Перейти на главную страницу
- Да, ребята, сегодня мы будет работать над умением определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать написанное по критерию К3.
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0.
Вариант 1. Д.Лихачёв пишет: « Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью». Автор текста говорит о том, что на земле всё меньше остаётся места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли, а потому что «к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста».
Вариант 2. Иллюстрируя варварское отношение к памятникам культуры, Д.Лихачёв уже в начале текста формулирует свою позицию по поднятой им проблеме. Он утверждает, что «доставшееся нам наследство надо оберегать». Автор с горечью говорит о том, что из-за утраты любого памятника культуры становится пусто в душе, что эта утрата невосполнима.
(Мнения большинства учащихся, что оба варианта правильные).
Правильно:
- Необходимо понимать, что значит «позиция автора».
- Как выявить позицию автора?
- Какой бывает позиция автора?
2) Чтобы ответить на эти вопросы и правильно оценить предложенные варианты сформулированной позиции автора, предлагаю вам самостоятельно познакомиться с памяткой «Как выявить позицию автора?» (Приложение №1)
3) Самостоятельная работа учащихся в группах (по 6 человек 4 группы) под руководством учителя.
V. Решение проблемной ситуации. Ребята, вот теперь, когда вы познакомились со всеми требованиями к определению и формулировке позиции автора, оцените предложенные вам варианты авторской позиции (упражнение 407). (Слайд №3)
Вариант 1. Д.Лихачёв пишет: « Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью». Автор текста говорит о том, что на земле всё меньше остаётся места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли, а потому что «к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста». Ответы учащихся: в данном варианте не сформулирована позиция автора, это лишь цитирование и сходного текста – 0.
Вариант 2. Иллюстрируя варварское отношение к памятникам культуры, Д.Лихачёв уже в начале текста формулирует свою позицию по поднятой им проблеме. Он утверждает, что «доставшееся нам наследство надо оберегать». Автор с горечью говорит о том, что из-за утраты любого памятника культуры становится пусто в душе, что эта утрата невосполнима. Ответы учащихся: в этом варианте верно сформулирована позиция автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1 балл.
VI. Реализация найденного решения. 1) А теперь, когда вы, ребята, научились оценивать готовые варианты авторской позиции, я предлагаю вам самим исследовать один из предложенных текстов (по выбору в зависимости от самооценки полученных знаний и умений, т.к. один из предложенных текстов публицистический, а другой - художественный). Выполните задания к тексту и напишите три композиционные части сочинения ЕГЭ: формулировка проблемы исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме исходного текста и авторскую позицию исходного текста, пользуясь памяткой «Как выявить позицию автора?». Пользуйтесь таблицей критериев К1, К2, К3, а также макетом сочинения (Приложение № 2).
2) Индивидуальная работа учащихся. Текст №1 С.Львова (Приложение № 3). Текст №2 Ю. Котлярского (Приложение № 4).
1) «Сочувствие должно быть активным» - именно так назвал бы я текст С.Львова. Автор поднимает проблему взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку, заставляя каждого читателя задуматься о том, каким должно быть настоящее сострадание?
Проблема, поднятая автором текста, актуальна, потому что в наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком прошлого. Правда, сочувствующие чужой беде ещё встречаются, но как часто мало толку только лишь от слов сочувствия! Увидев голодного ребёнка, можно сказать: «Ах, бедненький!» и пройти мимо. А можно просто без лишних слов накормить ребёнка. Этим и отличается действенное сострадание.
Автор справедливо замечает, как важно быть способными ответить на призыв о поддержке. Говоря о том, что одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие, С.Львов призывает читателей: « И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием ». Автор уверен, что «сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг».
тактичны по отношению к окружающим? Проблема человеческого эгоизма поднята автором текста Ю.Котлярским.
Проблема, поднятая автором текста, актуальна, потому что слишком часто каждый из нас встречается с эгоизмом окружающих, с людьми, для которых чужие радости, чужой труд, чужой отдых - пустяк по сравнению с его, только его, чувствами. Да, наверно, и свои поступки мы не всегда соотносим с желанием окружающих, заботясь о своём личном благополучии, не задумываемся, что поступаем эгоистически.
Повествование ведется от первого лица, и авторская ирония по отношению к герою проявляется через сопоставление событий («опрокинул», «вскочил ногами», «пнул», «пробежался по ногам») и оценку происходящего самим молодым человеком. Он говорит о своем эгоизме чрезвычайно красивыми словами, используя высокую лексику, поэтичные метафоры. В финале повествования влюбленный эгоист получает по заслугам, однако остается горькое чувство: выясняется, что таких, как этот герой, много, очень много. «Вокруг… скакали…целые стада румяных молодых людей…» - в этой пронизанной сарказмом метафоре раскрывается позиция автора: Ю.Котлярский с осуждением говорит о том, что эгоист не лучше скотины.
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
2) Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №5) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и учителя и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей и учителя, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».
3) Домашнее задание (дифференцированное): - Для тех, кто оценил свою работу на «3»: у.313, написать три композиционные части сочинения.
- Для тех, кто оценил свою работу на «4» и «5»: у. 311, написать три композиционные части сочинения.
1. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. 2. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?», «Какие чувства испытывает автор, повествуя о поднятой им проблеме?»
3. Помните, что авторская позиция может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами (такой способ в риторике называют дедуктивным). Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале. Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.
3. Следует помнить, что авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Чаще всего это хорошо прослеживается в текстах публицистического стиля.
4. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена, что чаще всего встречается в художественном тексте. Тогда выявление авторской позиции требует умения видеть скрытый смысл текста, умения самому сформулировать авторскую позицию. Помните, что в художественном произведении авторская позиция может выражаться по-разному: в портретной и речевой характеристиках, в интерьере, в особенностях построения системы персонажей и т.д. 5. Помните, что позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную. 6. Можно использовать следующие речевые клише: «Я думаю, авторская позиция сформулирована в предложении: «…». Автор утверждает: «…». Позиция автора очевидна: « …». Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: « …».
«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста. 7. Авторскую позицию следует проиллюстрировать небольшими цитатами или передать при помощи косвенной речи, не забывая, что автор может одобрять, восхищаться, осуждать, порицать то, о чём он повествует в тексте.
К1. Формулировка проблемы текста. Объём – 1-3 предложения |
Клише |
Назвать тему текста(о чём или о ком текст?), автора. Вычленить основную проблему, поднятую автором. Способы моделир-я: вопросы, название, картина(отриц.), пословица Что хотел автор сказать этим? |
Проблема состоит ...сводится к…, заключается в…, речь идёт о…, Автор поднимает, затрагивает проблему, касается проблемы…; Автор заставляет задуматься…, вспомнить… |
К2. Комментарий проблемы исходного текста. Объём – 3-4 предложения |
|
Разъяснить, охарактеризовать проблему и её аспекты, указать на её новизну, актуальность. Объяснить, чем вызван интерес автора к проблеме. Кому, когда, где и как часто приходится с ней сталкиваться? |
Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что… Понятно отношение автора к проблеме, потому что каждому из нас приходилось…. Как часто можно… Ежедневно мы сталкиваемся с подобной проблемой, когда… |
К3. Отражение позиции, мнения автора по проблеме. Объём – 2-5 предложений |
|
Понять позицию автора; Как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их. Если позиция автора выражена с помощью средств выразительности, то указать на это |
Автор считает, что «….»;заявляет, говорит: «А…»; придерживается мнения, что …
Отстаивает, доказывает, справедливость…, выражает своё отношение к…, Приводит примеры, использует средства выразительности, иллюстрирует свою позицию…
|
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? 3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже чаще равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим - равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать прежде всего самого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)... кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!
(18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)3апоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (ЗЗ) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову)
1. Как можно озаглавить текст? Почему? 2. Какова основная проблематика текста? 3. В каком предложении звучит авторская позиция?
Знания |
Умения |
Навыки |
Знаю, что значит определить позицию автора. Знаю, как оформлять выявленную позицию автора при помощи цитирования или косвенной речи. |
Умею применять полученные знания при выявлении и формулировании позиции автора исходного текста |
Научился (-лась) понимать, определять и формулировать позицию автора исходного текста. |
Оценка: |
Майер Елена Николаевна. «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению».
1) Ребята, давайте подведём итоги урока, ответив на вопросы: - Что значит аргументировать своё мнение по проблеме исходного текста? - Какие виды аргументов вам необходимы?
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
2) Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №7) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и учителя и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей и учителя, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».
4)Закончить сегодняшний урок мне хочется притчей. Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой. В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет живая, сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: ….. Что ответил мудрец? (Ответы учащихся). «Всё в твоих руках», - ответил мудрец. И всё, что касается ЕГЭ, тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением! VI. Домашнее задание: у. 407- сформулировать собственное отношение к поднятой Д.С.Лихачёвым проблеме при помощи знаний, полученных на уроке.
(1)Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые — старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (З)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта. (4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8)«...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, — пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. — (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой». (10История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример — жизнь М.В. Ломоносова. (12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)0ни мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам... (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги... (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это». (По Л. Серовой)
1. Я полностью согласен с Л.Серовой, что люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. Примеров подобному в жизни достаточно: это и М.Ломоносов, и Д.Менделеев, добившиеся в жизни всего своими усилиями. Необходимо самосовершенствоваться и стремиться к высокой цели, тогда каждый человек способен противостоять наследственности.
2. Я согласен с Е.Серовой. Примеры из жизни доказывают, что человек способен сам развить в себе заложенный природой талант, и неважно, из какой он семьи. Жизненный путь таких людей, как И.Бунин, В.Ломоносов и Д.Менделеев, подтверждает эту мысль. Из литературы вспоминается герой одноимённого произведения Левша, подковавший блоху.
3. Трудно прийти к какому-то единому мнению по данному вопросу. Что-то уж очень трудная статейка попалась мне. Не так уж я богат жизненным опытом, чтобы рассуждать по поводу разных заумных вопросиков. Чушь собачья, что разные там Ломоносовы, Менделеевы стали такими продвинутыми с помощью своего трудолюбия. Вон мой один одноклассник сидит днями и ночами за книгами, но если тупой, то и трудолюбие ему не помогает.
За что отвечает человек? За все, что происходит на земле? Или за что-то очень
небольшое?
Есть хорошая книга Рони «Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что все племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…
Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. За это по
тогдашним понятиям он сам был достоин смерти.
Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других. (Д.С. Лихачев)
2. Аргументация с помощью иллюстрации.
В уставшем зимнем лесу, когда еще не распустились почки, когда горестные пни зимней порубки не дали поросль, когда мертвые бурые листья лежат пластом…
неожиданно донесся запах подснежника!
Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостен, хотя почти неощутим… Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно.
Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение.
Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее,
что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (Г. Троепольский)
3. Аргументация с помощью образца (положительного или отрицательного).
Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы нас уважали. Но как пробиться к другому человеку? Может быть, все же есть какой-нибудь секрет, что-нибудь вроде сказочного «Сезам, откройся!»?
Однажды я видела, как Сергей Юрский, известный актер, ставил на Ленинградском
телевидении спектакль. В студии было поразительно тихо: все боялись помешать, а потому ходили на цыпочках и говорить старались шепотом. Когда отсняли первый эпизод,
Сергей Юрьевич снял парик (он был в спектакле не только режиссером, но и исполнителем главной роли) и сказал: «Спасибо операторам, спасибо Михаилу Петровичу. Спасибо всем… Перерыв пять минут».
Это я поставила три точки, а Юрский вспомнил и поблагодарил всех: осветителей, гримеров, от знаменитого актера до пятилетней девочки, которая на минуту появилась в кадре. Это заняло совсем немного времени, но из этой и еще из многих подобным мелочей
возникла в студии удивительная атмосфера. Актеры, сыгравшие свой эпизод, не уходи-
ли…Несмотря на то, что декорации были готовы, пристроился в стороне художник: мало ли что понадобится. И когда понадобилось вдруг придуманное режиссером яблоко, сразу все… кинулись его добывать.
Чем крупней, значительней, талантливей человек, тем он проще, легче в общении.
Уважение к окружающим – его естественное состояние, оно постоянно. (А. Алексеева)
Знания |
Умения |
Навыки |
Знаю, что значит аргументировать своё мнение. Знаю два вида аргументов: из читательского опыта и из жизненного опыта. |
Умею применять полученные знания при аргументации собственного мнения по проблеме исходного текста. |
Научился (-лась) аргументировать своё мнение по проблеме исходного текста. |
Оценка: |
Майер Елена Николаевна. «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению».
Майер Елена Николаевна. Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению»
08 10 2014
4 стр.
25 12 2014
1 стр.
Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»
10 10 2014
10 стр.
У подъезда дома номер шесть в Сигнальном переулке неподалеку от станции метро Петровско-Разумовская. На дверях подъезда кодовый замок. У ступеней встречаются Сергей и Марина
12 09 2014
1 стр.
Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава
16 12 2014
1 стр.
Книга может служить введением в тему управления качеством. Всего около 150 страниц небольшого формата позволят за 3 часа узнать, что такое «шесть сигм», и как это новое знание можн
12 10 2014
1 стр.
Русский музей
26 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.