ГККП «Ясли-сад № 93»
Тулеубекова Нургуль Канагатовна
Воспитатель
Стаж – 3 года
Без категории
Средняя группа
ТЕМА: Приключения друзей
ЦЕЛЬ: Уметь проводить исследования и делать выводы.
ЗАДАЧИ: 1. Закреплять знания детей о свойствах мыла; умение рисовать с помощью мыльных пузырей; умение рассуждать, решать проблемные ситуации
2. Развивать: внимание, память и воображение, связную речь, наблюдательность; умение пользоваться бросовым материалом; мелкую моторику рук; развивать чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом (рисование пузырями).
3. Воспитывать умение выслушивать мнения своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с изображением героев сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», карточки с заданиями по математике, счетные палочки, карандаши, картинка «речка», 3 картонные полоски разной длины и ширины, стружки мыла, вода, стаканы, трубочки для коктейля, глицерин, гуашь разного цвета, листы белой бумаги для рисования.
Словарная работа: лапоть
Билингвальный компонент: сабын, су, сурет, қант, ертег.
Предварительная работа: знакомство с техникой «Рисование пузырями»
Условные обозначения, логотипы
- этап «Активизация мыслительной деятельности»
- работа центре Математики
?- постановка проблемы
- опытно-экспериментальная работа
- творческая работа
Ход занятия
Организационный момент.
«Активизация мыслительной деятельности»
(7-8 мин.)
Воспитатель: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с воспитателем встают в круг.) Предлагаю детям вспомнить, какие русские народные сказки они знают. Дети по очереди называют сказки.
Уточнить, почему сказка называется «народная». (Ее сочинил народ: один человек придумал сказку и рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя и пересказал третьему, третий рассказчик тоже немного изменил сказку и поведал ее другим людям. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получилось, что сказку придумывал не один человек, а много разных людей- народ; поэтому ее так и назвали — «народная».)
(На данном этапе работе вводится билингвальный компонент - слово «ертег»).
- Ребята, я хочу вас познакомить с новой сказкой, а про кого она, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сияю,
Раздуваюсь
Ввысь и вширь,
Потому что я – (пузырь).
У любого ты спроси: Летом в полюшке росла—
«Что носили на Руси? » Колос к солнышку несла.
— Из коры плели галошки, А как только пожелтела,
Обували их на ножки. Ей нашлось другое дело.
(Лапти) (Солома)
Дети называют отгадки, а воспитатель выставляет картинку с изображением героев сказки. Провести словарную работу – «лапоть» (вид обуви в давние времена).
Воспитатель: молодцы ребята отгадали загадки. Сказка называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Предлагаю детям сесть на свои места и послушать
сказку.(Чтение сказки).
Дети расходятся по центрам активности. (в каждом центре по 10-12 мин.)
1.Центр Математики
Воспитатель: Ребята, с героями сказки приключилась беда, давайте поможем им перейти речку.
Предложить выполнить задания по математике и правильно выбрать для них мост, по которому они смогут перейти речку.
-
Задание для «Высокого уровня»
«Сосчитай». У каждого ребенка по листу бумаги с математическим заданием и красный карандаш. Вопрос: «Сколько путешественников отправилось в путь? » Предложить детям нарисовать столько же палочек в рамке.
После этого дети выбирают и обводят соответствующую цифру.
Самоконтроль
-
Задание для «Среднего уровня».
«Какой мост лучше?» На столе перед детьми декорация «река» и четыре картонные полоски разной длины, выполняющие роль мостиков. Дети должны выбрать подходящий по длине мостик, по которому незадачливые путешественники смогли бы перейти на другой берег реки. Предложить детям сравнить все четыре мостика по длине и сделать вывод, по какому из них можно перейти на другой берег, а какие для этого не подходят и почему.
В процессе рассуждений следует использовать слова «длинный» и «короткий» («длиннее — короче»), «широкая», «узкая» («шире — уже»).
Взаимоконтроль
-
Задание для «Низкого уровня»
«Конструирование из счетных палочек». Предложить детям сложить из счетных палочек персонажей сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». У каждого ребенка на столе лежит образец изображения Соломинки (прямая линия из трех счетных палочек), Лаптя (овал из шести палочек) и Пузыря (круг из восьми палочек).
Спросить детей, какие геометрические фигуры им напоминают Пузырь, Лапоть и Соломинка. Уточнить названия фигур: круг, прямая линия, овал.
II. Исследовательская деятельность
?1. Постановка проблемы
- Ребята, скажите, что случилось с Пузырем?
- Пузырь лопнул.
- А как вы думаете, мы можем спасти друга Соломинки и Лаптя?
-Да
- Что для этого надо сделать ?
- Приготовить мыльный раствор и надуть пузырь.
- Что нам понадобится для изготовления мыльных пузырей?
- Стружка из мыла, вода, трубочки для коктейля, сахар.
- Как получается пузырь?
- Пузырь пустой или наполнен воздухом?
2.
Гипотеза: мыльный пузырь образуется при попадании в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя).
-
Эксперимент.
(На данном этапе работе вводится
билингвальный компонент – слова «сабын, су, қант»).
ОБОРУДОВАНИЕ
: 2 ложки стружки мыла , 1 ложка сахара, 3 ложки воды
Графическое изображение плана проведения эксперимента
Дети совместно с воспитателем готовят мыльный раствор по данной схеме и надувают пузыри.
-
Вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков при попадании в пену воздуха через трубочку при выдохе.
III. Изобразительная деятельность
-Ребята, а вы любите рисовать?
(На данном этапе работе вводится билингвальный компонент – слово «сурет»).
Предлагаю порисовать мыльными пузырями.
Задание для «Низкого уровня»
Рисуют (солнышко, колобка, ежа и т.д.)
Задание для «Среднего уровня».
Подумать, что можно нарисовать из пузыря.
Задание для «Высокого уровня»
Подумать и нарисовать рисунок, составленный из нескольких пузырей.
Во время смены центров активности проводятся игры «Раздувайся пузырь» и «Смешные человечки».
Итог (1 мин)
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Какой эксперимент мы проводили?
Рефлексия. «Радуга» (3-4 мин)
Ребята, вы молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, и у меня такое хорошее настроение, такое яркое, как красный цвет на радуге. А вам понравилось занятие? Предлагаю вам выразить свое настроение в цвете: надуть пузырь и отпечатать его возле радуги.
