Перейти на главную страницу
2.1. Зарождение аудита в странах Запада и на Востоке 7
2.2. Предпосылки возникновения аудита 8
Заключение 17
Список используемой литературы 19
Еще древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система государства, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.
С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы – чиновники, обеспечивающие контроль над поступлениями доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами.
Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.
Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. А в 1853 году был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.
Второй этап – 1950г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются «укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг». Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей «Большой пятерки», перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес.
Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.
Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется временными правилами аудиторской деятельности в РФ.
Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита. Понятие аудита Угольников в статье «История аудита»:
«Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и в учреждениях с точки зрения его достоверности и справедливости».
«Аудит – это систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установление степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщение результатов заинтересованным пользователям».
«Аудит – систематический процесс, проводимый независимым от внешних факторов лицом или группой лиц, основанный на результатах контроля и своего мнения. На основании установленных критериев и стандартов по поводу информации, которую ревизионная единица предоставляет сторонним пользователям в своей деятельности и ее перспективах».
В аудиторских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение:
«Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения».
Несмотря на некоторые различия в определении аудита, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:
· независимость;
· платность;
· конфиденциальность.
Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы.
В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.
Джек Робертон отмечал, что под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.
Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:
1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;
2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.
Хозяйственный контроль и аудит как одна из его форм на всех этапах шел в тесном взаимодействии с хозяйственным учетом. Хозяйственный учет возник с возникновением письменности около четырех тысяч лет до нашей эры. Учетные записи о действиях и событиях, зафиксированные на материальных носителях (папирусе, бересте и т.п.), могли повлечь за собой определенные юридические последствия. Хозяйственный учет никогда не мог быть и не был абсолютно точным. Его данные могли содержать как случайные, так и преднамеренные ошибки. Если учетными данными пользовалось не только лицо, которое их составило, то такие сведения всегда требовали той или иной проверки.
С глубокой древности и вплоть до середины XIX века финансовый контроль достаточно четко не подразделялся на отдельные формы (ревизия, аудит, бухгалтерская экспертиза).
Первой страной, создавшей систему финансового контроля, стал Китай. Древние китайские рукописи свидетельствуют, что уже в 700 году до н.э. там существовал пост Генерального аудитора, который должен был обеспечивать честность правительственных чиновников, по роду своих обязанностей имевших право пользоваться и распоряжаться государственными деньгами и имуществом. Обязанности, права и формы правительственных органов видоизменялись со сменой правящих династий.
В Европе зарождение финансового контроля прослеживается еще в период становления Римской империи. Еще в III веке до н.э. римские управляющие назначали ответственных работников казначейства (квесторов, магистратов и других чиновников) для контроля за полнотой сбора налогов и использованием государственных денег в провинциях и требовали отчитываться устно о проделанной дороге. Можно предполагать, что к этому времени относится и появление терминов «аудит» и «аудитор», имеющих корень от латинского слова, в прямом переводе на русский язык означающего «слушающий» или «выслушивающий». В те уже достаточно далекие от нас времена римские управляющие и другие чиновники полагали, что устная форма отчета лучше, чем письменная, так как любой документ можно подделать, а солгать, когда на тебя смотрит пристальным взглядом начальник, практически невозможно.
Мощным толчком к развитию бухгалтерского учета стало применение на практике разработанного Лукой Пачоли (1445-1517) принципа двойной записи в бухгалтерском учете, описанного в книге «Трактат о счетах и записях». Он обратил внимание и на необходимость финансового контроля правильности ведения учетных записей. Описывая в своей книге работу маклеров и посреднических бюро в Италии в XIII-XV веках Лука Пачоли констатировал: «Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (нерадивыми маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Правильность записей в учетных книгах, сформированных по этому принципу, проверить стало значительно легче и надежнее, что способствовало и становлению контроля. В это же время в Европе учетные книги стали фигурировать в суде при рассмотрении имущественных споров.
В Англии первое упоминание об аудите относится к XIII веку. В 1324 году королевским указом были назначены аудиторы в ряде графств, что послужило началом его становления как профессиональной деятельности.
Вплоть до середины XIX века аудиторы назначались на должность, и не могло идти и речи об их независимости.
Аудит как форма независимого внешнего контроля начал формироваться во второй половине XIX века. Родиной аудита стала наиболее экономически развитая страна того времени - Великобритания. Подъем рыночной экономики, образование акционерных обществ, формирование банковской системы привели к разделению интересов тех, кто непосредственно занимался управлением предприятий и распоряжался денежными средствами и имуществом (управляющие, бухгалтеры, менеджеры), и тех, кто вкладывал свои деньги в их деятельность (акционеры, собственники, инвесторы). Страна столкнулась с невиданными до того времени аферами в финансовой сфере. В результате тысячи людей, поверивших рекламным обещаниям неслыханных дивидендов, вложили свои деньги в сомнительные предприятия, были обмануты и разорены. Особую известность получило банкротство городского банка Глазго в Шотландии. Возникла общественная необходимость в защите интересов рядовых вкладчиков от возможного произвола управляющих.
Ответом на такую потребность стало принятие в Великобритании начиная с 1844 г. ряда законов о компаниях, согласно которым правления акционерных обществ были обязаны приглашать не реже одного раза в год специалиста для проверки бухгалтерских книг и счетов с последующим составлением отчета перед акционерами. В соответствии с Актом о компаниях от 1848 года аудитор мог работать в проверяемой компании, и не было установлено жестких требований к его квалификации. В 1900 году в акт о компаниях было введено требование независимости, и аудитор уже не мог быть служащим проверяемой компании. Параллельно с развитием законодательства в области экономики стали формироваться и организации профессиональных бухгалтеров. Первое профессиональное объединение бухгалтеров - Институт присяжных бухгалтеров - было создано в 1854 году в Эдинбурге (Шотландия).
В США аудиторскую деятельность организовывали лица, прошедшие подготовку в Великобритании. Ими в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов Америки, и в 1896 году в штате Нью-Йорк был принят закон, регулирующий порядок проведения аудита. Уже в 1908 году в Ассоциацию аудиторов США входило 340 членов из 25 штатов.
В XX веке основными причинами роста потребности в аудиторских услугах стали мировой экономический кризис 1929-1933 годов и появление совместных предприятий.
В странах Западной Европы и США аудит стал мощным оружием против мошенничества в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Были введены обязательные требования к информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательность публикации этих отчетов и заключений аудиторов. В США был принят закон о проверке правильности ценных бумаг, регулирующий проведение проверок независимыми аудиторами частных корпораций, выпускающих акции и облигации.
С появлением совместных предприятий, транснациональных корпораций управляющие и собственники могли находиться в разных странах, в которых действовали разные законы, существенно отличалась организация бухгалтерского учета, документация составлялась на разных языках. Все это вызвало к жизни и потребность в независимом аудиторе, который должен был проверить консолидированый баланс и отчитаться перед собственниками, что отчетность дает верную оценку дел компании.
До конца 40-х годов XX века аудит носил подтверждающий характер и заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции и правильность их отражения в финансовых отчетах. Такой аудит по методике проведения мало чем отличался от ревизии.
В 50-е годы аудит становится системно-ориентированным. Основные отличительные черты такого подхода к аудиту:
В 70-е годы XX века аудит вступил в третий современный этап развития, характеризующийся ориентацией аудита на возможный риск при проведении проверок. Действия аудитора направлены на предупреждение и избежание риска. Аудит базируется на национальных и международных стандартах. Сплошная проверка проводится для особо значимых операций и документов, а выборочная проверка с применением специальных компьютерных программ осуществляется только для тех участков учета, где имеется риск обнаружения существенных ошибок или мошенничества.
Во всех развитых странах аудиторы являются аттестованными специалистами, проходят длительное обучение, приобретают практический опыт и сдают требующие серьезной подготовки экзамены.
История зарождения и развития аудита свидетельствует, что необходимость в нем обусловлена следующими причинами:
После Петра I в России и в СССР было предпринято еще несколько попыток создания независимого финансового контроля. Однако все они потерпели неудачу.
Основными причинами явились отсутствие необходимых юридических гарантий независимости аудиторов. В СССР процесс реставрации аудита, начавшийся в годы НЭПа, был прекращен в начале
30-х годов с установлением жесткого государственного регулирования во всех сферах экономики. Финансовый контроль в стране пошел по направлениям партийного контроля со стороны КПСС, ведомственного контроля, контрольно-ревизионного аппарата Министерства финансов и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Потребность в независимом аудите вновь появилась только в конце 80-х годов XX века в период так называемой «перестройки» с появлением и развитием рыночных отношений, появлением совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Современный этап развития аудита в России можно условно подразделить на три периода.
С выходом в 1988 году Закона «О кооперации в СССР» в стране во всех сферах экономики появилось большое количество предприятий, основанных не на государственной собственности. К ним нельзя было подходить с позиций ведомственного контроля, а специальные налоговые органы были созданы только в 1990 году.
В этих условиях Постановлением Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 года № 1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано АО «Инаудит» для оказания аудиторских и консультационных услуг. Основными акционерами «Инаудита» стали Минфин СССР - 55%, Министерство внешней торговли - 10%, Госбанк СССР - 5%.
«Инаудит» имел высококвалифицированный штат работников, имевших опыт работы в контрольно-ревизионном аппарате Минфина СССР и других контролирующих органах.
После принятия в СССР Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране стали появляться коммерческие организации, специализирующиеся в области аудита и консультационных услуг. Аудиторские фирмы созда вались в основном в формах закрытых акционерных обществ и товариществ. Однако были аудиторские организации и в форме производственных кооперативов.
В это же время на рынке аудиторских услуг появились и крупные иностранные аудиторские фирмы. В 1990 году в страну пришла одна из крупнейших межконтинентальных аудиторских фирм «Эрнст энд Янг», входившая в так называемую «большую шестерку» крупнейших бухгалтерских фирм.
Данный этап характерен практически полным отсутствием нормативных документов, регулирующих правовые аспекты аудиторской деятельности. Не было и специальных разработок в области методики аудита. Аудиторы в своей работе использовали опыт работы в государственных контролирующих органах. Аудиторское заключение представлялось клиентам в произвольной форме и по структуре часто напоминало акт по результатам ведомственной ревизии.
Можно считать, что в начале 90-х годов XX века система аудита в нашей стране уже сложилась, но дальше развиваться без нормативной базы уже не могла.
Заметную роль в организации аудиторской деятельности, защите интересов аудиторов стали играть профессиональные объединения аудиторов. В 1995 году была образована Аудиторская Палата России, аудиторские палаты и другие объединения аудиторов появились во многих регионах страны, были установлены контакты с профессиональными аудиторскими объединениями ряда ведущих стран мира. Специалисты ведущих аудиторских фирм и преподаватели получили возможность стажировки за рубежом. Аудиторской Палатой России был принят в 1996 году Кодекс профессиональной этики аудиторов.
В этот период в России уже работали практически все ведущие мировые аудиторские фирмы, а также тысячи российских аудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей. На рынке аудиторских услуг стала заметной конкуренция.
Во исполнение указанного Закона были разработаны и утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внесены изменения в порядок подготовки, аттестации и повышения квалификации аудиторов. Министерство финансов РФ утверждено в качестве государственного органа регулирования аудиторской деятельности, при котором образованы департамент по организации аудиторской деятельности и Совет по аудиторской деятельности, принят Кодекс профессиональной этики аудиторов России.
Аудиторская деятельность как один из перспективных видов бизнеса продолжает бурно развиваться. Только с 2005 по 2007 год выручка 100 крупнейших аудиторских компаний страны выросла в 1,5 раза и составила в 2007 году 15,6 млрд. руб. За этот же период их прибыль увеличилась в 2 раза и составила в 2007 году 810 млн. руб.
Административная реформа, проводимая Правительством РФ, предусматривает передачу ряда функций государства саморегулируемым организациям. В этой связи должна произойти постепенная передача ряда функций государственного регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым профессиональным организациям аудиторов.
В целях решения задачи реформирования аудита в декабре 2008 года в России был принят новый Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, которым предусмотрено обязательное членство всех аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых профессиональных аудиторских объединениях с последующей отменой лицензирования аудиторской деятельности. Расширение функций и полномочий саморегулируемых организаций не отменяет полностью государственный контроль аудиторской деятельности. На данном этапе развития аудита поставлена и решается задача более четкого разделения функций государственных органов и саморегулируемых организаций, объединение их усилий для эффективного контроля качества предоставляемых клиентам аудиторских услуг. Отмена обязательного лицензирования аудиторской деятельности привела не только к усилению роли саморегулируемых аудиторских объединений, но также к увеличению ответственности этих объединений за работу аудиторских организаций - их членов.
В законе четко разделены понятия аудита и аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными
аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей закона об аудиторской деятельности под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
В настоящее время в экономике России происходит существенные изменения, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне. Складывается современная система рыночной экономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятия и организации в рамках этой системы.
Одним из важнейших элементов рыночных отношений был и остается финансовый контроль. Такой контроль может быть государственным и независимым. Последнее носит название «аудит». Главная цель аудита – обеспечивать контроль за достоверность информации, отражающей в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные об использовании имущества и денежных средств, о проведение коммерческих операций и направлений инвестиций юридическими субъектами могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.
Перечень сопутствующих услуг согласно Закону устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Федеральный стандарт № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» к сопутствующим услугам относит следующие:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
Кроме того, к сопутствующей услуге относится специальное аудиторское задание, предусмотренное стандартом аудиторской деятельности от 20.10.1999 г., одобренным Комиссией при президенте по аудиторской деятельности.
Закон также устанавливает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не имеют права заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской (проведение аудита и оказание сопутствующих услуг) и оказания прочих услуг. Под прочими услугами Закон понимает услуги, связанные с аудиторской деятельностью. К прочим услугам, в частности, относятся:
• постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента,
составление бухгалтерской отчетности (так называемые «эккаунтинговые» услуги), бухгалтерское консультирование;
• постановка, восстановление, ведение налогового учета у клиента, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое консультирование;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование;
• управленческое консультирование (в том числе в связи с реорганизацией, приватизацией);
• юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в том числе консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и местного самоуправления;
• автоматизация (компьютеризация) бухгалтерского учета, внедрение информационных технологий;
• оценочная деятельность;
• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
• проведение научно-исследовательских (в том числе экспериментальных) работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов;
• обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Тема Предпосылки возникновения аудита; краткая история его развития. Понятие аудиторской деятельности
25 12 2014
1 стр.
Аргентина, и до возникновения самого государства Аргентина и аргентинского народа, а также по истории его дальнейшего развития и жизни вплоть до начала XXI века. Список этой литер
25 12 2014
4 стр.
Система нормативных актов рф, регулирующих аудиторскую деятельность. Ключевые положения Закона РФ «Об аудиторской деятельности»
06 10 2014
1 стр.
Тема: Теоретические основы и концепции маркетинга. Исторические предпосылки развития маркетинга. Маркетинг-микс. Понятие «7-р» для услуг, его структура. Типы маркетинга
06 10 2014
1 стр.
В обязанности аудитора не входит правовая квалификация того, действительно ли было совершено недобросовестное действие
11 10 2014
4 стр.
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении контроля каче
30 09 2014
1 стр.
Агентские сети в туризме: причины возникновения, способы присоединения, популярные агентские сети
14 10 2014
1 стр.
Историко-художественные предпосылки возникновения абстрактного искусства и его основные тенденции
11 09 2014
12 стр.