумент из жизненного опыта, аргумент из читательского опыта и вывод.
II.Актуализация знаний о составных частях сочинения.
- Предлагаю повторить, что необходимо помнить при написании каждой части сочинения, оценить абзацы сочинения по известному вам тексту Л.Пирожковой
(Приложение №2, Слайд№ 2) в соответствии с критериями по содержанию сочинения
(Приложение №3). (Отвечают представители групп, у всех распечатанные критерии по каждой части сочинения) -
Постановка проблемы. 2-3 предложения, в которых необходимо сформулировать проблему, поднятую автором данного текста. Проблема - это вопрос, которым задается автор.
- Оценить 1 абзац сочинения (Слайд№ 2)
Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Автор текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности? (Ответы учащихся). - Комментарий проблемы. В 2-3 предложениях необходимо прокомментировать поставленную проблему: насколько важна, интересна и актуальна проблема; кому и когда приходилось сталкиваться с ней; чем она заинтересовала автора? (не пересказывать текст!). - Оценить 2 абзац сочинения. (Слайд№ 3)
Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что в наши дни культура речи стремительно обесценивается. Каждому из нас приходилось сталкиваться с людьми, внешне приятными, но после нескольких минут общения с ними чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и «речевого портрета». (Ответы учащихся).
- Позиция автора. В 2-3 предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их разными способами (2 цитаты в виде прямой и косвенной речи).
- Оценить 3 абзац сочинения. (Слайд№ 4) Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует человека в глазах окружающих. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, « выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности». (Ответы учащихся).
- Своя позиция с двумя аргументами (3-5 предложений):
- Оценить 4-5 абзацы сочинения. (Слайды № 5-6) Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов, отчего ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером совершенствования речевого портрета может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать профессиональным оратором, оставившим яркий след в истории. (Ответы учащихся). -
Заключение. 1-3 предложения (Возвращение к началу сочинения, другими словами- пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод). Удачно ли это заключение, на ваш взгляд?
(Слайд№ 7) Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом. (Ответы учащихся).
III. Работа над новым материалом.
1)
В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко сказал: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самою незаметностью своей. - Ребята, попробуйте сформулировать тему текста, по которому мы будем работать, соотнеся только что прочитанные строки. (
Людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен.) – Скажите, а вы интересные люди? Всё ли знают про вас окружающие? Довольны ли вы мнением о вас? Глубокое это мнение или поверхностное? 2) Готовясь к сочинению, вы встречались с текстами, в которых окружающие судили о героях или по внешнему виду, или по неординарным поступкам, осуждая или не принимая их. Только после смерти героев все со стыдом и запоздалым раскаяньем осознавали, что не сумели разглядеть в их заурядных и, как казалось, глупых поступках широту человеческой души. Вспомните героя, автора и название произведения
(Слайд№ 8): а) Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. …Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. … Но чаю он не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару… Потом его похоронили и забыли. Однако без него жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было его, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. ... Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. (Рассказ А.П.Платонова «Юшка») б)
(Слайд№ 9): - Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. Все отзывы …о ней были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить … выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор») 3) Как вы уже догадались, ребята, эти два произведения и стихотворение Е.Евтушенко могут вам понадобиться при написании в сочинении примера из читательского опыта. А кто из вас может привести подобный пример из жизненного опыта? (Ответы уч-ся) А я хочу привести в пример слова великого Платона: «Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым».
III. Работа с художественным текстом.
В одном интервью Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по шахматам, высказал очень интересную мысль о том, что только тогда можно выиграть шахматную партию, когда сумеешь понять, что задумал противник и как это задуманное он пытается реализовать в игре. А чтобы написать сочинение по данному тексту, необходимо понять текст, понять, что задумал автор, какую проблему он поднимает? 1) Чтение текста по С. Качалкову (Про Сашку Бозина). (Приложение№ 4) 2) Беседа на выявление восприятия: - Ваши впечатления от прочитанного? Одинаковые ли чувства вы испытывали на протяжении всего текста? - Главный герой текста. Какой он? Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит». Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается».
Образ жизни, поведение:
«…жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей».
Оценка, которую ему дали окружающие:
«Беспутный».
- Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни? Словарь синонимов русского языка:
Беспутный – см. безнравственный Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:
Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:
Беспутный – 1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни. 2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный.
- Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст? (Негативное отношение к герою в начале текста. Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке).
- Что особенного в изображении главного героя? Только ли о внешнем портрете идет речь? («…довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо…»)
- Известно, что важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа (если он есть), первого и последнего предложений. Обратите внимание на первое и последнее предложения: (1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали… - -
Какой прием используется в данном случае? (Зеркальная композиция, основанная на повторе-перекличке между началом и финалом – и на противопоставлении).
- Что произошло с людьми? Можно ли считать это их внутренним преображением? (Только теперь, после смерти «беспутного» они поняли, что за измазанным сажей лицом скрывалась истинно светлая душа).
- Автор создает ситуацию, после которой жители деревни переоценивают свое отношение к Сашке Бозину. С помощью какого композиционного приема автору это удается? (Основной прием композиции данного текста - противопоставление)
- Какие смысловые части текста противопоставлены? … После смены он
, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем
свое радостное лицо, испачканное сажей. - «Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»–
кричали женщины и
сердито качали головой. Он
жаловался… - они
смеялись… «…в ветхом
домишке», «
избушка», «
в маленькой каморке»…- «большая картина». Портрет
Сашки Бозина - портрет
ангела.
- Только ли это? Как вы считаете, какое противопоставление является стержнем рассказа? (Два мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором).
- Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое
радостное лицо. Умение радоваться, быть радостным – это особый ДАР, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в ДАР другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот ДАР не принимают. Почему?
- Как вы думаете, случайно ли в каморке Сашки Бозина висит такая картина? Зачем она ему? (Картина – отражение внутреннего мира героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина).
- Как вы считаете, какими внутренними качествами обладает герой? (Доброта души, внутренняя красота и чистота, незлобивость, всепрощение, высота души, отрешенность от всего земного.)
- Отчего умер Сашка Бозин? (От бездушия односельчан).
- Какие чувства теперь вы испытываете к герою, к жителям деревни? (Сочувствие, боль, жалость, раскаяние, отчаяние от невозможности ничего исправить. Негодование по отношению к жителям деревни). – Ребята, стихотворение Евгения Евтушенко заканчивается словами, которые созвучны нашим чувствам: Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?... Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать…
- Как выражена позиция автора в тексте? Есть ли слова, подтверждающие её? Анализ текста поможет вам определить авторскую позицию. Сформулируйте ее. (С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный).
IV.Самостоятельная групповая работа над абзацами сочинений (каждая группа – 1 абзац).
V. Проверка получившихся абзацев сочинения. (Приложение №5)
VI. Итоги уроки. Оценки.
VII. Домашнее задание: упражнение 549 (1), написать сочинение, на следующем уроке – взаимооценка сочинений по критериям.
Приложение №1 – Презентация.
Приложение №2.
(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
(5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!
(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. (По Л. Пирожковой)
Приложение №3. Критерии оценивания ответа на задание С1.
<предыдущая страница | следующая страница>