Автор : учитель физики Черепкова Яна Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Елец , Липецкая область
Предмет : физика
Тема : «Приключения Незнайки»
Класс : 7
Учебно-методическое обеспечение : Перышкин А.В. Физика 7 . М.: Дрофа ,2000.
Время реализации занятия: 45 мин
Цель урока : обобщить и систематизировать знания по теме « Давление в твердых телах, жидкостях и газах»
Задачи урока :
Образовательные - повторить изученный материал по теме
Развивающие- продолжить формирование умений объяснять физические явления, решать задачи, быстро мыслить, кратко излагать мысли , проявлять находчивость ;
Воспитательные- воспитывать внимание и аккуратность ; развивать интерес к предмету;
Тип урока : обобщающий по теме « Давление в твердых телах, жидкостях и газах»
Форма урока: урок - путешествие
Оборудование : проектор , компьютер, презентация, таблицы «Манометр» ,«Барометр»; бруски деревянные по числу уч-ся ;
План проведения:
Этапы урока
|
Время
|
1.Вступительное слово учителя
2. Первое испытание ( повторение темы «Давление в жидкости»)
3. Второе испытание (повторение темы «Давление в тв.т»)
4.Третье испытание (повторение темы «Давление в газе»)
5.Сообщение учащегося
6.Физкульминутка по тренажеру Базарнова
7.Четвертое испытание «Практическое задание»
8. Пятое испытание –интересные вопросы
9.Подведение итогов. Запись д.з.
|
2 мин
7 мин
6 мин
6 мин
2 мин
2 мин
10 мин
8 мин
2 мин
|
Ход урока.
Вступительное слово. Постановка целей.
Здравствуйте ,садитесь. Ребята , сегодняшний урок- это повторение и обобщение знаний ,полученных при изучении темы «Давление».На этом уроке вы вспомните основы этой темы ,обобщите и систематизируйте свои знания ,но кроме того узнаете много нового. От вашей активности и внимания будет зависеть ваша оценка.
Итак, наш урок мы проведем в необычной форме . Это будет путешествие Незнайки и его друзей. ( Слайд 1) Слушаем внимательно , да физику вспоминайте !
Повторяем тему «Давление в жидкости»
(Слайд 2)…Утро в Цветочном городе началось как обычно . Перед завтраком все коротышки пошли купаться .Шпунтик хороший пловец –предложил осуществить погружение на глубину. В этот момент к Незнайке попала бутылка , а в ней –письмо. В письме сообщалось о том, что если коротышки хотят погрузиться под воду ,то «царь Моря» даст им акваланги ,если они ответят на вопросы.
Ребята ,давайте поможем Незнайке.
( Слайд 3) Первое испытание (работаем устно , вопросы задаются всему классу)
1.Сформулируйте закон Паскаля.
2. От чего зависит давление в жидкости ?
3. Как рассчитать давление производимое жидкостью?
4. Решите задачу: (каждый ученик решает в тетради)
Самая быстроходная российская подводная лодка могла развивать скорость 77,8 км/ч и погружаться на глубину 762м. Каково давление в морской воде на этой глубине ?
(Слайд 4) Проверим решение :
Решение р=g ρ h
p= 10 Н/кг 1030 кг/м³ 762м= 7848600 Па≈ 8 МПа
Ответ : ≈ 8 МПа
(
Слайд 5) Второе испытание. Благодаря вашему трудолюбию коротышки справились с вопросами и благополучно погрузились на глубину ,а там их ждал сюрприз. На дне лежали обломки корабля ,потерпевшего крушение. На крышке одного из сундуков Незнайка прочитал о том , что вся команда стала узниками «царя Стратосфера». Нужно было срочно всплывать; к коротышкам подплыла стая рыб и в обмен за очередное задание –обещала быстро поднять их на берег.
(Слайд 6) (дети работают в своих тетрадях)
1.Запишите формулу для расчета давления в твердых телах.
2. 0,5 гПа= ….Па
3. 7500 Па=…кПа
4. При увеличении глубины погружения давление в жидкости….
5. В сообщающихся сосудах однородная жидкость…
6. При уменьшении площади опоры давление твердых тел…
Третье испытание. Ваша помощь пришла вовремя. На своем совете коротышки решили совершить полет к «царю Стратосферу» и выбрали членами экспедиции самых смелых и грамотных .Коротышки собрали деньги для покупки воздушного шара, но продавец сказал им: «Мне не нужны ваши деньги ,но вы должны ответить на вопросы по теме :
«Давление газа».
( Слайд 7) (устная работа) Ребята помогите Незнайке ответить на вопросы :
1.Чем вызвано давление газа в сосуде?
2. Как называется прибор для измерения давления газа в сосудах?
3. В каких единицах измеряют атмосферное давление?
4. В чем заключался опыт Торричелли ?
5. Как называется прибор для измерения атмосферного давления и как он устроен?
Молодцы! Продолжаем!
(
Слайд 8) Кандидатуру Незнайки никто не предложил. За что он обиделся и решил тайно пробраться на воздушный шар. В назначенный день коротышки стартовали, Незнайка спрятался в корзине. На дне лежала книжка «Полеты на стратостатах», и он стал ее читать.
Сообщение учащегося :
В 19 веке Д.Менделеев совершил полет на аэростате «Русский»,чтобы посмотреть солнечное затмение и тем самым открыл новую сферу применения аэростатов в качестве научных площадок.
Академик Я.Д.Захаров получил в научном полете достоверные данные о том ,что с высотой меняется не только температура ,влажность ,состав воздуха, но и давление.
В 20 веке стратостат СССР -1 с Г.А.Прокофьевым , К.Д. Годуновым, Э.К.Бирнбаумом поднялся на высоту 18800 м ,а 31 января 1934 «Осоавиахим» достиг высоты 22 км. Однако при спуске аэростат обледенел и русские исследователи Федосеенко , Васенко ,Усыскин погибли. Было установлено ,что человек на большой высоте начинает задыхаться. При подъеме выше 5000 м появляются головокружения ,ослабевает зрение ,слух. Поэтому в качестве лекарства брали баллоны с кислородом.
(Слайд 9) Физкульминутка: гимнастика для глаз по тренажеру Базарнова
…. Испугавшись , Незнайка стал кричать и тут коротышки поняли , что он тоже летит с ними. Оказалось , что они по чистой случайности захватили баллоны с кислородом.
(Слайд 10) Четвертое испытание. Обратив внимание на показание прибора, высотомера – высота была 11 км , путешественники поняли ,что уже попали в царство «царя Стратосфера»
Вдруг перед ними возникло темное облако. Стражники стояли у ворот. Чтобы попасть во дворец нашим героям нужно выполнить практическое задание .
Перед вами лежат деревянные бруски ,вам необходимо вычислить давление ,которое они производят на стол.
(Слайд 11) Незнайка вспомнил план :
1.Измерить длину и ширину бруска. (a , b )
2. Вычислить площадь основания бруска.
S= a b
3. Вычислить силу давления. F= gm
4. Вычислить давление
p= F/ S
Работаем в парах.
Пятое испытание …Стражники впустили коротышек к царю. Царь обещал выпустить пленников ,если Незнайка сможет ответить на его вопросы . Давайте поможем ему.
(Слайд 12,13 ) Работаем устно
1. Почему пловец ,нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах ?
2. Почему стенки внутренних органов глубоководных морских животных ,быстро поднятых на поверхность ,оказываются разорванными ?
3. Почему пустой бумажный мешок ,надутый воздухом , с треском разрывается ,если ударить его об руку ?
4. Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту , и когда втянул воздух , лист лопнул. Почему это произошло?
5. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро , а потом все медленнее ?
6. В некоторых тракторах горючее из бака к цилиндру двигателя поступает самотеком. Объясните ,почему прекращается поступление горючего ,если засорится специальное отверстие , оставляемое в пробке?
7. Если из винтовки выстрелить в вареное яйцо , то образуется отверстие ; если в сырое ,то оно разлетится . Почему?
8.Зачем трубы для подачи воды на большую высоту делают из прочного материала ?
Незнайка так же как и вы , подробно ответил на каждый вопрос.
(Слайд 14) Довольный царь выпустил узников на свободу ,а Незнайке дал домашнее задание : Лукашик В.И. Сборник задач № 459, 574
Вот как физика помогла Незнайке и его друзьям вызволить узников. Когда Незнайка вернулся домой ,он начал усердно учить физику.
Итак ,ребята сегодня вы совершили путешествие с Незнайкой и повторили тему «Давление»
Давайте подведем итоги , сдадим тетради на проверку.
Спасибо за урок , До свидания !
Литература:
1.Перышкин А.В. Физика 7 . М.: Дрофа ,2000.
2.Лукашик В.И. ,Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9кл.М.:Просвещение,2008