Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Проект Цивилизационный выбор

Цели:

- пробудить интерес учащихся к духовным ценностям;

- активизировать способность учащихся к рефлексии.

Задачи:

- актуализировать для учащихся понятие «духовные ценности»;

- познакомить учащихся с понятием «цивилизация» и с особенностями православной цивилизации;

- на примере св. Александра Невского познакомить учащихся с таким явлением духовной жизни как выбор (цивилизационный выбор);

- анализ отрывков из текстов Жития и Акафиста св. Макария Римлянина с целью понять, можно ли выбор св. Макария назвать цивилизационным;

- анализ эпизодов из жизни русской эмиграции (пути сохранения цивилизационной идентичности);

- опыт различных видов работы с текстами;

- осмысление уроков в виде творческих работ: эссе, размышления.

Проект «Цивилизационный выбор» состоит из серии уроков и связанных с ними дополнительных занятий:

Урок 1. Что такое цивилизация?

Урок 2. Выбор Невского (поездка в Усть-Ижору)

Урок 3. Макарий Римлянин. Личный выбор. (Паломничество в Макрьевскую пустынь)

Урок 4. Эмиграция. Сохранение цивилизации. (Просмотр и обсуждение фильма «Вера и верность»)

Перед началом 1-ого урока учащимся предлагается составить свою шкалу ценностей: предложенный список ценностей дети должны разделить на 3 части

- то без чего они свою жизнь не представляют;

- то, что не так важно, но от чего дети не отказались бы, как от ценностей;

- то, что ценностями не является.

Работа, церковь, семья, дом, увлечения (хобби), телевизор, взаимоподдержка, компьютер, общественная жизнь, карьера, деньги, власть, слава, Бог, близкие, родина, сила, беспредельная свобода, доброта, честность, радость общения друг с другом, самоконтроль, одежда, самодисциплина, любовь как жертвенное служение, ответственность, милосердие, уважение окружающих, любовь к тебе, веселье, привлекательность, внутренний рост, разнообразие, гордость, красота, родство душ, свобода, послушание, скромность, смирение, миролюбие, справедливость, развлечения, еда, политика, самоутверждение, истина, успех, жалость, духовность, терпение, уважение к начальству, воля, друзья, здоровье, спорт, искусство, путешествия.



Урок 1. Что такое цивилизация?

Урок проходит в форме беседы с использованием раздаточного материала.

В конце урока учащимся предлагается сравнить свою шкалу ценностей с ценностями православной цивилизации

На столе должны лежать:



  1. Определение цивилизации по С. Хантингтону; названия существующих в настоящее время цивилизаций.

  2. Модель цивилизации по И. Андрушкевичу

  3. Карта цивилизаций по С. Хантингтону.

  4. Расшифровки модели Андрушкевича для Православной цивилизации (содержание цивилизационного ядра, определение идеала личности, ценности православной цивилизации).

Литература:

  1. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций. – М., АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 571.

  2. В. Тростников. Православная цивилизация. – Издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». М., 2004. – 270.

Раздаточный материал:

  1. Цивилизация – наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентичности, отличающий человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей (Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций).

В настоящее время выделяют следующие цивилизации: - Западная; - Славяно-Православная; - Исламская; - Индуистская; - Конфуцианско-буддистская; - Синтоистская; - Латиноамериканская; - Африканская (начинающая формироваться).

2. Модель цивилизации, предложенная аргентинским социологом

Игорем Андрушкевичем.

Игорь Андрушкевич сравнивает цивилизацию с плодом, с вишней. Вишнёвая косточка, как носительница видовых признаков, обеспечивающих генетическую преемственность, уподобляется культу, а мякоть, питающая косточку и не дающая ей засохнуть, - культуре. И то и другое защищается от внешних воздействий плотной кожурой – в цивилизации это государственные институты, включающие армию, полицию, таможенные службы и тому подобное. Как сорта вишни, в которых больше мякоти, ценнее для садовода, так и те цивилизации, в которых возникает богатая культура, ценнее для истории. А какая именно возникает в данной цивилизации культура, зависит о её «косточки», т.е. культа, в частности от того, насколько полно её догматика отражает объективную истину.

-

ядро, содержащее «генетический код» цивилизации



-

культура

-

государственные институты, защитная оболочка







  1. Работа с картой даёт возможность понять размеры и место, занимаемое каждой цивилизацией (в первую очередь православной). На уроке 4 предлагается работа с большой картой, на которой мы флажками будем отмечать страны, в которых существуют православные общины из рассматриваемых нами историй. Это даст возможность увидеть, что очаги православной цивилизации существуют на всех континентах.




  1. Содержание ядра православной цивилизации: символ веры (догмат); заповеди (Декалог, заповеди блаженств) и вытекающие из них нравственные критерии (критерии добра и зла); идеал личности православного человека – святой; шкала жизненных ценностей, определяющая оценку человеческих поступков.

Ценности православной цивилизации: Бог, Церковь, семья, труд, смирение, терпение, приоритет духовного над материальны, милосердие, жалость к падшим, взаимоподдержка (общинность), уважение власти (власть от Бога), жертвенное служение ближним.

Идеал личности – это образ общей цели жизни, сложившийся в данный момент в данной культуре (Н.Ф.Голованова).

Святой – человек достигший преображения, путём исполнения заповедей и подвижнической, аскетической жизнью.

Личность Богочеловека Христа представляет Собой идеальный образец человеческой личности. Богочеловеческий синергизм является существенным отличием деятельности христианина в мире. Здесь человек содействует Богу, и Бог содействует человеку (ср. 1 Кор.3.9.). Действуя в себе самом и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает он это и может делать успешно лишь при непрестанном содействии Божественной силы – благодати. Здесь человек представляет волю, а Бог дарует благодать; из их совместного со-действования вырабатывается христианская личность, осуществляется преображение (уподобление Христу).


В конце урока все группы выписывают ценности православной цивилизации, и каждый ученик сравнивает свою шкалу ценностей (верхняя часть страницы – жизненно важные ценности; середина страницы – важно, но не обязательно; нижняя часть страницы – то, что не является ценностями) с ценностями православной цивилизации.


Урок 2. Выбор Невского.
Предполагается, что с обстоятельствами жизни и деятельности Александра Невского ученики знакомились на уроках истории. Можно привлечь в проект учителя истории для проведения сугубого урока на эту тему и поездки в Усть-Ижору. После осуществления вводных занятий можно провести урок в группах: каждой группе предлагается набор карточек с различными взглядами на жизнь и деятельность Александра Невского (Я эту подборку взяла из обсуждений в интернете www.badnameofrussia.ru/Nevskii-Aleksandr.html. Можно сделать другую подборку. Главное, чтобы были представлены разные позиции). Каждая группа обсуждает и делит эти высказывания на три группы: согласны; согласны частично; не согласны. Результаты выписываются на доске при помощи номеров соответствующих каждому высказыванию. Противоположные решения обсуждаются – группа защищает свой взгляд.

1. «Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)…, Ю.Афанасьев, журнал «Родина».


2. «Русский народ, русская свобода были преданы и проданы изнутри. Они стали жертвой своего рода заговора. И ключевой фигурой его был русский «национальный герой» Александр Невский… Александр родился в семье Ярослава… Именно от него (Ярослава) исходила идея исторического предательства, именно им-то и принято было роковое решение отдать Русь азиатским пришельцам ради установления деспотической системы власти. Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал… знаменем того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал», - М.Сокольский. «Неверная память», М., 1990.

3.Если некотрые люди не могут понять, что нельзя было Руси воевать на два фронта одновременно - с Ордой и Западом, что нужно было сделать тяжёлый выбор, чтобы сохранить, прежде всего, духовную идентичность народа (а это возможно было только "под татарами", но никак не "под Западом"), то говорить с таковыми просто не о чём...


4. Слышал я этот бред от Гундяева. Он говорил, что побиты войска самые сильные в то время в мире - крестоносцы. Что благодаря Невскому, была создана сильная обученная рать русского воинства состоящая из дружины и ополчения. Так вот, когда была побиты крестоносцы, Невский продолжал исправно платить дань татаро-монголам, гнобить Русь и ничего не делать для освобождения Руси. Слышал я и про цивилизационный код от митрполита. Так вот, как раз татаро-монголы и привнесли в нашу культуру все темное (некоторые сказки, матерщина и т.д.), мы пошли не по пути развития европейских стран, не по своему собственному славянскому пути, каковой был до христианства и ига, а по самому непредсказуемому и страшному, по которому мы до сих пор не можем выйти. Кстати, умер Невский, возвращаясь после очередного подношения дани хану.

5. Цитата: «Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними».


- Да! Потому что Александр Невский как самый умный человек своего времени понимал, что бесполезно сражаться против всей Азии. Невозможно просто это было, учитывая что Русь была раздроблена и ослаблена. Он думал в первую очередь о потомках и понимал что пока Русь так слаба, а в Орде живы Бату-хан и Субэдэй-батагур ничего не выйдет
Цитата: «Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)»

- Другие князья делали тоже самое, это была эпоха междоусобиц.







6. Крестоносцы с Запада требовали отдать душу (перемена религии), а татары с Востока требовали денег (дани). И Александр сделал выбор, который и сделал бы всякий верующий человек, полагающий ценность души выше, чем деньги.




7.  История не имеет сослагательного наклонения, поэтому неизвестно что было бы лучше для нашей страны. Татары с Востока брали не только деньги, но изменяли генетический код славян. Или полон русских красавиц и насилие над женщинами этого всего не было?




8. Св.Александр Невский защищал Русь от Орды, только дань - единственный способ спасти Русь от нашествия. У него просто не было выбора - с рыцарями было бесполезно договариваться, а монголам бесполезно сопротивляться. Умереть за Родину - красиво и романтично но иногда лучше пожить





9. Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь.


10. Чушь какую-то пишут. Откуп от Орды был в духе торговой новгородской республики, которая не любила воевать, а предпочитала откупиться. Может быть плата Орде была меньше в денежном выражении, чем затраты на войну. Они ведь там издревле наемников - варяг нанимали и князей из других краев приглашали. Это же они Рюрика призвали. А на поклон к монгольскому хану даже легендарный Даниил Галицкий ездил - последний из защитников Южной Руси. Он начал потом успешную наступательную войну против одного монгольского темника, признавая власть великого хана, но Южную Русь так сохранить не смог, она отошла Литве, а вот Невский северную уберег! Теперь нас, русских, 110 миллионов в России. Крупнейший этнос европы. Татар всего лишь 5 миллионов. Чья тактика верной была!

11. Апологетам "Европейской Руси", и ненавистникам Александра Невского следовало бы помнить что князь галицкий, Даниил Галицкий, пошел противоположным путем, выбрал войну с татарами, как раз выбрал "интеграцию в Европу". Получил корону из рук Папы Римского. И ЧТО в итоге получил? НИЧЕГО. Его "отчина" галицко-волынское княжество было растерзано соседями после 60 лет после его смерти. Поляками и литовцами. Русский народ теперь в Галиции НЕ ЖИВЕТ. Там живут мутанты отрекшиеся от своего имени, своих корней и веры. А Русь Невского ВЫЖИЛА, и стала самой могучей империей на свете. Сохранив саму себя и свою веру. Христопродавец этот князь. С язычниками закорешился, а на своих единоверцев христиан меч поднял. предать его анафеме.

12. «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославич, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден...»
Сергей Михайлович Соловьев. История России с древнейших времен.














13. «Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимо во всем покориться Орде. Большинство историков считает его политику единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было, всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде. Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...»
(Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход.)










14. Ярким примером сочетания святости и власти служит благоверный князь Александр Ярославович Невский (1220-1263). Подвиг осуществлённый им поразителен и рациональному объяснению не подлежит. Нет никакого сомнения, что сам Господь открыл ему смысл его трудов, никому другому в то время не понятный. Эти труды состояли в умиротворении ордынских ханов и установлении с ними дружеских доверительных отношений и в стоянии на смерть против экспансии с Запада католицизма. Вся человеческая логика говорила о том, что надо делать прямо противоположное – объединиться с «братьями во Христе» и нанести совместный удар по язычникам-степнякам. Но все оказались неправы, а князь Александр прав. Предвидеть развитие событий в мире на столетия вперёд не может и самый гениальный человек, следовательно, сам Бог, видящий историю до её конца, подсказал решение князю. Разумеется, чтобы услышать эту подсказку, Александру Невскому надо было быть святым, а чтобы сделать то, на что подсказка наводила, надо было иметь власть. И то и другое сошлось в лице нашего великого полководца. (В.Тростников)


Урок 3. Макарий Римлянин. Личный выбор.

В начале урока учащих знакомят с личностью св. прп. Макария Римлянина, после чего, на основании предложенных текстов, каждая группа отвечает на поставленные вопросы. В конце урока должен быть организован обмен мнений и их обсуждение.


1. Тропарь Макарию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, глас 4:

Рим отечество твоё оставив, / в пустыню вселился еси, / и тамо в пустее месте обреет жилище себе, / отбегл еси суеты мира сего, и в безмолвном пристанищи / доброе направлял еси ко Господу. / Сего ради и мы чтущии тя,/ притекающе к раце мощей твоих и любезно тую облобызающе, / молим ты, отче Макарие: / моли о нас Господа, / да помилует нас в день судный.

2. Икос 1

     Ангелом любезную чистоту юности твоея возлюбив, преподобне отче Макарие, Ветхий Рим отечество твое оставил еси, и во страну Российскую яко нищ и странен пришел еси, да зде обрящеши пристанище благоприятное ко спасению. Темже славим тя, яко истиннаго последователя Христова, и зовем ти хвалебно:


     Радуйся, Рима доброе прозябение.
     Радуйся, Новаграда духовное украшение.
     Радуйся, Евангелиа Христова верный послушателю.
     Радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю.
     Радуйся, Единаго Христа от всея души твоея возлюбивый.
     Радуйся, стезею правою вослед Его ходивый.
     Радуйся, постом умертвивый в себе душетленныя страсти.
     Радуйся, молитвами усердными отразивый вся искушения диавольская.
     Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго.
     Радуйся, приникий во глубину смирения святаго.
     Радуйся, слез твоих теченьми уплодоносивый пустыню неплодную.
     Радуйся, из глубины воздыханьми привлекий на ню Божию благодать.
     Радуйся, Макарие, великий пустынножителю.

3. Преподобный Макарий, Новгородский Чудотворец, родился в конце XV века в Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Благочестивые родители воспитали своего сына-первенца в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Одаренному от природы высоким умом юному римлянину предстояла завидная будущность на поприще службы общественной, но он жаждал жизни духовной. Достигши лет совершенных и отказавшись от всех удовольствий, он решил посвятить себя служению Богу. Изучение Священного Писания, творений св. отцов было постоянными занятиями юноши. Он мечтал жить согласно учению Святой Церкви и постепенно приготовить себя к подвижнической жизни. Но западная церковь, к которой принадлежал он по рождению, полная в то время внешних смут и внутренних беспорядков, не могла пленить пылкий ум молодого богослова. Будущий подвижник молил, Бога указать истинный путь спасения среди погруженной во мрак греха и суеты мирской родной ему церкви, и Господь неотринул мольбу своего избранника. Он обратил духовные очи его на церковь Православную. 'Только под ее святым покровом, среди ее чад я найду спасение, -думал он и тайно покинул Рим, раздав неимущим богатство свое, оставляя родных своих.С посохом странника-пилигрима, в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую страну - святую Русь. Труден был путь, много перенес он, пока наконец не достиг земли для него обетованной, земли православной. Благолепие церквей и монастырей Новгородских, строгая жизнь монашествующих, торжественность, истовость богослужения, глубоко поразили пришельца.

Вопросы:


  1. Ценности прп. Макария

  2. Причина переселения

  3. Осушествил ли прп. Макарий цивилизационный выбор?

  4. Какое отношение имеет жизнь прп. Макария к Посланию к Евреям (11,12)?

Послание к Евреям (11,12)

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он как бы видя Невидимого, был твёрд.




следующая страница>


Проект Цивилизационный выбор Цели

Александра Невского познакомить учащихся с таким явлением духовной жизни как выбор

438.09kb.

08 10 2014
4 стр.


Курсовой проект По дисциплине: Судовые автоматизированные электроэнергетические системы Вариант №03 631 Курсовой проект

Определение мощности судовой электростанции табличным методом, выбор генераторных агрегатов и преобразователей электроэнергии

398.05kb.

09 10 2014
3 стр.


Литература: Овчарова Р. В. «Справочная книга школьного психолога»

Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). Психолог заносит данные в таблицу, используя цифры

14.27kb.

11 10 2014
1 стр.


Модернизационный и цивилизационный подходы к местному самоуправлению в политической теории и политической практике: сравнительный анализ, пути синтеза
733.67kb.

14 12 2014
4 стр.


Чужого горя не бывает

Возглавляет её Сильвия Галбиати. Есть люди, кому на роду написано быть лидерами. И очень часто это выбор судьбы. Упорство в достижении поставленной цели, сила характера

25.29kb.

10 10 2014
1 стр.


Проект «Выбор профессии»

Особенно актуальным это исследование становится благодаря инновационным процессам модернизации в системе образования стран Европы в период создания единого европейского пространств

84.87kb.

13 10 2014
1 стр.


Проект " сиор" Проект "

Проект "сиор" является образовательным проектом, осуществляемым в трёх регионах снги Балтии: Самарском ( Центральная Россия), Одесском (Украина) и Прибалтийском

28.5kb.

11 09 2014
1 стр.


Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу

И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата

10.16kb.

01 10 2014
1 стр.