Тема: «Правописание ы-и после ц»
Цели:
1). Познакомить учащихся с правописанием ы-и после ц; повторить орфограмму о правописании приставок, 0-ё после шипящих и ц, пунктуацию в сложном предложении, расширить словарный запас.
2). Развивать память, умение сравнивать, сопоставлять, отрабатывать навыки самоконтроля.
3). Воспитывать интерес и любовь к урокам русского языка, бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки, светофоры, сигнальные карточки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Упр. 443 по контрольной карте.
1) зачитать предложения с однородными членами
2) фонетический разбор слова «вдруг»
3) Морфемный разбор слова «железную»
В это время у доски 2 человека
1 карточка
Вставить пропущенные буквы, сделать морфемный разбор.
Ж…рдочка, крыж…вник, расч…ска, ш…коладные, ж…нглер, ра…шевелить.
2 карточка
Ра..пилить, изв…нение, задр…жать, в…сеть, в пустын…, обл…ка.
-
Объяснение нового материала.
На доске
Цифра цыплёнок
Полиция у границы
Синицын
-Какой звук слышится во всех словах после «ц»?
- А какая буква пишется?
- Когда и, а когда ы? Об этом пойдёт речь на уроке.
-
Запись темы урока.
Двадцать седьмое января, вторник.
Правописание ы-и после ц.
-Есть ли в записи числа родственные слова?
- Выделите корни в слове «правописание».
Работа со словами.
-В какую часть слова попадает орфограмма?
-Какую букву нужно писать?
Чтение учебника на странице 182.
Работа в теоретической тетради.
-
Закрепление.
-
Упр.446( у доски)
Одновременно даётся толкование слов
Цинга-болезнь дёсен
Куцый-короткий
Циновка- плотная плетёнка из соломы
-
Физминутка.
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Лапы вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
-
Словарно-смысловой диктант «Одним словом»
1.Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
2.Встать на кончики пальцев. (на цыпочки).
3.Пять мешочков шерстяных, греются братишки в них. (рукавицы).
4.Человек, наблюдающий за порядком на улице.(милиционер).
5. Точная выдержка из текста.(цитата).
6. Собрание каких-либо предметов.(коллекция).
-
Словарно-орфографическая работа.
-
Слово и его родственники
|
Происхождение
|
Толкование
|
Коллекция
коллекционер
|
Лат.col-вместе
Lego- собирать
|
Собрание каких-либо предметов.
|
-Ребята, коллекцию чего можно создавать?
В детстве мы собирали календарики с изображением животных из цирка.
Закрепление (продолжение).
Выписать слова с изученной орфограммой:
Ц..плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц…клее разъезжал
И ц…фр знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц..,
Но только одного не знал,
Где пишут цы, где ци.
Проверка по контрольной карте.
Цирк цыплёнок
Цимбалы огурцы
Мотоцикл
Цифры
Цилиндр
VIII. Домашнее задание: упр.447, выучить правило.
IX. Итоги урока.
-Чему научились на уроке?
Дидактический материал к уроку «Правописание Ы, И после Ц»
-
Вставить пропущенные буквы, сделать морфемный разбор.
1 карточка
Ж…рдочка, крыж…вник, расч…ска, ш…коладные, ж…нглер, ра…шевелить.
2 карточка
Ра..пилить, изв…нение, задр…жать, в…сеть, в пустын…, обл…ка.
-
Словарно-смысловой диктант «Одним словом».
1.Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
2.Встать на кончики пальцев. (на цыпочки).
3.Пять мешочков шерстяных, греются братишки в них. (рукавицы).
4.Человек, наблюдающий за порядком на улице.(милиционер).
5. Точная выдержка из текста.(цитата).
6. Собрание каких-либо предметов.(коллекция).
-
Выписать слова с изученной орфограммой:
Ц..плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц…клее разъезжал
И ц…фр знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц..,
Но только одного не знал,
Где пишут цы, где ци.