падежах.
падежах.
Ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью
человека;
рассуждать.
Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения,
умения применять накопленные знания;
Расширять кругозор детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран,
мультимедийный проектор, Физическая карта России.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Word, CD "География России.
Природа и население ", Презентация к уроку.
Литература: Учебник « Русский язык» 4 класс, автор Т.Г.Рамзаева + рабочая тетрадь,
Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 4 класс + рабочая тетрадь "Мир
вокруг нас" автор А.А. Плешаков.
(видеометод, объяснительно-иллюстративные).
Ӏ. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок – интегрированный русского языка и окружающего мира. Потому что русский язык и мир, который нас окружает очень тесно связаны друг с другом. Я хочу пригласить Вас в путешествие.
ӀӀ. Минутка чистописания:
- С какой буквы начинается слово «Путешествие»? Давайте вспомним как правильно пишется буква П п, Запишем в тетрадь заглавную и строчную буквы, слоги с этими буквами, слова.
ӀӀӀ. Словарная работа:
- Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно повторить, как пишутся некоторые словарные слова, необходимые для нашего урока ( запись с комментированием):
АВТОБУС, БИЛЕТ, ВМЕСТЕ, ДОРОГА, КЛАСС, РАССТОЯНИЕ, РУССКИЙ, РОССИЯ, ГОРИЗОНТ, + новое словарное слово ПУТЕШЕСТВИЕ.
- Что означает слово ПУТЕШЕСТВИЕ?
- К какому типу слов относится это слово? ( к сложным словам)+ разбор слова
- Подберите несколько сложных слов. ( САМОВАР, ТЕПЛОХОД, ПАРОВОЗ, ПЫЛЕСОС…)
- Ребята, какую большую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира?
- Как называется наш край? Столица?
- Где расположен Ставропольский край на карте России?
- С кем граничит наш край?
- Какой статус присвоен краю? Его столица?
- Что является символикой нашего края? Какая она?
- Чем славится наш Ставропольский край?
- Почему наш город носит такое название?
- Перечислите основные горы, находящиеся в окрестностях Пятигорска.
- На какие категории делятся водоёмы нашего края?
- Сегодня мы с вами поговорим о пресных водоемах. Какие типы пресных водоемов вы знаете?
Речная сеть на территории края распределяется неравномерно. Самые крупные реки — Кубань, Терек, Кума, Калаус и Егорлык. Остальные реки края относятся к категории малых. Реки края принадлежат к бассейнам двух морей — Азовскому и Каспийскому.
- Расскажите об основных водоёмах Ставропольского края.
Посетители времен Лермонтова взбирались к воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной голубую пропасть. Прогулки к провалу были излюбленным развлечением приехавших на лечение в Пятигорск первых курортников. Уже позднее в 1858 году на деньги московского купца Лазарина к озеру в горе был пробит туннель длинной 58 метров
- Что Вы знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько склонений у существительных?
- Что значит собственные и нарицательные имена существительные? Например.
V. Сообщение темы урока.
- Итак, сегодня на уроке мы продолжим работу над темой: « Безударные окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах» .
- Как различить родительный, дательный и предложный падежи имён существительных?
2. Работа у доски и в тетрадях. Записать существительные РЕКА, ОЗЕРО, ПОМОЩЬ в Родительном, Дательном и Предложном падежах. Выделить окончания.
В КАЛЕНДАРЕ, ИЗ ПЯТИГОРСКА, НА ОКРАИНЕ, К ОСТАНОВКЕ, ПО ДОРОГЕ, НА АВТОМОБИЛЕ, ОКОЛО ПРОВАЛА.
VӀӀ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется…..-е
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…-е
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу
Окончание….-и.
VӀӀӀ. Работа над новым материалом. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- Вот я и приглашаю Вас на экскурсию к пресному водоёму. Узнаем , как протекает жизнь в этом водоёме. Какие растения населяют пресный водоём.
Если вы были наблюдательны, то заметили, что на берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем влажнее почва. Поэтому у самой воды деревья и кустарники, как правило, не растут – у них вымокнут корни. Если у берега не очень глубоко, то такое место называется – мелководье. Какую растительность можно встретить на мелководье? Она не похожа ни на деревья, ни на кустарники, ни на привычные нам, травы.
Выше всех – стройный и гибкий тростник. Вторым этажом идут камыш и рогоз ( его часто путают с камышом). Следующий этап – это осока – трава. Как мы видим, здесь тоже сохраняется ярусность, как и в лесу.
Внешне эти растения отличаются друг от друга, но у них есть общие черты. У растений глубокие, пучкообразные корни, которые хорошо держат их во влажной почве. Травянистые стебли очень упругие и гибкие, благодаря проходящим в стеблях крепким волокнам – ниткам. Листья длинные и крепкие и тоже пронизаны такими нитями. Природа создала это не случайно. При ветре растения постоянно сталкиваются друг с другом, и только такие прочные листья могут выдержать эти столкновения. Семена таких растений тоже, очень своеобразны. Посмотрите на рисунок РОГОЗА. Его смена собраны в тёмно-коричневые початки. Эти початки созревают к зиме, отрываются от стержня, и ветер уносит их. Семян у рогоза много, но лишь не многие попадут в подходящее для прорастания место.
У тростника и камыша семена тоже лёгкие и разносятся ветром или водоё. Камыш , тростник и рогоз растут всего один год, а на следующий год из семян появляются новые растения.
- Мы познакомились с растениями мелководья. А есть ли растения в воде? На дне?
Корневище растения – толстое, темно-бурого цвета, покрыто остатками черешков листьев. В корневище располагается целая система воздухоносных каналов, которую можно увидеть даже невооруженным глазом: она предназначается не только для обеспечения дыхания растения, но и для удержания растения на поверхности воды и придания прочности тканям растения (в тех случаях, когда при сильном ветре или течении могут возникнуть разрывы).
Плавающие листья растения имеют округлую форму, в диаметре насчитывают от 10 до 30 см. Цвет листьев изменяется с возрастом растения: в молодом возрасте они красноватого цвета, во взрослом же становятся сверху – темно-зелеными, а снизу – красновато-фиолетовыми. Центр тяжести листьев располагается в месте прикрепления к ним черешка.
Цветки кувшинки белой – крупные, белого цвета, одиночные, в диаметре достигают 10–20 см. Чашечка цветка состоит из 3–5 лепестков, но, как правило, их бывает 4, основание ее округлое. Цветы кувшинки белой обладают нежным слабым аром. Растение цветет почти все лето (с первой половины до конца августа), зеленые шарообразные плоды его созревают под водой где-то в конце августа – начале сентября.
Все растения пресных водоёмов хорошо приспособлены к среде обитания,
являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.
А рыбы никогда не ловит. (Паук серебрянка)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит - кричит;
Сядет - молчит.
Кто его убьёт -
Свою кровь прольёт. (Комар).
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Хоть в пруду, как рыбы, живёт, -
По воде бежит, - не плывёт! -
Рыбам всем-всем не в пример
Тонконогий . . . ВОДОМЕР
Скачет заверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка).
Кровь пью,
А жизнь даю. (Пиявка)
"Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак.)
Весь день хожу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Совсем домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом я при себе ношу,
И потому всегда я дома. (Улитка.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку -
Спотыкалочку. (Утка.) На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет.
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
ӀХ. Закрепление. Работа по учебнику « Русский язык».
- Знакомство с жителями пресных водоёмов было бы не полным, если бы мы не забыли про БОБРОВ. Откройте учебник « Русский язык» на стр. 116 и познакомьтесь с заданием к упражнению 228 « БОБРЫ».
( РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ)
Задание: Письменно ответить на вопросы.
Х. В мире интересного. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Бобры»
(подготовила ученица 4 класса Назарян Соня).
Рассказ .
Бобр – очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать каналы, валить деревья, сооружать хатки, высота которых 2 метра.
Бобры поддерживают уровень воды в пруду так, чтобы вход в хатку был всё время под водой. Внутри хатки тепло и просторно. Там звери отдыхают днём, а вечером отправляются на « лесозаготовки». Бобры подгрызают дерево со всех сторон. Упавшее дерево разделывают: отделяют ветки, перегрызают ствол, сплавляют всё по реке и складывают в большие кучи к своему домику. Это продовольственный запас на зиму.
К весне у них появляются бобрята, обычно два или три. Через день новорождённые уже плавают, а через три недели уже едят растения, хотя мать и подкармливает их молоком. К осени зверьки подрастут, и тогда вся семья подправляет свою плотину, ремонтирует жильё, прокладывает новые каналы и устраивает новые запасы веток.
Когда бобрятам исполнится два года, они становятся самостоятельными. И на лесном ручье поднимается ещё одна плотина, ещё одна хатка.
Весят бобры 9-25 кг. Живут до 25 лет. Могут не дышать под водой 15 минут. Работают очень быстро: две – три минуты и дерево толщиной в руку легко падает!
ХӀ . Итог урока.
- Возьмите карточку – светофорик и раскрасьте мордочку соответствующим светом:
Красным – Если вы были активны на уроке;
Жёлтым – Если мало приняли участие в работе урока;
Зелёным – Если вам было не комфортно на уроке и не интересно.
- Покажите результат мне и нашим гостям.
ХӀӀ. Домашнее задание.
11 10 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
3 стр.
17 12 2014
1 стр.