Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Тема: Формулировка позиции автора в исходном тексте при подготовке к сочинению (часть С ЕГЭ). (Слайд №1)

Тип урока: комбинированный с использованием личностно ориентированной технологии. Вид урока: урок-исследование. Форма деятельности на уроке: работа в группах, индивидуальная. Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал (тексты, листы учёта знаний, умений и навыков).

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Используемая технология: технология проблемного обучения.

Обучающие цели урока: - закрепить навыки вычленения основной проблемы текста, её комментирование и умение оценивать эти композиционные части сочинения в соответствии с критериями К1 и К2; - дать представление о месте и роли позиции автора в структуре сочинения ЕГЭ; - сформировать умение определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать эту композиционную часть сочинения ЕГЭ в соответствии с критерием К3; - углубить знания о публицистическом и художественном стилях речи.

Развивающая цель: развитие навыков самостоятельной работы, сопоставления, умения, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

Ход урока

I.  Вступительное слово учителя.
Вспоминается такой случай: из всех пассажиров затонувшего корабля спаслись только двое. На вопрос, как же им удалось столько продержаться на воде, они ответили: «Мы разговаривали…».  Как вы думаете, в чём смысл этого объяснения?  (Ответы ребят).  
Получается, что язык в плане общения – некий спасательный круг, «поддержка и опора», как называл его И.С.Тургенев. А были ли в вашей жизни ситуации, когда умение говорить, рассуждать вам помогало, спасало, выручало?  (Ответы учеников). Очень часто на помощь приходит язык. А умение рассуждать, конечно же, просто необходимо при написании сочинения ЕГЭ. На прошлом уроке вы научились комментировать проблему, поднятую автором исходного текста. Сегодняшний урок – это ещё одна ступень к написанию сочинения на экзамене. Ребята, тема сегодняшнего урока сформулирована в эпиграфе, в словах М.М.Бахтина: «Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…» Прокомментируйте эти слова и сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.

II. Формулирование учащимися темы урока, целей.

- Да, ребята, сегодня мы будет работать над умением определять и формулировать позицию автора исходного текста и оценивать написанное по критерию К3.



III. Постановка педагогической проблемной ситуации. Для начала познакомьтесь с критерием оценки этой части сочинения и оцените два варианта сформулированной позиции автора к тексту упражнения 407.(Слайды №2, 3)

К3. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1 балл.

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0.

Вариант 1. Д.Лихачёв пишет: « Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью». Автор текста говорит о том, что на земле всё меньше остаётся места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли, а потому что «к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста».

Вариант 2. Иллюстрируя варварское отношение к памятникам культуры, Д.Лихачёв уже в начале текста формулирует свою позицию по поднятой им проблеме. Он утверждает, что «доставшееся нам наследство надо оберегать». Автор с горечью говорит о том, что из-за утраты любого памятника культуры становится пусто в душе, что эта утрата невосполнима.

(Мнения большинства учащихся, что оба варианта правильные).


IV. Поиск решения проблемы. 1) Ребята, чтобы прийти к единому мнению, какой вариант и почему верный, какие вам знания необходимы? (Ответы учащихся).

Правильно:

- Необходимо понимать, что значит «позиция автора».

- Как выявить позицию автора?

- Какой бывает позиция автора?

2) Чтобы ответить на эти вопросы и правильно оценить предложенные варианты сформулированной позиции автора, предлагаю вам самостоятельно познакомиться с памяткой «Как выявить позицию автора?» (Приложение №1)

3) Самостоятельная работа учащихся в группах (по 6 человек 4 группы) под руководством учителя.

V. Решение проблемной ситуации. Ребята, вот теперь, когда вы познакомились со всеми требованиями к определению и формулировке позиции автора, оцените предложенные вам варианты авторской позиции (упражнение 407). (Слайд №3)

Вариант 1. Д.Лихачёв пишет: « Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью». Автор текста говорит о том, что на земле всё меньше остаётся места для памятников культуры не потому, что меньше становится земли, а потому что «к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста». Ответы учащихся: в данном варианте не сформулирована позиция автора, это лишь цитирование и сходного текста – 0.

Вариант 2. Иллюстрируя варварское отношение к памятникам культуры, Д.Лихачёв уже в начале текста формулирует свою позицию по поднятой им проблеме. Он утверждает, что «доставшееся нам наследство надо оберегать». Автор с горечью говорит о том, что из-за утраты любого памятника культуры становится пусто в душе, что эта утрата невосполнима. Ответы учащихся: в этом варианте верно сформулирована позиция автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1 балл.
VI. Реализация найденного решения. 1) А теперь, когда вы, ребята, научились оценивать готовые варианты авторской позиции, я предлагаю вам самим исследовать один из предложенных текстов (по выбору в зависимости от самооценки полученных знаний и умений, т.к. один из предложенных текстов публицистический, а другой - художественный). Выполните задания к тексту и напишите три композиционные части сочинения ЕГЭ: формулировка проблемы исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме исходного текста и авторскую позицию исходного текста, пользуясь памяткой «Как выявить позицию автора?». Пользуйтесь таблицей критериев К1, К2, К3, а также макетом сочинения (Приложение № 2).

2) Индивидуальная работа учащихся. Текст №1 С.Львова (Приложение № 3). Текст №2 Ю. Котлярского (Приложение № 4).



VII. Контроль результатов самостоятельной работы учащихся. Итак, ребята, проверим получившиеся три композиционные части сочинения. (Зачитываются тексты, 3-4 работы учащихся по каждому тексту, обсуждаются и оцениваются по критериям К1, К2, К3). (Варианты работ учащихся).

1) «Сочувствие должно быть активным» - именно так назвал бы я текст С.Львова. Автор поднимает проблему взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку, заставляя каждого читателя задуматься о том, каким должно быть настоящее сострадание?

Проблема, поднятая автором текста, актуальна, потому что в наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком прошлого. Правда, сочувствующие чужой беде ещё встречаются, но как часто мало толку только лишь от слов сочувствия! Увидев голодного ребёнка, можно сказать: «Ах, бедненький!» и пройти мимо. А можно просто без лишних слов накормить ребёнка. Этим и отличается действенное сострадание.

Автор справедливо замечает, как важно быть способными ответить на призыв о поддержке. Говоря о том, что одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие, С.Львов призывает читателей: « И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием ». Автор уверен, что «сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг».


2) «Влюблённый эгоист» - именно так я назвал бы текст Ю.Котлярского. Кто из нас не сталкивался с проявлением грубости и эгоизма? И всегда ли мы сами

тактичны по отношению к окружающим? Проблема человеческого эгоизма поднята автором текста Ю.Котлярским.

Проблема, поднятая автором текста, актуальна, потому что слишком часто каждый из нас встречается с эгоизмом окружающих, с людьми, для которых чужие радости, чужой труд, чужой отдых - пустяк по сравнению с его, только его, чувствами. Да, наверно, и свои поступки мы не всегда соотносим с желанием окружающих, заботясь о своём личном благополучии, не задумываемся, что поступаем эгоистически.

Повествование ведется от первого лица, и авторская ирония по отношению к герою проявляется через сопоставление событий («опрокинул», «вскочил ногами», «пнул», «пробежался по ногам») и оценку происходящего самим молодым человеком. Он говорит о своем эгоизме чрезвычайно красивыми словами, используя высокую лексику, поэтичные метафоры. В финале повествования влюбленный эгоист получает по заслугам, однако остается горькое чувство: выясняется, что таких, как этот герой, много, очень много. «Вокруг… скакали…целые стада румяных молодых людей…» - в этой пронизанной сарказмом метафоре раскрывается позиция автора: Ю.Котлярский с осуждением говорит о том, что эгоист не лучше скотины.


VIII. Итоги урока, оценивание, домашнее задание. 1) Ребята, давайте подведём итоги урока, ответив на вопросы: - Что значит понять позицию автора исходного текста? - Что значит сформулировать позицию автора исходного текста? - С помощью каких средств можно формулировать позицию автора исходного текста?

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

2) Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №5) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и учителя и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей и учителя, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».

3) Домашнее задание (дифференцированное): - Для тех, кто оценил свою работу на «3»: у.313, написать три композиционные части сочинения.

- Для тех, кто оценил свою работу на «4» и «5»: у. 311, написать три композиционные части сочинения.


Изучая русский язык, мы каждый раз убеждаемся в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы с вами говорили закрепили учение формулировать проблему, поднятую автором текста, комментировать её, научились определять и формулировать позицию автора в текстах публицистического и художественного стилей. И закончить сегодняшний урок мне хочется словами, которые сказал Б. Паскаль: « Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы    не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить».

Приложение №1.Памятка «Как выявить позицию автора?»

1. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. 2. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?», «Какие чувства испытывает автор, повествуя о поднятой им проблеме?»

3. Помните, что авторская позиция может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами (такой способ в риторике называют дедуктивным). Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале. Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

3. Следует помнить, что авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Чаще всего это хорошо прослеживается в текстах публицистического стиля.

4. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена, что чаще всего встречается в художественном тексте. Тогда выявление авторской позиции требует умения видеть скрытый смысл текста, умения самому сформулировать авторскую позицию. Помните, что в художественном произведении авторская позиция может выражаться по-разному: в портретной и речевой характеристиках, в интерьере, в особенностях построения системы персонажей и т.д. 5. Помните, что позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную. 6. Можно использовать следующие речевые клише: «Я думаю, авторская позиция сформулирована в предложении: «…». Автор утверждает: «…». Позиция автора очевидна: « …». Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: « …».

«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста. 7. Авторскую позицию следует проиллюстрировать небольшими цитатами или передать при помощи косвенной речи, не забывая, что автор может одобрять, восхищаться, осуждать, порицать то, о чём он повествует в тексте.


Приложение № 2 . Макет трёх частей сочинения (К1, К2, К3).

К1. Формулировка проблемы текста. Объём – 1-3 предложения

Клише

Назвать тему текста(о чём или о ком текст?), автора. Вычленить основную проблему, поднятую автором. Способы моделир-я: вопросы, название, картина(отриц.), пословица Что хотел автор сказать этим?

Проблема состоит ...сводится к…,

заключается в…, речь идёт о…,



Автор поднимает, затрагивает проблему, касается проблемы…; Автор заставляет задуматься…, вспомнить…

К2. Комментарий проблемы исходного текста. Объём – 3-4 предложения




Разъяснить, охарактеризовать проблему и её аспекты, указать на её новизну, актуальность.

Объяснить, чем вызван интерес автора к проблеме. Кому, когда, где и как часто приходится с ней сталкиваться?



Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что… Понятно отношение автора к проблеме, потому что каждому из нас приходилось…. Как часто можно…

Ежедневно мы сталкиваемся с подобной проблемой, когда…



К3. Отражение позиции, мнения автора по проблеме. Объём – 2-5 предложений




Понять позицию автора; Как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их. Если позиция автора выражена с помощью средств выразительности, то указать на это

Автор считает, что «….»;заявляет,

говорит: «А…»; придерживается мнения,

что …


Отстаивает, доказывает, справедливость…, выражает своё отношение к…, Приводит примеры, использует средства

выразительности, иллюстрирует свою

позицию…




Приложение №3 (1)Сострадание - активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? 3) Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже чаще равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим - равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать прежде всего самого себя так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7)Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14)... кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

(18)На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19)Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20)Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)3апоздалым раскаянием.

(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (ЗЗ) Если её настроить на волну высокой человечности.

(По С. Львову)



Вопросы.

1. Как можно озаглавить текст? Почему? 2. Какова основная проблематика текста? 3. В каком предложении звучит авторская позиция?



1) 7 2) 17 3) 24 4) 32

Приложение №4 (1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я. (2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя. (3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька! (10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!.. (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке. (20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!.. (26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье! (28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!» (33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский)

Вопросы. 1. Как можно озаглавить текст? Почему? 2. Какова основная проблематика текста? 3. В каком предложении автор использует экспрессивные оценочные слова, в которых проявляется его отношение к поведению героя рассказа? 1) 14 2) 18 3) 25 4) 34

Приложение №5

Знания

Умения

Навыки

Знаю, что значит определить позицию автора. Знаю, как оформлять выявленную позицию автора при помощи цитирования или косвенной речи.

Умею применять полученные знания при выявлении и формулировании позиции автора исходного текста

Научился (-лась) понимать, определять и формулировать позицию автора исходного текста.


Оценка:

Майер Елена Николаевна. «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению».



УРОК №4

Тема: Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Виды аргументов (Подготовка к ЕГЭ часть С). (Слайд №1)
Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок теоретической и практической работы. Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах. Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложение № 1, 2, 3, 4,5), листы учёта знаний, умений и навыков.

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Обучающие цели урока: - дать представление о месте и роли аргументации собственного мнения по проблеме исходного текста в структуре сочинения ЕГЭ; - закрепление содержания понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; - повторить способы подбора аргументов; - закрепить навык вычленения, формулирования основной проблемы текста;

Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

Ход урока I. Актуализация знаний. 1. Вступительное слово учителя. Ребята, вот мои аргументы, касающиеся актуальности темы сегодняшнего урока. Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу, первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции, принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько ёмкие, что комментарий излишен. И мне очень хотелось бы, чтобы проверяющий часть С ЕГЭ вас увидел, и увидел, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью. 2) Объяснение- наблюдение. Фронтальная работа. Ребята, вспомните, как аргументировать свою позицию? (Ответы учащихся). Правильно, в этой композиционной части сочинения вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения, где выделяются три части: тезис, аргументация, вывод. Повторим основные понятия. - Тезис – это главная мысль текста, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы постараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. - Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. - Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Читательский опыт: - Художественная литература - Историческая литература - Научно- популярная литература Жизненный опыт: - Реальные факты из жизни окружающих - Собственные наблюдения и выводы - Традиционно-исторический опыт 3) Обратимся к критериям данной части сочинения (Приложение №1). (Слайд №2) 4) Отработка умения оценивать по критериям готовые абзацы сочинений: каждой группе даны отрывки сочинений по тексту Л.Серовой, их нужно оценить соответственно критериям. (Приложение №2). - Сформулируйте в виде вопроса проблему, поднятую автором текста (Всё в нашей жизни предопределено наследственностью или человек сам делает себя таким, каким он хочет быть?) - Поочерёдно демонстрируются слайды без выделения ошибок (учащиеся сами их находят) (Приложение №3), а затем, после ответов учащихся – с выделенными ошибками. (Слайды №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ) II. Работа над новым материалом. 1) Кто это? Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах, с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. - И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике… - Одним словом, у этого человека наблюдалась постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. - Учитель греческого языка. Да, действительно, это герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». (Слайд № 10) - Какая, на ваш взгляд, характеристика подойдёт этому персонажу: глупый, необразованный или ограниченный? - Объясните, о ком можно сказать «ограниченный человек»? (О человеке: с узким кругозором, с небольшими познаниями, с узкими интересами. Словарь русского языка С.И.Ожегова). 2) Опрос домашнего задания: фраза дня об ограниченности. (В тетрадях для подготовки к ЕГЭ запись примеров ограниченного человека из произведений художественной литературы). 3) Вот ещё одна иллюстрация ограниченности – притча. Представьте себе, что два человека подошли к большому озеру, и каждому из них надо перебраться на другую сторону, а лодка всего лишь одна и может выдержать только одного человека. Возникает логичный вопрос: как этим двум людям попасть на другой берег? Какие лично у вас возникли варианты решения этой логической головоломки? Сконструировать вторую лодку, привязать другого человека к концу лодки, и чтобы один в ней плыл, а другой, на привязи, плыл за кормой, переплыть озеро вплавь? А кто вам вообще сказал, что оба человека находились на одном и том же берегу озера?! Разве об этом что-то сказано в условиях логической задачи? То-то и оно, что нет, ведь вовсе не исключено, что люди одновременно подошли к противоположным берегам озера, и что сначала один переплывет на лодке на один берег, а потом ею спокойно сможет воспользоваться и второй человек. Увы, в повседневной жизни наше логическое и интуитивное мышление ещё более ограниченные, чем даже продемонстрировано с помощью этой логической головоломки.
4) Сегодня мы встретимся ещё с одним текстом писателя - публициста В.Солоухина, сформулируем проблему, поднятую автором текста, и собственное мнение по данной проблеме, то есть мы продолжаем отрабатывать очень важную часть сочинения – четвёртый и пятый абзацы. 5) сведения о писателе- публицисте. В.Солоухине (один учащийся). 6) Работа с текстом В.Солоухина (Приложение №4). - Ребята, какая проблема поднята в тексте В.Солоухиным? (Проблема человеческой ограниченности). - Какого человека можно считать ограниченным? (Ответы учащихся). - Зачитаем фразы, которые помогут понять авторское отношение к этой проблеме: «…важно разделять знания и представления», бывают люди «…с большими конкретными знаниями…», но весьма ограниченные. А бывают люди «…с широтой и ясностью представлений о внешнем мире», но «без обширных, точных знаний». Следовательно, по мнению автора, ограниченность – понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время, не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом. 7) Ребята, какой аргумент из читательского опыта вы можете использовать? (Образ чеховского человека в футляре, учителя греческого языка Беликова, а также те примеры, которые учащиеся подобрали при выполнении домашнего задания). А вот для аргументации из жизненного опыта вам нужно будет использовать один из следующих способов в зависимости от группы, в которой будете работать. (Приложение №5) (Слайды № 11-15) 1 группа – аргументация с помощью примера; 2 группа – аргументация с помощью иллюстрации; 3 группа – аргументация с помощью образца (положительного или отрицательного); 4 группа - рассуждение с дефиницией. Не забывайте использовать при необходимости речевые клише. III. Самостоятельная работа учащихся в группах.
IV. Опрос учащихся. (Приложение № 6- образцы работ учащихся: аргумент из жизненного опыта)
V. Итоги уроки.

1) Ребята, давайте подведём итоги урока, ответив на вопросы: - Что значит аргументировать своё мнение по проблеме исходного текста? - Какие виды аргументов вам необходимы?

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

2) Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Возьмите листы учёта знаний, умений и навыков (Приложение №7) и оцените свой сегодняшний труд: если вы работали самостоятельно и уверенно и выполняли всё правильно, поставьте себе «5»; если нуждались в поддержке товарищей и учителя и допускали во время работы ошибки, поставьте себе «4»; если вы полностью полагались на силы и помощь товарищей и учителя, поставьте себе оценку «3». На занятии по коррекции знаний, умений и навыков мы поработаем с теми ребятами, которые оценят свою работу на «3».

4)Закончить сегодняшний урок мне хочется притчей. Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой. В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет живая, сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: ….. Что ответил мудрец? (Ответы учащихся). «Всё в твоих руках», - ответил мудрец. И всё, что касается ЕГЭ, тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением! VI. Домашнее задание: у. 407- сформулировать собственное отношение к поднятой Д.С.Лихачёвым проблеме при помощи знаний, полученных на уроке.


Приложение №1 К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме исходного текста. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) - 3 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент взят из художественной, публицистической или научной литературы – 2 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт - 1 балл Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), НО не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен/ не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе - 0
Приложение № 2

(1)Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые — старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (З)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта. (4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8)«...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, — пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. — (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой». (10История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример — жизнь М.В. Ломоносова. (12)Менее известна жизнь Д.И. Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)0ни мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам... (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги... (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это». (По Л. Серовой)


Приложение № 3

1. Я полностью согласен с Л.Серовой, что люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. Примеров подобному в жизни достаточно: это и М.Ломоносов, и Д.Менделеев, добившиеся в жизни всего своими усилиями. Необходимо самосовершенствоваться и стремиться к высокой цели, тогда каждый человек способен противостоять наследственности.

2. Я согласен с Е.Серовой. Примеры из жизни доказывают, что человек способен сам развить в себе заложенный природой талант, и неважно, из какой он семьи. Жизненный путь таких людей, как И.Бунин, В.Ломоносов и Д.Менделеев, подтверждает эту мысль. Из литературы вспоминается герой одноимённого произведения Левша, подковавший блоху.

3. Трудно прийти к какому-то единому мнению по данному вопросу. Что-то уж очень трудная статейка попалась мне. Не так уж я богат жизненным опытом, чтобы рассуждать по поводу разных заумных вопросиков. Чушь собачья, что разные там Ломоносовы, Менделеевы стали такими продвинутыми с помощью своего трудолюбия. Вон мой один одноклассник сидит днями и ночами за книгами, но если тупой, то и трудолюбие ему не помогает.



4.Трудно не согласиться с Л. Серовой, не случайно в русской литературе и в жизни так почитаем образ лесковского Левши. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант. Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

Приложение №4 (1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом. (5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги. (13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен? (24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире. (По В. Солоухину)

Приложение №5

1.Аргументация с помощью примера.

За что отвечает человек? За все, что происходит на земле? Или за что-то очень

небольшое?

Есть хорошая книга Рони «Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что все племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. За это по

тогдашним понятиям он сам был достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за других. (Д.С. Лихачев)

2. Аргументация с помощью иллюстрации.

В уставшем зимнем лесу, когда еще не распустились почки, когда горестные пни зимней порубки не дали поросль, когда мертвые бурые листья лежат пластом…

неожиданно донесся запах подснежника!

Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостен, хотя почти неощутим… Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно.

Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение.

Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее,

что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (Г. Троепольский)

3. Аргументация с помощью образца (положительного или отрицательного).

Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы нас уважали. Но как пробиться к другому человеку? Может быть, все же есть какой-нибудь секрет, что-нибудь вроде сказочного «Сезам, откройся!»?

Однажды я видела, как Сергей Юрский, известный актер, ставил на Ленинградском

телевидении спектакль. В студии было поразительно тихо: все боялись помешать, а потому ходили на цыпочках и говорить старались шепотом. Когда отсняли первый эпизод,

Сергей Юрьевич снял парик (он был в спектакле не только режиссером, но и исполнителем главной роли) и сказал: «Спасибо операторам, спасибо Михаилу Петровичу. Спасибо всем… Перерыв пять минут».

Это я поставила три точки, а Юрский вспомнил и поблагодарил всех: осветителей, гримеров, от знаменитого актера до пятилетней девочки, которая на минуту появилась в кадре. Это заняло совсем немного времени, но из этой и еще из многих подобным мелочей

возникла в студии удивительная атмосфера. Актеры, сыгравшие свой эпизод, не уходи-

ли…Несмотря на то, что декорации были готовы, пристроился в стороне художник: мало ли что понадобится. И когда понадобилось вдруг придуманное режиссером яблоко, сразу все… кинулись его добывать.

Чем крупней, значительней, талантливей человек, тем он проще, легче в общении.

Уважение к окружающим – его естественное состояние, оно постоянно. (А. Алексеева)



4. Рассуждение с дефиницией.

Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Однако можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям. (Д.С. Лихачев)

Приложение №6 (Примерные образцы ученических работ: аргумент из жизненного опыта). 1 группа – аргументация с помощью примера. Думаю, что каждому из нас приходилось встречать умных, образованных людей, с которыми интересно разговаривать на самые разные темы. В народе их часто называют «ботаниками». Но как часто они оказываются бессильны, как только их просят посоветовать, как поступить в той или иной житейской ситуации. 2 группа – аргументация с помощью иллюстрации. Спокойное течение реки за поворотом вдруг убыстряется. Шум мчащейся вперёд воды становится всё сильнее. Кажется, ещё мгновение - и бурлящий поток хлынет под ноги, и сотрутся границы между сушей и водой. Но, увы, словно скованная берегами, река продолжает свой плавный бег. Вот так и человек. Своеобразные «берега» постоянно напоминают об ограниченности каждого из нас. 3 группа – аргументация с помощью образца (положительного или отрицательного). На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. На этом примере можно убедиться в том, что ограниченность человека может проявляться в любой сфере жизнедеятельности. Главное – стремиться к её преодолению. 4 группа - рассуждение с дефиницией. Кого можно назвать ограниченным человеком? Это человек, ограниченный в передвижении? Не обязательно. Может, это человек, который не обладает точными знаниями в какой-то области науки или искусства? Вряд ли можно найти человека, знающего всё. Стало быть, ограниченным можно назвать каждого человека.

Приложение №7

Знания

Умения

Навыки

Знаю, что значит аргументировать своё мнение. Знаю два вида аргументов: из читательского опыта и из жизненного опыта.

Умею применять полученные знания при аргументации собственного мнения по проблеме исходного текста.

Научился (-лась) аргументировать своё мнение по проблеме исходного текста.



Оценка:

Майер Елена Николаевна. «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению».



УРОК №5


<предыдущая страница | следующая страница>


Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков шесть ступеней к сочинению»

Майер Елена Николаевна. Практикум по подготовке к сочинению (часть с егэ) «Шесть уроков – шесть ступеней к сочинению»

931.32kb.

08 10 2014
4 стр.


Разработка урока «Подготовка к сочинению части с егэ по русскому языку по тексту В. П. Астафьева
46.89kb.

25 12 2014
1 стр.


«Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате егэ»

Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»

1468.98kb.

10 10 2014
10 стр.


-

У подъезда дома номер шесть в Сигнальном переулке неподалеку от станции метро Петровско-Разумовская. На дверях подъезда кодовый замок. У ступеней встречаются Сергей и Марина

218.72kb.

12 09 2014
1 стр.


Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»

Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава

52.47kb.

16 12 2014
1 стр.


Пит Панде, Ларри Холп Что такое «шесть сигм»?

Книга может служить введением в тему управления качеством. Всего около 150 страниц небольшого формата позволят за 3 часа узнать, что такое «шесть сигм», и как это новое знание можн

174.37kb.

12 10 2014
1 стр.


«Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка»

Русский музей

55.95kb.

26 09 2014
1 стр.


Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева "Вратарь"
75.02kb.

06 10 2014
1 стр.