Проектно-учебная лаборатория (ПУЛ)
Основные принципы создания и функционирования
Цели и задачи
Цель ПУЛов - дать студентам навыки применения полученных в Университете теоретических знаний путем работы в реальных проектах во всех возможных сферах практической деятельности, выходящих за пределы университетской среды, выпустить их в реальный мир практически подготовленными, не только с солидной теоретической подготовкой, но и с запасом навыков, связей и практического опыта. Участие в подобных проектах в любой сфере - сфере бизнеса, консультирования, аналитики, творчества и пр., - востребованных конкретными заказчиками, должно стать неотъемлемой частью процесса обучения для большинства студентов, обеспечив большую интеграцию образовательной, проектной и исследовательской составляющей обучения в ГУ-ВШЭ.
ПУЛ создается как закрепление существующей практики деятельности группы студентов, аспирантов и молодых преподавателей, занимающейся проектной работой во главе с группой действующих практиков – научных сотрудников и (или) преподавателей ГУ-ВШЭ.
Сферы реализации проектов
Проекты могут реализовываться как в бизнес-секторе (и иметь коммерческую направленность), так и в некоммерческом секторе. Это могут быть проекты в сфере бизнеса, государственного управления, консалтинга и аналитики, творчества и пр.
Проект подразумевает решение поставленных заказчиком задач в оговоренные сроки и условия, а также практическую востребованность полученных результатов.
Задачи
Создание проектно-учебных лабораторий направлено на сбалансированную реализацию проектных и учебных задач.
Проектные задачи
-
Реализация проектов практической направленности с участием студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;
-
Обучение студентов проектным навыкам и компетенциям на реальном опыте;
-
Обучение студентов управлению проектами;
-
Приобретение студентами практического опыта работы в реальных проектах и гибкая адаптация на рынке труда;
-
Выстраивание институциональных партнерств с представителями реального сектора на основе реализации проектов.
-
Приобретение студентами опыта и навыков предпринимательской деятельности.
Учебные задачи
-
Подготовка учебных кейсов на материалах реальных данных по проектам
-
Подготовка курсовых, дипломных работ, кандидатских диссертаций
-
Организация мастер-классов внешних экспертов
-
Функционирование в качестве площадки для прохождения дипломной и производственной практики студентов бакалавриата и магистратуры
-
Организация совместных стажировок (ПУЛ + внешняя организация)
Где могут создаваться
Проектно-учебные лаборатории могут создаваться в научных институтах, на факультетах и отделениях ВШЭ, в филиалах, в институтах дополнительного профессионального образования.
Участие студентов в работе лаборатории
К работе лаборатории привлекаются студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры ГУ-ВШЭ. В отдельных случаях могут привлекаться студенты и аспиранты других вузов, если их участие способствует реализации учебных задач проектов.
Студенты до формального принятия в лабораторию могут проходить испытательный срок, в течение которого они могут получать оплату по договорам подряда.
Требования к проектно-учебной лаборатории
Деятельность
-
Открытость: актуализированные связи с реальным сектором, с аналогичными организациями и пр.;
-
Наличие постоянно регулярного проектно-учебного семинара лаборатории (с возможностью участия со стороны любых заинтересованных студентов) (с зачетом кредитов)
-
Информационная прозрачность:
-
Все реализующиеся проекты имеют ясных заказчиков, и результаты будут приниматься и употребляться;
-
Наличие четких критериев и механизмов попадания в лабораторию;
-
Доступность информации о результатах деятельности (публикации, выступления на конференциях и семинарах – например, через сайт) для широкой публики;
-
наличие внешнего софинансирования за реализацию проектов и бизнес-плана, показывающего перспективу и устойчивость такого финансирования.
-
Постоянное обновление состава участников (что не означает, что должна быть высокая текучесть, но означает, что кадровый набор не должен закончиться стадией первичного набора в лабораторию);
-
Вовлечение в работу лаборатории внешних экспертов в качестве руководителей проектов, участников мастер-классов и пр.;
-
Ориентация на результативность (лаборатории должны демонстрировать результаты, достигнутые студентами и аспирантами, а не только обеспечивать процесс вовлеченности их в текущую деятельность институтов и исследовательских центров).
Финансирование
-
Финансирование лаборатории может осуществляться из средств центрального бюджета ВШЭ, средств научных институтов и центров ВШЭ, факультетов и отделений, бюджетов филиалов, средств грантов и внешних заказов.
-
Финансирование лабораторий, реализующих проекты коммерческого характера, осуществляется на принципах полного или частичного самофинансирования.
-
Значительная часть финансирования лабораторий должна направляться на финансирование инфраструктуры и оплату работы студентов, аспирантов и молодых преподавателей.
-
Решение о выделении начального финансирования принимается на основе детального бизнес-плана, фиксирующего, помимо прочего, основные принципы финансирования (подразумевается ли выход на полную или частичную окупаемость деятельности и соответствующие сроки).
Сайт
Постоянно обновляемый сайт (или страница, на котором размещаются, как минимум: а) новости и анонсы; в) информация о результатах деятельности лаборатории и текущих проектах; с) описание механизмов вовлечения в текущие и будущие проекты.
Отчетность
Результативность деятельности ПУЛа оценивается на основании:
-
Результатов реализации проектов (в том числе, с внешними партнерами), в т.ч. финансовых результатов;
-
Материалов сайта;
-
Оценка проектов заказчиками;
-
Статей в прикладных и академических журналах;
-
Выступлений на конференциях и научных семинарах;
-
Работы регулярного проектного семинара;
Особое внимание уделяется наличию результатов у студентов и аспирантов, входящих в состав ПУЛа.