Перейти на главную страницу
- пробудить интерес учащихся к духовным ценностям;
- активизировать способность учащихся к рефлексии.
Задачи:
- актуализировать для учащихся понятие «духовные ценности»;
- познакомить учащихся с понятием «цивилизация» и с особенностями православной цивилизации;
- на примере св. Александра Невского познакомить учащихся с таким явлением духовной жизни как выбор (цивилизационный выбор);
- анализ отрывков из текстов Жития и Акафиста св. Макария Римлянина с целью понять, можно ли выбор св. Макария назвать цивилизационным;
- анализ эпизодов из жизни русской эмиграции (пути сохранения цивилизационной идентичности);
- опыт различных видов работы с текстами;
- осмысление уроков в виде творческих работ: эссе, размышления.
Проект «Цивилизационный выбор» состоит из серии уроков и связанных с ними дополнительных занятий:
Урок 1. Что такое цивилизация?
Урок 2. Выбор Невского (поездка в Усть-Ижору)
Урок 3. Макарий Римлянин. Личный выбор. (Паломничество в Макрьевскую пустынь)
Урок 4. Эмиграция. Сохранение цивилизации. (Просмотр и обсуждение фильма «Вера и верность»)
Перед началом 1-ого урока учащимся предлагается составить свою шкалу ценностей: предложенный список ценностей дети должны разделить на 3 части
- то без чего они свою жизнь не представляют;
- то, что не так важно, но от чего дети не отказались бы, как от ценностей;
- то, что ценностями не является.
Работа, церковь, семья, дом, увлечения (хобби), телевизор, взаимоподдержка, компьютер, общественная жизнь, карьера, деньги, власть, слава, Бог, близкие, родина, сила, беспредельная свобода, доброта, честность, радость общения друг с другом, самоконтроль, одежда, самодисциплина, любовь как жертвенное служение, ответственность, милосердие, уважение окружающих, любовь к тебе, веселье, привлекательность, внутренний рост, разнообразие, гордость, красота, родство душ, свобода, послушание, скромность, смирение, миролюбие, справедливость, развлечения, еда, политика, самоутверждение, истина, успех, жалость, духовность, терпение, уважение к начальству, воля, друзья, здоровье, спорт, искусство, путешествия.
Урок проходит в форме беседы с использованием раздаточного материала.
В конце урока учащимся предлагается сравнить свою шкалу ценностей с ценностями православной цивилизации
На столе должны лежать:
Игорь Андрушкевич сравнивает цивилизацию с плодом, с вишней. Вишнёвая косточка, как носительница видовых признаков, обеспечивающих генетическую преемственность, уподобляется культу, а мякоть, питающая косточку и не дающая ей засохнуть, - культуре. И то и другое защищается от внешних воздействий плотной кожурой – в цивилизации это государственные институты, включающие армию, полицию, таможенные службы и тому подобное. Как сорта вишни, в которых больше мякоти, ценнее для садовода, так и те цивилизации, в которых возникает богатая культура, ценнее для истории. А какая именно возникает в данной цивилизации культура, зависит о её «косточки», т.е. культа, в частности от того, насколько полно её догматика отражает объективную истину.
-
ядро, содержащее «генетический код» цивилизации
культура
-
государственные институты, защитная оболочка
Личность Богочеловека Христа представляет Собой идеальный образец человеческой личности. Богочеловеческий синергизм является существенным отличием деятельности христианина в мире. Здесь человек содействует Богу, и Бог содействует человеку (ср. 1 Кор.3.9.). Действуя в себе самом и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает он это и может делать успешно лишь при непрестанном содействии Божественной силы – благодати. Здесь человек представляет волю, а Бог дарует благодать; из их совместного со-действования вырабатывается христианская личность, осуществляется преображение (уподобление Христу).
В конце урока все группы выписывают ценности православной цивилизации, и каждый ученик сравнивает свою шкалу ценностей (верхняя часть страницы – жизненно важные ценности; середина страницы – важно, но не обязательно; нижняя часть страницы – то, что не является ценностями) с ценностями православной цивилизации.
1. «Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)…, Ю.Афанасьев, журнал «Родина».
3.Если некотрые люди не могут понять, что нельзя было Руси воевать на два фронта одновременно - с Ордой и Западом, что нужно было сделать тяжёлый выбор, чтобы сохранить, прежде всего, духовную идентичность народа (а это возможно было только "под татарами", но никак не "под Западом"), то говорить с таковыми просто не о чём...
5. Цитата: «Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними».
- Другие князья делали тоже самое, это была эпоха междоусобиц.
|
6. Крестоносцы с Запада требовали отдать душу (перемена религии), а татары с Востока требовали денег (дани). И Александр сделал выбор, который и сделал бы всякий верующий человек, полагающий ценность души выше, чем деньги. | |
---|---|---|
|
7. История не имеет сослагательного наклонения, поэтому неизвестно что было бы лучше для нашей страны. Татары с Востока брали не только деньги, но изменяли генетический код славян. Или полон русских красавиц и насилие над женщинами этого всего не было? | |
|
8. Св.Александр Невский защищал Русь от Орды, только дань - единственный способ спасти Русь от нашествия. У него просто не было выбора - с рыцарями было бесполезно договариваться, а монголам бесполезно сопротивляться. Умереть за Родину - красиво и романтично но иногда лучше пожить | |
|
9. Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь. |
10. Чушь какую-то пишут. Откуп от Орды был в духе торговой новгородской республики, которая не любила воевать, а предпочитала откупиться. Может быть плата Орде была меньше в денежном выражении, чем затраты на войну. Они ведь там издревле наемников - варяг нанимали и князей из других краев приглашали. Это же они Рюрика призвали. А на поклон к монгольскому хану даже легендарный Даниил Галицкий ездил - последний из защитников Южной Руси. Он начал потом успешную наступательную войну против одного монгольского темника, признавая власть великого хана, но Южную Русь так сохранить не смог, она отошла Литве, а вот Невский северную уберег! Теперь нас, русских, 110 миллионов в России. Крупнейший этнос европы. Татар всего лишь 5 миллионов. Чья тактика верной была!
11. Апологетам "Европейской Руси", и ненавистникам Александра Невского следовало бы помнить что князь галицкий, Даниил Галицкий, пошел противоположным путем, выбрал войну с татарами, как раз выбрал "интеграцию в Европу". Получил корону из рук Папы Римского. И ЧТО в итоге получил? НИЧЕГО. Его "отчина" галицко-волынское княжество было растерзано соседями после 60 лет после его смерти. Поляками и литовцами. Русский народ теперь в Галиции НЕ ЖИВЕТ. Там живут мутанты отрекшиеся от своего имени, своих корней и веры. А Русь Невского ВЫЖИЛА, и стала самой могучей империей на свете. Сохранив саму себя и свою веру. Христопродавец этот князь. С язычниками закорешился, а на своих единоверцев христиан меч поднял. предать его анафеме.
|
| |
|
|
13. «Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимо во всем покориться Орде. Большинство историков считает его политику единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было, всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде. Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...» (Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход.) |
| |
|
|
14. Ярким примером сочетания святости и власти служит благоверный князь Александр Ярославович Невский (1220-1263). Подвиг осуществлённый им поразителен и рациональному объяснению не подлежит. Нет никакого сомнения, что сам Господь открыл ему смысл его трудов, никому другому в то время не понятный. Эти труды состояли в умиротворении ордынских ханов и установлении с ними дружеских доверительных отношений и в стоянии на смерть против экспансии с Запада католицизма. Вся человеческая логика говорила о том, что надо делать прямо противоположное – объединиться с «братьями во Христе» и нанести совместный удар по язычникам-степнякам. Но все оказались неправы, а князь Александр прав. Предвидеть развитие событий в мире на столетия вперёд не может и самый гениальный человек, следовательно, сам Бог, видящий историю до её конца, подсказал решение князю. Разумеется, чтобы услышать эту подсказку, Александру Невскому надо было быть святым, а чтобы сделать то, на что подсказка наводила, надо было иметь власть. И то и другое сошлось в лице нашего великого полководца. (В.Тростников)
Рим отечество твоё оставив, / в пустыню вселился еси, / и тамо в пустее месте обреет жилище себе, / отбегл еси суеты мира сего, и в безмолвном пристанищи / доброе направлял еси ко Господу. / Сего ради и мы чтущии тя,/ притекающе к раце мощей твоих и любезно тую облобызающе, / молим ты, отче Макарие: / моли о нас Господа, / да помилует нас в день судный.
2. Икос 1
Ангелом любезную чистоту юности твоея возлюбив, преподобне отче Макарие, Ветхий Рим отечество твое оставил еси, и во страну Российскую яко нищ и странен пришел еси, да зде обрящеши пристанище благоприятное ко спасению. Темже славим тя, яко истиннаго последователя Христова, и зовем ти хвалебно:
3. Преподобный Макарий, Новгородский Чудотворец, родился в конце XV века в Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Благочестивые родители воспитали своего сына-первенца в строгих законах религии и дали ему блестящее образование. Одаренному от природы высоким умом юному римлянину предстояла завидная будущность на поприще службы общественной, но он жаждал жизни духовной. Достигши лет совершенных и отказавшись от всех удовольствий, он решил посвятить себя служению Богу. Изучение Священного Писания, творений св. отцов было постоянными занятиями юноши. Он мечтал жить согласно учению Святой Церкви и постепенно приготовить себя к подвижнической жизни. Но западная церковь, к которой принадлежал он по рождению, полная в то время внешних смут и внутренних беспорядков, не могла пленить пылкий ум молодого богослова. Будущий подвижник молил, Бога указать истинный путь спасения среди погруженной во мрак греха и суеты мирской родной ему церкви, и Господь неотринул мольбу своего избранника. Он обратил духовные очи его на церковь Православную. 'Только под ее святым покровом, среди ее чад я найду спасение, -думал он и тайно покинул Рим, раздав неимущим богатство свое, оставляя родных своих.С посохом странника-пилигрима, в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую страну - святую Русь. Труден был путь, много перенес он, пока наконец не достиг земли для него обетованной, земли православной. Благолепие церквей и монастырей Новгородских, строгая жизнь монашествующих, торжественность, истовость богослужения, глубоко поразили пришельца.
Вопросы:
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он как бы видя Невидимого, был твёрд.
Александра Невского познакомить учащихся с таким явлением духовной жизни как выбор
08 10 2014
4 стр.
Определение мощности судовой электростанции табличным методом, выбор генераторных агрегатов и преобразователей электроэнергии
09 10 2014
3 стр.
Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). Психолог заносит данные в таблицу, используя цифры
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
Возглавляет её Сильвия Галбиати. Есть люди, кому на роду написано быть лидерами. И очень часто это выбор судьбы. Упорство в достижении поставленной цели, сила характера
10 10 2014
1 стр.
Особенно актуальным это исследование становится благодаря инновационным процессам модернизации в системе образования стран Европы в период создания единого европейского пространств
13 10 2014
1 стр.
Проект "сиор" является образовательным проектом, осуществляемым в трёх регионах снги Балтии: Самарском ( Центральная Россия), Одесском (Украина) и Прибалтийском
11 09 2014
1 стр.
И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата
01 10 2014
1 стр.