Занятие 4.3-11. Приготовление блюд из котлетной и кнельной массы
План урока
лабораторно-практического занятия
Тема программы:
Приготовление котлетной и кнельной (3 часа)
Тема урока: Приготовление тефтелей в томатном соусе
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.
Цели урока:
• Образовательные
- сформировать у обучающихся знания технологического процесса приготовления полуфабрикатов из котлетной массы и блюд из котлетной массы.
•Развивающие:
- развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы
- развивать самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие
•Воспитательные:
- прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу, как прямой связи с выбранной профессией;
- прививать интерес к выбранной специальности.
- формирование потребности самостоятельно осуществлять поисковую деятельность путем решения проблемных заданий
Задачи урока:
1. Закрепить знания технологии приготовления полуфабрикатов из котлетной массы
2. Приготовить полуфабрикаты: тефтели
3. Приготовить блюдо: тефтели в томатном соусе, гарнир № 515, соус №580
3. Правильно произвести отпуск блюда;
4. Выявить ошибки и способы их устранения;
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.
Межпредметная связь: ПМ 04,Техническое оснащение и организация рабочего места, физиология питания с основами товароведения
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Набор инструкционно-технологических карт для приготовления полуфабрикатов блюд из рыбы, технологическая карта приготовления тефтелей рыбных, соуса томатного и гарнира.
Таблица «Критерий оценок»;
Инвентарь, инструменты, посуда: ножи и разделочные доски с маркировкой «РС», лотки для укладки рыбы, полуфабрикатов из рыбы, тарелки и блюда для готовых блюд из рыбы.
Сырье: рыба свежемороженая, продукты согласно технологической карты.
Оборудование: производственные столы, электронные весы, компьютер;
Изучив тему, учащиеся должны:
Знать: работу с нормативно-технологической документацией, расчеты сырья, технологическую последовательность приготовления п/ф и блюда из рыбной котлетной массы: тефтели; технологию приготовления соуса томатного и риса отварного.
- безопасные методы труда и организации рабочего места, требования к качеству п/ф и готовых блюд из рыбы, сроки хранения, санитарные требования и правила личной гигиены.
Уметь: организовывать рабочее место, обеспечивать безопасные условия труда, пользоваться Сборником рецептур, формовать п/ф соответствующим способом и размерами, оттаивать рыбу, приготавливать котлетную массу, п/ф тефтели рыбные, блюдо тефтели рыбные, рис отварной, соус томатный, выбирать необходимые инструменты, выявлять недостатки в приготовлении полуфабрикатов и блюд из них, устранять их, пользоваться инструментами, инвентарем и произвести их санитарную обработку после окончания работы
Ход занятия:
1.Организационный момент:
· Проверка обучающихся по журналу;
· Проверка спецодежды (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям);
· Проверка наличия инструментов и их исправности;
· Проверка знаний охраны труда и техники безопасности;
2. Вводный инструктаж
- организация внимания
- устранение отвлекающих факторов
- Сообщение темы и разъяснение цели урока (чему должны научиться что уметь и знать);
- Актуализация опорных знаний: Вспомнить тему предыдущего урока:
Проверка знаний и умений. (вопросы к учащимся по теме «Приготовление рыбы , запеченной с гарниром в горшочке»
Проблемная ситуация:
1. Какие полуфабрикаты нам нужно приготовить для блюда тефтели рыбные?
3. Изложение нового материала.
3.1.Сообщение познавательных сведений.
Актуальность: Чем можно заменить хлеб в тефтелях рыбных?
Рассказ преподавателя
4. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся
Обучающимся выданы задания для практической работы по звеньям заранее.
Преподаватель осуществляет текущий инструктаж.
Целевые обходы:
- проверить организацию рабочих мест;
- проверить правильность выполнения трудовых приемов;
- индивидуальное инструктирование отстающим обучающимся, дополнительное задание наиболее успевающим обучающимся;
- проверить соблюдение правил техники безопасности и норм, санитарно-гигиенических правил;
- проверить аккуратность и правильность ведения самоконтроля;
Фронтальный опрос:
1.Назовите порядок приготовления п/ф для блюд из рыбной котлетной массы.
5. Заключительный этап урока.
Преподаватель проводит анализ производственной деятельности группы:
- Подводит итоги за день, анализ работы каждого обучающегося;
- Сообщает оценки с обоснованием выставленных оценок;
- Демонстрирует лучшие работы, отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества в работе;
- Разбирает и дает анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения;
- Раскрывает экономическую сторону урока, рациональный расход продуктов;
- Подведение итогов занятия в целом;
- Общая оценка п/ф блюд из котлетной массы обучающихся друг другом
Домашнее задание:
Оформить отчет.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
-
РАЗДЕЛКА ЧЕШУЧАТОЙ РЫБЫ на чистое филе
Материально-техническое оснащение: столы производственные, ножи и доски разделочные «РС», лотки для укладки рыбы и полуфабрикатов из рыбы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ:
Потрошение, очистка от чешуи.
-
Уложить рыбу на разделочную доску хвостовой частью от себя.
-
Придержать левой рукой, а правой рукой скребком произвести снятие чешуи от хвоста в сторону головы.
-
Разрезать брюшко до анального отверстия, удалить внутренности, выпотрошить, промыть.
Удаление плавников.
-
Удалить спинной плавник.
-
Удалить хвостовой плавник.
Разделка рыбы на филе с кожей и костями.
-
Надрезать мякоть у жаберных крышек до позвоночника.
-
Срезать одну половину филе без позвоночной кости.
-
Другое филе уложить на доску позвоночной костью к доске.
-
Срезать филе с позвоночной кости.
Разделка рыбы на филе с кожей.
-
С полученного филе срезают реберные кости.
Разделка рыбы на чистое филе.
-
Полученное филе уложить на доску кожей вниз.
-
Надрезать кожу у хвостовой части и срезать мякоть с кожи.
-
Филе промыть.
-
Нарезать на порционные куски.
Уборка рабочего места.
-
Отнести доску в моечную.
-
Вынести мусоросборник из цеха.
-
Вымыть стол.
Технологическая карта
366. Тефтели рыбные
|
|
|
брутто
|
нетто
|
Треска
|
89
|
65
|
Хлеб пшеничный
|
13
|
13
|
Молоко или вода
|
20
|
20
|
Лук репчатый
|
7
|
14
|
Мука пшеничная
|
8
|
8
|
Масса полуфабриката
|
—
|
118
|
Масло растительное
|
8
|
8
|
Масса тушеных тефтелей
|
—
|
100
|
Гарнир № 515
|
—
|
150
|
Соус № 580
|
—
|
75
|
Выход
|
—
|
325
|
Филе без кожи и костей нарезают на куски, пропускают два раза через мясорубку вместе с луком и размоченным в молоке или воде хлебом пшеничным. В полученную массу добавляют соль, перец черный молотый, хорошо вымешивают и формуют шарики по 3—5 шт. на порцию, панируют в муке, обжаривают, заливают соусом, добавляют воду (10% от массы соуса) и тушат 10—15 мин.
При отпуске тефтели поливают соусом, в котором они тушились.
Температура подачи: 65±5°С.
Срок реализации: не более 2-х часов с момента приготовления.
580. Соус томатный
|
брутто
|
нетто
|
Бульон рыбный № 576
|
0,0
|
37,5
|
Маргарин столовый
|
1,9
|
1,9
|
Мука пшеничная
|
1,9
|
1,9
|
Морковь
|
3,8
|
3,0
|
Лук репчатый
|
3,6
|
3,0
|
Петрушка (корень)
|
3,0
|
2,3
|
Томатное пюре
|
37,5
|
37,5
|
Маргарин столовый
|
1,9
|
1,9
|
Сахар
|
0,8
|
0,8
|
Выход
|
—
|
75
|
Мелко нарезанные коренья, лук пассеруют, добавляют томатное пюре, продолжают пассерование еще 15—20 мин, соединяют с белым соусом (рец. №
568) и варят 25—30 мин. В конце варки добавляют соль, сахар, перец черный горошком. Готовый соус процеживают, протирая при этом разварившиеся овощи, и доводят до кипения.
515. Рис отварной
|
брутто
|
нетто
|
Крупа рисовая
|
52,8
|
52,8
|
Маргарин столовый или масло сливочное
|
9,0
|
9,0
|
Выход
|
—
|
150
|
Подготовленный рис кладут в подсоленную кипящую воду (6 л воды, 60 г соли на 1 кг риса) и варят при слабом кипении. Когда зерна набухнут и станут мягкими, рис откидывают и промывают горячей кипяченой водой. После стекания воды рис кладут в посуду, заправляют жиром, перемешивают и прогревают.