Перейти на главную страницу
Толочко Елена,
ЯНАО, г. Надым,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс
Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом необходимость в сверстниках неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" – становятся объектом насмешек и презрения.
Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими и мешают стать ребенку одним из своих? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?
Целью данной работы является изучение психологических аспектов проблемы отверженности в детском коллективе.
Данная целевая установка предопределила задачи исследования и содержательную структуру самой работы:
I |
Введение…………………………………………………………………… |
1 |
II |
Теоретические и психологические аспекты проблемы отверженности..... |
3 |
2.1 |
Изучение причин отверженности………………………………………….. |
5 |
2.2 |
Типы отвергаемых детей ………………………………………………....... |
7 |
2.3 |
Последствия отвержения…………………………………………………… |
8 |
III |
Заключение………………………………………………………………….. |
9 |
IV |
Список литературы……………………………………………………….… |
10 |
V |
Приложение………………………………………………………………… |
11 |
Толочко Елена,
ЯНАО, г. Надым,
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс
Взявшись рассуждать о "мирском обществе", мы должны исходить из фундаментального духовного принципа, гласящего, что человек живет на земле ради того, чтобы стать ангелом в вечности; совокупность же ангелов образует собой Небеса; следовательно, каждый из нас предназначен для того, чтобы служить составной частью (крупицей, атомом) этого необъятного универсального целого; следовательно, наша вечная жизнь будет протекать не в одиночестве, но в компании других ангелов, где каждый исполняет присущую ему функцию на благо своих ближних, своего ангельского общества и, наконец, всех Небес в целом. Поэтому человек сотворен для жизни в обществе - но не в каком угодно, а в обществе себе подобных, и вот эту оговорку люди практически всегда забывают.
Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом данная необходимость, особенно с 4-5 лет, неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, и не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, что добиваются внимания "со знаком минус" – становятся объектом насмешек и презрения.
Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По статистике каждый 5-ый ребенок в коллективе является одиночкой, каждый 3-ий пытается изменить свой статус в обществе и предпринимает различные способы, чтобы добиться уважения окружающих, а каждый второй ребенок, которого отвергли сверстники, смиряется со своей участью и старается остаться в статусе одиночки.
Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности, поведении отвергаемого. Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции – агрессивность ребенка. Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими. Влияет ли возраст на причину отвержения? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?
Целью данной работы является изучение психологических аспектов проблемы отверженности в детском коллективе.
Навык коллективизма – наиглавнейшее качество, без которого человек не может нормально жить в обществе. Ведь от того, насколько прочен и силен коллективный заряд
Данная целевая установка предопределила задачи исследования и содержательную структуру самой работы:
Биографии известных людей, примеры из художественной литературы, собственные наблюдения наводят на мысль, что в любом детском коллективе есть свои изгои. В каждом человеке живет такое чувство, как отверженность. Мы отвергаем кого-то или кто-то отвергает нас. Почти всегда люди отвергают друг друга насильно (обиды, уход в себя, закрытость от других и скрытность).
В психологическом словаре отверженность – это психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке
по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения как
со взрослыми, так и со сверстниками. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Межличностная ситуация развития при отверженности определяется противостоянием подростка обществу, охватывающим все основные жизненные сферы: семейную, школьно-учебную, коммуникативную. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для психологического профиля при отверженности характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Отверженность – «выраженный психопатизирующий психологический синдром, серьезно нарушающий социальную адаптацию подростка»
(А.Л. Венгер).
С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту, установление стабильных дружеских привязанностей позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от других. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и взаимопонимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя
Всего в исследовании приняло участие 267 человек: 124 человек – школьники 9-10 лет; 88 человек – школьники 11-14 лет; 55 человек – школьники 15-17 лет (Таблица 1).
Класс/ кол-во опрошен-ных |
Количество детей с признаками отверженности |
Класс/ кол-во опрошен-ных |
Количество детей с признаками отверженности |
Класс/ кол-во опрошен-ных |
Количество детей с признаками отверженности |
2а – 25 |
1 – отвергнутый, 6 – частично отвергаемых, 2 – игнорируемые
|
6а – 25 |
2 – отвергнутый, 1 – частично отвергаемых, 3 – игнорируемые
|
9г – 19 |
1 – отвергнутый, 1 – частично отвергаемых, 2 – игнорируемые
|
2б – 25 |
0 – отвергнутый, 1 – частично отвергаемых, 10 – игнорируемые
|
6в – 13 |
1 – отвергнутый 0 – частично отвергаемых, 0 – игнорируемые
|
10а – 15 |
1 – отвергнутый, 5 – частично отвергаемых, 0 – игнорируемые
|
3б – 16 |
0 – отвергнутый, 1 – частично отвергаемых, 3 – игнорируемые
|
6г – 9 |
0 – отвергнутый 3 – частично отвергаемых, 1 – игнорируемые
|
10б – 21 |
0 – отвергнутый, 5 – частично отвергаемых, 0 – игнорируемые
|
4б – 21 |
1 – отвергнутый, 2 – частично отвергаемых, 5 – игнорируемые
|
7а – 23 |
2 – отвергнутый 5 – частично отвергаемых, 1 – игнорируемые
|
|
|
5а – 14 |
2 – отвергнутый, 1 – частично отвергаемых, 1 – игнорируемые
|
7б – 18 |
1 – отвергнутый, 3 – частично отвергаемых, 0 – игнорируемые
|
|
|
5б – 23 |
1 – отвергнутый, 3 – частично отвергаемых, 0 – игнорируемые
|
|
|
|
|
Всего 124 |
5 – отвергнутый, 14– частично отвергаемых, 21 – игнорируемые 40 / 32,2% |
Всего 88 |
6 – отвергнутый, 12– частично отвергаемых, 5 – игнорируемые 23 / 26,1% |
Всего 55 |
2 – отвергнутый, 11– частично отвергаемых, 0 – игнорируемые 13 / 23,6% |
Согласно многим психологическим исследованиям ребенок может быть отвергнут сверстниками по разным причинам:
В 1981г. американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что причинами отвержения могут быть:
Исследуя данный аспект, мы разработали анкету и опросили 260 человек: 70 человек – школьники 9-10 лет; 76 человек – школьники 11-14 лет; 64 человек – школьники 15-17 лет, 50 – взрослые (Таблица 2).
Вопросы |
Ответы | |||
Школьники 9-10 лет |
Школьники 11-14 лет |
Школьники 15-17 лет |
Взрослые | |
|
Да – 70 (100%) Нет – 0
|
Да – 70 (92%) Нет – 6 (8%) |
Да – 58 (91%) Нет – 6 (9%) |
Да – 42 (84%) Нет – 8 (12%) |
|
19 |
14 |
9 |
|
| ||||
|
26 |
10 |
4 |
|
|
35 |
39 |
|
|
|
- |
|
|
|
|
- |
6 |
27 |
16 |
|
- |
|
42 |
22 |
|
|
13 |
|
28 |
|
Поведение, Отношение к учебе |
Характер, стиль,
поведение, быть веселее, меньше врать,
|
Быть проще, отношение к людям, быть терпеливее, быть самим собой, характер, интересы. |
Отношение к людям, отношение к себе, стать уверенным.
|
Так, например, в возрастной категории от 9 до 10 лет и от 11 до 14 доминирует поведение, плохая успеваемость и внешние данные.
Анализ результатов причин отверженности и изолированности старшей возрастной группы говорит об актуальности жизненной позиции и жизненной активности.
Респонденты группы «взрослые» подтверждают важность личностной «Я-концепции», адекватной самооценки. Можно утверждать, что причины отвержения связаны
Наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаваться на провокации одноклассников, выдавать ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто бросается с кулаками
В любой группе на любой возрастной ступени существует своя социальная ситуация развития, в которой каждый играя свою роль, выбирает тактику поведения. Важно осознать, возможные ошибки в поведения на разных возрастных этапах с целью их исправления. Результаты анкетирования респондентов отображены в таблице 3.
Вопросы |
Ответы | |||
Школьники 9-10 лет |
Школьники 11-14 лет |
Школьники 15-17 лет |
Взрослые | |
|
С одноклассниками, которые ябедничают, дразнятся, дерутся, плохо учатся, не слушает учителя.
|
С одноклассниками, с которыми скучно, неинтересно, которые сильно умные, не так как все, унижают других, у которых плохое поведение.
|
С одноклассниками, с которыми разные интересы, которые малообщительны, неактивны, замкнуты, эгоистичны, занудливы..
|
С высокомерными, не надежными, которых можно назвать слабыми, черствыми, жестокими, лгунами, предателями.
|
Стремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки. Отвергаемый способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и он запутывается окончательно.
Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят к различным негативным последствиям. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности.
Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками, часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы, и падает успеваемость. Исследования профессора Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что:
Самое страшное, что регулярные издевательства (приложение 2) способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Проблемы в общении со сверстниками, отвержения в раннем возрасте в дальнейшем проявляется в делинквентности, или эмоциональном нарушении.
Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.
Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений.
Всего в исследовании приняло участие 240 человек: 50 человек – школьники 9-10 лет; 90 человек – школьники 11-14 лет; 70 человек – школьники 15-17 лет, 30 – взрослые.
Таблица 4
Вопросы |
Ответы | |||
Школьники 9-10 лет |
Школьники 11-14 лет |
Школьники 15-17 лет |
Взрослые | |
|
Да – 12 (24%) Нет – 38 (76%) |
Да – 65 (72%) Нет – 25 (28%) |
Да – 32 (46%) Нет – 38 (54%) |
Да – 0 (-%) Нет – 30 (100%) |
|
Да – 56 (80%), Нет – 14 (20%) |
Да – 47 (62%), Нет – 29 (38%) |
Да – 18 (28%), Нет – 46 (72%) |
Да – 9 (18%), Не знаю – 34 (68%), Нет – 7 (14%)
|
Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считает: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него
В тех детях, которых не воспринимают сверстники, всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Отверженные дети не такие, как остальные, чаще всего отвергнутыми становятся дети с явными проблемами в поведении и характере. Ситуация отвержения обусловлена двумя позициями того кто отвергает и отвергаемого.
В первом случае отвержение позиции другого возникает из-за низкой пластической способности коммуникативных функций в определенные возрастные периоды и из-за неразрешенного внутриличностного конфликта между сознанием и подсознанием, между «Я-реальным» и «Я-идеальным» (в чем обвиняешь в том и виноват).
Несостоятельность позиции отвергаемого обусловлена негативной его социальной и эго-идентификации (трудности нахождения своего «Я»: «Я» - физического, «Я»-психического, «Я»-социального и т.д.).
Выдвинутая нами гипотеза: причины и последствия отвержения ребенка зависят
от самого отвергаемого и его провоцирующего поведения в ходе исследования полностью подтвердилась: отверженными становились прежде всего дети, у которых были слабо сформированы самооценка и коммуникативные навыки.
Кроме того, исследования показало наличие других причин ситуации отвержения: проблемы в несостоятельности личности тех, кто отвергает. Они выдвигали обвинения
Можно сделать вывод, что проблема ситуации отвержения есть как у отвергаемых, так
Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя, выбирая неадекватные способы поведения
23 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Среди ситуаций, провоцирующих агресс
16 12 2014
1 стр.
Цели и задачи: определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения
27 09 2014
1 стр.
Проблемы мотивации работника в быстрорастущей компании (работника, а не руководителя) поэтому не менее важны, чем верная рыночная стратегия или удачный продукт
15 10 2014
1 стр.
Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»
16 12 2014
1 стр.
Воспитательная: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе, паре, коллективе
08 10 2014
1 стр.
Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
27 09 2014
1 стр.