Приложение 4
О романе Г.С.Медведева «Лозя бесмен»
Его талант раскрывается в жанре романа, дающего возможность более свободного дыхания. В 24-25 лет, будучи еще молодым писателем и имеющим небогатый опыт, он начинает создавать хронику удмуртского послеоеволюционного села. Трилогия, первой частью которого является «Лозя бесмен» «Лозинское поле»), во всей советской литературе один из первых опытов разработки темы коллективизации, писатель еще не имел подобного образца. Роман был очень актуальным для Удмуртии, где в эти годы обострилась классовая борьба на селе. В 1928 году прошел судебный процесс по Лудорвайскому делу, в 1929 году едва 10 процентов возделываемых земель входило в социалистический сектор, во всей Удмуртии существовало только 500 колхозов; партия только в1930 году приняла решение о роспуске кенеша. Медведев создал произведение истинно партийное о том мире, который знал изнутри, участником и создателем которой являлся сам. Большинство героев он создал исходя из реальных известных ему лиц, сюжет взят из жизни и все произведен свидетельствует о возрастающем мастерстве писателя. Естественно, что события, связанные с коллективизацией, беседа с Горьким оказали на него влияние, это особенно видно из последующих частей трилогии. («Кыйкар бамынх «На склоне Кыйкыра» - опубликована в 1934 году, рукопись «Бадзым нунал » -«Большой день» - окончена в 1936 году). Действие в трилогии развертывается между начальным и конечным моментами одного исторического процесса, который в основном одновременно и одинаково проходил в тысячах деревня: Советского Союза, среди всех национальностей. Наиболее известная литературная разработка его - «Поднятая целина» М.Шолохова, а со временем тема коллективизации создала целую библиотеку. В литературе финно-угорских народов Советского Союза очень рано, по отношению к уровню развития литературы, появляются романы об «изменившейся деревне». Так, мордвин П. Дорогойченко опубликовал в 1 926 году Большую каменку» (хотя он был на особом положении как сотрудник Горького, пишущий на русском языке), коми Г.Федоров создал «Деревенское утро» в 1932 году, мариец М.Шкетан - «Эренгер» в 1933 году. О попытке подобной медведевской, не знаю, кроме трилогии мордвин К.Абрамова, написанную на четверть века позже («Нейман», 1957; «Люди стали ближе друг к другу», 1961; «Дым над землей», 1966).
В трилогии Г.Медведева изображена типичная для всех этих романов история. Сходство трилогии с другими романами порождено: тем, что теории ее, как и других авторов колхозных романов того времени, действуют в одних и тех же обстоятельствах. Но одинаковые эпизоды, если и удается достоверно изобразить, наполняются подлинным человеческим и национально своеобразным содержанием.