Перейти на главную страницу
Специальность 12.00.01 – теория права и государства;
доктора юридических наук
Москва – 2010
Научный консультант – |
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
|
Официальные оппоненты: |
Доктор юридических наук, доцент Артемьев Александр Михайлович |
|
Доктор юридических наук, профессор Коровников Александр Венедиктович |
|
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Радько Тимофей Николаевич |
Ведущая организация – |
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации |
Защита состоится «25» ноября 2010 г. в 11.00 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 203.019.01 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
Автореферат разослан « » 20___ г.
Ученый секретарь
диссертационного совета И. И. Лизикова
Об остроте проблемы противодействия коррупции в нашей стране свидетельствуют результаты исследования, проводимого в рамках совместного аналитического проекта Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе. Российский индекс транспарентности 90 крупнейших российских публичных компаний в 2008 году составил только 56 %. Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2008 год, опубликованного «Транспэренси Интернешнл», показатель России – 2,1 (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший). В 2007 году этот показатель составлял 2,39. Примерно на том же уровне находятся такие страны, как Сирия, Бангладеш, Кения. О масштабах коррупции свидетельствует и то, что за первое полугодие 2009 года рассмотрено свыше 4,5 тысяч дел коррупционной направленности. Среди осужденных – 532 представителя органов
Законодательство, которому отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данных противоречий, коренящихся в социальных процессах. Это не значит, что оно пассивно в отношении коррупционных отношений. Напротив, пробелы в правовом регулировании определенной совокупности общественных отношений, правовые коллизии, неопределенность правовых норм могут быть стимулом для развития коррупции. В то же время законодательство может устранять социальные причины этого зла. Однако следует подчеркнуть, что правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обусловливающих данное явление. Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционный правопорядок).
Необходимо отметить, что формирование российского антикоррупционного законодательства осуществляется с начала 90-х годов прошлого века. Однако поворотным пунктом в становлении правового порядка в данной сфере стало принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в систематической форме изложившем принципы, направления и правовые начала борьбы с коррупцией в нашей стране, что обеспечило значительные изменения в его структуре, придало социальную направленность функционирования.
Между тем, принятие данного систематизирующего акта (также как и принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, а также принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”») является лишь первым этапом становления нового правопорядка в сфере противодействия коррупции. О необходимости его дальнейшего развития свидетельствует совокупность противоречий противодействия коррупции, которые группируются в четырех основных группах: концептуальная неразработанность целей и задач антикоррупционной политики, правовая неурегулированность определенной совокупности общественных отношений, доктринальная неопредленность и чрезмерное расширение законодательного определения понятия коррупции и коррупционного преступления, противоречия действующего законодательства. Указанные обстоятельства определяют актуальность обращения к системному теоретико-правовому исследованию формирования правового порядка Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
Существенное теоретико-методологическое значение для настоящего диссертационного исследования имеют работы таких правоведов, как А.И. Алексеев, В.С. Афанасьев, А.Г. Бережнов, В.П. Божьев, В.Н. Бутылин, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин, В.Д. Зорькин, Л.М. Колодкин, С.А. Комаров, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, А.С. Ловинюков, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, С.М. Петров, Л.Л. Попов, А.С. Прудников, Т.Н. Радько, В.П. Сальников, А.В. Серегин, В.Н. Синюков, Ю.А. Тихомиров и др., которые оказали существенное влияние на современную теорию управления и обусловили основные принципы изучения коррупции как социально-правового феномена. А также работы С.С. Алексеева, В.В. Борисова, А.С. Шабурова, А.Ф. Черданцева и др., посвященные проблемам теоретико-правовой интерпретации правопорядка и законности.
Необходимо признать значение для современных исследований противодействия коррупции доктринально-правового подхода, обобщающего отечественные и зарубежные интерпретации сущности государственного управления, сформулированного в работах таких отечественных мыслителей, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, В.П. Кавелин, П.И. Новгородцев, а также в трудах таких их последователей, как Н.Н. Аллексеев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко, А.С. Ященко, внесших большой вклад в изучение проблем институционализации его форм в контексте анализа исторического опыта национальных государств, самобытности их государственности и культуры.
Следует отметить важность работ современных авторов, в которых сформулированы институциональный, теоретико-правовой, антропологический, социально-правовой подходы к анализу проблемы функционирования государственной власти в современных условиях (С.С. Алексеев, В.М. Баранов, В.Ю. Верещагин, В.В. Дорогин, А.И. Денисов, В.А. Дрожжин, Д.Ю. Шапсугов, В.Ю. Шпак и др.).
Необходимо подчеркнуть, что проблемы коррупции достаточно давно находятся в поле зрения и западных исследователей. Среди них выделяются работы Р. Блэквела, Д. Вейли, Е. Вятра, Г. Гросманна, В. Кларка, Г. Клина, Д. Крамера, Р. Мертона, Л. Палмера, С. Роуз-Акерман, Д. Скотта и др. В основе их исследований лежит исторический подход, ретроспективно отражающий проблему коррупции в 60–80 гг. Между тем в исследованиях западных ученых не раскрывается содержание выявленных закономерностей и отсутствует анализ причин происходящего и раскрытия закономерностей формирования правового порядка в данной сфере.
Отдельные аспекты проблемы формирования правового порядка в сфере противодействия коррупции, стороны процесса его эволюции, функционирования и развития, освещены в трудах ученых различных отраслей права, в частности: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, B.C. Афанасьева, В.В. Бородина, Г.А. Гаджиева, Ю.И. Гревцова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, А.И. Королева, М.М. Курицина, Д.И. Луковской, Л.А. Николаевой, М.Н. Марченко, И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова и др.
Большое методологическое значение для изучения антикоррупционного правового порядка имеют научные исследования, посвященные анализу правовых механизмов борьбы с коррупцией, как в нашей стране, так и за рубежом. Вопросам сущности, процесса формирования, функционирования и развития правового механизма борьбы с коррупцией посвящены работы Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, B.C. Афанасьева, В.В. Бородина, Г.А. Гаджиева, Ю.И. Гревцова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, А.И. Королева, М.М. Курицина, Д.И. Луковской, Л.А. Николаевой, М.Н. Марченко, И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова и др.
Необходимо обратить внимание и на фундаментальные исследования, посвященные вопросам правового механизма борьбы полиции, органов внутренних дел с коррупционной, экономической и организованной преступностью. В этом плане следует отметить исследования А. Аслаханова, С.Г. Александрова, В.И. Боркова, Б.В. Волженкина, Л.Г. Дашковой, Н. Егоровой, Б.Д. Завидова, Б.В. Здравомыслова, Н.С. Зубова, A.M. Иванова, П.А. Кабанова, Дж. Капита, О.Х. Качмазова, К. Келсей, А.И. Кирпичникова, Б.В. Коробейникова, С. Кохли, X. Лесли, Ю.И. Ляпунова, В.Е. Мельникова, А.А. Морозова, В.А. Номоконова, М.Ф. Орлова, Л.В. Петелина, П. Скобликова, К.С. Соловьева, К.И. Сотникова, Р. Уильяма, Н.Б. Уразалина, Д. Хаджади, А. Хоботова, М.Т. Чарльза, В.Е. Эминова, П.С. Яни и др.
Говоря о научной разработанности проблемы, необходимо отметить незначительное количество исследований, посвященных проблеме доктринальных, концептуально-правовых основ современной российской антикоррупционной политики, имеющей большое значение для анализа правового порядка в сфере противодействия коррупции. В этом смысле важную методологическую роль в процессе анализа проблемы играют исследования группы ученых в составе С.С. Сулакшина, С.В. Максимова, И.Р. Ахметзяновой, А.Р. Бахтизина, А.В. Вакурина, В.А. Ванцева, Ю.Г. Васина, М.В. Вилисова, С.П. Глинкиной, Д.В. Гука, Т.А. Данилиной, И.И. Елисеевой, А.Ю. Круглова, Ю.В. Латова, А.А. Майдыкова, В.К. Максимова, А.С. Малчинова, Ю.С. Мартюшова, Ю.Г. Наумова, М.Ю. Погорелко, Е.С. Сазоновой, А.С. Сулакшиной, А.В. Тимченко, А.Ю. Ярутича, А.Н. Яцушко.
Несмотря на широкий спектр разработанности проблемы, правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции не ставился предметом самостоятельного и системного изучения, что делает своевременным и актуальным настоящее диссертационное исследование.
Реализация цели диссертационного исследования предполагает решение следующих следовательских задач:
– раскрыть сущность и природу коррупции как социально-правового явления;
– определить доктринальную и правовую природу государственной антикоррупционной политики;
– систематизировать виды и формы коррупции и коррупционных отношений;
– выявить закономерность эволюции российского антикоррупционного законодательства, определить основные этапы его развития;
– дать теоретико-правовую интерпретацию противодействия коррупции в глобальной правовой системе;
– выяснить особенности противодействия коррупции в национальных правовых системах ведущих иностранных государств;
– дать юридическую оценку противодействия коррупции в правовой системе Российской Федерации на современном этапе;
– охарактеризовать принципы международного правового порядка в сфере противодействия коррпции;
– выяснить значение защиты национальных интересов в системе принципов и закономерностей функционирования правового порядка противодействия коррупции;
– раскрыть структуру и формы юридической институционализации антикоррупционного правового порядка в национальных правовых системах;
– показать динамику развития правовых механизмов государственного регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции в контексте диалектики формально-нормативной и деятельностной сторон антикоррупционного правового порядка;
– дать институционально-правовую характеристику субъектов субъектов противодействия коррупции как элементов структуры антикоррупционного правопорядка;
– охарактеризовать государственно-правовое регулирование деятельности субъектов противодействия коррупции в Российской Федерации;
– выяснить значение гуманизации противодействия коррупции в контексте задач совершенствования российского антикоррупционного правового порядка;
– определить значение формирования правовой антикоррупционной доктрины для совершенствования антикоррупционного правопорядка Российской Федерации на современном этапе;
– дать характеристику роли и значения систематизации антикоррупционного законодательства в формировании современного правового порядка Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
– предложено категориальное определение сущности и социально-правовой природы коррупции, выражающее историческую обусловленность данного феномена системой урегулированных правом общественных отношений, где правовое противодействие коррупции отражает уровень осознания обществом ее общественной опасности;
– обоснована концептуально-правовая модель государственной антикоррупционной политики, содержание, цель и задачи которой должны определяться деятельностью органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан, основанной на интерпретации сущности и социально-правовой природы коррупции, направленной на снижение уровня посредством реализации интересов личности, общества игосударства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
– проведена типологизация форм коррупции, раскрывающая механизмы незаконного присвоения общественного блага участниками коррупционных отношений посредством использования публичной власти, выявляющая пробелы в российском законодательстве, относящиеся к неурегулированности категории злоупотребления публичным статусом;
– выявлены закономерности эволюции российского антикоррупционного законодательства, состоящие в исторически обусловленном переходе от синкретических и симбиотических форм регуляции противодействия коррупции к правовым, на основе чего обоснована его историческая периодизация;
– определены уровни институционального влияния международного законодательства на формирование национального порядка в сфере противодействия коррупции на основе структурирования доктринального, концептуально-правового и нормативно-правового содержания международных документов антикоррупционной направленности;
– дана характеристика форм имплементации норм международного права в сфере противодействия коррупции национальными правовыми системами, определена их обусловленность уровнем развития правовой системы, стабильностью политической жизни, состоянием правовых механизмов борьбы с преступностью;
– выяснены особенности современного антикоррупционного законодательства Российской Федерации, уровень его унифицированности, определены проблемы и противоречия государственного регулирования антикоррупционной политики, перспективы его дальнейшего развития, связанные с их преодолением;
– дано категориальное определение правового порядка Российской Федерации в сфере противодействия коррупции как вида специального порядка, определены его юридическая природа, структура и функции в системе общего правопорядка;
– систематизированы формы и методы правовой легитимации российского антикоррупционного правового порядка в контексте приоритетов национальной безопасности, который соответствует тенденциям институционально-правового обеспечения защиты интересов личности, общества и государства;
– определен международный правовой порядок в сфере противодействия коррупции, его содержание, структура и функции, выяснено значение институциональной и неинституциональной нормативной регуляции в его формировании ифункционировании, фундаментальная роль этических антикоррупционных доктрин в эволюции антикоррупционного законодательства;
– выделены субъекты противодействия коррупции в структуре российского антикоррупционного правового порядка, обеспечивающие его функционирование, на основе чего обоснована необходимость создания специализированного государственного органа в качестве субъекта антикоррупционно политики с необходимым объемом полномочий;
– выяснен объем государственно-правового регулирования антикоррупционной деятельности, соответствующий задачам эффективного противодействия коррупции в сфере законотворческого процесса, правоохранительной деятельности, совершенствования антикоррупционного законодательства;
– дана теоретико-правовая оценка процессу гуманизации противодействия коррупции, который предложено рассматривать в контексте общих тенденций развития правовой системы Российской Федерации, выражающегося в законодательных мерах, определяющих закономерности развития антикоррупционной деятельности, действующих в экономической, политической, социальной, организационно-управленческой и правовой сферах;
Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем правового обеспечения противодействия коррупции, а также правовых механизмов формирования антикоррупционного правового порядка в современных условиях. Актуальность и новизна положений, обосновываемых контекстом диссертационного исследования, их методологическое значение для формирования государственной политики в данной сфере позволяют применять многие обобщающие выводы настоящей работы, в том числе касающиеся сущности, правовых и организационных характеристик национального антикоррупционного правопорядка как одного из факторов обеспечения национальной безопасности.
Представляются практически значимыми результаты и выводы исследования, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего сферу противодействия коррупции, в практике преподавания теории государства и права, конституционного (государственного) права, а также спецкурсов по соответствующей тематике.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, в том числе: Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией» (Ростов-на-Дону, 19-20 июня 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Российская антикоррупционная политика» (Ростов-на-Дону, 4-5 июня 2009 г.); V Международной научной конференции «Россия – Восток» (г. Астрахань, 4 – 6 сентября 2009 г.); Вторых Кудрявцевских чтениях «Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики» (г. Москва, 10 апреля 2009 г.).
Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора общим объемом 61,8 п.л., в том числе в семи монографиях общим объемом 52,1 п.л., а также в изданиях, рекомендованных ВАК и приравненных к ним, – 14 статей объемом 7,4 п.л.
Специальность 12. 00. 01 теория права и государства; история учений о праве и государстве
10 09 2014
3 стр.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и
01 09 2014
1 стр.
Японии коррупция определяется как противоправное деяние, выражающееся в умышленном использовании должностными лицами своего служебного статуса для противоправного получения имущест
10 09 2014
1 стр.
Отчет о выполнении плана противодействия коррупции с января по октябрь 2010 г. Управлением Роскомнадзора по Кабардино-Балкарской Республике
30 09 2014
1 стр.
Информационное издание администрации Хозанкинского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики
14 12 2014
6 стр.
Отчет о публикациях в Уральской региональной прессе по проблеме коррупции и организованной преступности
16 12 2014
9 стр.
Отчет о публикациях в Уральской региональной прессе по проблеме коррупции и организованной преступности
08 10 2014
8 стр.
Отчет о публикациях в Уральской региональной прессе по проблеме коррупции и организованной преступности
10 10 2014
5 стр.