Перейти на главную страницу
Исполняемые произведения должны отличаться друг от друга по жанру и содержанию. Желательно, чтобы были представлены образцы как классической, так и современной отечественной и зарубежной литературы.
Абитуриент должен по своему выбору спеть песню, исполнить танец; ему будут предложены упражнения на проверку координации движений, музыкального ритма, реакции, внимания.
Абитуриенту предлагается выполнить этюд на действие в заданных обстоятельствах, что даёт возможность проверить способность к импровизации, степень эмоциональной заразительности.
Коллоквиум производится по широкому кругу вопросов, позволяющих определить творческие интересы и склонности абитуриента, уровень его знаний литературы и искусства, основных событий театральной жизни.
Абитуриент должен иметь необходимые сценические данные, обладать способностью к образному и логическому мышлению, творческим воображением, эмоциональной возбудимостью, музыкальностью и пластичностью. Отсутствие органических недостатков речи (шепелявости, картавости, гнусавости и т.д.) обязательно.
Абитуриенты, обнаружившие профессиональную непригодность по одному из разделов экзамена по специальности, к сдаче последующих туров не допускаются.
Станиславский К.С. |
«Моя жизнь в искусстве» |
Станиславский К.С. |
«Этика» |
Немирович-Данченко В.И. |
«О творчестве артиста» |
Калашников Ю.С. |
«Эстетический идеал К.С. Станиславского» |
Пушкин А.С. |
«Борис Годунов», «Маленькие трагедии» |
Грибоедов А.С. |
«Горе от ума» |
Гоголь Н.В. |
«Ревизор», «Женитьба» |
Лермонтов М.Ю. |
«Маскарад» |
Островский А.Н. |
«Бесприданница», «Лес» |
Толстой Л.Н. |
«Живой труп» |
Чехов А.П. |
«Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры» |
Горький М. |
«На дне», «Егор Булычёв и другие» |
Маяковский В.В. |
«Клоп», «Баня» |
Корнейчук А.Е. |
«Платон Кречет» |
Арбузов А.Н. |
«Иркутская история» |
Розов В.С. |
«В добрый час» |
Лопе де Вега |
«Овечий источник» |
Шекспир В. |
«Гамлет», «Ромео и Джульетта» |
Мольер Ж.Б. |
«Мещанин во дворянстве» |
Брехт Б. |
«Мамаша Кураж и её дети» |
Проза |
Стихи |
|
|
Аверченко А.Т. |
Ахматова А. |
Бунин И.А. |
Байрон Д. |
Булгаков М.А. |
Бодлер Ш. |
Белль Генрих |
Вознесенский А. |
Берхерт Вольфганг |
Волошин М. |
Генри О. |
Гильен Н. |
Зощенко М.М. |
Гумилёв Н. |
Казаков Ю.П. |
Лермонтов М. |
Куприн А.И. |
Лорка Г. |
Лондон Д. |
Маяковский В. |
Моэм С. |
Некрасов Н. |
Паустовский К.Г. |
Пушкин А. |
Пушкин А.С. |
Пастернак Б. |
Платонов А.П. |
Евтушенко Е. |
Солоухин В.А. |
Мандельштам О. |
Толстой Л. Н. |
Фет А. |
Тургенев И.С. |
Хлебников В. |
Твен М. |
Шекспир В. |
Чехов А.П. |
Цветаева М. |
Шукшин В.М. |
|
Экзюпери А. |
|
Джером Д. |
|
Коллоквиум состоит из:
1. Сколько фортепианных сонат у Л.Бетховена, какие из них 2-х и 3-х частные?
2. Назвать выдающихся исполнителей музыки И.С. Баха
3. Назвать выдающихся исполнителей музыки Ф. Шопена.
4. Рассказать о выдающихся исполнителях современности, указать, какие произведения в грамзаписи были прослушаны?
5. Рассказать о жанрах прелюдии, рапсодии, этюда и т.д. Назвать наиболее известные произведения, написанные в этих жанрах, и их авторов.
6. Рассказать о произведениях художественной литературы, прочитанных за последнее время.
7. Назвать своих любимых писателей, поэтов, художников и их произведения. Знать литературу по своей специальности, музыкальную терминологию, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
а) игра диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: Т – II43; Д7 – Т, Т – II2 – Д65 – Т;
б) игра гармонической последовательности (в широком расположении) в форме периода, содержащей отклонения и
модуляцию в тональности диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. М.,1976.-стр. 221-226
(модуляции в тональности диатонического родства).
Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту М., 1969. №№451, 452.)
Время выполнения: 25-30 минут, 8 – 10 проигрываний.
5. Устный ответ
1. Интонирование
а) гармонических оборотов (расположение 4-х голосных аккордов в арпеджированном виде – широкое); примерная трудность: Т-II7-
ДД7-Д43-Т6; t-IY-II65-ДД65-К64-Д7-t
б) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один голос петь)
в) построений из музыкальной практики ХУII-ХIХ вв. (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып.II).
Изд.5. М., 1975. №№108, 112): Способин И. Двухголосие № 106 – 112
2. Слуховой анализ гармонических последовательностей, содержащих отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства. Примерная трудность: Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио.
М., 1975. Издание 3-е, переработанное и дополненное, (№334).
б) две части из сонаты или партиты Баха для скрипки соло (одну в медленном движении, другую – подвижную);
в) первую или вторую и третью части концерта, например, концерты следующих композиторов: Кабалевского, Моцарта, Дварионаса, Вьетана, Сен-Санса;
г) два произведения малой формы русского, советского или зарубежного композитора (Чайковского, Хачатуряна, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Кабалевского, Ракова).
Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио, уметь играть их в умеренном движении (трёхоктавные гаммы, гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах), знать основные и комбинированные штрихи.
б) две части из скрипичной или виолончельной сонаты или сюиты Баха (одна часть в медленном движении, другая – в подвижном);
в) произведение отечественного или зарубежного композитора, например: Чайковский – «Подснежник», «Белые ночи», Рубинштейн – «Мелодия», Крюков «Элегия», «Новелла», Шуберт – «Экспромт», «Вальс», Григ – «Элегия», Александров – «Ария», Степанов – «Поэма», Цинцадзе – «Хоруми»;
г) первую часть концерта или сонаты, например: концерты Генделя, И.Х. Баха, Гайдна, сонаты Глинки, Боккерини, Стамица.
Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь играть их в умеренном движении, знать штрихи. Исполнение гамм – по требованию комиссии.
б) две части из сюиты Баха для виолончели соло (одну медленную, другую – подвижную);
в) произведение отечественного или зарубежного композитора, например: Чайковский – «Ноктюрн», Глиэр – «Листок из альбома», Рахманинов – «Вокализ», Арутюнян – «Экспромт», Бах – «Ария», Шостакович – «Адажио», Айвазян – «Концертный этюд», Гольтерман – «Каприччио», Гоэнс – «Скерцо»;
г) первую часть концерта или классическую сонату средней трудности, например: Кабалевский – Концерт, Сен-Санс – Концерт, Гайдн – Концерты до мажор, ре мажор (малый), Боккерини – Концерт; сонаты: Марчелло, Эккельса, Вивальди, Самартини.
Кроме того, поступающий должен знать все трёхоктавные гаммы и арпеджио, уметь играть их в умеренном движении, а также гаммы в терциях и секстах до четвертой позиции. Знать основные и комбинированные штрихи. Исполнение гамм – по требованию комиссии.
б) два этюда разного характера, например: этюды Граба, Крейцера, Симандля;
в) 1 или 2 и 3 части концерта или сонаты, например: концерты Шторха, Симандля, сонаты Марчелло, Ариости, Корелли и т.д.
г) одно произведение малой формы средней трудности отечественного автора, например: Власов – «Мелодия», Чайковский – «Ноктюрн».
Экзамен по специальности для абитуриентов состоит из 3-х туров:
I Письменная работа:
выполнить гармонизацию предложенной в классе мелодии; трудность задания соответствует задачам раздела «Модуляция в тональности диатонического родства» из учебного пособия Б. Алексеева «Задачи по гармонии» (издание второе, дополненное).
Время выполнения: 90 минут
II Устный ответ
б) игра гармонической последовательности в форме периода, содержащей модуляцию (отклонения) в тональности диатонического родства (примерная трудность:
Алексеев Б. Задачи по гармонии. М., 1976. – С. 221-226 (модуляция в тональности диатонического родства).
I. Письменная работа
Двухголосный диктант в форме периода.
Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Шугаева Л., Фокина Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. №№ 445, 446.
Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний.
II. Устный ответ
б) гармонических оборотов (расположение 4-хголосных аккордов в арпеджионном виде – тесное); примерная трудность:
I – II7 – D43 – T6; T – II7 – VII65 – D43 – T.
в) одноголосных и двухголосных (один голос играется, один – поется) построений из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 86,95. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие, трехголосие, - М., 1977. №№ 19, 20).
б) интервалов;
в) гармонической последовательности, содержащей модуляцию в тональность диатонического родства (примерная трудность:
Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№ 262)
б) сонату или первую часть концерта, например: Моцарт – концерты №№ 1,2, концерты Гайдна, Кванца; Гендель – Соната № 5; Бах – Соната № 4 до мажор, Раков – 3 пьесы; Цыбин – Концертные аллегро №№ 1,2,3.
б) две пьесы и две части из концерта или сонаты, например: Гендель –1 часть сонаты; 1 и 2 части из концертов Генделя и Гайдна; 2 и 3 части из концерта Моцарта; Бетховен-Гедике - Анданте из сонаты ор. 28; Рахманинов – Вокализ; Савельев – Концерт, 2 часть; Чимароза – Концерт, 1 и 2 части.
б) концерт или фантазию, например: Римский-Корсаков – Концерт; Компанеец – «Башкирский напев-пляска»; Вебер – «Концертино», «Вариации», Концерт № 1; Комаровский – Концерт; Медынь – Романс;
в) две пьесы кантиленного характера, например: Чайковский – «Романс», «Песня без слов»; Бах – «Адажио»; Бетховен – «Адажио».
б) две части концертов Моцарта или Вебера, или Кожелуха или, Тему с вариациями Б. Дварионаса;
в) две пьесы: одну медленного, другую подвижного характера.
Например: Глиэр – Экспромт и юмореска; Чайковский – «Ноктюрн» или «Полька».
б) произведения крупной формы, например: две части (1 или 2,3) из концерта Моцарта; Р. Штраус – Концерт № 1, часть 1; Лейе – Соната, 2и3 части; Ф. Штраус – Концерт, 1 и 2 части; Моцарт – Концертное рондо;
в) два произведения малой формы (одно медленного, кантиленного характера, другое – подвижное); Чайковский – «Осенняя песня», «Ноктюрн», Сальников – «Ноктюрн», «Юмореска», Глазунов – «Мечты», Глиэр – «Ноктюрн», «Интермеццо»).
б) два произведения (небольших) разного характера и одно произведение крупной формы, например: Бах-Гедике – «Сарабанда», Гедике –Концертный этюд, Рахманинов – «Весенние воды», Арутюнян – Концерт, Скерцо, Гайдн – Концерт, 1и 2 части; Пескин – Концерт №1, 2 и 3 части; Гендель – Концерт, 1-3 части; Н. Раков – Рондо-тарантелла; Щёлоков – Концерты №№ 1,2.
б) два произведения малой формы различного характера и одно сочинение крупной формы, например: пьесу из 1-й, 2-й или 3-й тетради переложений Гедике; Блажевич – Концерт № 2, 2 часть; Давид – Концертино, Рахманинов – Прелюдия; Марчелло – Соната, 1 и 2 части; Сен-Санс – Каватина; Римский-Корсаков – Концерт и др.
б) уверенное ритмически точное исполнение этюдов в пределах № 40 и простейших оркестровых выписок из «Школы» профессора Купинского К.М.
в) читка ритмических этюдов с листа с употреблением синкоп, пауз, 3,5,6,7-х ритмов, уметь использовать различные нюансы.
б) тремоло – в различных нюансах;
в) настройка следующих интервалов: кварты, квинты и перестройка в пределах простейших интервалов;
г) этюды и оркестровые выписки из «Школы» Купинского (№ 20)
д) читка простейших ритмических комбинаций с листа.
б) этюды для двух литавр («Школа» Купинского);
в) пьесы: либо одна крупной формы (часть концерта), либо две малой формы виртуозного характера;
г) читка с листа небольших музыкальных отрывков в спокойном движении.
Проверка навыков по чтению с листа: прочесть партию оркестрового или камерного произведения средней трудности. Проверка знаний музыкальной литературы в объёме курса музыкального училища:
а) история инструмента и литература для него;
б) методический разбор произведения;
в) терминология;
г) искусство, литература;
д) видные исполнители на духовых инструментах;
е) видные педагоги-духовики;
ж) вопросы, выявляющие кругозор и жизненный опыт абитуриента.
Музыкально-теоретические дисциплины
Сольфеджио, гармония (письменно, устно).
(одноголосный, содержащий хроматизмы, или двухголосный диатонический). Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. №№ 273, 290. Время выполнения : 25-30 минут; 8-10 проигрываний.
II. Устный ответ
б) интервалов вверх и вниз (в тональности и от звука);
в) аккордов (ум 35, ув 35, D7, II7, VII7) и их обращений с разрешением (в тесном расположении);
г) одноголосных построений из музыкальной практики XIX века
(примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В.
Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 75,77).
б) интервалов (в ладотональности и от звука);
в) септаккордов (II7, VII7, D7) и их обращений в тесном и широком расположении с разрешением (в мажоре и миноре)
II. Устный ответ
D7 – T; D7 – VI; D2 – t6; II7 – D43 – t; II2 – D65 – T; VII7 – D65 – T);
б) игра в тесном расположении диатонических и хроматических секвенций (примерная трудность: D65 – T; D2 – t6; VII65 – T6; II7 – T6).
2. Устный гармонический анализ с листа небольшого фрагмента произведения XIX века. Примерная трудность: П.И. Чайковский – «Январь», Л.В. Бетховен – Соната для фортепиано ор. 14 № 2. II часть- начало.
Собеседование выявляет культурный уровень абитуриентов, их эрудицию в области музыкального искусства в объеме музыкально-теоретических и специальных дисциплин музыкального училища:
Сольфеджио, гармония (письменно, устно).
Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний.
II. Устный ответ
б) гармонических оборотов в тесном расположении (примерная трудность: t-VII7-t; T-II7-D43-T6; t-II65-DD65-K64-D7-t),
в) одноголосных построений из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Вып. Изд. 5 – М., 1975. №№ 72, 81.
б) аккордов и гармонических оборотов в широком и тесном расположениях (примерная трудность:
T-S-D2-T6; T-VI-II43-K64-D7-T;
в) модуляций в тональности диатонического родства (примерная трудность: Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№260).
б) игра каденционных оборотов (примерная трудность: S-DDVII 7|K64-D7|T|
Абитуриент должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:
Время на подготовку к ответу – 10–15 минут.
Время выполнения – 30 минут, 8 – 10 проигрываний.
б) интервалов
в) септаккордов II, VII, V ступеней и их обращений с разрешением
г) одноголосного построения из музыкальной практики XIX века (примерная трудность: романсы и песни Глинки, Даргомыжского, Шуберта)
б) аккордов (септаккорда II, VII ,V ступеней и их обращения) с разрешением.
Абитуриенты сдают экзамен по специальности, состоящий из 2-х разделов:
народных песен.
игра партитуры (произведение без сопровождения), дирижирование, чтение хоровых партий (произведение без сопровождения).
Все разделы экзамена исполняются наизусть.
Коллоквиум
На собеседовании абитуриент показывает знание в области своей специальности, круг своих интересов и увлечений.
Также выясняются навыки чтения с листа, диапазон певческого голоса. Абитуриенту могут быть заданы методические вопросы по исполняемой программе, а также вопросы, касающиеся интересов и кругозора поступающего.
Примерный круг тем и вопросов коллоквиума:
Сольфеджио, гармония (письменно, устно).
I. Письменная работа
Трехголосный диктант гомофонно-гармонического склада с развитыми голосами
(примерная трудность: Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио. Вып. III
М., 1968 №№20,24) Время выполнения: 25-30 минут, 8-10 проигрываний
II. Устный ответ
б) интервалов и аккордов (трезвучий всех видов и их обращений, септаккордов II, YII, Y ступеней и их обращений с разрешением);
в) гармонических оборотов и последовательностей (расположение 4-х голосных аккордов в арпеджированном виде - широкое), содержащих отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства (примерная трудность: см. цифровки раздела «Модуляции в тональности диатонического родства» из учебного пособия Алексеева Б. «Задачи по гармонии». М.,1976 (издание второе, дополненное), стр.221.
г) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один голос петь) построений из музыкальной практики Х1Х в. Примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып.11. Изд.5. М.,1975. №№120,122, Способин И. Сольфеджио.
Двухголосие и трехголосие. М.,1977. №№ 53-55.
б) интервалов (в ладотональности и от звука);
в) модуляций в тональности диатонического родства.
Примерная трудность:
см. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М., 1975 (№ 323).
Гармония
1. Письменная работа: выполнить гармонизацию предложенной в классе мелодии; трудность задания соответствует задачам раздела «Модуляция в тональности диатонического родства» из учебного пособия Алексеева Б. «Задачи по гармонии», М.,1976. (издание второе, дополненное).
Время выполнения - 90 мин.
2. Устный ответ
Упражнения на фортепиано:
а) игра диатонических и хроматических секвенций
(примерная трудность: П7-Д-43-Т6; УП7-Д65-Т)
б) игра гармонической последовательности в форме периода (в широком расположении), содержащей отклонения и модуляцию в тональности диатонического родства.
(Примерная трудность: см. цифровки раздела “Модуляции в тональности диатонического родства” из учебного пособия Алексеева Б.“Задачи по гармонии”, М.,1976 (издание второе, дополненное).
Устный гармонический анализ с листа небольшого фрагмента произведения Х1Х в. Примерная трудность: хоры Р.Шумана, Чеснокова, Гречанинова.
Исполнение программы наизусть:
а) полифоническое произведение, например: 2-х или 3-х голосная инвенция И.С.Баха, несложная прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха;
б) произведение крупной формы, например: сонаты В.А. Моцарта, И.Гайдна, Л.Бетховена (1-е части);
в) пьеса отечественного или зарубежного композитора: П.Чайковского, А.Скрябина, С.Рахманинова, Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Шуберта.
г) прочесть с листа произведение средней трудности.
Экзамен по специальности Музыковедение (история и теория музыки) состоит из следующих разделов: письменная работа, сольфеджио (письменно и устно), гармония (письменно и устно), музыкальная литература (устно), фортепиано, коллоквиум.
На специальность Музыковедение принимаются лица, обладающие способностью к критическому анализу произведений музыкального искусства и литературной одаренностью, имеющие специальную подготовку в объёме теоретического отделения музыкального училища, училища искусств.
2. спеть и определить на слух все виды гамм, звукоряды диатонических ладов, интервалы и аккорды (трезвучия всех видов, У7, м. УП7, ум. VII7, П7), их обращения – в тональности и от звука (при воспроизведении увеличенных и уменьшенных интервалов, увеличенного трезвучия, ум. УП7 и их обращений абитуриент должен выявить вводнотоновый характер интонирования и энгармонизм аккордов), гармонические последовательности в четырехголосном аккордовом изложении в форме периода (однотональные и модулирующие в тональности I и II степени родства, энгармонические модуляции через У7 и ум. УП7).
1) выполнить письменно предложенную в классе работу по гармонизации мелодии (трудность задания должна соответствовать задачам раздела №19 из «Сборника задач по гармонии» А. Аренского); мелодия, протяженностью 16-20 тактов, представляет собой простую двухчастную форму или период. Время выполнения 3 академических часа.
2. сыграть на фортепиано без предварительной подготовки в четырехголосном изложении гармонические построения (однотональные и модулирующие в тональности I и II степени родства), секвенции (тональные и модулирующие), примерная трудность: С.Максимов «Упражнения по гармонии на фортепиано», ч.1,стр.122,ч.II, стр. 89,энгармонические модуляции (через У1 и II низкие ступени, энгармонизм ум. УП7 и У7 аккордов) в форме периода, сделать гармонический и структурный анализ музыкального произведения средней трудности ( например: прелюдии и этюды Ф.Шопена, пьесы из“Времен года” П.Чайковского.
Поступающий должен знать полный специальный курс гармонии, элементарной теории музыки, специальный курс анализа музыкальных произведений в объеме историко-теоретического отделения музыкального училища.
Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме требований по специальности СПО «Теория музыки», основные этапы жизненного и творческого пути наиболее выдающихся композиторов, значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, музыкально-критическую литературу.
Вступительный экзамен проходит в форме устных ответов на вопросы, обозначенные в экзаменационных билетах.
Берлиоз Г. Фантастическая симфония.
Бетховен Л. Симфонии: №№ 3, 5, 6 (2 и 3 ч.ч.), 9; «Эгмонт», Сонаты для фортепиано №№ 1, 5, 8, 14, 17, 21, 23 (1ч.).
Бизе Ж. Опера «Кармен».
Брамс И. Симфония № 4, Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, Пьесы для фортепиано (соч.117,118,119).
Вагнер Р. Опера «Лоэнгрин», Увертюра к опере «Тангейзер», Траурный марш из «Гибели богов», Полет валькирий из «Валькирии».
Вебер К.М. Опера «Вольный стрелок».
Верди Дж. Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида» (фрагменты).
Гайдн И. Симфонии №№ 103,104; Соната для фортепиано (ре мажор или ми-бемоль мажор).
Гендель Г.Ф. Оратория «Самсон».
Глюк К.В. Опера «Орфей и Эвридика».
Григ Э. «Пер Гюнт», Норвежские танцы и песни, Соната для скрипки и фортепиано (до минор).
Гуно Ш. Опера «Фауст (фрагменты).
Дворжак А. Симфония «Из Нового света», «Славянские танцы» (по выбору).
Дебюсси К. Прелюдии для фортепиано.
Лист Ф. «Прелюды», «Годы странствий» (две-три пьесы по выбору), Венгерские рапсодии.
Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, Увертюра «Сон в летнюю ночь», «Песни без слов» (три-четыре пьесы по выбору).
Моцарт В.А. Оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан»; Симфонии №№ 40, 41; Соната для фортепиано ля мажор, Фантазия и соната для фортепиано до минор.
Равель М. «Болеро».
Россини Д. Опера «Севильский цирюльник».
Шопен Ф. Мазурки, Ноктюрны, Этюды, Полонезы, Прелюдии (по выбору), Баллада № 1, Соната № 2.
Шуберт Ф. Симфония си минор («Неоконченная»), Фортепианные сонаты (по выбору), Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Шуман Р. «Карнавал», Вокальный цикл «Любовь поэта».
Русская музыкальная литература
Балакирев М. «Тамара», «Исламей», Увертюра на темы трех русских народных песен.
Бородин А. Опера «Князь Игорь», Симфония № 2, Романсы и песни.
Глазунов А. Симфония № 5.
Глинка М. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (фрагменты); «Камаринская», «Арагонская хота» Вальс-фантазия, Романсы (по выбору)
Даргомыжский А. Опера «Русалка», Романсы и песни (по выбору).
Лядов А. Восемь русских народных песен, «Кикимора», «Волшебное озеро».
Мусоргский М. «Борис Годунов», «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти», Песни (по выбору).
Рахманинов С. Прелюдии op. 23, op. 32 (по выбору); Этюды-картины op. 33, op. 39 (по выбору); Концерты для фортепиано: №№ 2, 3; Романсы (по выбору).
Римский-Корсаков Н. Фрагменты из опер «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; «Шехерезада»; Романсы. (по выбору).
Рубинштейн А. «Демон» (фрагменты).
Скрябин А. Прелюдии op. 11, Этюды op. 8; Симфония № 3.
Танеев С. Симфония до минор.
Чайковский П. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонии №№ 1, 4, 6; «Ромео и Джульетта», Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Романсы (по выбору).
Прокофьев С. Симфонии №№ 1, 7; Балет «Ромео и Джульетта», Фрагменты из опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир»; Кантата «Александр Невский», Фортепианный концерт № 3, «Мимолетности» (по выбору).
Шостакович Д. Симфонии №№ 5, 7, 8, 11; опера «Катерина Измайлова» (фрагменты), квартет №8.
Свиридов Г. «Поэма памяти С.Есенина», «Курские песни» (фрагменты).
I. Письменная работа
Музыкальный диктант (трехголосный), содержащий отклонения и модуляции. Примерная трудность: Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. – М., 1969. № 545, 547.
Время исполнения: 25–30 минут; 8–10 проигрываний.
II. Устный ответ
б) одноголосных и двухголосных (один голос играть, один – петь) построений из музыкальной практики XIX-XX вв. Примерная трудность: Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5. – М., 1975. №№ 203, 208, 376, 387. Соколов Вл. Примеры из полифонической литературы. – М., 1962. №№ 19, 20.
Гармонизация мелодии, содержащей отклонения и модуляции в тональности диатонического и хроматического родства (возможны энгармонические модуляции). Примерная трудность: Берков Б., Степанов А. Задачи по гармонии. – М., 1963, №№ 158, 159.
Время выполнения - 135 минут.
II. Устный ответ
б) игра модуляций в форме периода в тональности хроматического родства (возможно использование энгармонизма).
Поступающие на специальность «Живопись» сдают комплексный экзамен (рисунок, живопись, композиция).
Материал – карандаш
Исполнение литературных произведений: стихотворение, басня, короткий рассказ или отрывок из прозаического произведения по выбору абитуриента
18 12 2014
1 стр.
«Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность»
10 10 2014
6 стр.
Рахманкулова Л. К., к ф н., доцент кафедры английского языка и английской филологии мгпу
09 10 2014
1 стр.
Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения
10 10 2014
1 стр.
Устная и письменная формы речи. Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Региональная и социальная
01 10 2014
1 стр.
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся в магистратуре гф по магистерской программе «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство».
29 09 2014
1 стр.
День специалиста (методика подготовки и проведения) : памятка // мук цбс г. Шахты цгб им. А. С. Пушкина информационно-библиографический отдел. – Шахты, 2010. – 12 с
16 12 2014
1 стр.
«Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады» (по видам), специализации: 040401 3 «Фортепиано», 040402 3-2 «Струнные инструменты»
25 12 2014
1 стр.