Перейти на главную страницу
Название технологических этапов урока, их содержание |
*Конспект |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождения учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности): 1) Актуализируются требования к нему со сторо- ны учебной деятельности(надо); 2) Создаются условия для возникновения внутре- ней потребности включения в учебную деятель- ность(хочу); 3)устанавливаются тематические рамки (могу). 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему сам- остоятельному выполнению пробного уче- бного действия,его осуществление и фик- сация индивидульного затруднения. Данный этап включает следующие шаги: 1)актуализацию изученных способов дей- ствий ,достаточных для построения ново- го знания, их обобщения и знаковую фиксацию; 2)актуализацию соответствующих мысли- тельных операций и познавательных процессов; 3)мотивацию к пробному учебному действию ("надо-много-хочу") и его самостоятельное осуществление (на данном этапе возможно фор- мулирование темы урока от детей) 4)фиксацию индивидуальных затруднений в вы- полнении пробного учебного действия или его обоснования. Обосновывается выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа. На данном этапе учитель организует вы- явление учащимися места и причины зат- руднения. Анализируется и доказывается выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. обосновывает методы мотивирования для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся: 1) восстаналивать выполнение операции и фиксировать (вербально и знаково) ме- сто-щаг, операцию, где возникло затруд- нение; 2)соотносить свои действия с используем- ым способом действий(алгоритмом,поняти- ем и т.д.)и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруд- нения-те конкретные знания, умения или способности, которых не достаёт для решения исходной задачи. 3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство) Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре)обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму: 1)ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения); 2)согласовывают тему урока; 3)выбирают способ выхода из затруднения; 4)строят план достижения цели4 5)определяют средства-алгоритмы, модели. Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем- побуждающего диалога ,а затем и с помощью ис- следовательских методов. 4.Реализация построенного проекта. Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации по- строенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: 1)обсуждаются различные варианты, предложен- ные учащимися; 2)выбирается оптимальный вариант, которых фиксируется в языке вербально и знаково; 3)построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднения; 4)уточняется общий характер нового знания и фиксирует- ся преодоление возникшего ранее затруднения. 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организации учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу При поведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют за- дания нового типа и осуществляют их самопро- верку, пошагово сравнивая с эталоном. Организу- ется рефлексия реализации построенного про- екта учебных действий. Организуется для уча- щихся ситуации успешности. Демонстрируются и обосновываются задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. 7.Включение в систему знаний повторения. Организуя этот этап, учитель подбирает задания в которых тренируется использование изучен- ного ранее материала(базовый уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных знаний. 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат) Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности. |
Учитель: Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем. Учитель читает письмо. Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин.
Записи вы будете вести в рабочих тетрадях. Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока . (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему) «Прибор, открывающий невидимое». Запись числа и темы урока учителем на доске. Учитель: Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете? Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.( Слайд) Учитель: Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы. Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп) (Слайд) Сегодня разговор пойдет о микроскопе. Что означает слово микроскоп? (Работа с текстом учебника и запись в тетради: Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю).) Учащиеся. Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. Учитель: Кто же изобрел микроскоп? ( Работа с текстом учебника и запись в тетради . 15век англичанин Роберт Гук.)(Слайд) А вот известна еще одна удивительная история изобретения микроскопа. информационные проекты учащихся (работа в группах или индивидуально) В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. (Слайд) Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) в рабочих тетради. В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства — «ультрамикроскопы» — увеличивают еще больше. Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп.(Слайд) Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов. в паре обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму. 4.Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» стр17-18 5. На доске под вывеской «Части микроскопа» учитель вывешивает таблицы со словами: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив. Отдельно прикрепляется таблица со словом «препарат». Итак, читаем название части микроскопа под номером 1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет». Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром. Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится большой винт у выданного вам микроскопа? Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа? На предметный столик мы кладем препараты ( от лат. «препаратус»-«приготовленный») или их еще называют микропрепараты. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет. Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке . Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми. Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик. Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах. Учитель прикрепляет табличку «Увеличение микроскопа: увеличение окуляра x увеличение объектива =». Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель. Продолжение лабораторной работы. Учитель: А теперь научимся работать с микроскопом. Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.18 мы будем читать правила работы с микроскопом. Одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем препарат «кожица лука».
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».(Слайд)
По вертикали:
Проверка . (Слайд) А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, закрасьте кружок красным. Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим. Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым. Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.(Слайд)
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой «к себе».
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик.
Проверка. А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным. Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым. Учитель: Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся) Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся) Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. Домашнее задание: Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним. Стр.15-18 Проект. Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы? |
Цель урока (для учителя): сформировать представление о увеличительных приборах (световом микроскопе, ручной и штативной лупе), роли оптических приборов в изучении организмов, умени
15 10 2014
1 стр.
Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране
17 12 2014
1 стр.
Межпредметная связь: пм 04,Техническое оснащение и организация рабочего места, физиология питания с основами товароведения
13 10 2014
1 стр.
Тема урока: Марий Элем – шочмо верем. Ушештарымаш
05 09 2014
1 стр.
Оборудование и наглядные средства обучения: персональный компьютер, проектор-мультимедиа, экран, презентация мультимедиа
14 12 2014
1 стр.
Характеристики урока: интегрированный урок математики и профессионально-трудового обучения
16 12 2014
1 стр.
Нанесение границ района на контур-шаблон
13 10 2014
1 стр.
09 09 2014
13 стр.