Школа политики и бизнеса
Дипломная работа
Тема: «Проблемы и препятствия на пути воздействия на трудовую мотивацию персонала. Пути совершенствования мотивации труда.»
Работу выполнил : Волошина-Мухар Валентина Викторовна
Специальность : «Менеджер по персоналу и кадрам»
Форма обучения : заочная
п. Еруда , 2007год.
План работы :
-
Введение ……………………………………………………………….3
-
1. Понятие мотивации …………………………………………………..5
-
2. Теории мотивации …………………………………………………….7
-
2.1. Мотивация и иерархия потребностей по Маслоу……….15
-
2.2. Использование теории Маслоу в управлении…………...17
-
2.3. Выводы по содержательным теориям мотивации………17
-
3. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении ………………………………………………….19
-
4. Способы мотивации…………………………………………………..23
-
4.1. Причины пассивности работника…………………………24
-
4.2. Мотивирующие факторы, принципы воздействия на мотивацию людей………………………………………………...26
-
4.3. Методы улучшения параметров работы …………………29
-
4.4. Экономическая мотивация…………………………………32
-
4.5. Материальные потребности как основа мотивации……34
-
4.5.1 Вознаграждение и удовлетворение……………………….35
-
4.5.2 Внутреннее вознаграждение………………………………35
-
4.5.3 Внешнее вознаграждение………………………………….35
-
4.5.4. Мотивация и деньги……………………………………….36
-
5. Мотивация в системе повышения квалификации управленческих работников…………………………………………...36
-
6. Мотивация как фактор развития совмещения должностей…….37
-
7. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран…………………………………39
-
8. Современные тенденции мотивации труда на российских предприятиях ……………………………………………………………41
-
Заключение……………………………………………..43
-
Список использованных литературных источников…….46
Введение
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Многие российские предприятия сегодня сталкиваются с серьезной проблемой – отсутствием эффективной системы управления. Старые советские предприятия в условиях централизованного планирования народного хозяйства не нуждались в выработке реакции на изменение условий хозяйственной деятельности и соответственно в создании открытых систем управления. В результате, под давлением внешних и внутренних изменений, предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери.
1
Такая ситуация наблюдается в производственном секторе. Когда же дело касается государственных управленческих структур, то эти потери увеличиваются в сотни раз по причине зависимости отдельных предприятий от центральных ведомств и администраций.
Государственное управление заключает в себе огромный материальный и человеческий риск. Это прежде всего высокие затраты, опасность ущемления общественного благосостояния, и, вызванная последним, низкая репутация чиновничества и государства в целом в глазах общественности.
Если посмотреть еще глубже, то можно увидеть за высокими стенами государственных управленческих структур отдельного человека, чья ошибка, или заранее продуманное противоправное действие (или бездействие) может вызвать большие осложнения во множестве подчиненных организаций.
Такая ситуация может создаться в результате неосознания отдельными государственными служащими всей картины целиком, недостатка профессиональных знаний на всех уровнях государственного аппарата.2
Отсюда происходит и попустительство к проблемам экологии, застой в производственной сфере, экономическая нестабильность, забвение фундаментальной науки. Кто должен следить за пресловутым «утеканием мозгов» за границу? Почему в нашей стране коммерсантам выгоднее продавать за границу природные ресурсы, чем инвестировать деньги в развитие производства, науку, образование, культуру? Почему образованные, опытные специалисты нередко уходят из государственных структур в коммерцию?
Вполне очевидно, и не требует доказательств то, что от мотивов поведения людей, занимающих ключевые позиции в управленческих государственных структурах, зависят многие и многие факторы в разных областях общественной и экономической жизни страны и регионов.
В современном российском обществе сложилось представление о незначительности отдельного служащего. Но именно на этом уровне происходят нарушения принципа стимулирования, ответственности и дисциплины, четкости исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, корпоративной этики, и это нередко заставляет действовать человека, обличенного властными полномочиями в собственных интересах, забыв о целях организации, потребностях региона, страны.
Во времена СССР функцию объединения, и, в каком-то смысле, контроля, выполняла идеология. Сегодня идеологический фактор отвергнут, но зря. Ведь с помощью него формулировались и ставились сверхзадачи отдельной управленческой структуры, передавался “внутренний дух” организации.
Решение проблем должно идти через поиск правильного понимания базовых принципов мотивации служащих. Этого можно достигнуть сравнивая с другими преуспевающими отраслями труда.
Например, природа предпринимательства и коммерции состоит в желании «делать деньги», и все люди, которые занимаются бизнесом, должны быть ориентированы на этот его смысл. Говоря научным языком, смысл бизнеса как деятельности – это получение прибыли.
Производственные же организации одинаково ориентированы на производство продукции: производить много, качественно и эффективно. Но при этом есть нечто, что отличает их друг от друга и что сами организации в ряде случаев стремятся подчеркнуть. Так, в производстве автомобилей VOLVO стремится сделать самые безопасные автомобили для тех, кому важно это качество, «Мерседес» – самые классические и надёжные, а «АЗЛК» – просто делает автомобили. И похоже, этот последний завод никогда не ставил перед собой задачи определить миссию своего предприятия, делая «просто» автомобили для «просто советского человека».3
Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы ГС постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?
Для ответа на эти вопросы автор считает необходимым разрешить следующие задачи: рассмотреть психологические аспекты мотивации человека к труду, показать, каковы особенности мотивации, в чем заключается специфика труда и каковы проблемы мотивации.
следующая страница>