Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Лыскова Н.Н.

План-конспект урока литературы.

Тема урока: основные мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

Цель урока: познакомить учащихся с основными мотивами лирики

Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Теория литературы: дать

толкование слова «мотив».

Форма урока: лекция.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Лекция.

М.Ю.Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни

России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно

небольшое литературное наследство, до сих пор остаётся неразгаданной и до

конца не понятой личностью.

Основные философские принципы Лермонтова нашли свое отражение в романе

"Герой нашего времени", где поэт выразил свою жизненную, нравственную позицию,

следовательно, роман объединил основные мотивы, свойственные поэзии Михаила

Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как и в

своих стихотворениях.


  1. Какова же трактовка слова «мотив»? (Записать в тетради).

Мотив – проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Мотив (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:

1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке;

2) мельчайшая единица действия в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие;

3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности;

4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

В лермонтовской энциклопедии дается следующее определение: " Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений".



Мотив о работах Лермонтова – расширительно: для обозначения группы стихов, связанных тематическим единством, для характеристики целого ряда разновременных произведений, имеющих открытый политический или социально-публицистический характер.

Мотив одиночества характерен для многих произведений Лермонтова. В романе «Герой нашего времени» одиноким странником выступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не найдет себе применения. Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества. Он говорит: “Я люблю врагов, только не по-христиански”. Однако он не предлагает ничего взамен существующей морали.

Максим Максимыча можно сравнить с "дядей", который рассказывает о Бородине: когда героя Бородина попросили рассказать о "боевых схватках", он повел рассказ о богатырях, о Москве, о русских людях, о силе русского штыка о неотвратимости удалой атаки, о готовности отдать жизнь за Родину; когда героя кавказской войны, Максим Максимыча, попросили рассказать, собственно, о том же, он повел рассказ о Бэле, как самом значимом и интересном из всего, что с ним произошло за много лет на Кавказе.

Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество и выражение умонастроения поэта, одновременно и центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов.



С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока,

- это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни.

Григорий Александрович Печорин, по сути, тоже поэт, "лишний человек", не нашедший своего места в обществе, противопоставивший себя ему.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям.

"В Печорине много Лермонтова, - пишет Ю. Айхенвальд, - много автобиографии".

Действительно, в образе Григория Александровича, одинокого среди людей, выразилась вся та горечь, одиночество, тоска поэта которые выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:



И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:



Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет.

Печорин ни к кому не имеет привязанности. Беспечный и безучастный, как облака, он не вспоминает о Бэле, его не мучит совесть за Грушницкого, и, свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, он не чувствует благодарности к Максиму Максимычу и при встрече обдает его холодом глубокого равнодушия.

Любовь – без радости, зато разлука – без печали.

Час разлуки, час свиданья,

Им не радость, не печаль;

Им в грядущем нет желанья,

Им прошедшего не жаль.

"Если б меня спросили, - говорит Печорин в "Княгине Лиговской", - чего я хочу: минуту полного блаженства или годы двусмысленного счастья, я бы скорей решился сосредоточить все свои чувства и страсти на одно божественное мгновение и потом страдать сколько угодно…".

"Безлюбовным" называет Печорина Ю. Айхенвальд.

Мгновение вместе мы были,

Но вечность – ничто перед ним;

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним…

Только смерть спасла Бэлу от охлаждения Печорина.

Любить он не умеет. Хотя и говорит, что в страсти решает дело "первое прикосновение", но, когда он сам прикасается к Мери, это не настраивает его на любовный и нежный лад, и он про себя смеется над ней тогда, когда целует ее. И даже Бэлу он завоевывает системой.

Роман М.Ю.Лермонтова – это философия, размышления, опыт, которыми он делится с нами, читателями.



  1. Обобщение урока.

Домашнее задание: найти в главах «Бэла», «Княжна Мери» эпизоды,

подтверждающие мотив одиночества Г.А.Печорина.

План-конспект урока литературы. Тема урока: основные мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени»

Юрьевича. Белинский писал, что в романе Лермонтов явился таким же творцом, как и в

51.3kb.

03 09 2014
1 стр.


Лермонтов м ю. Пейзаж в романе лермонтова "герой нашего времени"

Дивный образ паруса это тоска по несостоявшейся жизни. Чудесным пейзажем открывается повесть "Княжна Мери". Печорин в дневнике пишет: "Вид с трех сторон у меня чудесный". Высоко Ле

66.51kb.

25 09 2014
1 стр.


Техническая реабилитация как основное требование к организации коррекционной помощи детям с особыми потребностями

Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести

62.29kb.

11 09 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


План-конспект урока человек: информация и информационные процессы (Тема урока) фио (полностью) Филиппов Олег Павлович

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека

70.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Конспект урока литературы в 9 классе Учитель: Сорокина Е. П. Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Цели и задачи урока

Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель», которая завершает цикл «Петербургские повести». Тема нашего урока: «Образ Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»; словари

65.95kb.

27 09 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока по истории в 5 классе Тема урока: Финикия страна мореплавателей
118.08kb.

14 12 2014
1 стр.


План-конспект урока фосфор (Тема урока) фио: Кудрина Татьяна Ивановна (полностью)

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого учащегося и учителя, проектор

76.28kb.

14 12 2014
1 стр.