Приложение 2. Методическое оснащение программы (образец)
Тема: «Звук и буква А».
-
Обведи по пунктирной 2. Найди и раскрась букву А.
линии и ты узнаешь, какую
букву мы будем изучать.
Раскрась красным цветом.
-
Вспомнить: А – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не
встречает преграды). Когда мы произносим звук
А, рот широко
открыт, язык отодвинут назад. Произнести звук А два-три раза
медленно и чётко.
-
Различение звука А на слух. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук. А:
а) в ряду гласных: УА, АУ, ИУ, АО, АУИ
б) в обратных слогах: ап, уп, он, ам, ах, ух, им
в) в словах: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, игра
-
Игра «Телеграф». Деление на слоги.
Правило. Сколько в слове гласных,


столько и слогов.
Если в слове один слог подчеркните картинку одной полоской, если два слога, - двумя и так далее.
-


Игра «Где звук А?» (в начале, в конце, в середине слов).
7. Звуковой анализ ряда из двух гласных.
Игра «Сколько звуков?»
Взрослый называет ряд звуков и задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них.
АУ, УА, АИ, УИ, ОА
Сколько звуков я произнесла? Какой первый? Какой второй?
Каким цветом они обозначаются?
8. Игра «Кто скажет дальше?». Закрепление употребления косвенных паде-
жей существительных единственного числа.
На крышу поставили телевизионную … .
Солдаты стреляют из … .
Дети рисуют красками в … .
9. Физкультминутка. Считалка под мяч «
Дружили мы со звуком «А».
Дружили мы со звуком «А».
Повторяли: А – А – А.
Апельсин, ананас,
Абрикос волнует нас.
Сколько слов со звуком А мы произнесли?
10. Заучить правило «Звуки и буквы».
Правило: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
11. Запомнить буквы А и а. На что похожа буква А?
-
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А!
(С.Маршак)
|
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(А.Шибаев)
|
12. Напечатать букву А. Запомнить, что большая пишется в две клеточки, ма-
ленькая – в одну. Расстояние между буквами в строчке – одна клетка.
13. Дописать недостающий элемент буквы.
14. Выложить букву А из счётных палочек, цепочек, верёвочек.
15. Прочитать сказку Г.Юдина «Почему А первая?», запомнить как можно
больше слов со звуком А.
ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему эта А самая первая буква алфавита?
– Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха)
– Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
– Всё правильно, – молча думали согласные буквы, – ведь не даром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
– Я не понимаю, почему всё же первая А, не Я?!
– А потому, – сказала молчавшая до сих пор А, – что самое первое слово малыша начинается на А.
– Это какое же такое слово? – не унималась Я.
– Агу, – сказала А, – и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
– Так! – сказал твёрдый знак.
16. Допиши букву.
17. Найди правильно напечатанные буквы А, подчеркни и посчитай их количество.

18. Графический диктант.
Тема: «Звуки П и П′. Буква П»
1. Обведи по пунктирной 2. Найди и раскрась букву П.
линии и ты узнаешь, какую
букву мы будем изучать.
Раскрась большую букву зеленым,
а маленькую синим цветом.
Дети должны знать: П – согласный, глухой, парный (п-б).
П - твёрдый, обозначается синим цветом, не поётся, произносится губами,
П′ – мягкий, обозначается зелёным цветом
Правило. Запомни: если звук П произносится и буква П пишется перед гласными А.О, У, Ы, Э - то звук П твердый, буква обозначается синим цветом;
если перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е и перед Ь, то звук П мягкий, буква обозначается зеленым цветом.
3. Различение звуков П и П′ на слух:
а) в слогах: ПА, ПЯ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПИ, ПЮ, АПЬ, ИПЬ;
б) в словах: пыль, пять, пятка, топ, петь, паук, петух, письмо.
4. Игра «Запомни, повтори».
па – па – па - пя – пя – пя
по – по – по - пё – пё – пё
пу – пу – пу - пю – пю – пю
пы – пы – пы - пи – пи – пи
5. Закончить чистоговорку:
Пау – пяу – па – длинная тро… (па)
Пау – пяу – пы – вкусные су… (пы)
Пау – пяу – ап – самолётный тр… (ап)
Пау – пяу – оп – сладенький сир… (оп)
Пау – пяу – уп – тёпленький тул… (уп)
6. Раскрась левый круг синим цветом, правый - зеленым цветом.
Соедини с синим кружком те картинки, в названиях которых есть твердый звук П, с зеленым – мягкий П′ .
Посчитай количество слогов. Если в слове один слог, подчеркните картинку одной полоской, если два слога - двумя и так далее. Поставь знак ударения. Определи место звука П, П′ в словах (в начале, в конце, в середине слова).







7. Составить предложения с предлогами по и под:
1. Петя положил руку под книгу. 1. Тучи плывут по небу.
2. 2.
3. 3.
8. Выучить «На что похожа буква П?»
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
9. Напечатать:
а) буквы: П, п;
Расстояние между словами в строке
б) слоги: АП, УП, ИП, ПА, ПУ
2 клетки. Сделать анализ слов.
в) слова: пуп, папа.
10. Прочитать и преобразовать слоги.
ап – па, оп – по, уп – пу, ип – пи, ып – пы
11. Допиши недостающие элементы:
12. Прочитать сказку Г.Юдина. Запомнить как можно больше слов со звуком П. Пересказать сказку.
ДЕНЬ ПОРОСЁНКА
Поросёнок Персик пришёл на почту и сказал Пете-почтальону:
– Завтра наш праздник. День поросёнка. Я хочу послать посылку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит. А Пончик жил на другой стороне пруда. «Пешком далеко-ко-ко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту», решил Петя. Сел он на плот, поставил парус и плывёт потихоньку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.
– Помогите! Тону-у! – кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросёнок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»
Хорошо Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал пятачком Петю к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.
– Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вёз.
– Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.
13. Напиши букву П по стрелочкам.
14. Найди буквы П, подчеркни и посчитай их количество
15. Графический диктант.
Тема: « Различаем звуки и буквы Ы – И»
1. Обведи по пунктирной линии буквы, раскрась.
2. Вспомнить что звуки:
Ы И
гласный, гласный,
обозначается красным цветом обозначается красным цветом
Вспомнить правило: И смягчает предыдущую согласную букву, и она читается мягко.
3. Различение звуков Ы и И на слух:
а) в ряду звуков: а, у, и, ы, о, и, у, а, ы, и …
б) в слогах: ых, их, ки, кы, пы, пи, ты, ыт, их, ых …
в) в словах: мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, письма, сын, косынка, синий, копилка …
4. Соедини линиями нарисованные предметы, в названиях которых слышатся звуки Ы или И, с подходящей буквой.
Ы И


5. Игра «Наоборот».
-
пы – пи
мы – ми
ты – ти
вы – ви
|
быть – бить
выть – вить
забыть – забить
заныть – за нить
|
кы – ки
хы – хи
ны – ни
ды – ди
|
ныть – нить
завыть – завить
пылить – пилить
полы – поли
|
6. Игра «Эхо».
Пример: снежинка - снежинки
-
мак – …
липа – …
дом – …
|
буран – …
зима – …
лыжа – …
|
вагон – …
метель – …
конёк – …
|
сосулька – …
сугроб – …
конёк – …
|
7. Придумать слова на звуки И и Ы в конце слова:
Ы И
8. Игра «Доскажи словечко».
Послушай внимательно и запомни, что я скажу: В лесу – мишка.
В норке – мышка.
А теперь я начну говорить, а вы закончите: В лесу - …
В норке - …
Собачка начала выть, ласточка гнездо вить.
Митя ключи забыл, Витя гвоздь забил.
В лесу рычит рысь, мы сварили рис.
В саду осы, а у телеги оси.
9. Заучить скороговорки:
Тыквы у Вити, дыни у Мити
От топота копыт, пыль по полю летит.
10. Допиши строчку.
11. Подчеркни букву П, зачеркни букву Т.
Ы
|
И
|
И
|
И
|
Ы
|
Ы
|
И
|
Ы
|
И
|
И
|
Ы
|
И
|
Ы
|
Ы
|
И
|
И
|